Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 82 г.Владивостока»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР И.о. директора МБОУ СОШ № 82
физической культуры и ОБЖ
протокол № 5 от
Приказ № ____ от
«02» июня 2021 г. «___»___________2021 г. «_____»____________ 2021 г.
Рабочая программа по ОБЖ
(базовый уровень)
8-9 классы
Срок реализации данной программы: 2021-2023 учебный год
Рабочая программа по ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе рабочей программы Виноградовой Н.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9 классы, 2021
Программу составил: Думлер Валерий Владимирович
Владивосток
2021
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ
в 8-9 классах
Личностные результаты:
◼ Освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными, опасными и чрезвычайными ситуациями;
◼ сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
◼◼эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
◼ формирование способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
◼ устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия):
Познавательные
Обучающиеся научатся:
◼ использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации и обобщения получаемой информации;
◼ сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из различных источников и в разных видах (текст, иллюстрация, графическое представление);
◼ сравнивать чрезвычайные ситуации и классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
◼ осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
◼ планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях;
◼ контролировать своё поведение, проявлять желание и способности предвидеть последствия своих действий и поступков;
◼◼ оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
◼ участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
◼ формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
◼ составлять обоснованные суждения о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
◼ характеризовать термины и понятия (в рамках изученных), пользоваться энциклопедиями и словарями для уточнения их значения и смысла;
◼ характеризовать термины и причины происходящих негативных явлений и событий, делать выводы о возможных способах их предупреждения.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
◼ объяснять смысл основных терминов и понятий (в рамках изученного материала);
◼ характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий (в рамках изученного материала);
◼ раскрывать особенности семьи как важного социального института; характеризовать факторы, влияющие на взаимоотношения в семье;
◼ выявлять положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
◼ раскрывать правила и особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
◼ классифицировать и характеризовать основные виды чрезвычайных ситуаций, отличать особенности каждого вида;
◼ анализировать и оценивать различные ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни отдельного человека и населения в масштабах региона;
◼ различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, техногенные, социальные); приводить информацию о таких ситуациях;
◼ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в различных ситуациях;
◼ проявлять стремление противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, сверстников и взрослых;
◼ организовывать режим и распорядок своей жизнедеятельности, включая в неё двигательную активность, закаливание и другие мероприятия;
◼ проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами;
◼ правильно ориентироваться в дорожной обстановке, строго соблюдать Правила дорожного движения;
◼ оказывать первую помощь при различных травмах.
Содержание учебного курса ОБЖ для 8-9 классов
Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать
Немного истории. Забота о здоровье человека в древности и в наши дни.
Окружающая среда и безопасность. Что такое опасность, виды опасностей.
Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками, его цели и задачи.
Здоровый образ жизни. Что это?
Зависит ли здоровье от образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье, условия его укрепления и сохранения. Психическое здоровье
человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка,правильная осанка, приятное выражение лица, активность.
Физическое здоровье человека. Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье. Закаливание как один из способов тренировки организма. Правила гигиены. Правильное питание. Что такое правильное питание. Зависит ли здоровье от питания. Жиры, белки и углеводы. Экология питания. Продукты питания как экологический фактор. О чём может рассказать этикетка продукта. Как защититься от гриппа. Диета.
Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Планирование своей жизнедеятельности. Воздействие шума на организм человека. Правила общения с компьютером. Информационная безопасность. Социальное здоровье человека. Понятие о социальном здоровье. Источники опасности для социального здоровья. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное и добросовестное исполнение как критерий социального здоровья.
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Что такое репродуктивное здоровье. Правила ухода за своим телом. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни
Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и уксусной кислотой. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.
Разумная предосторожность. Выбор безопасного места для отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Безопасное поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства, которые можно использовать для самообороны.
Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений. Первая помощь при переломах.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе
Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Съедобные и несъедобные грибы. Правила приготовления грибов. Первая по-
мощь при отравлении грибами. Встреча в лесу с дикими животными. Если в лесу застала гроза.
Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде. Правила поведения на водоёмах. Как помочь тонущему человеку. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь при обморожении.
Современный транспорт и безопасность
Транспорт в современном мире. Роль транспорта в мире. Виды транспорта. Экологически безопасный автомобильный транспорт. Альтернативный транспорт.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение Правил дорожного движения как главная причина дорожных
происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Первая помощь при кровотечении.
Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда.
Авиакатастрофы. Поведение в салоне авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила безопасного поведения.
Железнодорожные катастрофы. Правила поведения при железнодорожной катастрофе. Опасные игры на железнодорожном транспорте и отношение к ним.
Террористические акты на транспорте. Понятие о террористическом акте. Уголовная ответственность за террористическую деятельность.
Безопасный туризм
Обеспечение безопасности в туристских походах. Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение туристской группы. Виды опасностей в походе. Движение по маршруту, график движения. Правила безопасного преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через
водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, отставшего от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе.
Снаряжение для водного туризма. Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.
Когда человек сам себе враг
Курение убивает! Причины приобщения подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка. Состояние здоровья подростка-курильщика.
Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Первая помощь при алкогольном отравлении.
Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм человека. Распад личности человека под влиянием наркотиков.
Токсикомания — страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных веществ на организм человека. Признаки токсикомании.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций, их характеристика и особенности.
Система оповещения в чрезвычайных ситуациях, общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Характеристика наиболее распространённых и опасных чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясения, наводнения, природные пожары, извержения вулканов, цунами, сели, оползни и др. Предвестники природных чрезвычайных ситуаций. Безопасное поведение во время природных чрезвычайных
ситуаций.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины и виды таких ситуаций. Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Как снизить угрозу теракта. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в жилых домах.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.Государственные
мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Личная безопасность при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме.
Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Практические работы (примерные темы работ)
◼ Подготовка программы закаливания для человека, часто болеющего простудными заболеваниями.
◼ Анализ пищевой пирамиды.
◼ Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов.
◼ Анализ информации на этикетке какого-либо продукта.
◼ Определение своего роста и веса, анализ соотношения роста и веса.
◼ Источники шума в современной городской квартире.
◼ Правила пользования газовыми и электрическими приборами.
◼ Устройство пожарного шкафа и применение пожарного крана.
◼ Устройство и порядок применения воздушно-пенного и углекислотного огнетушителей.
◼ Психологическая подготовка к встрече с преступником.
◼ Использование подручных предметов в качестве средств самообороны.
◼ Как вести себя, если злоумышленник пытается проникнуть в квартиру.
◼ Первая помощь при переломах.
◼ Практическая отработка приёмов проведения сердечно-лёгочной реанимации.
◼ Аварийная посадка самолёта.
◼ Распределение снаряжения между участниками туристского похода.
◼ График движения по туристскому маршруту.
◼ Организация поиска потерявшегося туриста и его действия в такой ситуации.
◼ Вязание узлов и их применение.
◼ Навыки работы с документами: Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
◼ Виды и особенности чрезвычайных ситуаций.
◼ Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
◼ Навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
◼ Навыки работы с документами: Федеральный закон «О противодействии терроризму».
Проектная деятельность (примерные темы работ)
◼ Программа закаливания для подростка с учётом его индивидуальных особенностей и условий проживания.
◼ Одиночество — путь к социальному нездоровью.
◼ Общение — важная человеческая потребность.
◼ Как обеспечить высокй уровень социального здоровья общества?
◼ Опасные игры.
◼ Отдых на природе: опасности, которые могут подстерегать.
◼ История великих кораблекрушений.
◼ Правила безопасного поведения при чрезвычайной ситуации на корабле.
◼ Как укрыться от непогоды.
◼ Отношение к пьянству в России в разные времена.
◼ Мифы о пьянстве на Руси.
◼ Отражение темы пьянства в карикатуре.
◼ Наркотикам — нет!
◼ Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций?
◼ Техногенная катастрофа.
◼ История ВЧК — ФСБ.
◼ Военная служба — особый вид федеральной государственной службы.