МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЕНСКОХУТОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принято решением педагогического совета от 23.08.2021г.,протокол №8 ______________________ | | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от 31.08.2021г. № 41 ____________________________ ____________________________ | | | | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от 31.08.2021г. № 41 ____________________________ ____________________________ | | Принято решением педагогического совета от 23.08.2021г.,протокол №8 ______________________ | | Утверждено приказом по МБОУ Каменскохуторской СОШ от 31.08.2021г. № 41 ____________________________ ____________________________ | |
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Кириченко Ирина Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 г. №1089, источник: Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007);
- примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2007);
- авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, «Просвещение», 2009г.
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2015-2020 г.г., соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ Каменскохуторской СОШ на 2021-2022 учебный год.
Цели обучения:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи обучения:
формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Место курса в учебном плане
В учебном плане учреждения на изучение ОБЖ в 8 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием занятий (на 01.09.2021г) изучить содержание программы планируется за______ часов: __ урока совпадает с праздничными датами (8.03;3.05;10.05 2022 г.).
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса по основам безопасности жизнедеятельности
Обучающиеся должны знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Обучающиеся должны уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами.
Содержание программы учебного курса
Раздел I. Основы комплексной безопасности(16 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема 3. Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. (5 час.)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения. (4 час.)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III. Основы здорового образа жизни (8 часов).
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов).
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. (4 часа).
Тема 8. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа).
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Тематический план
п/п | Содержание раздела, темы | Кол-во часов |
Р-I | Основы комплексной безопасности | 16 |
Тема 1 | Пожарная безопасность | 3 |
Тема 2 | Безопасность на дорогах | 3 |
Тема 3 | Безопасность на водоемах | 3 |
Тема 4 | Экология и безопасность | 2 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 5 |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
Тема 5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 |
Тема 6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
Р-III | Основы здорового образа жизни | 8 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его составляющие | 8 |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
Итого: | | 35 |
Тематическое планирование уроков ОБЖ в 8 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
По плану | Факти-чески |
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (16 ч.) |
Пожарная безопасность (3 ч.) |
1 | 7.09 | | Пожар в жилых и общественных зданиях | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, оказание помощи младшим, престарелым. Вводный контроль. |
2 | 14.09 | | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения Вводный контроль |
3 | 21.09 | | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах |
Безопасность на дорогах (3 ч.) |
4 | 28.09 | | Причины дорожно-транспортных проишествиях и травматизм людей | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда. |
5 | 5.10 | | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров |
6 | 12.10 | | Велосипедист-водитель транспортного средства |
Безопасность на водоемах (3 ч.) |
7 | 19.10 | | Безопасность поведения на водоемах в различных условиях | Характеризуют состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Объясняют правила безопасного поведения на водоемах. Отрабатывают правила помощи терпящих бедствие на воде. |
8 | 26.10 | | Безопасный отдых на водоемах |
9 | 9.11 | | Оказания помощи терпящим бедствия на воде |
Экология и безопасность (2 ч.) |
10 | 16.11 | | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | Анализируют состояние окружающей среды |
11 | 23.11 | | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки | Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (5 ч.) |
12 | 30.11 | | Классификация ЧС техногенного характера | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных |
13 | 7.12 | | Аварии на радиационно - опасных объектах и их возможные последствия | ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. |
14 | 14.12 | | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Анализируют расположение |
15 | 21.12 | | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия | потенциально опасных объектов в районе проживания |
16 | 11.01 | | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия Промежуточный контроль | Промежуточный контроль |
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ РФ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (7 ч.) |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения (4 ч.) |
17 | 18.01 | | Обеспечение радиационной безопасности населения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в РФ, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектов и гидротехнических сооружениях. Отрабатывают правила безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
18 | 25.01 | | Обеспечение химической защиты населения |
19 | 1.02 | | Защита населения на взрывопожароопасных объектах |
20 | 8.02 | | Защита населения на гидротехнических сооружениях |
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.) |
Основы здорового образа жизни 8 ч. |
21 | 15.02 | | Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера | Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, по инженерной защите населения. |
22 | 22.02 | | Эвакуация населения |
23 | 1.03 | | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера |
24 | 15.03 | | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | Знать: определение понятия здоровье, его виды и составляющие |
25 | 22.03 | | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | Знать: определение понятие индивидуальное здоровье и его значение |
26 | 5.04 | | Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества | Знать: определение понятие репродуктивное здоровье и его значение |
27 | 12.04 | | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Знать: систему мероприятий направленных на сохранение и укрепления здоровья |
28 | 19.04 | | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | Знать: систему мероприятий направленных на сохранение и укрепления здоровья |
29 | 26.04 | | Вредные привычки и их влияние на здоровье | Знать: влияние курения, алкоголя, наркотиков на физическое и духовное здоровье человека |
30 | 17.05 | | Профилактика вредных привычек | Знать: причины и последствия употребления алкоголя, наркотиков, курения |
31 | | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Знать: совокупность мер направленных на здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4 ч. |
32 | 24.05 | | Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | Знать: правила оказания ПМП в различных ситуациях. Уметь: оказывать ПМП при отравлении химическими веществами |
33 | | Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении | Уметь: оказывать ПМП при травмах. ПМП при утоплении |
34 | 31.05 | | Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ за 8 класс | Итоговая контрольная работа |
35 | | Анализ итоговой контрольной работы | |
Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Для отражения количественных показателей используется следующая система символических обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),
К - полный комплект (на каждого ученика),
Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),
N | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Основная школа | | | |
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | | | |
1.1. | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. «Основы безопасности жизнедеятельности» - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2007 | Д | | | |
1.2. | Программа по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. Авторы программы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. /Москва «Просвещение», 2009 | Д | | | |
1.3. | Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. | К | | | |
1.4. | Методические материалы и документы по курсу ОБЖ А.Т. Смирнов М.: Просвещение 2011 г. | Д | | | |
1.5. | Тесты С. С. Соловьев Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы Дрофа, 2008 | Ф | | | |
1.6. | Закон Российской Федерации "О пожарной безопасности" | К | | | |
1.7. | Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" | К | | | |
2. | Экранно-звуковые пособия, электронные (цифровые) образовательные ресурсы | | | |
2.1. | Адрес страницы используемого учебника на официальном сайте издательства «Просвещение» : http://www.prosv.ru/umk/5-9/info.aspx?ob_no=37130 | Д | | |
2.2. | Презентации в соответствии с темами уроков | Д | | |
3. | Технические средства обучения | | | |
3.1 | Мультимедиа проектор | Д | | |
3.2 | Стол для проектора | Д | | |
3.3 | Экран навесной | Д | | |
4 УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | |
4.1 | Бытовой дозиметр | Д |
4.2 | Компас | Д |
4.3 | Бинт марлевый 10 х 15 | Д/Ф |
4.4 | Вата гигроскопическая нестерильная (пачка по 50 г.) | Д/Ф |
4.5 | Вата компрессная (пачка по 50 г.) | Д/Ф |
4.6 | Жгут кровоостанавливающий резиновый | Д/Ф |
4.7 | Индивидуальный перевязочный пакет | Д/Ф |
4.8 | Косынка перевязочная | Д/Ф |
4.9 | Клеенка компрессорная | Д/Ф |
4.10 | Клеенка подкладочная | Д/Ф |
4.11 | Ножницы для перевязочного материала (прямые) | Д/Ф |
4.12 | Повязка малая стерильная | Д/Ф |
4.13 | Повязка большая стерильная | Д/Ф |
4.14 | Шприц-тюбик одноразового пользования | Д/Ф |
4.15 | Шинный материал (плотные куски картона, рейки т.п.) длиной от 0,7 до 1,.5 м | Д/Ф |
4.16 | Противогаз | Д/Ф |
4.17 | Респиратор | Д/Ф |
4.18 | Носилки санитарные | Д |
4.19 | Противопыльные тканевые маски | Д |
4.20 | Ватно-марлевая повязка | Д |
17