Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
________________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/_____________/ «___» _августа__2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/____________________/ Приказ от «___» ________2018 г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс (обучение на дому)
Цурановой Юлии Сергеевны
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей физической культуры
и безопасности жизнедеятельности
Протокол № _1_ «__» _________2018 г.
Руководитель ШМО _________/__________/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № __1_ «__» _________2018 г.
Председатель МС _________/_______________/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № __1_ «__»___________2018 г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на учащихся 9 класса общеобразовательного учреждения и регламентируется:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Устава МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
- примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельностидля 9 классов ориентирована на использование учебной литературы:
- Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 9 классах на уровне основного общего образования за счет часов обязательной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса (обучение на дому) рассчитана на 7 часов в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год и 26 часов на самостоятельное изучение.
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности
9 класс
Обеспечение безопасности на государственном уровне
Ученик научится:
- характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества;
- устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности, и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
- характеризовать РСЧС (Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
- характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;
- характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
- характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
- подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
- обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации».
Безопасность в чрезвычайных ситуациях социального характера
Ученик научится:
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера с учётом особенностей обстановки в регионе;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций военного времени;
- негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
- характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
- анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
- воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
- обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
- характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций военного времени;
- формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
- формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
- формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
- использовать знания о социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.
Оценка планируемых результатов
Для оценки уровня и качества достигнутых учащимися результатов по основам безопасности жизнедеятельности используются:
текущий контроль проводится систематически на каждом уроке, он предназначен для активизации познавательной деятельности учащихся и должен выполнять в основном обучающую, корректирующую и стимулирующую функции.
тематический контрольосуществляется периодически по завершении изучения очередной темы рабочей программы и имеет целью систематизировать и обобщить полученную информацию по блоку учебных вопросов, изучаемых по данной теме.
Формы контроля:
- контрольная работа;
- зачет по опросному листу;
- устный опрос;
- защита проекта.
Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, выполняемых учащимися
Критерии оценки устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точные определения и истолкования основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определении понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно)
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки
Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие
Испытывает затруднения в применении знаний на практике
Отвечает неполно или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно , допуская одну – две грубые ошибки на вопросы учителя
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала
Не делает выводов и обобщений
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их на практике
допускает при ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Полностью не усвоил материал.
Оценка письменных работ, тестов обучающихся
Оценка «5» , если:
Работа выполнена полностью
В логических рассуждениях и обосновании нет пробелов и ошибок
Возможен один недочет, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала
Оценка «4» ставится, если:
Работа выполнена полностью, но допущены одна ошибка или имеются два-три недочета
Правильно выполнено не менее 75% всей работы
Оценка «3» ставится, если:
Допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме
Правильно выполнено не менее 60% всей работы
Оценка «2» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере
Правильно выполнено менее 60% всей работы
Оценка «1» ставится, если:
Работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме
Работа выполнялась не самостоятельно
II. Содержание учебного предмета 9 класс (обучение на дому)
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) | Практические работы (практические, лабораторные) |
1. | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 2 | - | - |
2. | Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 2 | - | - |
3. | Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 1 | - | - |
5. | Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 1 | - | - |
6. | Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 2 | - | 1 |
7. | Промежуточная аттестация | 1 | | |
Итого | 9 | 0 | 1 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 2 часа
Основная цель - обеспечить формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни в различных опасных ситуациях.
Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. Национальные интересы Росси.
Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности
Организация обороны Российской Федерации. Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан. (самостоятельное изучение).
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций 2 часа
Основная цель - обеспечить формирование у обучаемых безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях.
МЧС России – федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны (ГО) и чрезвычайных ситуаций(самостоятельное изучение).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Законодательные, нормативные и правовые основы обеспечения безопасности.Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения (самостоятельное изучение).
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения Гражданской обороны.Чрезвычайные ситуации мирного времени. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций(самостоятельное изучение).
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ 1 час
Основная цель - обеспечить формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершениятеррористического акта
Терроризм и безопасность человека.(самостоятельное изучение).
Международный терроризм и безопасностьРоссии
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи 3 часа
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 1 час
Основная цель - обеспечить формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Понятие о здоровье.Вредные привычки. Занятия физической культурой.
Табакокурение и его вред. Алкоголь и его вред. Наркотики и их вред. Рациональное питание. Основы подбора продуктов питания.(самостоятельное изучение).
Советы, как выбрать безопасные продукты. Гигиена одежды. Туризм как вид активного отдыха. (самостоятельное изучение).
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 2 часа
Основная цель - обеспечить формированиеу учащихся умений оказывать самопомощь и первуюпомощь пострадавшим при различных травмах
Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях.
Правила оказания первой помощи. Практическое занятие
Промежуточная аттестация 1 час
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе (обучение на дому)
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 9 часов.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель не менее 33.
№ п/п | Тема урока (занятия) | Дата проведения урока (занятия) |
План | Факт |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 2 часа |
Национальная безопасность России в современном мире (1 ч.) |
1. | Россия в мировом сообществе и национальная безопасность. Национальные интересы Росси. | | |
2 | Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности. | | |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 2 часа |
3. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. | | |
4. | Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ1 час |
Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации (1 ч.) |
5. | Международный терроризм и безопасность России. | | |
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи2 часа |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 1 час |
6. | Понятие о здоровье. Вредные привычки. Занятия физической культурой. | | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 1 час |
7. | Рекомендации специалистов МЧС по действиям в чрезвычайных ситуациях. | | |
8. | Правила оказания первой помощи. Практическое занятие | | |
9. | Промежуточная аттестация. Собеседование.1 час | | |