ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 общеобразовательного класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2.Примерная программа начального общего образования по русскому языку Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.
3.Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1-4 классы», М.: Просвещение, 2011
4.Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей как компонента основной общеобразовательной программы (ФГОС) МБОУ «СОШ №1».
5.Утверждённого перечня учебников в МБОУ «СОШ №1» на 2019-2020 учебный год, приказ № 174/1-0 от 28.08.2019
Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.
На изучение окружающего мира в 1 классе отводится 66 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год. Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия – общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
-осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Логика изложения и содержание рабочей программы по окружающему миру для 1 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В рабочую программу не внесено изменений.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Актуальность предмета состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе, обществе. Изучение предмета даёт широкие возможности для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Существенная особенность изучения предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Основная учебная литература:
Плешаков А.А. «Окружающий мир», учебник для 1 класса, в 2 частях, 2-е изд., М.: Просвещение, 2014
Дополнительная учебная литература:
Плешаков А.А.«Окружающий мир» Тесты. Москва, «Просвещение», 2017
Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (диск)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
Формирование основ чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказыватьсвою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные:
Уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны.
Осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1 класса
В результате изучения окружающего мира первоклассник научится:
-распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
-распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
-характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
-характеризовать признаки времён года;
-объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.):
-понимать правила поведения в природе;
-называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
-называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
-называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
-рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
-объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
-объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
-осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Наименование раздела | Всего часов на этот раздел | Теоретические занятия | Проверочные работы | Проект |
Тема 1. Введение | 1 | 1 | | |
Тема 2. Что и кто? | 20 | 18 | 1 | 1 |
Тема 3. Как, откуда и куда? | 12 | 10 | 1 | 1 |
Тема 4. «Где и когда?» | 11 | 9 | 1 | 1 |
Тема 5. Почему и зачем? | 22 | 20 | 1 | 1 |
Итого | 66 | 58 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Ведущие формы, методы, методики, технологии для организации учебного процесса
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, работа в парах. Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (уроки-игры, защита проектов), обобщающих уроков.
При организации учебного процесса используются:
-информационно - коммуникационные технологии;
-организации учебного сотрудничества;
-проектно-исследовательская деятельность;
-здоровьесберегающие;
-игровые;
-системно-деятельностного подхода;
-проблемного обучения
Методы:
-словесные, наглядные, практические;
-репродуктивные, проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством;
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы контроля и самоконтроля;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы:
-рассказ, объяснение, демонстрация, работа с учебником, компьютером
Система контроля и оценочно-диагностического инструментария планируемых образовательных результатов
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, самостоятельных работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала; тестов.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», 1КЛАСС, 2 Ч/НЕДЕЛЮ
Номер урока | Срок проведения | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, контрольные работы и др.) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы |
1. Введение. – 1ч. |
1 | 1 неделя | Задавайте вопросы! | | Устный, наглядный | Учебник |
2. Что и кто? – 20 ч. |
2 | | Что такое Родина? | | Словесный, наглядный | Учебник ЭОР к учебнику, |
3 | 2 неделя | Что мы знаем о народах России? | Печатно-словесный |
4 | | Что мы знаем о Москве? | Словесный, наглядный |
5 | 3 неделя | Проект «Моя малая Родина» | Проект | Проверочный |
6 | | Что у нас над головой? | | Печатно-словесный |
7 | 4 неделя | Что у нас под ногами? | Печатно-словесный |
8 | | Что общего у разных растений? | Словесный, наглядный |
9 | 5 неделя | Что растет на подоконнике? | Печатно-словесный |
10 | | Что растет на клумбе? | Словесный, наглядный |
11 | 6 неделя | Что это за листья? | Печатно-словесный |
12 | | Что такое хвоинки? | Печатно-словесный |
13 | 7 неделя | Кто такие насекомые? | Словесный, наглядный |
14 | | Кто такие рыбы? | Печатно-словесный |
15 | 8 неделя | Кто такие птицы? | Печатно-словесный |
16 | | Кто такие звери? | Словесный, наглядный |
17 | 9 неделя | Что окружает нас дома? | Печатно-словесный |
18 | | Что умеет компьютер? | Печатно-словесный |
19 | 10 неделя | Что вокруг нас может быть опасным? | Печатно-словесный |
20 | | На что похожа наша планета? | Устный, наглядный |
21 | 11 неделя | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | проверочная работа | Проверочный |
3. Как, откуда и куда? – 12 ч. |
22 | | Как живет семья? Проект «Моя семья» | Проект | Устный, наглядный | Учебни «ЭОР к учебнику |
23 | 12 неделя | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Печатно-словесный |
24 | | Откуда в наш дом приходит электричество? | Печатно-словесный |
25 | 13 неделя | Как путешествует письмо? | Словесный, наглядный |
26 | | Куда текут реки? | Печатно-словесный |
27 | 14 неделя | Откуда берутся снег и лед? | Печатно-словесный |
28 | | Как живут растения? | Устный, наглядный |
29 | 15 неделя | Как живут животные? | Устный, наглядный |
30 | | Как зимой помочь птицам? | Устный, наглядный |
31 | 16 неделя | Откуда берется и куда девается мусор? | Устный, наглядный |
32 | | Откуда в снежках грязь? | Печатно-словесный |
33 | 17 неделя | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | проверочная работа | Проверочный |
4.«Где и когда?» - 11 ч. |
34 | | Когда учиться интересно? | Проект проверочная работа | Печатно-словесный | Учебник ЭОР к учебнику |
35 | 18 неделя | Проект «Мой класс и моя школа» | Устный, наглядный |
36 | | Когда придет суббота? | Печатно-словесный |
37 | 19 неделя | Когда наступит лето? | Печатно-словесный |
38 | | Где живут белые медведи? | Устный, наглядный |
39 | 20 неделя | Где живут слоны? | Печатно-словесный |
40 | | Где зимуют птицы? | Печатно-словесный |
41 | 21 неделя | Когда появилась одежда? | Устный, наглядный |
42 | | Когда изобрели велосипед? | Печатно-словесный |
43 | 22 неделя | Когда мы станем взрослыми? | Печатно-словесный |
44 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Проверочный |
5. Почему и зачем? – 22 ч. |
45 | 23 неделя | Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? | | Устный, наглядный | Учебник ЭОР к учебнику |
46 | | Почему Луна бывает разной? | Печатно-словесный |
47 | 24 неделя | Почему идет дождь и дует ветер? | Печатно-словесный |
48 | | Почему звенит звонок? | Устный, наглядный |
49 | 25 неделя | Почему радуга разноцветная? | Печатно-словесный |
50 | | Почему мы любим кошек и собак? | Печатно-словесный |
51 | 26 неделя | Проект «Мои домашние питомцы» | Проект | Устный, наглядный |
52 | | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | | Печатно-словесный |
53 | 27 неделя | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Печатно-словесный |
54 | | Зачем мы спим ночью? | Печатно-словесный |
55 | 28 неделя | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Печатно-словесный |
56 | | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Устный, наглядный |
57 | 29 неделя | Зачем нам телефон и телевизор? | Печатно-словесный |
58 | | Зачем нужны автомобили? | Печатно-словесный |
59 | 30 неделя | Зачем нужны поезда? | Печатно-словесный |
60 | | Зачем строят корабли? | Печатно-словесный |
61 | 31 неделя | Зачем строят самолеты? | Печатно-словесный |
62 | | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Словесный, наглядный |
63 | 32 неделя | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Словесный, наглядный |
64 | | Зачем люди осваивают космос? | проверочная работа | Словесный, наглядный |
65 | 33 неделя | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Словесный, наглядный |
66 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | Проверочный |
| | Всего уроков: | 66 |
| | из них: | |
| | -проверочных работ | 4 |
| | -проектов | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программного содержания учителем используется:
Детская энциклопедия «Я познаю мир» – М.: АСТ: Астрель, 2002
Плешаков А.А.«Окружающий мир» Тесты. Москва, «Просвещение», 2017
ФГОС Методические рекомендации по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А. Плешакова, 1 класс, Москва “Просвещение”, 2012
Л.Л.Тимофеева, И.В.Бутримова «Окружающий мир». Методическое пособие с поурочными разработками, Москва, «Просвещение», 2017
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, в 2 частях, 2-е изд., М.: Просвещение, 2017
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Демонстрационные пособия и материалы для изучения разделов (глобус, энциклопедии)
Компьютерный стол
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер
Стол учительский с тумбой
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Фотоаппарат
Шкафы для хранения учебной литературы, книг, пособий.
Экспозиционный экран
ЭОР (электронные образовательные ресурсы – диски)
Лист внесения изменений
в календарно - тематический план
по________________________________________________
(указать учебный предмет)
в_____________классе
учитель___________________________________________________________
Дата внесения изменения | Обоснование внесения изменения | Документы, подтверждающие внесение изменения | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
| | | |
| | | |
11