Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
Примерной программы по окружающему миру с учетом авторской программы «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) автор Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2018.
Приказом Министерства просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Учебным планом МАОУ «ФМШ №56»
Положением о рабочей программе МАОУ «Физико-математическая школа №56».
Адресность
Программа составлена для учащихся 2 класса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Цели и задачи курса
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Цель изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Учебный план школы отводит на изучение окружающего мира во 2 классе 2 часа в неделю. Всего за учебный год - 68 часов (34 недели).
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:
· традиционный урок;
· урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.);
· защита проектов
Виды и формы контроля
· текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проект);
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
— представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
— представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
— овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
— понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
— познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
— представление о личной ответственности за свои по ступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
— эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт Петербурга, других городов России и разных стран;
— этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
— способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
— установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
— бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
— сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
— планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
— фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
— соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
— контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
— находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
— использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы аппликации, схемы рисунки;
— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
— анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
— сравнивать объекты по заданным критериям (по эта лону, на ощупь, по внешнему виду);
— осуществлять синтез объектов при работе со схемами аппликациями;
— устанавливать причинно следственные связи между явлениями;
— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
— моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
— включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
— формулировать ответы на вопросы;
— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
— договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
— высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
— поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
— признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
— употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
— понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
— готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
— составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
— находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
— называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
— различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
— приводить примеры народов России;
— сравнивать город и село, городской и сельский дома;
— различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
— оценивать отношение людей к окружающему миру;
— различать объекты и явления неживой и живой природы;
— находить связи в природе, между природой и чело веком;
— проводить наблюдения и ставить опыты;
— измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
— определять объекты природы с помощью атласа определителя;
— сравнивать объекты природы, делить их на группы;
— ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
— находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
— соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
— различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
— прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
— узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
— различать виды транспорта;
— приводить примеры учреждений культуры и образования;
— определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
— различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
— правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
— различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
— соблюдать основные правила противопожарной без опасности;
— правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
— оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
— приводить примеры семейных традиций;
— соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
— различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
— ориентироваться на местности разными способами;
— различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
— различать водоёмы, узнавать их по описанию;
— читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
— находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
— различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Где мы живем (4 ч)
Родная страна. Флаг, герб, гимн России. Семья народов России. Что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Город и село. Наш дом. Природа и рукотворный мир. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к миру. Проект. «Родной город (село)». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Заглянем в кладовые Земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
В гости к осени. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (по усмотрению учителя). Будь природе другом! Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. Экскурсия. В гости к осени. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Приемы ухода за комнатными растениями.
Проект. «Красная книга, или возьмем под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики; их взаимосвязь. Деньги. Из чего что сделано. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например, от глиняного карьера до керамических изделий,
от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (по усмотрению учителя). Как построить дом. Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Все профессии важны. Профессии людей, занятых
на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
В гости к зиме. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсия. В гости к зиме. Зимние изменения в природе.
Проект. «Профессии».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (по усмотрению учителя).
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в том числе для пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Домашние опасности. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.).
Пожар! Противопожарная безопасность.
На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
Жалящие насекомые. Опасные незнакомцы. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практические работы. Составление своего режима дня. Отработка действий при сигнале «Внимание всем!» Отработка правил перехода улицы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. В школе. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Ты и твои друзья. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Мы – зрители и пассажиры. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Проект. «Родословная».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Водные богатства. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. В гости к весне. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Россия на карте. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Путешествие по Москве. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по усмотрению учителя). Путешествие по планете. Карта мира. Путешествие по материкам. Материки и океаны. Страны мира. Впереди лето. Экскурсия. В гости к весне. Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Проекты. «Города России», «Страны мира».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Часы |
Раздел «Где мы живём» (4 ч) |
1 | Родная страна | 1 |
2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 |
Раздел «Природа» (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа | 1 |
6 | Явления природы | 1 |
7 | Что такое погода | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 |
9 | В гости к осени (урок) | 1 |
10 | Звёздное небо | 1 |
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 |
12-13 | Про воздух и про воду | 2 |
14 | Какие бывают растения | 1 |
15 | Какие бывают животные | 1 |
16 | Невидимые нити | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
18 | Дикие и домашние животные | 1 |
19 | Комнатные растения | 1 |
20 | Животные живого уголка | 1 |
21 | Про кошек и собак | 1 |
22 | Красная книга | 1 |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 |
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
25 | Что такое экономика | 1 |
26 | Из чего что сделано | 1 |
27 | Как построить дом | 1 |
28 | Какой бывает транспорт | 1 |
29 | Культура и образование | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 |
34 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмём под защиту», «Профессии» | 1 |
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) |
35 | Строение тела человека | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
38 | Домашние опасности | 1 |
39 | Пожар! | 1 |
40 | На воде и в лесу | 1 |
41 | Опасные незнакомцы | 1 |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 |
43 | Строение тела человека | 1 |
Раздел «Общение» (7 ч) |
44 | Наша дружная семья | 1 |
45 | Проект «Родословная» | 1 |
46 | В школе | 1 |
47 | Правила вежливости | 1 |
48 | Ты и твои друзья | 1 |
49 | Мы — зрители и пассажиры | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 |
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг | 1 |
52-53 | Ориентирование на местности | 2 |
54 | Формы земной поверхности | 1 |
55 | Водные богатства | 1 |
56 | В гости к весне (экскурсия) | 1 |
57 | В гости к весне (урок) | 1 |
58 | Россия на карте | 1 |
59 | Проект «Города России» | 1 |
60 | Путешествие по Москве | 1 |
61 | Московский Кремль | 1 |
62 | Город на Неве | 1 |
63 | Путешествие по планете | 1 |
64 | Путешествие по материкам | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 |
66 | Впереди лето | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 |