СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру за 2 класс Образовательная система "Планета знаний"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 2 класс ОС "Планета знаний"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №68»




СОГЛАСОВАНО


Дата_______________________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

__________/Меньщикова Е.Н.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________М.А.Голубева

Приказ №01-05/230 от 01.09.2016






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(предмет, курс)


во 2 «В» классе

(в классе, классах)


Лебедева Анастасия Дмитриевна

(ФИО педагога)



на 2016-2017 учебный год














город Ярославль



Календарно-тематическое (поурочное) планирование

урока

Дата

проведения

Тема урока

Предметные результаты

по разделам

План

Факт

Как люди познают мир (15 ч)

1



О науке. Наука как способ познания мира.

Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук.

Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул.

Объяснять назначение приборов и инструментов.

Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений.

Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение.

Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства.

Определять время по часам.

Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения.

Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников.

Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему.

Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях.

Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради).

Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта.

Пользоваться схемами и рисунками для получения информации.

Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника.

Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования.

Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.

Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору)

2



Области науки. Ученые-люди науки. Наблюдения тел живой и неживой природы.

3



Ученые России. Человек-изобретатель.

4



Методы научного познания мира. Наблюдение. Практическая работа №1: «Условия жизни растений и животных».

5



Методы научного познания мира. Опыт.

6



Наблюдение – как способ познания мира. Наблюдения в природе, сравнение наблюдаемых объектов

7



Развитие умения наблюдать. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

8



Приборы и инструменты. Создание несложных моделей

9



Измерение температуры. Практическая работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра».

10



Измерение времени. Практическая работа №3: «Определение времени по часам».

11



Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и жизни людей. Экскурсия.

12



Источники информации. Практическая работа №4: «Поиск информации в различных справочниках».

13



Знаки и символы, их значение и использование человеком.

14



Искусство как способ познания мира. Обобщение по теме «Как люди познают мир»

15



Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир». Презентация проектов.

Мы живём на планете Земля (15 ч)

16



Космос. Звездное небо.

Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе.

Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме.

Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины.

Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников.

Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей.

Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне;

использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе.

Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли.

Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России.

Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле.

Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества.

Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися.

Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях.

Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине).

Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ.

Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца.

Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой».

Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут.

Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности.

17



Созвездия

18



Солнечная система. Планеты

19



Солнечная система «Падающие звезды». Кометы.

20



Планета Земля и ее положение в Солнечной системе

21



Представления древних людей о Земле. Строение Земли.

22



Спутник Земли — Луна.

23



Исследование космоса

24



Глобус-модель Земли. Практическая работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе».

25



Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности».

26



Как человек изучал земной шар. Географические открытия.

27



Путешествия. Знаменитые путешественники.

28



Исследование глубин морей и океанов.

29



Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия.

30



Проверочная работа по теме: «Мы живем на планете Земля». Презентация проектов.

Природа вокруг нас (23 ч)

31



Тело. Многообразие тел в окружающем мире.

Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества.

Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.).

Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов.

Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира.

Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения.

Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании.

Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы.

Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу.

Находить ответы на вопросы в тексте учебника.

Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы.

Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде.

Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника.

Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы.

Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему.

Читать схемы и извлекать нужную информацию.

Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах.

Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении.

Участвовать в коллективной подготовке театра теней.

Выражать настроение в рисунках.

Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе;

Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха).

Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице.

Использовать справочник для получения новых сведений.

Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни»

32



Вещество. Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное

33



Энергия.

34



Овладение человеком различными источниками энергии.

35



Световая энергия. Свет и цвет.

36



Особенности зеркального отражения человека и предметов

37



Признаки объектов природы: цвет.

38



Признаки объектов природы: звук. Практическая работа №7: «Источники звука»

39



Признаки объектов природы: звук. О вреде шума. Признаки объектов природы: цвет.

40



Разнообразие и использование камня человеком.

41



В мире живой природы. Природное сообщество

«Луг», «Опушка». Взаимосвязь растений и животных.

42



Взаимосвязи в живой природе.

43



Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Березовая роща». Взаимосвязь растений и животных.

44



Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество Низина». Взаимосвязь растений и животных.

45



Экскурсия в лес. Наблюдения явлений природы по сезонам года

46



Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Ельник». Взаимосвязь растений и животных.

47



Экскурсия в хвойный лес. Природное сообщество родного края.

48



Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Природное сообщество «Лесное озеро». Взаимосвязь растений и животных.

49



Экскурсия к водоёму.

50



Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Сосновый лес». Взаимосвязь растений и животных.

51



Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе.

52



Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше.

53



Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас». Презентация проектов.

Люди вокруг нас (15 ч)

54



Человек-член общества. Роль общения в развитии человечества.

Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника).

Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни.

Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях.

Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье.

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей;

выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность.

Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома.

Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях.

Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону.

Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы.

Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему.

Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради)

55



Жизнь в первобытном обществе.

56



Роль труда в жизни человека и общества.

57



Семья-ячейка общества. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками

58



Состав семьи. Младший школьник и семья.

59



Значение денег в обществе.

60



Бюджет семьи. Хозяйство семьи.

61



Культура общения. Вежливые люди. Правила поведения

62



П.а. Комплексная работа

63



Культура общения: телефонный разговор.

64



Культура общения: умение дарить подарки.

65



Культура общения: взаимоотношения между сверстниками.

66



Нежелательные привычки, их преодоление.

67



Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей

68



Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас». Презентация проектов.









Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №68».

  • Методического письма о преподавании учебного предмета «Окружающий мир» в 2016-2017 учебном году (региональный уровень)

  • Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» №01-05/230 от 01.09.2016г.

Преподавание окружающего мира во 2 классе осуществляется на базовом уровне. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;

  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Количество часов, отводимых на изучение «Окружающий мир» во 2 классе по федеральному учебному плану – 68 часов (2 часа в неделю).

Используемый учебник Окружающий мир. Учебник. В 2 ч., издательство «Астрель» входит в федеральный перечень.

Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность, они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.

Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по курсу «Окружающий мир»

к концу 2 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

  • понимание значения взаимопомощи в семье;

  • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;


могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;

  • понимание ценности семейных отношений;

  • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;

  • приводить примеры приборов и инструментов;

  • пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;

  • различать тела природы и изделия;

  • приводить примеры тел и веществ;

  • приводить примеры источников энергии;

  • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

  • рассказывать об исследованиях космоса;

  • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

  • рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;

  • рассказывать о значении камня в жизни человека;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;

  • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;

  • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;

  • называть планеты Солнечной системы;

  • отличать планету от звезды;

  • показывать на глобусе материки и океаны;

  • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);

  • рассказывать об использовании электрической энергии;

  • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;

  • понимать, что такое окружающая среда;

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

  • понимать значение науки и труда в жизни общества;

  • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);

  • понимать значение искусства как способа познания мира.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

  • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

  • оценивать правильность выполнения заданий.


Учащиеся могут научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;

  • ставить цели проведения наблюдений и опытов;

  • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;

  • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).


Познавательные

Учащиеся научатся:

  • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;

  • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;

  • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

  • пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

  • понимать значение знаков и символов в жизни общества.


Учащиеся могут научиться:

  • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;

  • осуществлять описание объектов природы;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;

  • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.


  • Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

  • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

  • ставить вопросы друг другу.


Учащиеся могут научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

  • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).



Календарно-тематическое (поурочное) планирование содержит:

  • № урока, дату проведения (план/факт), темы уроков (раздела), предметные умения, формируемые в ходе изучения урока (раздела, темы, четверти);

  • темы исследований и проектов на раздел (четверть, полугодие) в соответствии с планом общественной презентации результатов проектно-исследовательской деятельности на уровне школы.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Тематическое планирование.

  3. Личностные и метапредметные результаты на учебный год (скопированы из рабочей программы учебного «название предмета (курса)»).

  4. Календарно-тематическое или поурочное планирование, включающее темы и содержание уроков, предметные результаты.

  5. Приложения.



























































Тематическое планирование

Тема (раздел)

Часов

Из них часов

Формы (виды) контроля

Практических работ

Экскурсий

Как люди познают мир

15 ч.

4

1

Проверочная работа

Мы живём на планете Земля

15 ч.

2

1

Проверочная работа

Природа вокруг нас

23 ч.

1

3

Проверочная работа

Люди вокруг нас

15 ч



Проверочная работа

Промежуточная аттестация - в форме комплексной работы





































Лист регистрации изменений к рабочей программе


урока

Дата

проведения

по плану

Дата

по факту

Причина

изменения

Корректирующие действия














































































































































Отчет о выполнении реализуемой учебной программы

по «Окружающему миру»


Виды работ

1 полугодие

2 полугодие

год

план

факт

план

факт

план

факт

Всего часов







Проверочных работ







Практических работ







Экскурсий







Выполнение программы (%)







Дата заполнения







Подпись учителя
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!