№ урока | Дата проведения | Тема урока | Предметные результаты по разделам |
План | Факт |
Как люди познают мир (15 ч) |
1 | | | О науке. Наука как способ познания мира. | Рассказывать о значении науки в жизни людей; приводить примеры разных наук. Рассказывать о наблюдениях, проведенных во время летних каникул. Объяснять назначение приборов и инструментов. Измерять температуру воды, воздуха и тела человека; записывать результаты измерения температуры воздуха в дневнике наблюдений. Приводить примеры некоторых символов и объяснять их значение. Рассказывать о назначении искусства; приводить примеры различных видов искусства; характеризовать свое отношение к различным видам искусства. Определять время по часам. Совместно проводить опыты в малых группах, распределять работу по измерению температуры и фиксации результатов наблюдений, обсуждать свои наблюдения. Оценивать свою наблюдательность и наблюдательность одноклассников. Оценивать красоту окружающей природы. Фантазировать и составлять устные или письменные сочинения на заданную и свободную тему. Наблюдать за объектами и явлениями природы; фиксировать результаты наблюдений; рассказывать о наблюдаемых объектах и явлениях. Проводить наблюдения за погодой, природой и трудом людей, фиксировать их результаты в дневнике наблюдений (в рабочей тетради). Самостоятельно проводить наблюдения за комнатным растением, домашним животным (по плану в рабочей тетради). Самостоятельно проводить опыт (влияние света на развитие проростка фасоли); высказывать предположение (выдвигать гипотезу) об ожидаемых результатах опыта. Пользоваться схемами и рисунками для получения информации. Самостоятельно пользоваться справочником в конце учебника. Пользоваться специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых). Рассказывать о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования. Составлять собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов. Планировать свое участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Готовить устные и письменные сообщения о какой-либо науке, изобретении или об ученом России, участвовать в коллективной подготовке выставки творческих работ (проектная деятельность по выбору) |
2 | | | Области науки. Ученые-люди науки. Наблюдения тел живой и неживой природы. |
3 | | | Ученые России. Человек-изобретатель. |
4 | | | Методы научного познания мира. Наблюдение. Практическая работа №1: «Условия жизни растений и животных». |
5 | | | Методы научного познания мира. Опыт. |
6 | | | Наблюдение – как способ познания мира. Наблюдения в природе, сравнение наблюдаемых объектов |
7 | | | Развитие умения наблюдать. Опыты с природными объектами, простейшие измерения |
8 | | | Приборы и инструменты. Создание несложных моделей |
9 | | | Измерение температуры. Практическая работа №2: «Измерение температуры воды с помощью термометра». |
10 | | | Измерение времени. Практическая работа №3: «Определение времени по часам». |
11 | | | Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и жизни людей. Экскурсия. |
12 | | | Источники информации. Практическая работа №4: «Поиск информации в различных справочниках». |
13 | | | Знаки и символы, их значение и использование человеком. |
14 | | | Искусство как способ познания мира. Обобщение по теме «Как люди познают мир» |
15 | | | Проверочная работа по теме: «Как люди познают мир». Презентация проектов. |
Мы живём на планете Земля (15 ч) |
16 | | | Космос. Звездное небо. | Называть 2-3 созвездия, узнавать их очертания на рисунках-схемах, на небе. Рассказывать о составе Солнечной системы; объяснять различие между Солнцем-звездой и планетами; находить планеты на рисунке-схеме. Объяснять, почему Солнце кажется нам больше других звезд, почему Луну называют спутником Земли, почему Солнце и Луна кажутся нам почти одинаковой величины. Пересказывать своими словами небольшую часть текста учебника с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы; рассказывать об исследовании космоса, искусственных спутниках Земли, использовать информацию, полученную из дополнительных источников. Рассказывать, как изменялись состояние неба, температура воздуха и осадки в течение осени; называть характерные признаки осени; приводить примеры взаимосвязей между неживой и живой природой и трудом людей. Называть основную причину осеннего похолодания и сокращения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне; использовать пословицы, поговорки, стихи и загадки, характеризуя осенние изменения в природе. Объяснять, что такое модель, почему глобус — модель Земли. Называть и показывать на глобусе материки и океаны, столицу России. Объяснять, почему происходит смена дня и ночи на Земле; выполнять опыт, демонстрирующий смену дня и ночи на Земле. Объяснять различие в исследованиях учеными земного шара в прошлом и настоящем; рассказывать о знаменитых путешественниках; объяснять значение исследований глубин морей и океанов для человечества. Придумывать истории на тему «Полет на Луну» совместно с другими учащимися. Оценивать результаты своей работы и работу одноклассников в рабочих тетрадях. Участвовать в совместных практических работах (находить на глобусе материки, океаны, сравнивать их по величине). Оценивать свои достижения по усвоению знаний, выполняя задания рубрики «Мозаика заданий» и заданий проверочных работ. Моделировать положение планет Солнечной системы относительно Солнца. Узнавать новое о планетах и звездах, используя различные источники. Объяснять, почему Землю называют «голубой планетой». Самостоятельно проводить наблюдения за звездами, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради. Моделировать путешествие «Москва—Владивосток» на глобусе, обсуждать и выбирать маршрут. Находить дополнительную информацию о космосе, исследованиях космоса, используя различные источники информации (с помощью взрослых), планировать свое участие в проектной деятельности. |
17 | | | Созвездия |
18 | | | Солнечная система. Планеты |
19 | | | Солнечная система «Падающие звезды». Кометы. |
20 | | | Планета Земля и ее положение в Солнечной системе |
21 | | | Представления древних людей о Земле. Строение Земли. |
22 | | | Спутник Земли — Луна. |
23 | | | Исследование космоса |
24 | | | Глобус-модель Земли. Практическая работа №5: «Поиск географических объектов на глобусе». |
25 | | | Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Практическая работа №6: «Зависимость смены дня и ночи от освещенности земной поверхности». |
26 | | | Как человек изучал земной шар. Географические открытия. |
27 | | | Путешествия. Знаменитые путешественники. |
28 | | | Исследование глубин морей и океанов. |
29 | | | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Экскурсия. |
30 | | | Проверочная работа по теме: «Мы живем на планете Земля». Презентация проектов. |
Природа вокруг нас (23 ч) |
31 | | | Тело. Многообразие тел в окружающем мире. | Различать естественные и искусственные тела и вещества; приводить примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий; сравнивать и классифицировать тела и вещества. Объяснять значение энергии для жизни; приводить примеры источников энергии. Правильно обращаться с различными источниками энергии (газовыми плитами, электрическими приборами и т.п.). Приводить примеры природных и искусственных источников света, прозрачных и непрозрачных предметов; объяснять причину образования тени от предметов. Объяснять, от чего зависит цвет предметов; называть порядок цветов радуги. Рассказывать о красоте окружающего мира. Объяснять причину возникновения звука. Объяснять, почему шум вредит здоровью человека; рассказывать о мерах по охране окружающей среды от шумового загрязнения. Приводить примеры горных пород и рассказывать об их использовании. Характеризовать зиму, выделяя существенные признаки; использовать пословицы, стихи, поговорки и загадки при характеристике зимы. Объяснять, что называют окружающей средой. Приводить примеры растений и животных, встречающихся на опушке леса, в березовой роще, ельнике, сосновом лесу. Находить ответы на вопросы в тексте учебника. Различать наиболее известные съедобные и ядовитые грибы. Описывать окружающую среду конкретных живых объектов, выделять признаки их приспособленности к среде. Объяснять значение слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, засухоустойчивый и правильно их применять при описании объектов. Приводить примеры влияния изменений условий жизни на живые существа, используя текст учебника. Обсуждать правила поведения в природе, объясняя их необходимость и выполнять их; участвовать в коллективных мероприятиях по охране природы. Рисовать плакаты, подбирать стихи, рассказы, сказки, песни на заданную тему. Читать схемы и извлекать нужную информацию. Оценивать результаты своей работы и работы других учащихся при работе в парах. Сотрудничать в постановке эксперимента, распределять обязанности при подготовке эксперимента и его проведении. Участвовать в коллективной подготовке театра теней. Выражать настроение в рисунках. Оценивать свое поведение и поведение других детей в природе; Проводить опыты самостоятельно и в группах (определение прозрачности предметов, зависимость температуры воздуха от расстояния до источника энергии, изменение тени в зависимости от расстояния до источника света, связь звука с колебаниями предметов воздуха). Экспериментировать с различными предметами (телами и веществами), сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы об их свойствах, фиксировать получаемые результаты в таблице. Использовать справочник для получения новых сведений. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить информацию, используя дополнительные источники, готовить устное или письменное сообщение, составлять «Красную книгу леса» (на краеведческом материале), участвовать в коллективной подготовке викторины на тему «Лес в нашей жизни» |
32 | | | Вещество. Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное |
33 | | | Энергия. |
34 | | | Овладение человеком различными источниками энергии. |
35 | | | Световая энергия. Свет и цвет. |
36 | | | Особенности зеркального отражения человека и предметов |
37 | | | Признаки объектов природы: цвет. |
38 | | | Признаки объектов природы: звук. Практическая работа №7: «Источники звука» |
39 | | | Признаки объектов природы: звук. О вреде шума. Признаки объектов природы: цвет. |
40 | | | Разнообразие и использование камня человеком. |
41 | | | В мире живой природы. Природное сообщество «Луг», «Опушка». Взаимосвязь растений и животных. |
42 | | | Взаимосвязи в живой природе. |
43 | | | Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Березовая роща». Взаимосвязь растений и животных. |
44 | | | Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество Низина». Взаимосвязь растений и животных. |
45 | | | Экскурсия в лес. Наблюдения явлений природы по сезонам года |
46 | | | Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Ельник». Взаимосвязь растений и животных. |
47 | | | Экскурсия в хвойный лес. Природное сообщество родного края. |
48 | | | Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Природное сообщество «Лесное озеро». Взаимосвязь растений и животных. |
49 | | | Экскурсия к водоёму. |
50 | | | Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. Природное сообщество «Сосновый лес». Взаимосвязь растений и животных. |
51 | | | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Правила поведения в природе. |
52 | | | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше. |
53 | | | Проверочная работа по теме: «Природа вокруг нас». Презентация проектов. |
Люди вокруг нас (15 ч) |
54 | | | Человек-член общества. Роль общения в развитии человечества. | Доказывать, что человек часть природы и часть общества (с опорой на текст учебника). Сравнивать жизнь людей в первобытном обществе и в наши дни. Ценить значение семьи; рассказывать, как члены семей учащихся заботятся друг о друге; обмениваться информацией о семейных традициях. Объяснять, что такое бюджет; значение слов «доходы», «расходы», «пенсия», «стипендия»; обсуждать необходимость правильного распределения доходов в семье. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей; выполнять некоторые правила этикета; проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность. Выполнять правила поведения на улице, в транспорте, в школе и дома. Оценивать свое поведение по отношению к друзьям, сопереживать им, помогать в трудных ситуациях. Обсуждать правила общения по телефону, моделировать ситуации общения по телефону. Давать общую характеристику весны, выделяя существенные признаки; называть основную причину весеннего потепления и увеличения продолжительности дня — изменение положения Солнца на небосклоне. Наблюдать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, делать выводы. Самостоятельно находить информацию в справочнике, размещенном в учебнике. Подбирать и объяснять пословицы о дружбе. Придумывать и рисовать иллюстрации (плакаты) на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности и планировать свое участие (с опорой на шаблон в рабочей тетради) |
55 | | | Жизнь в первобытном обществе. |
56 | | | Роль труда в жизни человека и общества. |
57 | | | Семья-ячейка общества. Правила взаимоотношения со взрослыми и сверстниками |
58 | | | Состав семьи. Младший школьник и семья. |
59 | | | Значение денег в обществе. |
60 | | | Бюджет семьи. Хозяйство семьи. |
61 | | | Культура общения. Вежливые люди. Правила поведения |
62 | | | П.а. Комплексная работа |
63 | | | Культура общения: телефонный разговор. |
64 | | | Культура общения: умение дарить подарки. |
65 | | | Культура общения: взаимоотношения между сверстниками. |
66 | | | Нежелательные привычки, их преодоление. |
67 | | | Обобщение наблюдений за летними изменениями в природе и труде людей |
68 | | | Проверочная работа по теме: «Люди вокруг нас». Презентация проектов. |
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Преподавание окружающего мира во 2 классе осуществляется на базовом уровне. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.