Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вохтомская основная школа»
РЕКОМЕНДОВАНО Школьным методическим объединением
от «_28_»_августа 2020г, протокол №__1_
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(наименование учебного предмета (курса)
Класс 2
Срок реализации программы 2020 - 2021 учебный год
Составитель программы Кишкина Ирина Николаевна
(ФИО учителя)
пос. Фоминский
(название населённого пункта)
2020
(год разработки)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водоёмы, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Раздел «Где мы живём»
предусматривает знакомство с родной страной, её государственными символами, с семьёй народов России, с особенностями города и села, городского и сельского домов, с родным городом (селом), а также включает формирование понятий «природа», «рукотворный мир» и анализ нашего отношения к окружающему.
В разделе «Природа»
предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: неживая природа, живая природа, дико растущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в разделе занимает знакомство с конкретными при родными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
Раздел «Жизнь города и села»
предусматривает знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между раз личными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.
Раздел — «Здоровье и безопасность»
— включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелен на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.
Раздел «Общение»
предусматривает формирование представлений о семье, семейных традициях, о нормах жизни в школьном коллективе, о ценностях дружбы, согласия, взаимопомощи. Школьники учатся общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, осваивают азбуку вежливости и элементарные правила поведения среди других людей — в семье, в гостях, в школе, в общественных местах.
Раздел «Путешествия»
нацелен на обучение учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, её столице и других городах, о разных странах мира и
нашей планете в целом. При этом начинается освоение элементарных приёмов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Тематическое планирование
А.А.Плешаков
«Окружающий мир» в 2-х ч.
( кол-во часов в неделю 2, всего часов в год 68 )
№ урока | Тема урока | Примечание (контроль, проекты, практические работы и т.п.) |
| Где мы живем (6 ч.) Родная страна. Семья народов России Стр.6-9 | |
| Город и село. Наш дом . Стр.10-13 | |
| Природа и предметы, созданные человеком. Наше отношение к миру. Стр.14-17 | |
| Природа в опасности! Стр.18-21 | |
| Странички для любознательных Проект «Родной город (село) Стр.22-25 | Проект №1 |
| Обобщение по разделу «Где мы живем». Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №1 Стр.26-30. | Тест №1 |
| Природа (19 ч.) Неживая и живая природа. Связи между неживой и живой природой. Стр.32-35 | |
| Явления природы. Как измерить температуру. Практическая работа №1 Стр.36-39 | Практическая работа №1 |
| Что такое погода. Как предсказывают погоду. Стр.40-43 | |
| В гости к осени. Неживая и живая природа осенью. Стр.44-47 | |
| Звездное небо. Путешествие по зодиаку. Стр.48-51 | |
| Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2 Замечательная коллекция. Стр.52-55 | Практическая работа №2 |
| Про воздух… Красота неба стр.56-59 | |
| …И про воду. Красота воды. Стр. 60-63 | |
| Какие бывают растения. Красота растений. Стр. 64-67 | |
| Какие бывают животные. Красота животных. Стр. 66-69 | |
| Невидимые нити.Стр.72-73 | |
| Дикорастущие и культурные растения. Сорта культурных растений Стр.74-77 | |
| Дикие и домашние животные. Породы домашних животных. Стр. 78-81 | |
| Комнатные растения. Живое украшение. Как ухаживать за комнатными растениями. Стр.82-85 | |
| Про кошек и собак. Стр.86-89 | |
| Красная книга. Стр.90-93 | |
| Будь природе другом! Как стать друзьями природы? Стр.94-97 | |
| Проект «Красная книга, или возьмем под защиту». Странички для любознательных. Стр.98-101 | Проект №2 |
| Обобщение по разделу «Природа» . Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №2. Стр.102-106 | Тест № 2 |
| Жизнь города и села ( 8 ч.) Что такое экономика. Из истории денег Стр. 108-111 | |
| Из чего что сделано. Стр.112-115 | |
| Как построить дом. Стр.116-119 | |
| Какой бывает транспорт. Стр.120-121 | |
| Все профессии важны. Стр. 122-125 | |
| В гости к зиме. Стр. 126-129 | |
| Проект «Профессии». Странички для любознательных «Какие бывают музеи» Стр. 130-133 | Проект №3 |
| Обобщение по разделу «Жизнь города и села» . Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №3. Стр.134-139 | Тест №3 |
| Здоровье и безопасность (9 ч.) Строение тела человека Как работает наш организм. Стр.4-7 | |
| Если хочешь быть здоров. Стр.8-11 | |
| Берегись автомобиля. Стр.12-15 | |
| Домашние опасности. Стр.16-19 | |
| Пожар! Стр. 20-23 | |
| На воде и в лесу. Стр.24-27 | |
| Опасные незнакомцы. Стр. 28-31 | |
| Проект «Подробнее о лесных опасностях». Странички для любознательных «олимпийские игры в Сочи» Стр.32-35 | Проект №4 |
| Обобщение по разделу «Здоровье и безопасность» . Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4. Стр.36-40 | Тест №4 |
| Общение (7 ч.) Наша дружная семья. Стр.42-45 | |
| В школе. Стр.46-47 | |
| Правила вежливости Стр.48-51 | |
| Ты и твои друзья. Стр.52-55 | |
| Мы – зрители и пассажиры. Стр.56-59 | |
| Проект «Родословная». Странички для любознательных «Что такое этикет» Стр.60-63 | Проект №5 |
| Обобщение по разделу «Общение» . Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №5. Стр.64-68 | Тест №5 |
| Путешествия (19 ч.) Посмотри вокруг. Стр.70-73 | |
| Ориентирование на местности. Практическая работа №3 Стр.74-77 | Практическая работа №3 |
| Формы земной поверхности. Стр. 78-81 | |
| Водные богатства. Стр.82-85 | |
| В гости к весне. Экскурсия Стр.86-89 | Экскурсия №1 |
| Россия на карте. Стр.90-95 | |
| Путешествие по Москве. Стр.96-99 | |
| Московский Кремль и Красная площадь. Стр.100-105 | |
| Город на Неве. Стр.106-109 | |
| Земля на карте. Стр.110-113 | |
| Путешествие по материкам и частям света. Стр.114-119 | |
| Страны мира. Стр.120-123 | |
| Впереди лето. Стр.124-127 | |
| Проект «Города России» Стр.128-129 | Проект №6 |
| Промежуточная аттестация. Тест. | Промежуточная аттестация |
| Проект «Страны мира» Стр.130-131 | Проект №7 |
| Странички для любознательных «история знаменитого памятника» Стр.132-133 | |
| Обобщение по разделу «Путешествия» . Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №5. Стр.134-139 | Тест №5. |
| Что узнали? Чему научились? во 2-ом классе. | |