СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе "Планета знаний" в 3 классе. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Планета знаний"»




муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42 им. Н.П.Гусева

с углублённым изучением французского языка»

ПРИНЯТА

на заседании МО учителей

Протокол №1

от «30 »августа 2021г.

руководитель ШМО __________________/Е.А.Верёвкина


УТВЕРЖДЕНА

Приказ по школе № 01-19/444-б

от «01» сентября 2021 г.

Директор

___________/ Л.В.Ященко




СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

___________/М.В. Вожлякова



Рабочая программа

по предмету: окружающий мир

в 3 « Б» классе

Веревкиной Елены Александровны

учителя высшей квалификационной категории



2021/2022 учебный год









Планируемые результаты на конец 3 класса


ЛИЧНОСТНЫЕ


У учащихся будут сформированы:

• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;

• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;

• осознание своей этнической принадлежности;

• восприятие историко-географического образа России;

• чувство гордости за свою Родину.

Могут быть сформированы:

осознание себя как гражданина России;

уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;

понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.


ПРЕДМЕТНЫЕ


Человек и природа

Учащиеся научатся:

• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

• объяснять, что такое экология;

• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;

• называть основные и промежуточные стороны горизонта;

• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;

• рассказывать о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;

• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;

• характеризовать различные водные объекты (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);

• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;

• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;

• характеризовать органы растений и животных и их значение;

• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;

• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;

• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;

• характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;

• выполнять основные правила личной гигиены;

• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать существенные и несущественные признаки;

приводить примеры физических и химических явлений природы;

рассказывать об использовании энергии воды и ветра;

рассказывать о четырёх царствах живой природы;

рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;

рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;

объяснять особенности питания и дыхания растений;

характеризовать условия прорастания семян;

рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;

приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;

выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.


Человек и общество

Учащиеся научатся:

• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;

• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;

• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;

• различать символы государства;

• показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;

• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;

• характеризовать главный закон страны;

• рассказывать об устройстве нашего государства;

• раскрывать основные права и обязанности ребёнка.

Учащиеся получат возможность научиться:

узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;

устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;

рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;

рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;

объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;

приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Регулятивные

Учащиеся научатся:

• понимать цель познавательной деятельности;

• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;

• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.


Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).


Познавательные

Учащиеся научатся:

• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путём постановки несложных опытов;

• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

• находить необходимую информацию в учебнике;

• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

• моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;

• понимать информацию, представленную на исторической карте.

Учащиеся получат возможность научиться:

получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

самостоятельно моделировать некоторые природные процессы;

ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

сравнивать исторические события.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;

• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:

• распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.


Содержание программы


Природа вокруг нас

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.









Тематическое планирование


Название темы

Кол-во
часов

Характеристика основных видов
учебной деятельности учащихся

Контроль

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Природа вокруг нас.

8 ч

Приводить примеры взаимосвязей между человеком и окружающей средой. Объяснять значение экологии как науки. Приводить примеры, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь живых существ.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.

Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта.

Обсуждать значение для человека умения ориентироваться на местности. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам.

Определять вид местности (открытая, закрытая).

Приводить примеры явлений природы.

Различать тела и вещества; сравнивать тела и вещества по различным признакам.

Сотрудничать в процессе наблюдений.

Участвовать в мероприятиях по охране природы.

Выражать своё эмоциональное восприятие явлений природы в устной и письменной форме, в рисунках. Составлять план наблюдений.

Выделять общие и отличительные свойства тел и веществ; называть существенные свойства, классифицировать.

Проверочная работа

1: «Природа вокруг нас».


Проверочная работа

1: «Природа вокруг нас».


Практическая работа № 1: «Определение сторон горизонта по полуденной тени от Солнца».

Практическая работа № 2: «Ориентирование по компасу».

Практическая работа № 3: «Некоторые свойства жидких и твердых тел».

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания, творческие работы.





Вода, воздух, горные породы и почва.

16 ч

Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.

Рассказывать, как образуются родники, как образуются облака, роса, туман, изморозь.

Приводить примеры естественных и искусственных водоёмов; называть части водоёмов; рассказывать об использовании и охране водоёмов.

Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.

Сравнивать свойства воды и воздуха; объяснять, как образуется ветер. Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.

Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых.

Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость её охраны.

Участвовать в природоохранных мероприятиях.

Пользоваться схемами, рисунками, диаграммами для получения нужной информации.

Определять с помощью опытов свойства воды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии; определять растворимые и нерастворимые в воде вещества; фиксировать результаты опытов в таблицах; делать выводы из наблюдаемых явлений.

Исследовать: состав воздуха на основе демонстрационных опытов; свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; свойства песка, глины (опыты, групповая работа), состав почвы на основе опытов.

Проверочная

работа по теме № 2: «Вода, воздух, горные породы и почва».


Проверочная

работа по теме № 2: «Вода, воздух, горные породы и почва».

Практическая работа № 4: «Растворимость веществ в воде».

Практическая работа № 5: «Свойства льда».

Практическая работа № 6: «Как обнаружить воздух».

Практическая работа № 7: «Свойства глины и речного песка».

Практическая работа № 8: «Свойства гранита и известняка».


Создание и защита проектов по общей теме «Освоение воздушного пространства человеком».




Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания, творческие работы.


Создание и защита проектов по общей теме «Освоение воздушного пространства человеком».


О царствах живой природы.

16 ч

Объяснять различие объектов живой и неживой природы. Называть царства живой природы.

Различать органы цветкового растения.

Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека. Доказывать опытным путём некоторые жизненные процессы растений.

Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на живую природу. Доказывать необходимость мероприятий по охране природы. Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информацией, характерные для животных. Приводить примеры особенностей органов чувств разных животных. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека. Составлять рассказ о жизни животных. Объяснять полезные свойства ядовитых и старых грибов. Характеризовать роль растений, животных, грибов и бактерий в природе и жизни людей.

Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы. Моделировать развитие растений и животных.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Проверочная работа по теме № 3: «О царствах живой природы».










Проверочная работа по теме № 3: «О царствах живой природы».


Практическая работа № 9: «Описание цветущего комнатного растения».

Практическая работа № 10: «Описание домашнего животного».


Создание и защита проектов по общей теме «Сохраним мир живой природы».







Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания, творческие работы.


Создание и защита проектов по общей теме «Сохраним мир живой природы».

Человек.

10 ч

Доказывать, что человек — часть живой природы.

Объяснять сходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Характеризовать строение и основные функции систем органов человека.

Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать своё участие.

Участвовать в исследовании зависимости частоты пульса от физической нагрузки.

Представлять результаты проектной деятельности.

Проверочная работа по теме № 4: «Человек».

Проверочная работа по теме № 4: «Человек».


Практическая работа № 11: «Внешнее строение и свойства кожи».

Практическая работа № 12: «Строение скелета человека».

Практическая работа № 13: «Работа мышц».

Практическая работа № 14: «Измерение пульса».

Практическая работа № 15: «Измерение частоты дыхания».

Практическая работа № 16: «Определение различных тел и веществ с помощью органов чувств».


Создание и защита проектов по общей теме «Физкультура и спорт».

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания, творческие работы.


Создание и защита проектов по общей теме «Физкультура и спорт».

Человек в обществе.

18 ч

Ориентироваться в исторической карте; отличать историческую карту от географической.

Устанавливать длительность событий, определять век по дате, выстраивать события по хронологическому принципу.

Сравнивать исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. Объяснять назначение исторической застройки российских городов. Определять местонахождение различных крупных городов на карте России, показывать их, давать словесное описание их географического положения. Кратко характеризовать особенности их местоположения. Узнавать отдельные достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, столицы области (края) на рисунках, фотографиях и кратко характеризовать их. Описывать основные элементы городских гербов, объяснять их изображения.

Показывать на карте территорию России, её границы, столицу, крупные города. Рассказывать об устройстве государства, об основном законе государства — Конституции, некоторых правах и обязанностях российских граждан; различать виды власти. Характеризовать основные права детей, объяснять значение Конвенции о правах ребёнка.

Объяснять символику Государственного флага и Государственного герба, значение символов государства. Обсуждать правильное отношение к символам государства, поведение при исполнении Государственного гимна. Рассказывать о назначении государственных наград.

Находить краеведческий материал о возникновении родного города (села), происхождении его названия, о памятных местах города, села, улицы.

Преобразовывать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой.

Находить информацию о происхождении названий городов, символике гербов в учебнике и дополнительной литературе (справочники, энциклопедии и др.), в Интернете.

Проверочная работа по теме № 5:

«Человек в обществе».

Проверочная работа по теме № 5:

«Человек в обществе».



Создание и защита проектов по теме: «Мой родной край».

Наблюдение учителя, самооценка обучающихся, устные высказывания, творческие работы.


Создание и защита проектов по теме: «Мой родной край».

ВСЕГО

68 ч








Поурочное планирование учебного материала


п/п

урока в теме

Дата

Тема урока

Природа вокруг нас (8 ч)

1

1


Что нас окружает. Неживая и живая природа. Взаимосвязь между человеком и окружающей средой.

2

2


Экскурсия № 1: «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». ИКТ: История возникновения компьютера Профессия – программист.

3

3


Экскурсия № 2: «Изучение влияния деятельности человека на природу».

4

4


Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу.

Практическая работа № 1: «Определение сторон горизонта по полуденной тени от Солнца».

5

5


Ориентирование по компасу и местным признакам.

Практическая работа № 2: «Ориентирование по компасу». Экскурсия №3: «Ориентирование на местности». Самостоятельная работа.

6

6


Стартовая диагностика.

7

7


Явления природы. Формирование понятия и умения приводить примеры явлений природы. ИКТ: Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

8

8


Свойства тел и веществ.

Практическая работа № 3: «Некоторые свойства жидких и твердых тел».

в/м Проверочная работа № 1 по разделу: «Природа вокруг нас».

Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч).

9

1


Три состояния воды.

10

2


Вода-растворитель. Практическая работа № 4: «Растворимость веществ в воде»

11

3


Свойства льда, снега и пара. Практическая работа № 5: «Свойства льда».

12

4


Самостоятельная работа.

Родники. Образование родников.

13

5


Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Примеры естественных и искусственных водоёмов их использование и охрана.

14

6


Облака, роса, туман, иней, изморозь. Их образование и наблюдения.

15

7


Круговорот воды в природе. ИКТ: Глоссарий с применением ИКТ.

16

8


Использование и охрана воды. . Самостоятельная работа.

17

9


Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Практическая работа № 6: «Как обнаружить воздух».

Организация подготовки к проектной деятельности по теме: «Освоение воздушного пространства человеком».

18

10


Свойства воздуха. Исследование состава воздуха на основе демонстрационных опытов и самостоятельных опытов. Их характеристика.

19

11


Ветер. Примеры использования свойств воздуха в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения ветра.

20

12


Охрана воздуха. Самостоятельная работа.

Защита проектов по теме: «Освоение воздушного пространства человеком». ИКТ: Технология сбора данных.

21

13


Горные породы. Полезные ископаемые.

22

14


Песок, глина, гранит, известняк. Использование полезных ископаемых. Практическая работа № 7: «Свойства глины и речного песка».

Практическая работа № 8: «Свойства гранита и известняка».

23

15


Использование, добыча и охрана полезных ископаемых.

24

16


Почва. Исследование состава почвы на основе опытов.

в/м Проверочная работа № 2: «Вода, воздух, горные породы и почвы».

О царствах живой природы

25

1


Четыре царства живой природы.

Различие объектов живой и неживой природы. Царства живой природы.

26

2


Строение растений. Органы цветкового растения.

Практическая работа № 9: «Описание цветущего комнатного растения».

27

3


Разнообразие растений.

Сравнение внешнего вида и характеристика особенности групп растений.

28

4


Дикорастущие и культурные растения.

Сравнение и различие дикорастущих и культурных растений, их роль в жизни человека.

Самостоятельная работа

29

5


Жизнь растений. Доказывание опытным путём некоторых жизненных процессов растений: «питание растений», испарение воды листьями растений.

30

6


Размножение и развитие растений.

Условия, необходимые для развития растения из семени.

ИКТ: Создание динамического видеоряда с сопровождением письменного текста и устного пояснения.

31

7


Охрана растений. Значение растений в жизни человека и необходимость их охраны.

Самостоятельная работа

32

8


Строение животных. Практическая работа № 10: «Описание домашнего животного».

33

9


Разнообразие животных.

Организовать подготовку к проектной деятельности по теме: «Сохраним мир живой природы»

34

10


Домашние и дикие животные.

Различие диких и домашних животных, их роль в жизни человека. Самостоятельная работа

35

11


Как животные воспринимают мир.

Особенности органов чувств разных животных.

36

12


Передвижение и дыхание животных.

Сравнение способов движения, питания, размножения и развития, обмена информацией у животных.

37

13


Питание животных. Классификация животных на растительноядные, плотоядные и всеядные.

ИКТ: Повторение правил работы в группе для реализации ИКТ-проекта

38

14


Размножение и развитие животных.

39

15


Охрана животных. . Самостоятельная работа.

Защита проектов по теме: «Сохраним мир живой природы».

40

16


Грибы и бактерии. Строение грибов. Виды грибов. Проверочная работа № 3 по разделу: «О царствах живой природы».

Человек (10 ч).

41

1


Человек – часть живой природы.

42

2


Кожа – наша первая «одежда». Знакомство со свойствами кожи и её значением для организма. Практическая работа № 11: «Внешнее строение и свойства кожи».

43

3


Скелет. Знакомство со строением скелета человека». Практическая работа № 12: «Строение скелета человека».

44

4


Мышцы. Работа мышц. Практическая работа № 13: «Работа мышц». ИКТ: Виртуальное моделирование

45

5


Кровеносная система. Состав и значение крови. Измерение пульса. Практическая работа № 14: «Измерение пульса».

46

6


Дыхание. Знакомство с дыхательной системой. Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Практическая работа № 15: «Измерение частоты дыхания».

Подготовка проектной деятельности по теме: «Физкультура и спорт».

47

7


Питание и выделение. Знакомство с пищеварительной системой.

48

8


Самостоятельная работа.

Органы чувств. Получение информации из окружающего мира через разнообразные органы чувств. Практическая работа № 16: «Определение различных тел и веществ с помощью органов чувств».

49

9


Нервная система. Роль головного и спинного мозга в жизнедеятельности человека.

50

10


Эмоции и темперамент. Проверочная работа № 4 по разделу: «Человек».

Защита проектов по теме: «Физкультура и спорт».

Человек в обществе (18 ч)

51

1


Народы нашей страны.

ИКТ: Визуализация и анализ ряда исторических событий

52

2


Традиции народов нашей страны. Познакомить с культурными обычаями разных народов: праздники, национальные костюмы, песни, блюда,…

53

3


Путешествие по ленте времени.

Знакомство с понятием историческое время.

54

4


Города и села, отличительная особенность.

. Самостоятельная работа.

55

5


Названия городов. История возникновения названия нашего города.

Подготовка проектной деятельности по теме: «Мой родной край».

56

6


Кремль – центр города.

57

7


Улицы города. Чьи имена носят улицы нашего города.

ИКТ: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать

58

8


Герб – символ города.

59

9


В/М Рубежная контрольная работа

60

10


Памятные места городов. Архитектура, памятники.

61

11


Экскурсия №4: «Улицы и памятные места родного города».

62

12


Современный город. Культурный и промышленный центр Ярославля.

63

13


Что такое государство. Москва – столица России.

ИКТ: Создание отчета о проведенном исследовании.

64

14


Конституция – основной закон нашей страны.

Права ребенка. Знакомство с правами и обязанностями ребенка.

65

15


Итоговая контрольная работа.

66

16


Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России.

67

17


Государственный гимн России.

Проверочная работа № 5 по разделу: «Человек в обществе».

68

18


Государственные награды. Защита проектов по теме: «Мой родной край».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!