МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
«РАССМОТРЕНО» | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
Руководитель ШМО __________Якушкина С.В. Протокол № 1 от 28.08.2023г. | Председатель Управляющего Совета ___________ Панкова А.А. Протокол № 1 от 30.08.2023г. | Директор МБОУ СОШ №14 ___________ Ушаков Д.В. Приказ № 126 - ОД от 30.08.2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3 «Л» класса
начального общего образования на 2023 – 2024 учебный год
Составитель: Фролкова Н. В., учитель начальных классов
г. Коломна 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Федеральной программы воспитания.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
- формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
- освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
- становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие роли человека в природе и обществе;
- освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» по УМК «Школа России», — 270 ч (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч, 2 класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч, 4 класс — 68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены об- щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов Рос- сии. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, без- опасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
- определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
- моделировать цепи питания в природном сообществе;
- различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
- понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
- читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
- находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
- понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
- понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
- понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение);
- описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
- на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
- приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
- называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
- описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
- устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
- участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
- выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
- проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
- принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
- приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);
- сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
Работа с информацией:
- использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
- соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
- готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
- понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
- коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
- ответственно выполнять свою часть работы.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
- проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
- приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
- показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- различать расходы и доходы семейного бюджета;
- распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
- проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
- группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
- сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
- использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
- использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
- создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
- соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
- соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания;
- соблюдать основы профилактики заболеваний;
- соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
- соблюдать правила нравственного поведения на природе;
- безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
К концу обучения в третьем классе обучающийся получит возможность научиться:
соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема курса | Количество часов | ЭОР |
| Раздел «Человек и общество» (23 часа) | | |
1 | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 2 | https://infourok.ru/ |
2 | Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. Особенности жизни, быта, культуры народов. Российской Федерации. | 3 | https://uchi.ru/ |
3 | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 3 | https://foxford.ru/ |
4 | Города Золотого кольца России. | 3 | https://infourok.ru/ |
5 | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 3 | https://uchi.ru/ |
6 | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 4 | https://uchi.ru/ |
7 | Страны и народы мира на карте. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 5 | https://infourok.ru/ |
| Раздел «Человек и природа» (38 часов) | | |
8 | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. | 5 | https://uchi.ru/ |
9 | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека | 5 | https://foxford.ru/ |
10 | Царства природы. | 12 | https://uchi.ru/ |
11 | Природные сообщества: лес, луг, пруд. | 8 | https://infourok.ru/ |
12 | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 8 | https://uchi.ru/ |
| Раздел «Правила безопасной жизнедеятельности» (7 часов) | | |
13 | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 3 | https://infourok.ru/ |
14 | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта. | 2 | https://uchi.ru/ |
15 | Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». | 2 | https://foxford.ru/ |
| | Всего: 68 часов | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы |
1 | Раздел "Как устроен мир". Природа. Человек. | 1 | | 01.09 | https://uchi.ru/ |
2 | Общество. | 1 | | 05.09 | https://infourok.ru/ |
3 | Наша страна - Российская Федерация. | 1 | | 08.09 | https://uchi.ru/ |
4 | Обзорно-обобщающий урок по разделу «Как устроен мир». Проектные задания. "Богатства, отданные людям". | 1 | | 12.09 | https://infourok.ru/ |
5 | Контрольная работа по разделу "Как устроен мир". | 1 | 1 | 15.09 | https://infourok.ru/ |
6 | Анализ контрольной работы. Что такое экология? | 1 | | 19.09 | https://uchi.ru/ |
7 | Раздел "Эта удивительная природа". Звёздное небо - Великая книга Природы. | 1 | | 22.09 | https://foxford.ru/ |
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 | | 26.09 | https://uchi.ru/ |
9 | Разнообразие веществ. | 1 | | 29.09 | https://infourok.ru/ |
10 | Воздух и его охрана. | 1 | | 03.10 | https://uchi.ru/ |
11 | Вода. | 1 | | 06.10 | https://infourok.ru/ |
12 | Превращения и круговорот воды. | 1 | | 17.10 | https://infourok.ru/ |
13 | Берегите воду! Первичный учёт знаний по разделу "Эта удивительная природа". | 1 | 1 | 20.10 | https://uchi.ru/ |
14 | Что такое почва. | 1 | | 24.10 | https://foxford.ru/ |
15 | Разнообразие растений. | 1 | | 27.10 | https://uchi.ru/ |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | | 31.10 | https://infourok.ru/ |
17 | Размножение и развитие растений. Охрана растений. | 1 | | 03.11 | https://uchi.ru/ |
18 | Разнообразие животных. | 1 | | 07.11 | https://infourok.ru/ |
19 | Кто что ест. | 1 | | 10.11 | https://uchi.ru/ |
20 | Размножение и развитие животных. | 1 | | 14.11 | https://foxford.ru/ |
21 | Охрана животных. | 1 | | 17.11 | https://uchi.ru/ |
22 | В царстве грибов. | 1 | | 28.11 | https://infourok.ru/ |
23 | Обзорно-обобщающий урок по разделу «Эта удивительная природа». Проектные задания. "Разнообразие природы родного края". | 1 | | 01.12 | https://uchi.ru/ |
24 | Контрольная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 1 | 05.12 | https://infourok.ru/ |
25 | Анализ контрольной работы. Раздел "Мы и наше здоровье". Организм человека. | 1 | | 08.12 | https://infourok.ru/ |
26 | Органы чувств. | 1 | | 12.12 | https://uchi.ru/ |
27 | Надёжная защита организма. | 1 | | 15.12 | https://foxford.ru/ |
28 | Опора тела и движение. | 1 | | 19.12 | https://uchi.ru/ |
29 | Наше питание. | 1 | | 22.12 | https://infourok.ru/ |
30 | Дыхание и кровообращение. | 1 | | 26.12 | https://uchi.ru/ |
31 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. | 1 | | 29.12 | https://infourok.ru/ |
32 | Проектные задания. "Школа кулинаров". | 1 | | 09.01 | https://uchi.ru/ |
33 | Странички для любознательных. Учёт знаний по разделу "Мы и наше здоровье". | 1 | 1 | 12.01 | https://foxford.ru/ |
34 | Раздел "Наша безопасность". Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. | 1 | | 16.01 | https://uchi.ru/ |
35 | Дорожные знаки. | 1 | | 19.01 | https://infourok.ru/ |
36 | Опасные места. | 1 | | 23.01 | https://uchi.ru/ |
37 | Природа и наша безопасность. | 1 | | 26.01 | https://infourok.ru/ |
38 | Экологическая безопасность. | 1 | | 30.01 | https://infourok.ru/ |
39 | Обзорно-обобщающий урок по разделам «Мы и наше здоровье» и «Наша безопасность». Проектные задания. "Кто нас защищает". | 1 | | 02.02 | https://uchi.ru/ |
40 | Контрольная работа по разделам "Мы и наше здоровье» и «Наша безопасность". | 1 | 1 | 06.02 | https://foxford.ru/ |
41 | Анализ контрольной работы. Раздел "Чему учит экономика". Для чего нужна экономика. | 1 | | 09.02 | https://uchi.ru/ |
42 | Природные богатства и труд людей - основа экономики. | 1 | | 13.02 | https://infourok.ru/ |
43 | Полезные ископаемые. | 1 | | 16.02 | https://uchi.ru/ |
44 | Полезные ископаемые. | 1 | | 27.02 | https://infourok.ru/ |
45 | Растениеводство. | 1 | | 01.03 | https://infourok.ru/ |
46 | Животноводство. | 1 | | 05.03 | https://uchi.ru/ |
47 | Какая бывает промышленность. | 1 | | 12.03 | https://foxford.ru/ |
48 | Что такое деньги. | 1 | | 15.03 | https://uchi.ru/ |
49 | Государственный бюджет. Семейный бюджет. | 1 | | 19.03 | https://infourok.ru/ |
50 | Экономика и экология. | 1 | | 22.03 | https://uchi.ru/ |
51 | Проектные задания. "Экономика родного края". | 1 | | 26.03 | https://infourok.ru/ |
52 | Странички для любознательных. Учёт знаний по разделу "Чему учит экономика". | 1 | 1 | 29.03 | https://infourok.ru/ |
53 | Раздел "Путешествие по городам и странам". Золотое кольцо России. | 1 | | 02.04 | https://uchi.ru/ |
54 | Золотое кольцо России. | 1 | | 05.04 | https://foxford.ru/ |
55 | Страны - соседи России. | 1 | | 16.04 | https://uchi.ru/ |
56 | Всемирное наследие. | 1 | | 19.04 | https://infourok.ru/ |
57 | Всемирное наследие. | 1 | | 23.04 | https://uchi.ru/ |
58 | Проектные задания. "Музей путешествий". | 1 | | 26.04 | https://infourok.ru/ |
59 | Странички для любознательных. Учёт знаний по разделу "Путешествие по городам и странам". | 1 | 1 | 30.04 | https://infourok.ru/ |
60 | Обзорно-обобщающий урок по темам года. | 1 | | 03.05 | https://uchi.ru/ |
61 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 1 | 07.05 | https://foxford.ru/ |
62 | Анализ контрольной работы. | 1 | | 10.05 | https://uchi.ru/ |
63 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 14.05 | https://infourok.ru/ |
64 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 17.05 | https://uchi.ru/ |
65 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 21.05 | https://infourok.ru/ |
66 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 24.05 | https://infourok.ru/ |
67 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 28.05 | https://infourok.ru/ |
68 | Странички для чтения. Рассказы о родной природе. | 1 | | 31.05 | https://infourok.ru/ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных школ. В 2 ч. – М: «Просвещение», 2022
А. А. Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М: «Просвещение», 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Демонстрационные и наглядные материалы по предметам и темам учебных дисциплин
Демонстрационные пособия для начальной школы (раздаточные)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ЦОС Моя Школа https://myschool.edu.ru/
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/32/3/
Сайт «Я иду на урок начальной школы»: http://nsc.1september.ru/urok
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net