СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе учебника А.А.Плешакова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. "Школа России"»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 «в» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

  2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: учебное издание – М.: Просвещение, 2010. – 400 с

  3. Программа начального общего образования. Система «Школа России»

  4. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждении /А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014.

  5. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций.в 2ч. 3 класс. — М.: Просвещение, 2016.

  6. Рекомендации Министерства образования и науки Челябинской области (от 28.06.2018 г. №1213/6651 «Об особенностях организации образовательной деятельности на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2018-2019 учебном году»

  7. Учебный план МАОУ «СОШ №15» на 2018-2019 учебный год

  8. ПОЛОЖЕНИЕ О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МАОУ «СОШ № 15» г. Троицка


Рабочая программа разработана с использованием информационного ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования», учитывающая национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».

Достижение предметных результатов обеспечивается преимущественно в урочной деятельности, основанной на комплексной реализации программ учебных предметов и программы формирования универсальных учебных действий. При проведении промежуточной аттестации и текущего контроля их успеваемостируководствуемся «Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся начального общего образования МАОУ «СОШ № 15».

При оценке предметных планируемых результатов используется уровневый подход: «обучающийся научится», «обучающийся получит возможность научиться». Результаты второго блока оцениваются в ходе мониторинговых неперсонифицированных процедур, но не выносятся на текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Календарно-тематическое планирование».

Сроки проведения оценочных процедур фиксируются в рабочих программах учебных предметов в разделе «Тематическое планирование».

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне начального общего образования и проводится в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ «СОШ № 15», Положением о системе оценивания достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в МАОУ «СОШ № 15».

Сроки проведения: апрель-май текущего учебного года.

Проведение промежуточной аттестации организовано в следующих формах:

-русский язык (диктант, стандартизированная контрольная работа);

-математика (стандартизированная контрольная работа);

-комплексная работа (работа с текстом);

Промежуточная аттестация по остальным учебным предметам образовательной программы проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям. Отметка выводится как среднее арифметическое, округлённое по законам математики до целого числа.

  1. Место предмета в учебном плане

В учебном плане образовательного учреждения в обязательной части на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68часов, по 2 часа в неделю в соответствии с расписанием.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению,

в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи

  • между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;

  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе;

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, карт атласа, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • узнавать, описывать и сравнивать изученные объекты и явления живой и неживой природы Челябинской области;

  • знать растительный и животный мир Челябинской области;

  • формы поверхности, водоемы родного края;

  • знать особенности труда южноуральцев.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • узнавать животных и растения из Красной книги Челябинской области.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

  • описывать достопримечательности столицы и родного края;

  • различать прошлое, настоящее, будущее;

  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете);

  • находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

  • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • называть и описывать достопримечательности Челябинска и Челябинской области;

  • оценивать особенности трудовой деятельности южноуральцев.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснения, для создания собственных устных или письменных высказываний;

  • описывать памятники архитектуры Южного Урала.
















































4. Содержание учебного предмета

Как устроен мир.

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­жен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.

Наша безопасность. Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам. Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.





































  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание учебного предмета

Тема раздела,

количество часов

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.Роль природы в жизни людей. Экология, как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Человек как член общества. Понятие о человечестве и семье как части общества. Народ (этнос). Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Республиканская и монархическая формы правления. Понятие о гражданстве. Понятие об окружающей среде. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Исчезновение отдельных видов животных. Меры по охране окружающей среды. Заказники, заповедники и национальные парки.

Как устроен мир

(6 ч.)

Знакомство с целеполаганием раздела. Понятие о телах, веществах, частицах (молекулах, атомах). Практическая работа по растворимости веществ. Разнообразие веществ. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Определение свойств воздуха в ходе практической работы. Охрана чистоты воздуха. Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Выявление свойств воды в ходе практической работы. Берегите воду! Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Почва, как верхний плодородный слой земли. Исследование состава почвы в ходе практической работы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. Ботаника как наука. Классификация растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений.

Эта удивительная природа

(18 ч.)

Организм человека Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожог. Опорно- двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранение правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Дыхательная система: ее строение и функционирование, кровеносная система, ее строение и функционирование. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота (практическая работа). Здоровый образ жизни Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.

Мы и наше здоровье

(10 ч.)

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки разрешающие, запрещающие, информационно- указательные, знаки сервиса. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, подоконнике, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Наша безопасность

(7 ч.)

Для чего нужна экономика. Понятия о потребностях, товаре, услугах. Природные богатства и труд людей — основа экономики Использование природных ресурсов в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, Способы добычи и охрана полезных ископаемых. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных. Роль их в экономике. Труд животноводов. Развитие товарно-денежных отношений (бартер, купля – продажа). Деньги как эквивалент товара. Роль денег в процессе купли – продажи. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Способы защиты банкнот от подделки.

Чему учит экономика

(12 ч.)

Золотое кольцо России – популярный туристический маршрут. Города, входящие в Золотое кольцо (Сергиев – Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. Наши ближайшие соседи Государства, граничащие с Россией, их столицы. На севере Европы Скандинавские страны, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности, великие люди. Страны Центральной Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. По страницам Франции и Великобритании Франция, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж- Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Путешествием по городам и странам

(15 ч.)

ИТОГО:

68 ч.















  1. Календарно-тематическое планирование

Тема

кол-во часов

дата проведения

реализация

НРЭО

формы текущего контроля

корректировка

План/ факт

План/ факт


Как устроен мир (6 ч.)

Природа. Значение природы для людей

1





Человек. Проект: «Богатства, отданные людям». Подготовка к выполнению проекта

1





Общество

1


Символы Челябинской области



Что такое экология

1





Природа в опасности! Экскурсия

1


Охрана природы и природных богатств Челябинской области

Проектная деятельность


Обобщение по разделу: «Как устроен мир».

Защита проекта «Богатства, отданные людям»

1



Проверочная работа



Эта удивительная природа (18 ч.)

Тела, вещества, частицы

1





Разнообразие веществ

1



Програмирован

ный контроль


Воздух и его охрана

1


Охрана природы и природных богатств Челябинской области (воздух)

Практическая работа


Вода и свойства воды

1



Практическая работа


Превращение и круговорот. Берегите воду!

1


Охрана природы и природных богатств Челябинской области (вода)



Как разрушаются камни

1





Что такое почва

1



Практическая работа


Разнообразие растений

1


Разнообразие растений Челябинской области



Солнце, растения и мы с вами

1





Размножение и развитие растений

1





Охрана растений

1


Охрана растений Челябинской области



Разнообразие животных

1


Разнообразие животных Челябинской области

Графический диктант


Кто что ест

1



Графический диктант


Размножение и развитие животных

1





Охрана животных

1


Охрана животных Челябинской области



В царстве грибов

1


Грибы Челябинской области

Проектная деятельность


Великий круговорот жизни

1





Обобщение по разделу: «Эта удивительная природа»

1






Мы и наше здоровье (10 ч.)

Организм человека

1





Органы чувств

1





Надежная защита организма

1





Опора тела и движение

1





Наше питание

1





Дыхание и кровообращение

1





Умей предупреждать болезни

1





Здоровый образ жизни

1



Програмирован

ный контроль


Проект «Школа кулинаров»

1



Проект


Обобщение по разделу: «Мы и наше здоровье»

1






Наша безопасность (7 ч.)

Огонь, вода и газ

1





Чтобы путь был счастливым

1





Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает» (подготовка)

1



Графический диктант


Опасные места

1





Природа и наша безопасность

1





Экологическая безопасность

1


Охрана природы и природных богатств Челябинской области



Обобщение по разделу: «Наша безопасность»

1



Графический диктант

Проверочная работа



Чему учит экономика (12 ч.)

Для чего нужна экономика

1





Природные богатства и труд людей – основа экономики

1


Труд жителей Челябинской области зависит от климатических условий и местности где они проживают



Полезные ископаемые

1


Полезные ископаемые Челябинской области и их значение в экономике

Южного Урала



Растениеводство

1


Развитие растениеводства на Южном Урале



Животноводство

1


Развитие животноводства на Южном Урале



Какая бывает промышленность

1


Города Челябинской области –

это крупные промышленные и торговые центры



Проект «Экономика родного края» (подготовка)

1



Проект


Что такое деньги

1



Графический диктант


Государственный бюджет

1





Семейный бюджет

1





Экономика и экология

1





Обобщение по разделу: «Чему учит экономика»

1



Проверочная работа



Путешествие по городам и странам (15 ч.)

54-56.

Золотое кольцо России

3



Фактологичес

кий диктант


Проект «Музей путешествий»

1



Проект


Наши ближайшие соседи

1





На Севере Европы

1





Что такое Бенилюкс

1





В центре Европы

1





По Франции и Великобритании (Франция)

1





По Франции и Великобритании (Великобритания)

1





На юге Европы

1





По знаменитым местам мира

1



Проектная деятельность


Обобщение по разделу: «Путешествие по городам и странам»

1




Проверочная работа


Стандартизированная работа




Контрольная работа


68.

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2



Проект



  1. Описание контрольно-измерительных материалов

Для текущего и промежуточного контроля используются контрольно-измерительные материалы, представленные в МРООП НОО; входящие в УМК «Школа России».

(ПлешаковА.А.Окружающий мир. Проверочные работы. 3 класс. -М.: Просвещение, 2018)