СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Планета знаний " 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Планета знаний " 1 класс»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №100» г. Перми





Рассмотрено

       Руководитель

методического объединения

_______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2019 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

ФИО

 

«___» ___________2019 г

Утверждаю

     Директор МАОУ «СОШ№100»

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2019г

 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ





ДЛЯ 1 КЛАССА



НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составитель программы

учитель начальных классов

Пуртова Любовь Владимировна







2019 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа написана на основе :

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ ст. 28 раздел 3. п. 6);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12. 2012 г. N 1060, от 29.12. 2014 г. № 1643).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Опубликовано 16 марта 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011г., рег. № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643
    “О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

  • Примерной программы начального образования, авторской программы И.В. Потапова, Г.Г. Ивченковой, Е В. Саплиной, А.И. Саплина «Окружающий мир» (УМК «Планета Знаний»).

Главная цель предмета

Формирование представлений о природе, человеке, обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окру­жающему миру.

Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмо­циями, их влиянием на организм и окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой. При­мерное содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую цен­ность для человека и общества в целом. Программа курса предусматривает большие воз­можности для развития наблюдательности, развития информационной грамотности.


Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.); социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоми­нание, обобщение и др.); воспитание внимательности, наблюдательности и любозна­тельности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности; воспитание бережно­го отношения к природе и продуктам труда людей.



При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

Учебно-тематический план



Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся


Охрана природных богатств. Родной город. Личная гигиена. Объекты и явления природы

Знакомство друг с другом. Правила общения

Знакомство с новым социальным статусом и с понятиями «школа», «учитель», «ученик», «класс», «режим дня»

Режим школьника. Правила поведения на уроке. Планировка школьного двора. Правила поведения

Сезонные изменения в природе. Наблюдения за погодой. Знакомство с сигналами светофора и основными дорожными знаками для пешеходов. Разыгрывание сюжетно- ролевых дор. ситуаций

Формирование понятий: утро, день, вечер, ночь

Наблюдения за растениями. Изменения в жизни зверей

Основные возрастные периоды жизни человека. Внешнее строение

Значение органов чувств.

Отделы тела человека и их основные части

Качество и количество пищи. Значение одежды для человека: гигиенический, эстетический, профессиональный

Соблюдение основных гигиенических правил

Эмоциональное состояние человека. Внимание и память в жизни человека

Представления о живой и неживой природе

Свойства воды, значение. Постановка опытов

Зимние явления в природе. Наблюдение за снегом. Животные и растения зимой

Внешнее строение растения. Жизненные формы растений

Наблюдение за развитием фасоли. Разнообразие комнатных растений и правила ухода за ними

Основные жизненные проявления животных -питание, движение

Формирование представлений о характере взаимодействий человека и природы

Воспитание в детях чувства патриотизма. Представление о разных населённых пунктах России (город, посёлок, село, деревня)

Представление о родственных связях. Разнообразие занятий людей. История моей семьи. Организация выходного дня

Признаки весны. Жизнь растений и животных

Знакомство с понятиями «безопасность», и «чрезвычайная ситуация»

Организация правильных взаимоотношений между людьми. Виды транспорта: наземный, воздушный, водный. Правила поведения.


Пришла пора учиться. (13 часов)

Вводный урок. Что такое окружающий мир

Ты и твое имя

Твоя школа (экскурсия по школе)

Твоя школа (урок-игра)

Во дворе школы

Во дворе школы

Вот и лето прошло

Вот и лето прошло

Дорога в школу

Твой распорядок дня

Осень

Человек. (13 часов)

Как ты рос

Как ты воспринимаешь мир

Твоё тело

Как ты питаешься

Твоя одежда

Будь здоров!

Твоё настроение

Будь внимательным!

Природа в жизни человека. (21 час)

Полна природа удивленья

Вода и воздух

Зима

Времена года

Как устроено растение

Деревья, кустарники, травы

Как развивается растение

Растения в нашем классе

Насекомые, птицы, рыбы, звери…

Жизнь животных

Домашние животные

Береги природу, человек!

Человек среди людей. (17 часов)

Наша Родина

Наш дом

Наши родственники

Хороший день

Весна

Наша безопасность

Будем вежливы

Мы едем, едем, едем…

Скоро лето

Объяснять значение понятий «объекты и явления природы»

Выполнять различные правила безопасного поведения.

Составлять и применять в своей жизни режим школьника, основные правила личной гигиены

Различать эмоциональные состояния людей (грусть, веселье, удивление, испуг),

объекты живой и неживой природы, человека.

Анализировать рисунок, составлять по нему рассказ, отвечать на вопросы.

Отличать признаки деревьев, кустарников, травянистых, лиственных и хвойных растений. Ухаживать за комн. растениями

Правильно вести себя в природе. Знать Герб и флаг России. Название страны, столицы






Содержание программы

Пришла пора учиться (13 часов)

Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 часов)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 час)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 часов)

Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).



Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);

  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;

  • виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);

  • о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;

  • о предметах личной гигиены и их назначении;

  • о профессиях родителей и работников школы;

  • о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • название страны, её столицу;

  • герб и флаг России;

  • виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • названия частей растений;

  • отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;

  • названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);

  • о значении домашних животных в жизни человека;

  • наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

  • названия месяцев в году и дней недели;

  • некоторые охраняемые растения и животные.

Учащиеся должны уметь:

  • различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);

  • выполнять элементарные правила личной гигиены;

  • выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;

  • различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • правильно вести себя в природе.

Учащиеся могут знать:

  • названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);

  • о самонаблюдении и самоконтроле;

  • о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;

  • некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

  • условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;

  • как развиваются растения;

  • о разнообразии способов движения и питания животных;

  • гимн России.

Учащиеся могут уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);

  • рассказывать о разнообразии труда людей;

  • устанавливать родственные связи;

  • пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.


Специфика программы

Образовательные и воспитательные задачи обучения курса окружающего мира реша­ются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использо­вание технических средств.

Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать диффе­ренцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевремен­ную корректировку трудностей. На основе межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применяемые в рамках учебного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: уме­ние организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе форми­руются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.


Требования к результатам

Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, события, факты); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать во­просы, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть успешно решены: познава-

тельный интерес к изучению курса окружающего мира, способность к самооценке, знания основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение.


Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию, уста­навливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, принимать и сохранять цель познавательной деятельности, понимать информацию, пред­ставленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.


Предметные результаты: обучающиеся в процессе наблюдений знакомятся с време­нами года, природными явлениями, объясняют некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, дают оценку влияния деятельности человека на природу, делают элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, участ­вуют в мероприятиях по охране природы.


Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока-зачёта, урока-экскурсии, уроков - практических занятий, уроков с демонстрацией объ­ектов или их изображений, презентации. Используется фронтальная, групповая, индивиду­альная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучаю­щиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). На уроках ознакомления с новым материалом и закрепления пройденного практикуется использова­ние ЭОР.


Объём и сроки изучения.

Количество часов в год - 66

Количество часов в 2 п/г в неделю/всего 2\3

Количество часов во 2 п/г в неделю/всего 2\34

Практических работ в 1 п/г-1 / во 2 п/г-1

Типы уроков:

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Урок закрепления новых знаний и выработка умений

Урок комплексного использования знаний

Урок обобщения и систематизации знаний


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. «Окружающий мир». 1 класс. Учебник / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Аст / Аст- рель, 2012.

  2. Электронное приложение к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова "Окружающий мир". 1 класс. - М.: Аст / Астрель, 2012.

  3. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь №1, №2 / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Аст/Астрель, 2013.

  4. «Окружающий мир». Проверочные и диагностические работы к учебнику. 1 класс / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. - М.: Аст/Астрель, 2012.

Учебно-методическая литература:

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 класс. Учебно­методический комплект "Планета знаний" - М.: ACT, Астрель, 2012.

  2. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. Методические рекомендации, поурочные разработки. - М.: Аст / Астрель, 2012.

  3. «Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий Мир. 1 класс». - М.: New Media generation,2008.

  4. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические ма­териалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. /В.В.Мещерякова, С.В. Савинова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Планета, 2011. - (Качество обу­чения).

  5. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.С.В.Савинова - М.: Планета, 2011. - (Качество обучения).

  6. Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

  7. Окружающий мир. 1 класс. Интерактивные диагностические тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Каче­ство обучения).

  8. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2013. - (Современная школа).

  9. Начальная школа. Оценка достижения планируемых результатов. Уровневая диф­ференциация. Рейтинговая оценка. Индивидуальные технологические карты. Диагностиче­ские работы. Разработки уроков. Разработки родительских собраний. / С.А. Зенина, А.Н. Медведева [и др.]; - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).

  10. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеуроч­ной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).

  11. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Специфическое сопровождение (оборудование):

  • демонстрационные таблицы «Природные сообщества», «Правила поведения в об­щественных местах», «Домашние и дикие животные»; «Животные», «Растения», «Строение растения», «Организм человека», «Правила посадки при письме», «Город», «Село»;

  • глобус, физическая карта России, политическая карта мира, карта полушарий, фи­зическая карта мира;

  • наборы лабораторного оборудования для измерения температуры, времени;

  • портреты исторических личностей, деятелей науки, культуры и искусства (М. Ломо­носов, А. Суворов, М. Кутузов, Николай II, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, действующий Президент России, портреты писателей, композиторов, изобретателей, путешественников и т.п.);

  • плакаты «Государственная символика Российской Федерации»;

  • наборы открыток и фотографий достопримечательностей городов России;

  • гербарии растений разных природных сообществ;

  • демонстрационные наборы образцов горных пород и полезных ископаемых;

  • живые растения;

  • энциклопедии.


Электронно-программное обеспечение:

  • электронные энциклопедии, DVD фильмы о природе, истории;

  • записи звуков природы;

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютер­ные программы);

  • презентации по окружающему миру;

  • видео к уроку: Анатомия , Живая природа. Этикет. Мир вокруг нас. Природа.



Технические средства обучения:

  • DVD плееры. MP3 плееры;

  • компьютер с учебным программным обеспечением;

  • мультимедийный проектор;

  • магнитная доска;

  • цифровой фотоаппарат;

  • документ-камера;

  • интерактивная доска;

  • компьютерный класс с программным обеспечением;

  • магнитола;

  • колонки.


Календарно-тематическое планирование 1 класс

66 часов (2 часа в неделю)

урока

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Стр.

Элементы

Содержания

Характеристика учебной деятельности учащихся

Дата

Обратная связь


ПРИШЛА ПОРА УЧИТЬСЯ (13 ЧАСОВ)

1.

Что такое окружающий мир.

Предметный урок.

Уч.с.3-7;

Р.Т.с.3-5.

Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету.

Умение рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

***

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Ориентироваться в школе (находить свой класс, своё место в классе).

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице и выполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).

Работать в малых группах (в парах).

Находить нужную информацию (с помощью учителя) в справочнике учебника.

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).

Выбирать форму участия в проектной деятельности.

Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»; значение правил поведения в школе и на улице.

Рассказывать о значении школы в жизни детей.

Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице.


Работа с рисунками.

2.

Ты и твоё имя.

Уч.с.8-9;

Р.Т.с.6-7.

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе.


Рисунок.

3.

Экскурсия «Твоя школа».


Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы.


Экскурсия.

4.

Твоя школа.

Уч.с.10-11;

Р.Т.с.8-9.

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми.


Задание в тетради на с.8.

5.

Экскурсия «Во дворе школы».


Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора.


Экскурсия.

6.

Во дворе школы.

Уч.с.12-13;

Р.Т.с.10-11.

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы.


Задания на развитие внимания.

7.

Экскурсия «Вот и лето прошло».


Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность. Формировать умение работать в группах.


Экскурсия.

Наблюдение.

8.

Вот и лето прошло.

Уч.с.14-15;

Р.Т.с.12-13.

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать.


Наблюдение.

Составление рассказа «Что я видел на экскурсии».


9.

Экскурсия «Дорога в школу».


Начать изучение правил дорожного движения. Учить ориентироваться в пространстве.


Экскурсия.

Наблюдение.

10.

Дорога в школу.

Уч.с.16-19;

Р.Т.с.14-15.

Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил. Развивать творческие способности детей.


Творческое задание.

11.

Твой распорядок дня.

Уч.с.20-21;

Р.Т.с.16-17.

Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня; учить детей правильно распределять время.


Составить распорядок дня.


12.

Экскурсия «Осень».


Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе. Учить работать в парах.

.

Экскурсия.

Наблюдение.

13.

Осень.

Уч.с.22-27;

Р.Т.с.18-19.

Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью. Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей.


Мозаика заданий.

Проверочная работа №1.


Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Школа»

С.28-29

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.


Проект учащихся.


ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ)

14.

Как ты рос.

Уч.с.30-33;

Р.Т.с.20-21.

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки.

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.

***

Оценивать своё эмоциональное состояние и выполнять элементарные приёмы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать своё поведение и поведение партнёра в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.

Выполнять задания, требующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников и устанавливать их последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору).


Подобрать фотографии членов семьи в разные годы жизни.

15.

Как ты воспринимаешь мир.

Уч.с.34-35;

Р.Т.с.22-23.

Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений. Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещённом в учебнике.


Задание в Р.Т.с.22.

Практическая работа.

16.

Как ты воспринимаешь мир.

Предметный урок.

Уч.с.36-37;

Р.Т.с.22-23.


Опыт и наблюдение.

Задание в Р.Т.с.23.

17.

Твоё тело.

Уч.с.38-39;

Р.Т.с.24-25.

Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом. Развивать внимание, память и творческие способности.


Наблюдение.

18.

Как ты питаешься.

Уч.с.40-41;

Р.Т.с.26-27.

Показать значение правильного питания для здоровья человека. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником.


Практическая работа.

19.

Твоя одежда.

Предметный урок.

Уч.с.42-43.

Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное. Продолжать развивать творческие способности.


Практическая работа.

20.

Твоя одежда.

Р.Т.с.28-29.


Творческое задание.

21.

Будь здоров!

Предметный урок.

Уч.с.44-45.

Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении.


Опыт и наблюдение.

22.

Будь здоров!


Р.Т.с.30-31.


Практическая работа.

23.

Твоё настроение.

Уч.с.46-47;

Р.Т.с.32-33.

Развивать эмоциональную сферу ребёнка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приёмами управления собой. Учить выражать своё отношение к миру в рисунках.


Наблюдение.

Рисунок.

24.

Твоё настроение.

Р.Т.с.34-35.


Практическая работа.

Творческие задания.

25.

Будь внимательным!

Уч.48-49;

Р.Т.с.36-39.

Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек». Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность.


Задания на развитие памяти и внимания.

26.

Будь внимательным!

Уч.с.50-53.


Проверочная работа №2.


Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Одежда»

С.54-55

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.


Проект учащихся.


ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (21 ЧАС)

27.

Полна природа удивленья.

Уч.с.56-59;

Р.Т.с.3-4.

Сформировать первоначальное представление о живой и неживой природе. Учить наблюдать за явлениями окружающей природы; развивать внимательность и наблюдательность. Учить работать со схемами.

Умение различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовый материал, характеризующий времена года.

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку.

Объяснять различие между дикими и домашними животными.

Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять её.

***

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.

Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений.

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, по выращиванию растений из черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Выбирать форму участия в проектной деятельности.


Наблюдение.

Работа с рисунками.

28.

Вода и воздух.

Уч.с.60-61;

Р.Т.с.5.

Познакомить с правилами постановки опытов; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней.


Опыты и наблюдения.

29.

Вода и воздух.

Уч.с.62-63.


Опыты и наблюдения.

30.

Экскурсия «Зима».


Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами. Организовать наблюдение за животными; включить детей в природоохранительную деятельность.


Экскурсия.

Наблюдение.

31.

Зима.

Уч.с.64-65;

Р.Т.с.6-7.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать. Закрепить полученные знания в разнообразной практической деятельности детей.


Практическая работа.

Логические задания.

32.

Времена года.

Уч.с.66-67;

Р.Т.с.8-9.

Сформировать представление о временах года, используя полученный опыт. Развивать творческое воображение учащихся.


Работа с рисунками.

33.

Как устроено растение.

Предметный урок.

Уч.с.68-69;

Р.Т.с.10-11.

Выявить степень понимания детьми обобщённого представления «растение». Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения.


Практическая работа.

34.

Как устроено растение.

Уч.с.70-71;

Р.Т.с.10-11.


Наблюдение.

35.

Деревья, кустарники, травы.

Уч.с.72-73;

Р.Т.с.12-13.

Познакомить детей с основными жизненными формами растений. Продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать. Продолжать формирование умений работать со схемами и справочником учебника, работать в парах.


Задание в Р.Т.с.12.

36.

Деревья, кустарники, травы.

Уч.с.74-75;

Р.Т.с.12-13.


Задание в Р.Т.с.13.

37.

Как развиваются растения.

Предметный урок.

Уч.с.76-77;

Р.Т.с.14-15.

Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов. Формирование знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени.


Опыт и наблюдение.

38.

Как развиваются растения.

Р.Т.с.16-17.


Творческое задание.

Наблюдение.

39.

Растения в нашем классе.

Предметный урок.

Уч.с.78-79;

Р.Т.с.18-19.

Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Учить понимать красоту окружающей природы и выражать её в словесной и изобразительной форме. Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями.


Опыт и наблюдение.

40.

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.80-82;

Р.Т.с.20-21.

Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Развивать умение концентрировать внимание.


Задания в Р.Т.с.21.

41.

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Уч.с.83-85;

Р.Т.с.22-23.


Творческое задание.

42.

Жизнь животных.

Уч.с.86-87;

Р.Т.с.24-25.

Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных – движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными.


Рассказ по иллюстрациям.

43.

Жизнь животных.

Уч.с.88-89;

Р.Т.с.24-25.


Задания в Р.Т.с.25.

Наблюдение.

44.

Домашние животные.

Уч.с.90-91;

Р.Т.с.26-27.

Показать разнообразие домашних животных и их значение в жизни человека. Показать необходимость заботы человека о животных. Продолжить развитие внимательности и наблюдательности.


Работа с рисунками.

45.

Домашние животные.

Уч.с.92-93;

Р.Т.с.28-29.


Наблюдение.

Творческое задание.

46.

Береги природу, человек!

Уч.с.94-97;

Р.Т.с.30-34.

Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников.


Творческое задание.

47.

Береги природу, человек!

Уч.с.98-101


Проверочная работа №3.


Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Растения»

С.102-103

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.


Проект учащихся.


ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (17 ЧАСОВ)

48.

Наша Родина.

Уч.с.104-106.

Дать первое представление о России, её населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России; сформировать представление о малой родине; воспитывать чувство патриотизма. Развивать пространственные представления.

Умение узнавать государственные символы России: гимн, герб, флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населённых пунктов России.

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своём домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населённом пункте своего проживания.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Приводить примеры профессий людей.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы; составлять описание объектов природы по плану; сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время; объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений; фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Рассказывать, подбирать стихи и рисунки о временах года.

Сравнивать и классифицировать предметы (на примере транспорта).

Заполнять анкету в рабочей тетради (фамилия, имя, возраст, полный адрес).

***

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).

Оценивать своё поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Оценивать возможности возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты).

Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очерёдность высказываний, продолжать тему, начатую партнёром.

Находить информацию о городе своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).

Самостоятельно использовать справочник, размещённый в учебнике.

Моделировать обстановку комнаты ученика.

Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение».

Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору).


Разучивание гимна.

49.

Наша Родина.

Уч.с.107-109.


Поисковое задание.

50.

Наш дом.

Уч.с.110-111;

Р.Т.с.39-41.

Дать представление о разнообразии населённых пунктов России (город, посёлок, деревня). Познакомить с тем, как строят дома, объяснить причины запрета посещения детьми и посторонними взрослыми строительных площадок. Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности.


Рассказ о своём доме.

51.

Наш дом.

Уч.с.112-113;

Р.Т.с.43.


Творческое задание.

52.

Наши родственники.

Уч.с.114-115;

Р.Т.с.44-45.

Дать первоначальное представление о родственных связях, составе семьи; дать представление о традициях, существующих в семьях; учить уважать и любить своих родственников, оказывать взаимопомощь в семье. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями.


Задание в Р.Т.с.45.

53.

Наши родственники.

Уч.с.116-117;

Р.Т.с.46-47.


Придумать историю к рисунку.

54.

Хороший день.

Уч.с.118-119.

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье. Развивать умение актуализировать жизненный опыт. Развивать речь и творческие способности детей на материале урока.


Рассказ об отдыхе в семье.

55.

Хороший день.

Р.Т.с.48-49.


Работа с рисунками.

56.

Экскурсия в природу «Весна».


Познакомить учащихся с весенними изменениями в природе. Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц. Развивать чувство прекрасного.


Экскурсия.

Наблюдение.

57.

Весна.

Уч.с.120-121;

Р.Т.с.50-51.

Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности.


Опыт и наблюдение.

Рисунок.

58.

Наша безопасность.

Уч.с.122-123;

Р.Т.с.52-53.

Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отработать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей.



Задание в Р.Т.с.52.

59.

Наша безопасность.

Уч.с.124-125;

Р.Т.с.52-53.


Практическая работа.

60.

Будем вежливы.

Уч.с.126-127.

Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его.


Придумать разные ситуации. Практическая работа.

61.

Будем вежливы.

Р.Т.с.54-55.


Придумать историю к рисунку.


62.

Мы едем, едем, едем…

Уч.с.128-129;

Р.Т.с.56-57.

Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся.


Практическая работа.

63.

Мы едем, едем, едем…

Уч.с.130-131;

Р.Т.с.56-57.


Творческое задание.

64.

Скоро лето.

Уч.с.132-135;

Р.Т.с.58-59.

Познакомить первоклассников с разными вариантами летнего отдыха. Продолжить знакомство детей с основами безопасной жизнедеятельности, используя материал данного урока. Развивать внимательность, наблюдательность, воображение и творческие способности.


Проверочная работа №4.


Внеклассная работа.

Проект учащихся по теме «Растения»

С.102-103

Умение выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме.


Проект учащихся.


РЕЗЕРВ 2 ЧАСА