СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОП.01 Педагогика

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОП.01 Педагогика разработана в соответствии с ФГОС для специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОП.01 Педагогика»

Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «Вельский

индустриально-экономический колледж»

_____________ Н.В.Орлов

«_____» ______________ 2018







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 ПЕДАГОГИКА



для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»















Вельск 2018

Рабочая учебная программа учебной дисциплины ОП.01 Педагогика

по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2015г. №1351, и вариативной части ФГОС СПО в объеме 86 часов аудиторной учебной нагрузки и 43 часов самостоятельной работы, направленных на основании требований работодателей на углубление подготовки обучающихся по означенной дисциплине.




Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»


Автор:

Сульжицкая Г.П., преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально- экономический колледж»

Рецензент: _______________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, место работы рецензента)







Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании методической цикловой комиссии

дошкольной педагогики

протокол № __ от « __ » ____________ 201___ года.

Председатель МЦК ____________ / Г.П.Сульжицкая/

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей учебной дисциплины…..………………..…..….......4

2. Структура и содержание учебной дисциплины….……..…….........6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины..........14

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной

дисциплины…………………………………………………………………........15

5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ..............................................................................17

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ

ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ ......................................................................................................................20





















4

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации педагогического профиля, переподготовке по специальности 44.02.01 Дошкольное образования.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


уметь:

  • определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

  • анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

  • находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

  • ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;


знать:

  • взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

  • значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

  • принципы обучения и воспитания;

  • особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

  • формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

  • психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

  • понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;


5

  • особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

  • средства контроля и оценки качества образования;

  • психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

  • вопросы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 86 часов;

самостоятельной работы обучающегося 43 часов.



































6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

129

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

86

в том числе:


практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

43

Промежуточная аттестация в форме экзамена


7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Педагогика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

РАЗДЕЛ 1. Введение в педагогическую профессию


4


Тема 1.1 Возникновение педагогической профес-сии, её развитие.

Профессиональные и личностные качества педагога.

История профессии. Зарождение собственно форм воспитания. Учитель в современном понимании. Воспитатель дошкольного учреждения. Социальная значимость профессии.

Назначение педагога в обществе. Функция современного педагога. Гуманистическое начало личности педагога. Соответствие педагога современным требованиям. Профессиональные качества педагога. Личностные качества, необходимые педагогу. Культура профессионального общения. Педагогические умения.




2



Тема 1.2 Требования к профессиональной компетентности и мобильности педагога. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога.


Роль и место педагога в современном обществе. Необходимые умения в педагогической деятельности. Повышение квалификации педагога. Возрастание в современных условиях требований к педагогу как творцу и исследователю. Педагогическая действительность и её изучение. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование. Самообразование как основа современного профессионального образования. Чтение профессиональной литературы.


2


Раздел 2. Общие основы педагогики.


14


Тема 2.1 Предмет педагогики как науки. Возникновение и разви-тие педагогики как науки.

Различные подходы к педагогической системе. Закономерности педагогических явлений. Определение предмета педагогики. Целеполагание в педагогике. Структурный, деятельностный, личностный подходы в педагогической науке.

2


Тема 2.2. Развитие педагогической мысли в России.

Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

4







8


Тема 2.3 Основные педагогические понятия. Структура педагогической науки.

Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический характер воспитания. Цель воспитания. Сущность определения обучения. Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Уровни образования: начальное, среднее, высшее. Основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, социализация. Взаимосвязь педагогических понятий.

Структура педагогической науки, ее основные отрасли.


2



Тема 2.4. Методы педагогического исследования.

Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование.

Практическое занятие №1. Тема: "Использование методов педагогического исследования".



2 (1+1)


Тема 2.5. Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике. Личностно-ориентированный подход.

Теория образования и обучения (дидактика). Теория воспитания, школоведение. Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике. Сущность педагогического процесса, его структура, движущие силы, закономерности.

Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в воспитании.


2


Тема 2.6. Развитие системы образования в России.

Развитие системы образования в России; принципы государственной образовательной политики; непрерывное образование.

Практическое занятие №2. Тема: «Сочинение. Моё представление о будущем российском образовании»


2(1+1)


Раздел 3. Дошкольная педагогика.


8


Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука.

Предмет и методы дошкольной педагогики. Цель и задачи дошкольного образования.


2


Тема 3.2. Воспитание и развитие.

Понятие развития. Факторы, влияющие на формирование личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль среды в развитии личности. Роль воспитания в формировании личности. Активная деятельность как условие развития. Самовоспитание и развитие. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития детей.




2


9

Тема 3.3. Программы дошкольного образования и воспитания.

Новые подходы к программному обеспечению дошкольного образования. Виды программ. Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга». Специализированные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Практическое занятие №3. Тема: "Анализ структуры «Программы воспитания и обучения в детском саду".

4 (2+2)


Раздел 4. Сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего возраста.


60


Тема 4.1. Развитие и воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Особенности периода раннего детства и его значение. Развитие и воспитание детей 1 года жизни. Этапы развития, задачи воспитания и ведущие линии развития. Развитие и воспитание детей 2 года жизни. Организационные условия работы группы, комплектование. Краткая характеристика физического развития, режима дня. Развитие речи. Развитие детей в процессе обучения. Виды занятий, дидактических игр и их значение для детей 2 года жизни. Организация игр и других видов самостоятельной деятельности детей.

Развитие и воспитание детей 3 года жизни. Характеристика детей 3 года жизни. Ведущие линии развития. Формирование самостоятельности. Развитие речи. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. Обучение на занятиях.

2


Тема 4.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Характеристика физического воспитания. Значение, задачи и условия физического воспитания в дошкольном возрасте.


2


Тема 4.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Практическое занятие № 4. Тема: «Анализ программных требований по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3 года жизни» (Понятие о культурно-гигиенических навыках, их значение в жизни человека. Условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков. Приемы их воспитания).

2


Тема 4.4. Организация жизни детей в образовательном учреждении.



Понятие режима и его значение в воспитании. Режим в разных возрастных группах. Роль взрослых в организации режима. Организация воспитательной работы в часы утреннего приема детей. Содержание детской деятельности в утренние часы. Индивидуальная работа с детьми. Организация питания детей. Значение правильной организации питания. Подготовка детей к приему пищи. Формирование навыков культурной еды. Выявление причин плохого аппетита у детей, меры их устранения. Организация прогулки. Значение

8 (6+2)


10


прогулки. Участок детского сада и его оборудование. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке. Целевые прогулки.

Организация сна детей. Значение сна. Методика проведения второй половины дня в детском саду. Основные виды деятельности и руководство ими.

Практическое занятие №5. Тема: " Сравнительный анализ режима дня в разных возрастных группах".



Тема 4.5 Умственное воспитание. Обучение в детском саду.

Необходимость, значение и задачи умственного воспитания. Роль и задачи умственного воспитания в подготовке детей к обучению в школе.

Сенсорное воспитание в детском саду. Содержание и методика сенсорного воспитания.

Ведущая роль обучения в умственном развитии детей, сущность процесса обучения, его своеобразие в дошкольном возрасте. Основные дидактические принципы. Ознакомление детей с окружающим. Методы и приемы обучения. Наглядные методы и приемы, их значение. Наглядные и дидактические пособия, используемые для ознакомления с окружающим. Значение словесных методов и приемов обучения. Практические и игровые методы и приемы обучения, их значение. Выбор и сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от содержания учебного материала и возрастных особенностей детей. Занятие – форма организации обучения. Роль занятий в обучении детей и подготовке их к школе. Гигиенические требования к организации занятий. Структура занятий. Требования к детям на занятии. Подготовка воспитателя к занятию. Роль семьи в осуществлении задач умственного воспитания.

Практическое занятие №6. Тема: "Составление конспектов занятий по ознакомлению с окружающим".

8(6+2)


Тема 4.6 Нравственное воспитание.



















Общая характеристика нравственного воспитания. Современные исследования о возможностях нравственного развития ребенка. Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного воспитания. Принципы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сочетание разных методов в воспитательной работе. Своеобразие их применения в каждой возрастной группе.

Воспитание любви к Родине. Задачи, содержание и методы работы по воспитанию у детей чувства любви к Родине. Понятия «коллектив» и «коллективизм». Этапы развития детского коллектива. Методика работы по воспитанию основ коллективизма у детей в разных возрастных группах. Воспитание дружбы между детьми. Общение в дошкольном возрасте.

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Понятие о дисциплинированности и культуре поведения, своеобразие их проявления у детей дошкольного возраста. Нормы поведения детей дошкольного возраста. Методика воспитания дисциплинированности и культуры поведения. Оценка уровня воспитанности.

Возможные нарушения дисциплины, их причины и предупреждение. Меры педагогического воздействия. Детские жалобы и отношение к ним воспитателя. Воспитание воли и характера. Значение дошкольного возраста в формировании характера. Воспитание волевого поведения у детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности и выполнения установленных правил. Формирование волевых черт характера.

Воспитание смелости. Детские страхи, их причины, пути преодоления. Воспитание решительности, настойчивости, жизнерадостности. Капризы и упрямство детей, их причины, предупреждение и пути преодоления. Воспитание доброты и отзывчивости. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи и ее предупреждение. Воспитание скромности. Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Практическое занятие №7. Тема: "Анализ программных требований по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения у детей разных возрастных групп".

Практическое занятие №8. Тема: "Аннотирование методической литературы по нравственному воспитанию".


10 (6+4)


Тема 4.7 Трудовое воспитание.

Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Подчинение труда детей учебно-воспитательным целям. А. С. Макаренко о трудовом воспитании. Задачи трудового воспитания в детском саду. Характеристика трудовой деятельности дошкольников.

Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах. Основные формы организации детского труда. Содержание трудовых поручений, методика руководства ими. Место и содержание коллективного труда в каждой возрастной группе, организация и методика руководства им. Методы и приемы обучения детей трудовым умениям и навыкам. Использование результатов труда детей в игре и на занятиях. Работа с семьей по трудовому воспитанию детей.

Практическое занятие №9. Тема: "Анализ программных требований по трудовому воспитанию детей в разных возрастных группах".


4 (2+2) 8


Тема 4.8 Эстетическое воспитание.

Значение и задачи эстетического воспитания. Необходимость эстетического воспитания с ранних лет. Художественная деятельность детей. Сенсорное развитие – предпосылка успешного эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания. Эстетическая подготовка воспитателя – условие успешного воспитания детей. Работа с семьей по эстетическому воспитанию детей.

Практическое занятие № 10. Тема: «Анализ сценариев вечеров развлечений».

4 (2+2)


12

Тема 4.9 Игра в детском саду.

Игра – основной вид деятельности дошкольников. Роль игры в организации детской жизни. Взаимосвязь игры, труда и обучения. Классификация детских игр.

Сюжетно-ролевые игры. Их своеобразие и значение.

Театрализованные игры. Театрализованные игры как разновидность творческих игр, их своеобразие и воспитательно-образовательная ценность. Классификация театрализованных игр.

Строительные игры. Их своеобразие, воспитательно-образовательная ценность. Условия, необходимые для развития строительных игр. Строительные материалы, виды и подбор их в соответствии с возрастом детей. Программные требования к развитию строительных игр. Игры с песком, снегом и другими природными материалами.

Дидактические игры. Своеобразие дидактических игр. Педагогическая ценность дидактических игр. Виды дидактических игр и их содержание. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах.

Подвижные и музыкально-дидактические игры. Их воспитательная ценность, место в педагогическом процессе. Игры – забавы, их воспитательная ценность, содержание и методика проведения.

Игрушка. История возникновения и создания игрушки. Воспитательно-образовательное значение игрушки. Виды игрушек и их характеристика. Требования к игрушке. Подбор игрушек для каждой возрастной группы, их расположение и хранение в разных возрастных группах. Методика внесения новой игрушки.

Практическое занятие № 11. Планирование сюжетно-ролевых игр. Работа со строительным материалом, сооружение построек по образцу, по замыслу, по условиям.

Практическое занятие № 12. Анализ настольно-печатных игр. Разработка методики ознакомления с новыми настольно-печатными играми. Создание студентами новых вариантов настольно-печатных игр.


8 (4+4)


Тема 4.10 Планирование воспитательно-образовательной работы.

Педагогические основы планирования. Значение, содержание и формы планирования воспитательной работы в дошкольном учреждении. Воспитательно-образовательная работа в годовом плане дошкольного учреждения, календарный план работы в группе. Особенность планирования воспитательной работы в группах раннего возраста.

Практическое занятие № 13. Тема: «Составление студентами календарных планов воспитательно-образовательной работы, их анализ и обсуждение».

4 (2+2)



Тема 4.11. Преемственность в работе детского сада и школы.

Подготовка детей к школе, специальная, общая подготовка детей к школе. Преемственность между дошкольным учреждением и школой. Формы связи детского сада и школы.

2


13

Тема 4.12. Управление детским дошкольным учреждением.

Педагогический коллектив, его состав. Система подготовки по дошкольному воспитанию. Заведующий – организатор и руководитель дошкольного учреждения. Содержание работы заведующего.

2


Тема 4. 13 Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей.

Задачи, формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей. Наглядные формы педагогической пропаганды.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка.

Практическое занятие № 14. Тема: «Составление и анализ тезисов докладов для родительских собраний».

4 (2+2)



Промежуточная аттестация в форме экзамена




Всего:

26+60



Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

14 3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.


Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект нормативно-правовых документов: Конституция РФ, закон РФ «Об образовании».

  • таблицы по темам дисциплины «Педагогика».


Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Козлова С.А., Дошкольная педагогика. (15-е изд., перераб. и доп.) учеб. пособие – М.: Академия, 2015.


Информационные ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  2. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  3. http://standart.edu.ru/ - сайт Государственного Федерального Образовательного Стандарта.

  4. http://www.edu.ru/ - федеральный портал Российское образование.

  5. http://www.ict.edu.ru/ портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

  6. www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека

  7. www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал










15 4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, решения педагогических ситуаций.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

  • - определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

Собеседование.

Коллоквиум.

Практические работы.

- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

- находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

  • - ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Собеседование.

Коллоквиум.

Практические работы.

Тестирование.

Реферат.

Освоенные знания:

- взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

- значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;

- принципы обучения и воспитания;

- особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

- формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;

- особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

- средства контроля и оценки качества образования;

- психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога.


Тестирование.

Творческие задания.

Кейс.

Проверочные задания.

Эссе.

Реферат.












Самостоятельная работа студентов по темам:


1. Первая в истории человечества форма воспитания и обучения.

2. Различные подходы к педагогической системе.

3. Изучение педагогической действительности.

4. Научные подходы в педагогике.

5. Современные тенденции российского образования.

6. Изучение основ дошкольной педагогики.

7. Влияние биологических и социальных факторов на развитие личности ребенка.

8. Изучение программ дошкольного образования.

9. Анализ программных требований по организации жизни в ДОУ детей 3 года жизни.

10. Сравнительный анализ задач по физическому воспитанию дошкольников.

11. Значение и место сенсорного обучения в детском саду.











17

5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.

Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.

5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.


Метод

обучения

Деятельность обучающихся

Эффективность метода

Объяснительно-иллюстративное обучение

Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности

Низкая

Монологический метод

  • Наблюдение, слушание, запоминание;

  • мысленное участие в решении учебной проблемы;

выполнение действий по образцу

Низкая

Показательный метод

  • Слушание и наблюдение.

  • Восприятие образца поиска путей решения проблем.

Отработка умений постановки вопроса.

Низкая

Программированное обучение

Поэтапное освоение учебного материала с активным самоконтролем.

Удовлетвлетв

Алгоритмизированное обучение

Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности.

Удовлетвлетв

Диалоговый

метод

  • Активное участие в решении учебных проблем.

Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем.

Средняя

Алгоритмический метод

  • Восприятие инструктажа по выполнению задания.

  • Усвоение алгоритма и образца действий.

Выполнение задания

Средняя

Программированный метод

  • Восприятие инструктажа по усвоению учебного материала. Усвоение блоков информации с программированным самоконтролем знаний.

Средняя





18

Обучение с опорой на поэтапное формирование действий

Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя»

Средняя

Проблемный метод

Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач

Высокая

Эвристический

  • Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы;

  • Поиск путей решения проблем;

  • Выдвижение и обоснование гипотез;

Решение проблем

Высокая

Исследовательский метод

  • Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации.

Решение проблем

Высокая

5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Формы

контроля

Его назначение

Специфика

входной

определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала

устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.

текущий

позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность

осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.

промежуточная аттестация

оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции


осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по дисциплинам (МДК) кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.




























20

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Заболевания

Способы создания безбарьерной среды

в ходе учебного занятия

ДЦП

В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре

Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез

В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре

Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени

Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре

Заболевание кишечника болезнь Крона

Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре

Ювенильный аккилозир, скацилоартрит

Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре

S-талассемия ср.ст.тяж

Освобождение от занятий по физической культуре

Сахарный диабет

Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!