Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж» _____________ Н.В.Орлов «_____» ______________ 2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ПЕДАГОГИКА
для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Вельск 2018
Р
абочая учебная программа учебной дисциплины ОП.01 Педагогика
по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2015г. №1351, и вариативной части ФГОС СПО в объеме 86 часов аудиторной учебной нагрузки и 43 часов самостоятельной работы, направленных на основании требований работодателей на углубление подготовки обучающихся по означенной дисциплине.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор:
Сульжицкая Г.П., преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально- экономический колледж»
Рецензент: _______________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, место работы рецензента)
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
дошкольной педагогики
протокол № __ от « __ » ____________ 201___ года.
Председатель МЦК ____________ / Г.П.Сульжицкая/ 
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей учебной дисциплины…..………………..…..….......4
2. Структура и содержание учебной дисциплины….……..…….........6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины..........14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины…………………………………………………………………........15
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ..............................................................................17
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ ......................................................................................................................20
4
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕДАГОГИКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации педагогического профиля, переподготовке по специальности 44.02.01 Дошкольное образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: цикл общепрофессиональных дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;
анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;
находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;
ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
знать:
взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;
значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности;
принципы обучения и воспитания;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;
формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;
психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику;
5
особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;
средства контроля и оценки качества образования;
психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;
вопросы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 129 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 129 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Педагогика Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Введение в педагогическую профессию | | 4 | |
Тема 1.1 Возникновение педагогической профес-сии, её развитие. Профессиональные и личностные качества педагога. | История профессии. Зарождение собственно форм воспитания. Учитель в современном понимании. Воспитатель дошкольного учреждения. Социальная значимость профессии. Назначение педагога в обществе. Функция современного педагога. Гуманистическое начало личности педагога. Соответствие педагога современным требованиям. Профессиональные качества педагога. Личностные качества, необходимые педагогу. Культура профессионального общения. Педагогические умения. | 2 | |
Тема 1.2 Требования к профессиональной компетентности и мобильности педагога. Роль самообразования и самовоспитания в становлении педагога. | Роль и место педагога в современном обществе. Необходимые умения в педагогической деятельности. Повышение квалификации педагога. Возрастание в современных условиях требований к педагогу как творцу и исследователю. Педагогическая действительность и её изучение. Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование. Самообразование как основа современного профессионального образования. Чтение профессиональной литературы. | 2 | |
Раздел 2. Общие основы педагогики. | | 14 | |
Тема 2.1 Предмет педагогики как науки. Возникновение и разви-тие педагогики как науки. | Различные подходы к педагогической системе. Закономерности педагогических явлений. Определение предмета педагогики. Целеполагание в педагогике. Структурный, деятельностный, личностный подходы в педагогической науке. | 2 | |
Тема 2.2. Развитие педагогической мысли в России. | Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. | 4 | |
8
Тема 2.3 Основные педагогические понятия. Структура педагогической науки. | Сущность определения воспитания в социальном и педагогическом значении. Исторический характер воспитания. Цель воспитания. Сущность определения обучения. Образование как процесс и результат обучения и воспитания. Уровни образования: начальное, среднее, высшее. Основные педагогические понятия: воспитание, обучение, образование, социализация. Взаимосвязь педагогических понятий. Структура педагогической науки, ее основные отрасли. | 2 | |
Тема 2.4. Методы педагогического исследования. | Методы педагогических исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент и педагогическое тестирование. Практическое занятие №1. Тема: "Использование методов педагогического исследования". | 2 (1+1) | |
Тема 2.5. Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике. Личностно-ориентированный подход. | Теория образования и обучения (дидактика). Теория воспитания, школоведение. Целостный педагогический процесс – объект изучения в педагогике. Сущность педагогического процесса, его структура, движущие силы, закономерности. Ребенок как субъект целостного педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в воспитании. | 2 | |
Тема 2.6. Развитие системы образования в России. | Развитие системы образования в России; принципы государственной образовательной политики; непрерывное образование. Практическое занятие №2. Тема: «Сочинение. Моё представление о будущем российском образовании» | 2(1+1) | |
Раздел 3. Дошкольная педагогика. | | 8 | |
Тема 3.1. Дошкольная педагогика как наука. | Предмет и методы дошкольной педагогики. Цель и задачи дошкольного образования. | 2 | |
Тема 3.2. Воспитание и развитие. | Понятие развития. Факторы, влияющие на формирование личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль среды в развитии личности. Роль воспитания в формировании личности. Активная деятельность как условие развития. Самовоспитание и развитие. Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов развития детей. | 2 | |
9
Тема 3.3. Программы дошкольного образования и воспитания. | Новые подходы к программному обеспечению дошкольного образования. Виды программ. Комплексные программы «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга». Специализированные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Практическое занятие №3. Тема: "Анализ структуры «Программы воспитания и обучения в детском саду". | 4 (2+2) | |
Раздел 4. Сущность, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания и обучения детей раннего возраста. | | 60 | |
Тема 4.1. Развитие и воспитание детей раннего дошкольного возраста. | Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Особенности периода раннего детства и его значение. Развитие и воспитание детей 1 года жизни. Этапы развития, задачи воспитания и ведущие линии развития. Развитие и воспитание детей 2 года жизни. Организационные условия работы группы, комплектование. Краткая характеристика физического развития, режима дня. Развитие речи. Развитие детей в процессе обучения. Виды занятий, дидактических игр и их значение для детей 2 года жизни. Организация игр и других видов самостоятельной деятельности детей. Развитие и воспитание детей 3 года жизни. Характеристика детей 3 года жизни. Ведущие линии развития. Формирование самостоятельности. Развитие речи. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. Обучение на занятиях. | 2 | |
Тема 4.2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. | Характеристика физического воспитания. Значение, задачи и условия физического воспитания в дошкольном возрасте. | 2 | |
Тема 4.3. Воспитание культурно-гигиенических навыков. | Практическое занятие № 4. Тема: «Анализ программных требований по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 3 года жизни» (Понятие о культурно-гигиенических навыках, их значение в жизни человека. Условие успешного формирования культурно-гигиенических навыков. Приемы их воспитания). | 2 | |
Тема 4.4. Организация жизни детей в образовательном учреждении. | Понятие режима и его значение в воспитании. Режим в разных возрастных группах. Роль взрослых в организации режима. Организация воспитательной работы в часы утреннего приема детей. Содержание детской деятельности в утренние часы. Индивидуальная работа с детьми. Организация питания детей. Значение правильной организации питания. Подготовка детей к приему пищи. Формирование навыков культурной еды. Выявление причин плохого аппетита у детей, меры их устранения. Организация прогулки. Значение | 8 (6+2) | |
10
| прогулки. Участок детского сада и его оборудование. Подготовка детей к прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке. Целевые прогулки. Организация сна детей. Значение сна. Методика проведения второй половины дня в детском саду. Основные виды деятельности и руководство ими. Практическое занятие №5. Тема: " Сравнительный анализ режима дня в разных возрастных группах". | | |
Тема 4.5 Умственное воспитание. Обучение в детском саду. | Необходимость, значение и задачи умственного воспитания. Роль и задачи умственного воспитания в подготовке детей к обучению в школе. Сенсорное воспитание в детском саду. Содержание и методика сенсорного воспитания. Ведущая роль обучения в умственном развитии детей, сущность процесса обучения, его своеобразие в дошкольном возрасте. Основные дидактические принципы. Ознакомление детей с окружающим. Методы и приемы обучения. Наглядные методы и приемы, их значение. Наглядные и дидактические пособия, используемые для ознакомления с окружающим. Значение словесных методов и приемов обучения. Практические и игровые методы и приемы обучения, их значение. Выбор и сочетание различных методов и приемов обучения в зависимости от содержания учебного материала и возрастных особенностей детей. Занятие – форма организации обучения. Роль занятий в обучении детей и подготовке их к школе. Гигиенические требования к организации занятий. Структура занятий. Требования к детям на занятии. Подготовка воспитателя к занятию. Роль семьи в осуществлении задач умственного воспитания. Практическое занятие №6. Тема: "Составление конспектов занятий по ознакомлению с окружающим". | 8(6+2) | |
Тема 4.6 Нравственное воспитание. | Общая характеристика нравственного воспитания. Современные исследования о возможностях нравственного развития ребенка. Задачи и содержание нравственного воспитания детей дошкольного воспитания. Принципы и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сочетание разных методов в воспитательной работе. Своеобразие их применения в каждой возрастной группе. Воспитание любви к Родине. Задачи, содержание и методы работы по воспитанию у детей чувства любви к Родине. Понятия «коллектив» и «коллективизм». Этапы развития детского коллектива. Методика работы по воспитанию основ коллективизма у детей в разных возрастных группах. Воспитание дружбы между детьми. Общение в дошкольном возрасте. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Понятие о дисциплинированности и культуре поведения, своеобразие их проявления у детей дошкольного возраста. Нормы поведения детей дошкольного возраста. Методика воспитания дисциплинированности и культуры поведения. Оценка уровня воспитанности. Возможные нарушения дисциплины, их причины и предупреждение. Меры педагогического воздействия. Детские жалобы и отношение к ним воспитателя. Воспитание воли и характера. Значение дошкольного возраста в формировании характера. Воспитание волевого поведения у детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности и выполнения установленных правил. Формирование волевых черт характера. Воспитание смелости. Детские страхи, их причины, пути преодоления. Воспитание решительности, настойчивости, жизнерадостности. Капризы и упрямство детей, их причины, предупреждение и пути преодоления. Воспитание доброты и отзывчивости. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи и ее предупреждение. Воспитание скромности. Роль семьи в нравственном воспитании детей. Практическое занятие №7. Тема: "Анализ программных требований по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения у детей разных возрастных групп". Практическое занятие №8. Тема: "Аннотирование методической литературы по нравственному воспитанию". | 10 (6+4) | |
Тема 4.7 Трудовое воспитание. | Своеобразие труда детей дошкольного возраста. Подчинение труда детей учебно-воспитательным целям. А. С. Макаренко о трудовом воспитании. Задачи трудового воспитания в детском саду. Характеристика трудовой деятельности дошкольников. Виды и содержание детского труда в разных возрастных группах. Основные формы организации детского труда. Содержание трудовых поручений, методика руководства ими. Место и содержание коллективного труда в каждой возрастной группе, организация и методика руководства им. Методы и приемы обучения детей трудовым умениям и навыкам. Использование результатов труда детей в игре и на занятиях. Работа с семьей по трудовому воспитанию детей. Практическое занятие №9. Тема: "Анализ программных требований по трудовому воспитанию детей в разных возрастных группах". | 4 (2+2) 8 | |
Тема 4.8 Эстетическое воспитание. | Значение и задачи эстетического воспитания. Необходимость эстетического воспитания с ранних лет. Художественная деятельность детей. Сенсорное развитие – предпосылка успешного эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания. Эстетическая подготовка воспитателя – условие успешного воспитания детей. Работа с семьей по эстетическому воспитанию детей. Практическое занятие № 10. Тема: «Анализ сценариев вечеров развлечений». | 4 (2+2) | |
12
Тема 4.9 Игра в детском саду. | Игра – основной вид деятельности дошкольников. Роль игры в организации детской жизни. Взаимосвязь игры, труда и обучения. Классификация детских игр. Сюжетно-ролевые игры. Их своеобразие и значение. Театрализованные игры. Театрализованные игры как разновидность творческих игр, их своеобразие и воспитательно-образовательная ценность. Классификация театрализованных игр. Строительные игры. Их своеобразие, воспитательно-образовательная ценность. Условия, необходимые для развития строительных игр. Строительные материалы, виды и подбор их в соответствии с возрастом детей. Программные требования к развитию строительных игр. Игры с песком, снегом и другими природными материалами. Дидактические игры. Своеобразие дидактических игр. Педагогическая ценность дидактических игр. Виды дидактических игр и их содержание. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах. Подвижные и музыкально-дидактические игры. Их воспитательная ценность, место в педагогическом процессе. Игры – забавы, их воспитательная ценность, содержание и методика проведения. Игрушка. История возникновения и создания игрушки. Воспитательно-образовательное значение игрушки. Виды игрушек и их характеристика. Требования к игрушке. Подбор игрушек для каждой возрастной группы, их расположение и хранение в разных возрастных группах. Методика внесения новой игрушки. Практическое занятие № 11. Планирование сюжетно-ролевых игр. Работа со строительным материалом, сооружение построек по образцу, по замыслу, по условиям. Практическое занятие № 12. Анализ настольно-печатных игр. Разработка методики ознакомления с новыми настольно-печатными играми. Создание студентами новых вариантов настольно-печатных игр. | 8 (4+4) | |
Тема 4.10 Планирование воспитательно-образовательной работы. | Педагогические основы планирования. Значение, содержание и формы планирования воспитательной работы в дошкольном учреждении. Воспитательно-образовательная работа в годовом плане дошкольного учреждения, календарный план работы в группе. Особенность планирования воспитательной работы в группах раннего возраста. Практическое занятие № 13. Тема: «Составление студентами календарных планов воспитательно-образовательной работы, их анализ и обсуждение». | 4 (2+2) | |
Тема 4.11. Преемственность в работе детского сада и школы. | Подготовка детей к школе, специальная, общая подготовка детей к школе. Преемственность между дошкольным учреждением и школой. Формы связи детского сада и школы. | 2 | |
13
Тема 4.12. Управление детским дошкольным учреждением. | Педагогический коллектив, его состав. Система подготовки по дошкольному воспитанию. Заведующий – организатор и руководитель дошкольного учреждения. Содержание работы заведующего. | 2 | |
Тема 4. 13 Содержание и формы работы дошкольного учреждения с семьей. | Задачи, формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей. Наглядные формы педагогической пропаганды. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социально-культурная среда развития ребенка. Практическое занятие № 14. Тема: «Составление и анализ тезисов докладов для родительских собраний». | 4 (2+2) | |
| Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
| Всего: | 26+60 | |
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
14
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект нормативно-правовых документов: Конституция РФ, закон РФ «Об образовании».
таблицы по темам дисциплины «Педагогика».
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Козлова С.А., Дошкольная педагогика. (15-е изд., перераб. и доп.) учеб. пособие – М.: Академия, 2015.
Информационные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://standart.edu.ru/ - сайт Государственного Федерального Образовательного Стандарта.
http://www.edu.ru/ - федеральный портал Российское образование.
http://www.ict.edu.ru/ портал Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека
www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
15
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, решения педагогических ситуаций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания; | Собеседование. Коллоквиум. Практические работы. |
- анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления; - находить и анализировать информацию, необходимую для решения педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития; | Собеседование. Коллоквиум. Практические работы. Тестирование. Реферат. |
Освоенные знания: - взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития; - значение и логику целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности; - принципы обучения и воспитания; - особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования; - формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения; психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания; - понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику; - особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением; - средства контроля и оценки качества образования; - психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога. | Тестирование. Творческие задания. Кейс. Проверочные задания. Эссе. Реферат. |
Самостоятельная работа студентов по темам:
1. Первая в истории человечества форма воспитания и обучения.
2. Различные подходы к педагогической системе.
3. Изучение педагогической действительности.
4. Научные подходы в педагогике.
5. Современные тенденции российского образования.
6. Изучение основ дошкольной педагогики.
7. Влияние биологических и социальных факторов на развитие личности ребенка.
8. Изучение программ дошкольного образования.
9. Анализ программных требований по организации жизни в ДОУ детей 3 года жизни.
10. Сравнительный анализ задач по физическому воспитанию дошкольников.
11. Значение и место сенсорного обучения в детском саду.
17
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод обучения | Деятельность обучающихся | Эффективность метода |
Объяснительно-иллюстративное обучение | Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности | Низкая |
Монологический метод | Наблюдение, слушание, запоминание; мысленное участие в решении учебной проблемы; выполнение действий по образцу | Низкая |
Показательный метод | Отработка умений постановки вопроса. | Низкая |
Программированное обучение | Поэтапное освоение учебного материала с активным самоконтролем. | Удовлетвлетв |
Алгоритмизированное обучение | Работа с алгоритмами усвоения знаний, алгоритмами профессиональной деятельности. | Удовлетвлетв |
Диалоговый метод | Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем. | Средняя |
Алгоритмический метод | Выполнение задания | Средняя |
Программированный метод | | Средняя |
18
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий | Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя» | Средняя |
Проблемный метод | Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач | Высокая |
Эвристический | Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы; Поиск путей решения проблем; Выдвижение и обоснование гипотез; Решение проблем | Высокая |
Исследовательский метод | Решение проблем | Высокая |
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Формы контроля | Его назначение | Специфика |
входной | определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала | устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. |
текущий | позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность | осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. |
промежуточная аттестация | оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции
| осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ по дисциплинам (МДК) кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей. |
20
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Заболевания | Способы создания безбарьерной среды в ходе учебного занятия |
ДЦП | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени | Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре |
Заболевание кишечника болезнь Крона | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре |
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит | Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре |
S-талассемия ср.ст.тяж | Освобождение от занятий по физической культуре |
Сахарный диабет | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре |
6