Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»
Приложение II. 5 к программе подготовки
специалистов среднего звена
по специальности СПО
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Метрология, стандартизация, сертификация
по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
с. Починки 2020 г.
Рассмотрено на заседании
ЦМК преподавателей
проф. дисциплин
Протокол № 5
От «03» марта 2020 г.
Председатель Шмакова О.В.
Составитель: Шмакова О.В. преподаватель ГБПОУ ПСХТ.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09 декабря 2016 г.
№ 1568, а также в соответствии с примерной основной образовательной программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 05 «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.2..Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ОК, ПК | Умения | Знания |
ПК 1.1; ПК 1.3; ПК 3.3 ПК 4.1; ПК 5.3-ПК 5.4 ПК 6.2-ПК 6.4 | - выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя; - осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ; - указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности; - пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации; - рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга). | - основные понятия, термины и определения; - средства метрологии, стандартизации и сертификации; - профессиональные элементы международной и региональной стандартизации; - показатели качества и методы их оценки; - системы и схемы сертификации |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 72 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 46 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная учебная работа | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1.Основы стандартизации | 10 | |
Тема 1.1 Государственная система стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ПК 5.3 |
Задачи стандартизации. Основные понятия и определения. Органы и службы по стандартизации. Виды стандартов. |
Государственный контроль за соблюдением требований государственных стандартов. Нормализованный контроль технической документации. | 2 |
Тема 1.2 Межотраслевые комплексы стандартов | Содержание учебного материала | 4 | |
Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система технологической документации (ЕСТД). | 2 | ПК 5.4 |
Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности (ССБТ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - | |
Тема 1.3 Международная, региональная и национальная стандартизация | Содержание учебного материала | 2 | ПК 5.4 |
Межгосударственная система по стандартизации (МГСС). Международная организация по стандартизации (ИСО).Международная электротехническая комиссия (МЭК). Экономическая эффективность стандартизации. |
Раздел 2.Основы взаимозаменяемости | 38 | |
Тема 2.1 Взаимозаменяемость гладких цилиндрических деталей | Содержание учебного материала | 8 | ПК 6.3 |
Основные понятия и определения. Общие положения ЕСДП. | 2 |
Обозначение полей допусков, предельных отклонений и посадок на чертежах. Неуказанные предельные отклонения размеров. Расчет и выбор посадок. | 2 |
В том числе практических занятий | 4 |
1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений | 2 |
2.Контроль рабочего калибра. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2 Точность формы и расположения | Содержание учебного материала | 6 | ПК 6.2 |
Общие термины и определения. Отклонение и допуски формы, расположения. Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей. | 2 |
Обозначение на чертежах допусков формы и расположения. | 2 |
В том числепрактических занятий | 2 |
3.Допуски формы и расположения поверхностей деталей. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.3 Шероховатость и волнистость поверхности | Содержание учебного материала | 4 | ПК 6.2 ПК 4.1 |
Основные понятия и определения. Обозначение шероховатости поверхности. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
4.Измерение параметров шероховатости поверхности | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.4 Система допусков и посадок для подшипников качения. Допуски на угловые размеры. | Содержание учебного материала | 4 | ПК 6.2 ПК 6.3 |
Система допусков и посадок для подшипников качения. Допуски угловых размеров. Система допусков и посадок для конических соединений. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
5.Допуски и посадки подшипников качения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.5 Взаимозаменяемость различных соединений | Содержание учебного материала | 10 | ПК 6.2 ПК 4.1 |
Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрической резьбы. Основные параметры метрической резьбы. | 2 |
Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Допуски зубчатых конических и гипоидных передач. Допуски червячных передач. | 2 |
Взаимозаменяемость шпоночных соединений. Взаимозаменяемость шлицевых соединений. | 2 |
В том числе практических занятий | 4 |
6.Допуски и посадки метрической резьбы | 2 |
7. Допуски и посадки основных видов зубчатых передач | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.6 Расчет размерных цепей | Содержание учебного материала | 6 |
Основные термины и определения, классификация размерных цепей. | 2 | ПК 6.2 |
Метод расчета размерных цепей на полную взаимозаменяемость. Теоретико- вероятностный метод расчета размерных цепей. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
8.Расчет размерных цепей | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 3.Основы метрологии и технические измерения | 14 | |
Тема 3.1 Основные понятия метрологии | Содержание учебного материала | 6 | ПК1.1 ПК1.3 |
Измеряемые величины. Виды и методы измерений. Методика выполнения измерений. | 2 |
Метрологические показатели средств измерений. Классы точности средств измерений. Международная система единиц (система СИ). Критерии качества измерений. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
9. Расчет погрешностей непосредственных измерений | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Тема 3.2 Линейные и угловые измерения | Содержание учебного материала) | 8 | ПК 1.1 ПК1.3 ПК 3.3 |
Плоскопараллельные меры длины. Меры длины штриховые. Микрометрические приборы. Пружинные измерительные приборы. | 2 |
Оптико-механические приборы. Пневматические приборы. | 2 |
Жесткие угловые меры. Угольники. Механические угломеры. Средства измерений основанные на тригонометрическом методе. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
10. Измерение размеров деталей штангенциркулем | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | |
Раздел 4.Основы сертификации | 4 | |
Тема 4.1 Основные положения сертификации | Содержание учебного материала | 2 | ПК6.4 |
Основные понятия, цели и объекты сертификации. Правовое обеспечение сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции. |
Общие сведения о конкурентоспособности. Обязательная и добровольная сертификация. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Контрольная работа | | 2 | |
| Самостоятельная учебная работа Обобщение учебного материала по разделам курса «Метрология, стандартизация и сертификация» | 2 | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего: | 72 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Метрология, стандартизация и сертификация» оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- методические указания по выполнению практических занятий;
- материалы контрольно-оценочных средств.
техническими средствами обучения:
- переносной компьютер; экран,
- измерительные инструменты,
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов:
3.2.1. Печатные издания
Основная литература
1. Е.Б. Герасимов "Метрология, стандартизация и сертификация" уч. пособие: М: Форум , 2019. (электронный учебник)
2. И.П.Кошевая, А.Н.Канке «Метрология, стандартизация, сертификация» Учебник/изд. Центр. ФОРУМ: М-2020
3. В.Д. Мочалов, А.А. Погодин, А.А. Афанасьев «Метрология, стандартизация и сертификация. Основы взаимозаменяемости» /учебное пособие/ изд. Центр ИНФРА-М -2019 (электронный учебник)
Электронные издания (электронные ресурсы)
электронная библиотека profspo.ru
образовательная платформа «Юрайт».
Дополнительные источники:
1. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация/А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – М.: Высшая школа, 2015. – 424 с. (электронный учебник)
2.Тарасов С. Б., Любомудров С. А., Макарова Т. А., Петров А. В. , Плавник С. Л, Смирнов А. А. « Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость» /учебник/изд.центр. ИНФРА-М:-2019
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
основные понятия, термины и определения; | Полно и точно перечислены Определяющие черты каждого указанного понятия и термина | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
средства метрологии, стандартизации и сертификации | Средства метрологии стандартизации и сертификации перечислены в полном объеме | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации; | Знание нормативных документов международной и региональной стандартизации; | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
показатели качества и методы их оценки; | Показатели качества и методы их оценки выбраны в соответствии с заданными условиями и требованиями ИСО | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
системы и схемы сертификации | Выбранные системы и схема соответствуют заданным условиям | устный опрос, тестовый контроль, контрольные работы |
выполнять технические измерения, необходимые при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля и двигателя; | Измерения выполнены в соответствии с технической характеристикой используемого инструмента | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
осознанно выбирать средства и методы измерения в соответствии с технологической задачей, обеспечивать поддержание качества работ; | Средства и методы измерения выбраны в соответствии с заданными условиями; использование измерительного инструмента соответствует основным правилам их использования | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
указывать в технической документации требования к точности размеров, форме и взаимному расположению поверхностей, к качеству поверхности; | Заполнение технической документации соответствует требованиям ГОСТ | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
пользоваться таблицами стандартов и справочниками, в том числе в электронной форме, для поиска нужной технической информации; | Использование для поиска технической информации комплексных систем стандартов | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |
рассчитывать соединения деталей для определения допустимости износа и работоспособности, для возможности конструкторской доработки (тюнинга). | Выбранные значения при расчете соответствуют нормативным документам | индивидуальные задания контрольные работы практические работы |