муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнегридинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочнойдеятельности
2-3 класс
2020-2021 учебный год
Учитель Евдокимова Дина Алексеевна
Всего часов в год 35
Всего часов в неделю 1
д. Нижнее Гридино 2020 г
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, авторской программы Т.Г. Коротких.
Планируемые результаты освоения учащимися учебного курса.
Личностные результаты:
- знание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений;
- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование основ российской гражданской индентичности, чувство гордости за свое Отечество, за Курский край;
-формирование образа планеты Земля как единого и целостного мира при разнообразии культур, воспитание толерантности к народам России и других стран;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения каждого;
- воспитание доброжелательности отзывчивости, понимания и сопереживания за других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликты и находить положительные решения из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать и выполнять учебные действия в соответствии с поставленной целью и задачами;
- адекватное использование речевых средств, информационно – коммуникативных технологий для решения познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать поведение свое и окружающих;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Предметные результаты:
- учащиеся получат начальные представления о Создателе, об отношении Его с человеком, о нравственном поведении, о создании мира. Узнают о Пресвятой Богородице, о святых, о христианской Церкви, о православном храме, о православной литературе, музыке, живописи, архитектуре, о молитве, о защитниках Отечества и Православной веры;
-ониузнают такие ценностные понятия, как Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- познакомятся со светской и религиозной моралями, их значением в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- с первоначальными представлениями о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории современной России
Содержание учебного курса.
Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культурные традиции нашей страны, Курского края, родной деревни (села). Религиозная культура. Православие.
Раздел 1. «Библия. Ветхий Завет».
Библия – самая древняя Книга о духовном мире. Мир, созданный Богом, разнообразие его, красота. Мир видимый и невидимый. Сотворение Господом ангельского мира. Ангелы есть добрые и злые, ангел – хранитель для каждого из нас.
Божественное Откровение и Священное предание. Свойства Господа. Тайна Пресвятой Троицы. Господь – творец видимого мира и человека. Адам и Ева, первый грех. Каин и Авель, жертвоприношение Авеля.
Всемирный потоп, благочестивый Ной, радуга. Сыновья Ноя, отношение к родителям. Вавилонская башня, возникновение различных языков и народов. Авраам, явление ему Господа в виде трех странников. Гибель Содома и Гоморры. Исаак, принесение его в жертву. Яков, Иосиф. Пророк Моисей, освобождение еврейского народа от египетского рабства, Синайское Законодательство. Скиния. 40-летнее странствие евреев, вступление их в землю обетованную. Царь Давид. Царь Соломон. Римское владычество. Всеобщее ожидание Спасителя.
Раздел №2. « Священное Писание Нового Завета.
Православные праздники».
Рождество Пресвятой Богородицы, годовой цикл праздников, посвященных Матери Господа нашего Иисуса Христа (Введение во храм Богородицы, Благовещение, Успение). Святые праведные Иоаким и Анна, Назарет, Иерусалиский храм. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы. Рождество Иоанна Предтечи. Иисус Христос – Спаситель мира. Евангелие – Книга о Спасителе и о спасении. Рождество Иисуса Христа: поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных России, Курского края, малой родины. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Народные праздники.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне.
Крещение Иисуса Христа. Проповедь Иоанна Крестителя. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.Изгнание торгующих из храма. Беседа с Никодимом, с самарянкой. Исцеление сына царедворца, расслабленного, сухорукого. Избрание апостолов.
Иисус в пустыне, искушение Его дьяволом. Христос и 12 Его учеников. Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди блаженства. Чудеса Иисуса Христа. Предсказания Господа нашего о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход в Иерусалим. Вербное воскресение. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды, взятие Иисуса под стражу.
Крестные страдания Спасителя. Пасха, Воскресение Иисуса Христа. Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов. Двунадесятые переходящие и непереходящие праздники в годовом цикле. Праздники, посвященные особо почитаемым святым. Праздничные иконы.
Раздел№3. «Из истории Русской Православной Церкви,
Курского края. Православная этика».
Жизнь святых людей – пример для православного человека. Доброта. Святой великомученик Георгий Победоносец. Любовь русского народа к Георгию Победоносцу. Древний и современный герб России. Святитель Николай Мирликийский – Божий угодник, отношение к нему народа.
Россия – страна православия. Крещение Руси. Значение этого события. Святой равноапостольный князь Владимир, святая равноапостольная княгиня Ольга, первые святые – князья Борис и Глеб.
Мужество. Былинный богатырь Илья Муромец – святой РПЦ, его подвиг. Александр Невский – защитник Руси святой. Нашествие с Востока. История Курской Знаменской иконы Божией Матери. Коренная пустынь – духовный символ России. Крестный ход в Курском крае со Святыней. Сергий Радонежский – молитвенник перед Господом о нашем народе. Святой Дмитрий Донской - защитник земли Русской. Патриарх Гермоген – борец за веру православную, за спасение Отечества. Праздник Казанской иконы Божией Матери, крестный ход с Чудотворной во время Великой Отечественной войны.
Православная семья. Святые Петр и Феврония Муромские. Отношение к родителям, молитва о детях. Святая ИулианияЛазаревская: служение людям малыми делами.
Отношение святых людей к животным. Забота о них Герасима Иорданского, преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского.
Православный храм, его устройство. Храм в жизни православной семьи. Традиции посещения церкви в праздничные дни. Церковные таинства: крестины, венчание, отпевание. Храмы в Москве – столице России (собор Василия Блаженного, соборы Кремля, собор Рождества Христова). Монастыри Курского края. Храмы Большесолдатского района: Рождества Христова, Николая Чудотворца, Михаила Архангела, Дмитрия Солунского.
Церковный раскол, появление старообрядцев. История старообрядчества в деревне Бирюковка. Православное творчество поэтессы - землячки, члена Союза писателей Анны Ковалевой (Сборник стихов «На земле, носившей Иисуса»). Трудолюбие, честность, милосердие, мужество – черты характера православного старообрядца (привести примеры: о Герое Советского Союза, летчике, уроженца Бирюковки – Шпилькове Г.А., об участницах Курской битвы Ильиновой Е.Т., Авершиной Е.Г., участниках Великой Отечественной войны Мезенцеве В.Ф., Мезенцеве И.В., Рыжкове Я.А., Мезенцеве М.Я. и многих других). Причины, приведшие к сближению старообрядцев с православными официальной церкви. Экскурсии по родному краю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 КЛАСС)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План. | Факт. |
1. | Что мы изучаем на уроках православной культуры. | 1 | | |
2. | Создание мира. Чудеса вокруг нас. | 1 | | |
3. | Сотворение невидимого мира. | 1 | | |
4. | Библия. Священное Писание Ветхого Завета. | 1 | | |
5. | Тайна Пресвятой Троицы. | 1 | | |
6. | Творец видимого мира и человека. | 1 | | |
7. | Первый грех. | 1 | | |
8. | Каин и Авель. | 1 | | |
9. | Всемирный потоп. Ноев ковчег. | 1 | | |
10. | Жизнь Ноя и его детей после потопа. | 1 | | |
11. | Столпотворение Вавилонское и рассеяние людей. | 1 | | |
12. | Пророк Моисей. | 1 | | |
13. | Синайское Законодательство. | 1 | | |
14. | Библия. Новый Завет. Рождество Девы Марии. | 1 | | |
15. | Богородичные праздники в годовом цикле. | 1 | | |
16. | Рождество Мессии. Евангелие-книга о Спасителе. | 1 | | |
17. | Встреча Симеона с Младенцем. | 1 | | |
18. | Бегство в Египет. Возвращение в Назарет. | 1 | | |
19. | Отрок Иисус в храме. Крещение Господне. | 1 | | |
20. | Иисус Христос в пустыне. | 1 | | |
21. | Явление Мессии народу и его первые ученики. | 1 | | |
22. | Первое чудо в Канне. | 1 | | |
23. | Предсказания спасителя о Своих страданиях, смерти и Воскресении. | 1 | | |
24. | Преображение Господне. | 1 | | |
25. | Вербное воскресение. | 1 | | |
26. | Тайная вечере. | 1 | | |
27. | Крестный путь Спасителя на Голгофу. Распятие и смерть Его. | 1 | | |
28. | Воскресение Иисуса Христа.Пасха. | 1 | | |
29. | Вознесение Господне. Троица. Празднование в семье. | 1 | | |
30. | Православный храм. Молитва. Святые иконы. | 1 | | |
31. | Мужество. Былинный герой Илья Муромец, Александр Невский. | 1 | | |
32 | Серафим Саровский. | 1 | | |
33-34. | Экскурсия по родному краю. | 2 | | |
35 | Повторение изученного материала | 1 | | |
| Итого | 35 | | |
Тематическое планирование
(3 КЛАСС)
№ п/п | Тема урока | Количество часов. | Дата план | факт |
1. | Из истории Ветхого Завета. | 1 | | |
2. | Жизнь первых людей в раю. | 1 | | |
3. | Авраам. Гибель Содома и Гоморры. | 1 | | |
4. | Яков и Иосиф. | 1 | | |
5. | Синайское Законодательство. Скиния. | 1 | | |
6. | Сороколетнее странствие евреев, вступление их в землю обетованную. | 1 | | |
7. | Царь Давид. | 1 | | |
8. | Царь Соломон. | 1 | | |
9. | Римское владычество. | 1 | | |
10. | Евангелие. Посещение Марией Елисаветы. | 1 | | |
11. | Рождество Иоанна Предтечи. | 1 | | |
12. | Рождество Спасителя. Вифлеемская звезда. | 1 | | |
13. | Встреча старца Симеона с Младенцем. | 1 | | |
14. | Проповедь Иоанна Предтечи. | 1 | | |
15. | Крещение Иисуса Христа. | 1 | | |
16. | Торжественный вход в Иерусалим. | 1 | | |
17. | Тайная Вечеря. | 1 | | |
18. | Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть. | 1 | | |
19. | Погребение Спасителя. Пасха. | 1 | | |
20. | Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на Апостолов. | 1 | | |
21. | Жизнь святых. Святой великомученик Георгий Победоносец. | 1 | | |
22. | Святитель Николай Мирликийский. | 1 | | |
23. | Россия-страна православия. Крещение Руси. | 1 | | |
24. | Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. | 1 | | |
25. | Забота святых людей о животных. | 1 | | |
26. | Православный храм. Храмы Москвы. | 1 | | |
27. | Монастыри Курского края. Основные храмы Курска. | 1 | | |
28. | Храмы Большесолдатского района. | 1 | | |
29. | Коренная пустынь- духовный центр России. Знаменская икона Божией Матери. | 1 | | |
30. | Праздники особо почитаемых святых. Народные праздники. | 1 | | |
З1. | Причины, приведшие к сближению старообрядцев и православных официальной церкви. | 1 | | |
32-33 | Творческие проекты | 2 | | |
34. | Экскурсия. | 1 | | |
35 | Повторение изученного материала | 1 | | |
| | | | | |
Лист корректировки календарно-тематического планированияб
№ урока | Тема | Количество часов | Причины корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |