СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОПК для начальой школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18

142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Новая, д. 1.

Тел. 8(496 51) 52272, 8(49651) 51802



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 18

____________Бабарина И.Г.

«__» августа 2015 г.








Рабочая программа


по внеурочной деятельности ОПК

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)

1 уровень программы: базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)




Учебный год: 2015-2016


Класс: 2 «Б»-2«А», 3 «А»-3«Б» -3«В»


Учитель: Макашова Е Е












2015г





Пояснительная записка

Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; основной образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год, действующим учебным планом, на основе авторской программы Шевченко Л.Л учебного предмета православная культура (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с.)

Обучение ведется по учебнику «ОПК» Издательство Просвещение 2013г. 3 класс авт.М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова

Количество часов в год 140, в неделю 4 часа

В МБОУ сош №18 выбрана эта программа, т.к. она является инновационным продуктом, направленным на развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников и способствующего их социализации и адаптации к жизни в современном технологическом обществе.

В данную рабочую программу не внесены, какие либо изменения, т.к., учитывая ученический состав класса, считаю программу насыщенной и полностью сбалансированной. Уровень изучения учебного материала базисный.

Настоящая программа составлена на 140 часов (35учебных недель)


На изучение курса ОПК в 1-3 классах отводится 1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 35часов

Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

  • Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.

  • Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

  • Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  • Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.

  • Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.

  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.

  • Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.

  • Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.

  • Определение общей цели и путей ее достижения.

Требования к предметным результатам:

  • Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.

  • Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.

  • Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.

  • Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.










Планируемые результаты

В результате освоения предметного содержания опк у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:

1. Дети должны усвоить

  • основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)

  • важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

  • общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении

  • элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

  • оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

  • правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

  • быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

  • уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

  • демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

  • осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

  • осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

  • уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

  • терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

  • управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

  • действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

  • выглядеть опрятно и аккуратно;

  • осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения (начальной школы). Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.

В рамках требований учащиеся должны:

  • называть и показывать;

  • определять и измерять, фиксировать;

  • описывать, составлять;

  • объяснять;

  • прогнозировать (простейшие действия).

Показателями освоения программного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

Реализация программы рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Основы православной культуры в начальной школе» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура» и составивших основу авторских учебно-методических комплектов «Православная культура» Л.Л.Шевченко.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает интегративные блоки тем, соответствующих годам обучения по классам:

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий в христианской картине мира) вокруг нас (Творец и творение).

2 год обучения. Радостный мир православной культуры.

3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.

Методическое сопровождение включает комплект методических материалов для учителя: Концепция и программа учебного предмета, материалы для самоподготовки учителя, мультимедийные материалы, учебные пособия для детей.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.

1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.

В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:

1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.

2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.

В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:

  • актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;

  • развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историк культурном контексте;

  • увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;

  • формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.


Календарно-тематическое планирование по математике в 3классе


№п.п.

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем. (8 часов)

1.

Красота в окружающем мире.



2

Поиски красивого вокруг себя.



3

Красота рукотворная и нерукотворная.



4.

Бог-творец красивого мира.



5.

Сотворение человека.



6.

Правила жизни, данные людям.



7.

Как изобразить доброе и красивое?



8.

Повторение.



В ожидании Рождества – самого красивого события зимы. (8 часов)

9

Как люди покинули Рай.



10

Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира.



11

Добрые и злые люди.



12

За что были наказаны люди.



13

Как Бог простил людей.



14

В ожидании праздника.



15

Повторение.



16

Резерв



Праздники – радости (10 часов)

17

Чему мы радуемся зимой?



18

Праздник Рождества Христова.



19

Зимние радости. Святки.



20

Праздник Крещения.



21

Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения.



22

Праздник Дня Защитника Отечества.



23

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.



24

Как люди предали Христа.



25

Повторение.



26

Резерв



Пасха: цвета и звуки весны (8 часов)

27

Весенние радости.



28

В ожидании праздника.



29

Какого цвета праздник Пасхи?



30

Праздник Дня Победы.



31

Родословие моей семьи.



32

Мои обязанности.



33-34

Экскурсия в храм, музей.



35

Итоговое повторение



2 год обучения. Радостный мир православной культуры.

На 2 году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципов христианской антропологии в определении этапов становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры.

В программе 2 года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса :

  • преподавание младшим школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

  • воспитание детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями , осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;

  • передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Тематическое планирование 2 года обучения.

№ п.п.

Тема занятия

Дата

Примечание

Радостный мир православной культуры (8 часов)

1

Красота и радость в жизни людей.



2

Буквица славянская. История азбуки.



3

Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы.



4

Православный храм- дом Божий.



5

О чем рассказывают иконы.



6

Радостный мир православной иконы.



7

Скорби и торжество в православной иконе.



8

Повторение.



Православная культура в жизни людей (8 часов)

9

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.



10

Радостные гимны Романа Сладкопевца.



11

Какими законами Бог сохранял красоту мира.



12

Синайское законодательство.



13

История царя Давида. Псалтырь.



14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.



15

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме



16

Что мы видим в православном храме



Радость православной веры (10 часов)

17

Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово.



18

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?



19

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.



20

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются»



21

Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.



22

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.



23

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.



24

Радость послушания. Дети и родители.



25

« Небесное веселье». Христианские мученики.



26

Радость православной веры.



О чём рассказывают создатели православной культуры (8 часов)

27

О чем рассказывают создатели православной культуры?



28

Благовестие спасения.



29

Воля Божия и воля человеческая.



30

Радость праведных.



31

Праздник праздников. Торжество торжеств.



32

Защита веры. Святые люди.



33

Доброта и милосердие христианина.



34

Какой он, христианин?



35

Итоговое повторение





3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.

Программа 3 года обучения является завершающей на уровне начальной школы. В программе разработаны следующие образовательные линии:

  • православная христианская картина мира;

  • история православной религии и культуры;

  • письменная культура;

  • православный образ жизни;

  • нравственная культура;

  • православие -традиционная религия русского народа.

Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В соответствии с этим определены цель и задачи 3 (4) года обучения. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.

На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры.

1 год-это постижение понятий:

«Красота (Бог)= Любовь(Бог)=Милость(Бог)».

Ключевым здесь выделяется слово «милость» (помилуй) как одно из важнейших понятий православной культуры, раскрывающее ее духовный смысл.

2 год - новая грань раскрытия понятия «милость» через понятие «радость»:

«Милость =блаженство (счастье)»

3 год - милость раскрывается как усыновление Богу- Царство Небесное, т.е.

«Милость-преображение» человека.

Так , исходя из «Божественной логики», были выстроены 3 основные темы содержания курса православной культуры в начальной школе:

1 год обучения- Красота (Красивый мир Божий);

2 год обучения – Радость (движение ко Христу - идея спасения человека; тема «Радостный мир православной культуры2 и ее отражение в объектах православной культуры);

3(4) годы обучения – Преображение (Богообщение). Человек преображенный (Преображенный – облеченный в одежды добродетелей). Путь святых и героев.

Общий объем: 32 часа в год (региональный компонент - 32 часа-при 2-х часовом распределении материала в неделю), итого-64 часа.

Тематическое планирование 3 года обучения

№п.п.

Тема занятия

Дата

Примечание

Отечество небесное. Бог. (7 часов)

1

Бог просвещающий



2

Что говорит о Боге православная культура?



3

Свет на горе Фавор



4

Бог спасающий



5

Что говорит о человеке православная культура



6

Христиане в православном храме



7

Золотое правило жизни

Обобщение. Творческий отчет



Добродетели в жизни христианина (9 часов)

8

Добро и зло



9

Как Бог строил дом спасения человека



10

Воеводы сил любви. Добродетели



11

Непобедимое оружие христиан



12

Защита святынь. Силы тьмы



13

Небесные помощники



14

Увенчанные венцами. Христианская семья



15

Добрый ответ



16

Обобщение. Творческий отчёт



Восхождение в Отечество небесное. Человек преображённый. Святые. (10 часов)

17

Как преображался человек? По ступенькам восхождения



18

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга.



19

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.



20

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец



21

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской



22

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец



23

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец



24

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних



25

Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста



Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои. (9 часов)

26

Принявший венец победы



27

Доброе имя - в славе моего Отечества



28

Россия помнит. Святыни родного края



29

Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские



30

Священный долг



31

Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным



32

Благословение



33

Богомудрые учители веры и благочестия



34

Итоговое повторение.



35

Творческий отчёт.






Используемая литература.

1.Л.Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002.

2.Учебно-методический комплект «Православная культура», Л.Л. Шевченко, Москва, 2002 ( 1-3 годы обучения).

Состав комплекта:

методическое пособие для учителя : программа, планы, разработки уроков;

наглядное пособие «Иллюстрации»;

музыкальное пособие «Звуковая палитра»;

учебное пособие для учащихся.

3.Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008.

4.Т.А.Шорыгина.Православные праздники для детей. Сценарии и беседы,Москва,2001.

Материально – техническое обеспечение

1. Мультимедийный проектор.

2. Персональный компьютер.

3.Переносной экран.

4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и из Интернет сети.



ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту








































































СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начальных классов

№ 1 от «___» августа 201__ г.







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________Геращенко А.В.

«___» августа 201__ г.