Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18
142400, Московская область, г. Ногинск, ул. Новая, д. 1.
Тел. 8(496 51) 52272, 8(49651) 51802
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 18
____________Бабарина И.Г.
«__» августа 2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности ОПК
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
1 уровень программы: базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2015-2016
Класс: 2 «Б»-2«А», 3 «А»-3«Б» -3«В»
Учитель: Макашова Е Е
2015г
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»; основной образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год, действующим учебным планом, на основе авторской программы Шевченко Л.Л учебного предмета православная культура (Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с.)
Обучение ведется по учебнику «ОПК» Издательство Просвещение 2013г. 3 класс авт.М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова
Количество часов в год 140, в неделю 4 часа
В МБОУ сош №18 выбрана эта программа, т.к. она является инновационным продуктом, направленным на развитие творческого и интеллектуального потенциала школьников и способствующего их социализации и адаптации к жизни в современном технологическом обществе.
В данную рабочую программу не внесены, какие либо изменения, т.к., учитывая ученический состав класса, считаю программу насыщенной и полностью сбалансированной. Уровень изучения учебного материала базисный.
Настоящая программа составлена на 140 часов (35учебных недель)
На изучение курса ОПК в 1-3 классах отводится 1 час в неделю из части, формируемой участниками образовательного процесса. Программа рассчитана на 35часов
Цель курса:
духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.
2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.
3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.
6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Требования к личностным результатам:
Формирование основ Российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе нравственных норм, социальной справедливости.
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Наличие мотивации к труду, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.
Овладение навыками смыслового чтения текстов, различных стилей и жанров.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения.
Определение общей цели и путей ее достижения.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание, и принятие общечеловеческих ценностей.
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения.
Формирование первоначальных представлений о светской этики, религиозной культуре и их роли в истории России.
Осознание ценностей нравственности и духовности в человеческой жизни.
Планируемые результаты
В результате освоения предметного содержания опк у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
1. Дети должны усвоить
основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)
2. Дети должны знать и использовать в общении
элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
выглядеть опрятно и аккуратно;
осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
Результаты обучения
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения (начальной школы). Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности.
В рамках требований учащиеся должны:
Показателями освоения программного материала, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
Реализация программы рассчитана на 3 года обучения в начальной школе.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Основы православной культуры в начальной школе» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура» и составивших основу авторских учебно-методических комплектов «Православная культура» Л.Л.Шевченко.
Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает интегративные блоки тем, соответствующих годам обучения по классам:
1 год обучения. Мы и красивый мир Божий в христианской картине мира) вокруг нас (Творец и творение).
2 год обучения. Радостный мир православной культуры.
3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.
Методическое сопровождение включает комплект методических материалов для учителя: Концепция и программа учебного предмета, материалы для самоподготовки учителя, мультимедийные материалы, учебные пособия для детей.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
Формой итогового контроля является коллективный творческий проект.
1 год обучения. Мы и красивый мир Божий вокруг нас.
В программе 1 года обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены 2 аспекта обучения и воспитания:
1.Связь традиций православной культуры с жизнью современного человека.
2.Опора на наглядно-образный компонент учебного материала.
В соответствии с этим разработаны задачи 1 года обучения:
актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;
развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира в историк культурном контексте;
увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры;
формирование умений анализа и оценки на основе норм христианской этики.
Календарно-тематическое планирование по математике в 3классе
№п.п. | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Красота Божьего мира: наблюдаем, слушаем, размышляем. (8 часов) |
1. | Красота в окружающем мире. | | |
2 | Поиски красивого вокруг себя. | | |
3 | Красота рукотворная и нерукотворная. | | |
4. | Бог-творец красивого мира. | | |
5. | Сотворение человека. | | |
6. | Правила жизни, данные людям. | | |
7. | Как изобразить доброе и красивое? | | |
8. | Повторение. | | |
В ожидании Рождества – самого красивого события зимы. (8 часов) |
9 | Как люди покинули Рай. | | |
10 | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | | |
11 | Добрые и злые люди. | | |
12 | За что были наказаны люди. | | |
13 | Как Бог простил людей. | | |
14 | В ожидании праздника. | | |
15 | Повторение. | | |
16 | Резерв | | |
Праздники – радости (10 часов) |
17 | Чему мы радуемся зимой? | | |
18 | Праздник Рождества Христова. | | |
19 | Зимние радости. Святки. | | |
20 | Праздник Крещения. | | |
21 | Праздники в нашем доме: день Ангела, день рождения. | | |
22 | Праздник Дня Защитника Отечества. | | |
23 | Радости масленицы. Прощеное воскресенье. | | |
24 | Как люди предали Христа. | | |
25 | Повторение. | | |
26 | Резерв | | |
Пасха: цвета и звуки весны (8 часов) |
27 | Весенние радости. | | |
28 | В ожидании праздника. | | |
29 | Какого цвета праздник Пасхи? | | |
30 | Праздник Дня Победы. | | |
31 | Родословие моей семьи. | | |
32 | Мои обязанности. | | |
33-34 | Экскурсия в храм, музей. | | |
35 | Итоговое повторение | | |
2 год обучения. Радостный мир православной культуры.
На 2 году обучения в соответствии с методологией отечественной педагогической школы, принципов христианской антропологии в определении этапов становления личности школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности, как основы православной культуры.
В программе 2 года обучения продолжается разработка общих учебно-воспитательных задач курса :
преподавание младшим школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
воспитание детей как благочестивых граждан, обладающих добродетелями , осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении;
передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Тематическое планирование 2 года обучения.
№ п.п. | Тема занятия | Дата | Примечание |
Радостный мир православной культуры (8 часов) |
1 | Красота и радость в жизни людей. | | |
2 | Буквица славянская. История азбуки. | | |
3 | Праздники –радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | | |
4 | Православный храм- дом Божий. | | |
5 | О чем рассказывают иконы. | | |
6 | Радостный мир православной иконы. | | |
7 | Скорби и торжество в православной иконе. | | |
8 | Повторение. | | |
Православная культура в жизни людей (8 часов) |
9 | Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | | |
10 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | | |
11 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | | |
12 | Синайское законодательство. | | |
13 | История царя Давида. Псалтырь. | | |
14 | Введение во храм Пресвятой Богородицы. | | |
15 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме | | |
16 | Что мы видим в православном храме | | |
Радость православной веры (10 часов) |
17 | Ветхозаветное пророчество о Христе. Рождество Христово. | | |
18 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | | |
19 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | | |
20 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются» | | |
21 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | | |
22 | Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека. | | |
23 | Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь. | | |
24 | Радость послушания. Дети и родители. | | |
25 | « Небесное веселье». Христианские мученики. | | |
26 | Радость православной веры. | | |
О чём рассказывают создатели православной культуры (8 часов) |
27 | О чем рассказывают создатели православной культуры? | | |
28 | Благовестие спасения. | | |
29 | Воля Божия и воля человеческая. | | |
30 | Радость праведных. | | |
31 | Праздник праздников. Торжество торжеств. | | |
32 | Защита веры. Святые люди. | | |
33 | Доброта и милосердие христианина. | | |
34 | Какой он, христианин? | | |
35 | Итоговое повторение | | |
3 год обучения. Православная культура вокруг нас. Отечество земное и Небесное. Добродетели в жизни христиан.
Программа 3 года обучения является завершающей на уровне начальной школы. В программе разработаны следующие образовательные линии:
православная христианская картина мира;
история православной религии и культуры;
письменная культура;
православный образ жизни;
нравственная культура;
православие -традиционная религия русского народа.
Отбор содержания осуществлен на основе понимания смысла православной культуры, данного в определении ее понятий. В соответствии с этим определены цель и задачи 3 (4) года обучения. В качестве ведущей выделена задача раскрытия сотериологического смысла богословского ядра содержания (спасение человека Богом), отражаемого всеми феноменами православной культуры.
На этой основе была определена динамика раскрытия ключевых понятий православной культуры.
1 год-это постижение понятий:
«Красота (Бог)= Любовь(Бог)=Милость(Бог)».
Ключевым здесь выделяется слово «милость» (помилуй) как одно из важнейших понятий православной культуры, раскрывающее ее духовный смысл.
2 год - новая грань раскрытия понятия «милость» через понятие «радость»:
«Милость =блаженство (счастье)»
3 год - милость раскрывается как усыновление Богу- Царство Небесное, т.е.
«Милость-преображение» человека.
Так , исходя из «Божественной логики», были выстроены 3 основные темы содержания курса православной культуры в начальной школе:
1 год обучения- Красота (Красивый мир Божий);
2 год обучения – Радость (движение ко Христу - идея спасения человека; тема «Радостный мир православной культуры2 и ее отражение в объектах православной культуры);
3(4) годы обучения – Преображение (Богообщение). Человек преображенный (Преображенный – облеченный в одежды добродетелей). Путь святых и героев.
Общий объем: 32 часа в год (региональный компонент - 32 часа-при 2-х часовом распределении материала в неделю), итого-64 часа.
Тематическое планирование 3 года обучения
№п.п. | Тема занятия | Дата | Примечание |
Отечество небесное. Бог. (7 часов) |
1 | Бог просвещающий | | |
2 | Что говорит о Боге православная культура? | | |
3 | Свет на горе Фавор | | |
4 | Бог спасающий | | |
5 | Что говорит о человеке православная культура | | |
6 | Христиане в православном храме | | |
7 | Золотое правило жизни Обобщение. Творческий отчет | | |
Добродетели в жизни христианина (9 часов) |
8 | Добро и зло | | |
9 | Как Бог строил дом спасения человека | | |
10 | Воеводы сил любви. Добродетели | | |
11 | Непобедимое оружие христиан | | |
12 | Защита святынь. Силы тьмы | | |
13 | Небесные помощники | | |
14 | Увенчанные венцами. Христианская семья | | |
15 | Добрый ответ | | |
16 | Обобщение. Творческий отчёт | | |
Восхождение в Отечество небесное. Человек преображённый. Святые. (10 часов) |
17 | Как преображался человек? По ступенькам восхождения | | |
18 | Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга. | | |
19 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. | | |
20 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец | | |
21 | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской | | |
22 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец | | |
23 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец | | |
24 | Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних | | |
25 | Ступенька «Любовь к Богу и к ближнему». Матерь Божия у Креста | | |
Отечество земное и небесное. Человек преображённый. Герои. (9 часов) |
26 | Принявший венец победы | | |
27 | Доброе имя - в славе моего Отечества | | |
28 | Россия помнит. Святыни родного края | | |
29 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские | | |
30 | Священный долг | | |
31 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным | | |
32 | Благословение | | |
33 | Богомудрые учители веры и благочестия | | |
34 | Итоговое повторение. | | |
35 | Творческий отчёт. | | |
Используемая литература.
1.Л.Л.Шевченко. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура», Москва, 2002.
2.Учебно-методический комплект «Православная культура», Л.Л. Шевченко, Москва, 2002 ( 1-3 годы обучения).
Состав комплекта:
методическое пособие для учителя : программа, планы, разработки уроков;
наглядное пособие «Иллюстрации»;
музыкальное пособие «Звуковая палитра»;
учебное пособие для учащихся.
3.Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о двунадесятых праздниках, Москва, 2008.
4.Т.А.Шорыгина.Православные праздники для детей. Сценарии и беседы,Москва,2001.
Материально – техническое обеспечение
1. Мультимедийный проектор.
2. Персональный компьютер.
3.Переносной экран.
4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и из Интернет сети.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
№ 1 от «___» августа 201__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________Геращенко А.В.
«___» августа 201__ г.