Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Остроглядовская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
(МБОУ «Остроглядовская СОШ»)
243240, Брянская область, Стародубский р-н, с. Остроглядово, улица Мацкевича, 12-а,
Телефон: 8 (48348) 2-20-75
E-mail: [email protected]
Сайт: http://str-ost.sch.b-edu.ru
РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей школы Протокол № 1 от «29»____08____ 2019 г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________ А.В.Мельников Ф.И.О. «29»_____08______2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Остроглядовская СОШ» ______________ __/Т.В,Горовая/ ФИО Приказ № 102 от «30»____08______2019 г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Класс: 4
Количество часов: 34
Уровень: базовый
Составитель: Арсенова Елена Васильевна
Сроки реализации: 1 год
Год разработки: 2019 – 2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В.
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
знакомство обучающихся с основами православной культуры;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
привлечение родителей к совместной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса. (34 ч)
Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17 ч).
Вводный инструктаж по ТБ. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
3. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.
4. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
5. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
6. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.
7. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
8. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
9. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
10. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
12. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
13. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
14. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
15. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
16. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
17. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России (16 ч).
18. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
19. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
20. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
21. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
22. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
23. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
24. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
25. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
26. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
27. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
28. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
29. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
31. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
32. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Тематическое планирование ОПК 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата |
| Раздел I. Введение в православную духовную традицию. | 17 ч. | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Россия – наша Родина | 1 | |
2 | Культура и религия | 1 | |
3 | Человек и бог в православии | 1 | |
4 | Православная молитва | 1 | |
5 | Библия и Евангелие | 1 | |
6 | Проповедь Христа | 1 | |
7 | Христос и Его Крест | 1 | |
8 | Пасха | 1 | |
9. | Православное учение в человеке | 1 | |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | |
11. | Заповеди. | 1 | |
12. | Милосердие и сострадание. | 1 | |
13. | Золотое правило. | 1 | |
14. | Храм | 1 | |
15. | Икона | 1 | |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 | |
17. | Подведение итогов | 1 | |
| Раздел II. Православие в России. | 16 ч. | |
18 | Как христианство пришло на Русь | 1 | |
19 | Подвиг | 1 | |
20 | Заповеди блаженства | 1 | |
21 | Зачем творить добро? | 1 | |
22 | Чудо в жизни христианина | 1 | |
23 | Православие о Божьем суде | 1 | |
24 | Таинство причастия | 1 | |
25 | Монастырь | 1 | |
26 | Отношение христианина к природе | 1 | |
27 | Христианская семья | 1 | |
28 | Защита Отечества | 1 | |
29 | Христианин в труде | 1 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | |
31-34 | Творческие работы обучающихся Итоговые презентации проектов обучающихся | 4 | |