РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА/КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы православной культуры»
начальное общее образование
Срок освоения 1 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования — ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в утвержденной рабочей программе воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, с учетом авторских программ к УМК.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего за год – 34 часа 34 учебные недели.
Общая характеристика учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обновлённой концептуальной идеи учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России»1, «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Планируемые результаты освоения курса «Основ религиозных культур и светской этики» включают результаты по выбранному учебному модулю. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся. Поскольку предмет изучается один год (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот период. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения.
Содержание модуля позволяет реализовать две приоритетные цели данного учебного курса:
— посредством ознакомления с традиционными религиями России, а также с идеями светской этики раскрыть общечеловеческие духовные ценности, которые объединяют представленные в нашей стране религиозные культуры и нравственную культуру.
— познакомить с отдельными, доступными для понимания младшими школьниками особенностями разных религий, традиционных для России, а также светскими представлениями о законах жизни в гражданском обществе, правилах взаимоотношений между людьми, взаимодействии с природным и социальным миром . Понимание и принятие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе решения следующих задач:
— формирование представлений о единстве культурного пространства РФ, о вкладе традиционных религий в создание российского государства, в развитие образования, архитектуры, литературы, художественной культуры;
— становление гражданской идентичности, осознание того, что российский народ, независимо от национальности, вероисповедания и традиций своего этноса, объединяет чувство патриотизма, понимание сопричастности всех народов к общему прошлому и настоящему своей страны, к общим традициям в сфере культуры, науки и искусства;
—осознание гуманистических ценностей российского общества; становление способности к проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию ближнему, желание оказать помощь нуждающемуся в ней;
— развитие эмоционального неприятия любых форм несправедливости, неуважительного отношения к верующему, представителю другой веры или атеисту; — углубление эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре, рождённой традиционными религиями (культовые сооружения, главные религиозные книги, искусство); восприимчивость и эмоциональная оценка религиозных праздников и традиций;
— формирование регулятивных действий: способности к оценке поступков с точки зрения общепринятой морали и этики, контролю своего поведения, не допускающего причинение другим физического и морального вреда .
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную толерантность детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений . Всё это становится предпосылкой понимания законов существования в социуме и принятие их как руководство к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственности, этики, толерантности и обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебного модуля по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22 .08 .2012 №08250 «О введении учебного курса ОРКСЭ») .
Содержание курса
Модуль «основы православной культуры»
Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Цели и задачи
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско- технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представ-ленных в содержании учебного предмета Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
Образовательные задачи курса: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о раз-личных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений
Развивающие задачи: развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мысли-тельных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности
Воспитательные задачи: воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Для учителя |
1 | Шевченко Л.Л. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс | 2018 | Москва |
2 | https://nsportal.ru/user/80324/page/tsikl-urokov-orkse-s-multimediynymi-prezentatsiyami-4-klass | Интернет-ресурсы | | |
Для обучающихся |
1 | Шевченко Л.Л. | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс | 2018 | Москва |
Данная программа рассчитана на 1 год. Общее число учебных часов 34 часа (по 1часу в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;
— формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
— понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
— понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;
— осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
— принимать право человека не исповедовать никакой религии, быть сторонником светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах и обязанностях гражданина РФ;
— строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
— соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
— строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
— понимать необходимость обогащать свои знания о духовно нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; — понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
— овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
— овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
— выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
— выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
— выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
— рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
— раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
— первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
— раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
— рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
— рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями;
— рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
— раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
— распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
— рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
— излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
— первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
— приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
— выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
— называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
— выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно нравственной культуре, традиции.
Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Модуль рабочей программы воспитания | Количество часов на изучение |
1 | Россия-наша Родина | «Школьный урок» | 1 |
2 | Культура и религия в жизни человека | «Школьный урок» | 2 |
3 | Священное писание | «Школьный урок» | 5 |
4 | Христос спаситель. Христианское учение о спасении | «Школьный урок» | 8 |
5 | Православные традиции России | «Школьный урок» | 5 |
6 | Почитание святых в православном календаре | «Школьный урок» | 8 |
7 | Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений» | «Школьный урок» | 5 |
Итого | | | |