Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»,
4 класс обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении ОРКСЭ в начальной школе, являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении ОРКСЭ в начальной школе, являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения ОРКСЭ в начальной школе отражают:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование начального представления об отечественной религиозно- культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни;
формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
знакомство с описанием содержания священных книг. С историей, описанием и архитектурно- художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
формирование умения проводить параллели меду различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Модуль «Основы православной культуры»
Ученик узнает:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений,
праздников и святынь.
Ученик получит возможность:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни
людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам;
осознанию ценности человеческой жизни:
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества
становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
Содержание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тема: Россия – наша Родина.
Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.
Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).
Тема: Культура и религия.
Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века.
Тема: Человек и Бог в православии.
Знать: кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.
Тема: Православная молитва.
Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Овладение навыками смыслового чтения текста.
Тема: Библия и Евангелие.
Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие. Овладение действиями анализа, синтеза, классификации.
Тема: Проповедь Христа.
Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.
Тема: Христос и Его крест.
Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.
В чём состояла жертва Иисуса Христа.
Тема: Пасха.
Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.
Тема: Православное учение о человеке.
Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.
Тема: Совесть и раскаяние.
Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.
Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.
Тема: Заповеди.
Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.
Тема: Милосердие и сострадание.
Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему? Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.
Тема: Золотое правило этики.
Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».
Тема: Храм.
Экскурсия в храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Заречное.
Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.
Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».
Тема: Икона.
Встреча с иереем храма пресвятой Богородицы- отцом Алексеем.
В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
Тема: Творческие работы учащихся.
Излагают свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Тема: Подведение итогов.
Знать: как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.
Подведение итогов. Выступление учащихся со своими творческими работами.
Тема: Как христианство пришло на Русь.
Что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси.
Тема: Подвиг.
Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.
Тема: Заповеди блаженств.
Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.
Тема: Зачем творить добро?
В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».
Тема: Чудо в жизни христианина.
В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются.
Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.
Тема: Православие о Божием суде.
В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.
Тема: Таинство Причастия.
Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.
Тема: Монастырь.
Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России.
Тема: Отношение христианина к природе.
Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.
заботится о нём.
Тема: Христианская семья.
Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо.
Тема: Защита Отечества.
Знать имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.
Тема: Христианин в труде.
Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.
Тема: Любовь и уважение к Отечеству.
Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.
Тема: Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма.
Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги.
Тема: Основные нравственные заповеди православия, ислама,буддизма, иудаизма, светской этики.
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон.
Тема: Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи.
Семья как основа жизни человека. Род и семья – истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое дерево.
Тема: Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике.
Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов, отводимое на изучение темы |
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Культура и религия. | 1 |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
4 | Православная молитва. | 1 |
5 | Библия и Евангелие. | 1 |
6 | Проповедь Христа. | 1 |
7 | Христос и его крест. | 1 |
8 | Пасха. | 1 |
9 | Православное учение о человеке. | 1 |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 |
11 | Заповеди. | 1 |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
13 | Золотое правило этики. | 1 |
14 | Храм. | 1 |
15 | Икона. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. | 2 |
17 | Подведение итогов. | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
19 | Подвиг. | 1 |
20 | Заповеди блаженств. | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
23 | Православие о Божием суде. | 1 |
24 | Таинство Причастия. | 1 |
25 | Монастырь. | 1 |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 |
27 | Христианская семья. | 1 |
28 | Защита Отечества. | 1 |
29 | Христианин в труду. | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | 1 |
32 | Основные нравственные заповеди православия, буддизма, иудаизма, светской этики. | 1 |
33 | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи. | 1 |
34 | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. | 1 |
Итого: | 35 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Колич. часов | Тип урока, форма проведения. | Планируемые результаты освоения материала | Формы учебно-познавательной деятельности | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Примечание |
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | | | Россия – наша Родина. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции. | Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину | Фронтальная работа | Презентация | Рисунки | |
2 | | | Культура и религия. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. | Индивидуальная работа | Учебник | Тренажер | |
3 | | | Человек и Бог в православии. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Знать: кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. | Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронтальная работа | Учебник | Фронтальный опрос | |
4 | | | Православная молитва. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Знать: что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. | Овладение навыками смыслового чтения текста. | Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Индивидуальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику. | Тренажер | |
5 | | | Библия и Евангелие. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Знать: кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. | Овладение действиями анализа, синтеза, классификации. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику. | Составление словаря терминов, понятий. | |
6 | | | Проповедь Христа. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. | Принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Индивидуальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Работа с карточками | |
7 | | | Христос и Его крест. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что такое «воплощение» («Боговоплоще- ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. | Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Фронтальная работа | Презентация | Рисунки | |
8 | | | Пасха. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. | Осуществлять информационный поиск для выполнения задания. | Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Фронтальная работа | Презентация | Рисунки | |
9 | | | Православное учение о человеке. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Формирование чувства гордости за свою Родину. | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
10 | | | Совесть и раскаяние. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. | Определение общей цели и путей её достижения. Определение общей цели и путей её достижения. | Развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Групповая работа Коллективная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику Фильмы- притчи. | Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
11 | | | Заповеди. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. | Умение адекватно оценивать свое поведение. | Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Групповая работа | Презентация | Рисунки | |
12 | | | Милосердие и сострадание. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Излагать свою точку зрения и аргументировать Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Индивидуальная работа Коллективная работа | Презентация Мульфильмы | Работа с карточками | |
13 | | | Золотое правило этики. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». | Определение общей цели и путей её достижения | Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
14 | | | Храм. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. | Индивидуальная работа Коллективная работа | Презентация | Тренажер Фронтальный опрос | |
15 | | | Икона. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД | В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
16-17 18 | | | Творческие работы учащихся Подведение итогов. | 1 | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД | Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы. | Готовность слушать собеседника. Готовность слушать собеседника. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Коллективная работа, индивидуальная Коллективная работа, индивидуальная | Учебник, дополнительная литература Учебник, дополнительная литература | Фронтальный опрос Фронтальный опрос | |
19 | | | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос |
20 | | | Подвиг. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Построение рассуждений. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос | |
21 | | | Заповеди блаженств. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур. | Групповая | Учебник, электронное приложение к учебнику | Тренажер | |
22 | | | Зачем творить добро? | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки | Фронтальная | Учебник, электронное приложение к учебник | Фронтальный опрос | |
23 | | | Чудо в жизни христианина. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственных норм поведения. | Индивидуальная | Учебник, электронное приложение к учебнику | Тренажер | |
24 | | | Православие о Божием суде. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур. | Фронтальная работа | Презентация | Фронтальный опрос | |
25 | | | Таинство Причастия. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Умение осуществлять информационный поиск. | Развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Индивидуальная | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
26 | | | Монастырь. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. | Готовность слушать собеседника, вести диалог. | Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Фронтальная работа | Презентация | Фронтальный опрос | |
27 | | | Отношение христианина к природе. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным, заботиться о нём. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. | Развитие умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Групповая | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрс | |
28 | | | Христианская семья. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. | Установление аналогий и причинно –следственных связей. | Развитие эстетических чувств как регуляторов морального поведения. | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
29 | | | Защита Отечества. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Знать имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. | Построение высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Формирование чувства гордости за свою Родину | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
30 | | | Христианин в труде. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. | Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия. | Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Фронтальная работа | Презентация | Фронтальный опрос | |
31 | | | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. | Умение высказать свою точку зрения. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. | Фронтальная работа | Учебник, электронное приложение к учебнику | Фронтальный опрос | |
32 | | | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Объяснять значение слов (терминов) с опорой на текст учебника. Анализировать и сопоставлять факты, , находить аналогии. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Групповая, индивидуальная | Учебник, электронное приложение к учебнику, интернет, дополнительная литература | Фронтальный опрос | |
33 | | | Основные нравственные заповеди православия, буддизма, иудаизма, светской этики. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Осмысливать важнейшие нравственные понятия. Размышлять и рассуждать на морально- этические темы. | Умение высказать свою точку зрения. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. | Фронтальная работа | Интернет | Фронтальный опрос | |
34 | | | Российские православные, исламские, буддийский, иудейские, светские. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Осмысливать важнейшие нравственные понятия. Размышлять и рассуждать на морально- этические темы. | Определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Групповая, индивидуальная | Презентация | Текущий | |
35 | | | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. | 1 | Урок формирования новых знаний, УУД. | Объяснять значение слов (терминов) с опорой на текст учебника. Анализировать и сопоставлять факты, , находить аналогии. | Умение высказать свою точку зрения. | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий. | Фронтальная работа | Презентация | Текущий | |
Приложение 2
Лист корректировки учебной программы
№ урока | Тема | Причина изменения в программе | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8