Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по «ОРКСЭ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования по «ОРКСЭ» и авторской программы Шемшуриной А. И.
Курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Модуль «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Модуль призван обеспечить общественно-значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, учебного плана МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского» на 2017-2018 учебный год из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год. Каждый раздел темы имеет свою комплексно-дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А. И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 2014;
2.Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.;
3.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
4.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.;
оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;
объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов;
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
совместно с учителем составлять план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
составлять сложный план текста;
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений;
критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций. Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций..
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен: знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.».
Содержание учебного предмета
Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри.
Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Тематическое планирование
модуля «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика»
№ | Тема | Кол.часов |
| Этика – наука о нравственной жизни человека Этика общения (5 ч) | |
1. | Этика общения .Этика- наука о нравственной жизни человека. | 1 |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | 1 |
3. | Правила общения для всех. | 1 |
4. | От добрых правил - добрые слова и поступки. | 1 |
5. | Каждый интересен. | 1 |
| Этикет (4 ч) | |
6. | Премудрости этикета. | 1 |
7. | Красота этикета. | 1 |
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 |
9. | Чистый ручеёк нашей речи. | 1 |
| Этика человеческих отношений (4 ч) | |
10. | В развитии добрых чувств - творение души. | 1 |
11. | Природа- волшебные двери к добру и доверию. | 1 |
12. | Чувство Родины. | 1 |
13. | Жизнь протекает среди людей. | 1 |
| Этика отношений в коллективе (4 ч) | |
14. | Чтобы быть коллективом. | 1 |
15. | Коллектив начинается с меня. | 1 |
16. | Мой класс - мои друзья. | 1 |
17. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Проект « Мой класс» | 1 |
| Простые нравственные истины (4 ч) | |
18. | Жизнь священна. | 1 |
19. | Человек рождён для добра. | 1 |
20. | Милосердие-закон жизни. | 1 |
21. | Жить во благо себе и другим. | 1 |
| Душа обязана трудиться (4 ч) | |
22. | Следовать нравственной установке. | 1 |
23. | Достойно жить среди людей. | 1 |
24. | Уметь понять и простить. | 1 |
25. | Простая этика поступков. | 1 |
| Посеешь поступок – пожнешь характер (4 ч) | |
26. | Общение и источники преодоления обид. | 1 |
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 |
28. | Доброте сопутствует терпение. | 1 |
29. | Действия с приставкой "со". | 1 |
| Судьба и Родина едины 95 ч) | |
30. | С чего начинается Родина? | 1 |
31. | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 |
32. | Человек - чело века. | 1 |
33. | Слово, обращённое к тебе. | 1 |
34- | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно - тематическое планирование уроков по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики» модуль
«Основы светской этики» в 4 "Г" классе.
Шемшурина А.И. Учебник «Основы светской этики» 4 класс.
№ темы | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
| Введение. | | |
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека | | |
| Этика общения | | |
2 | Добрым жить на белом свете веселей | | |
3 | Правила общения для всех | | |
4 | О добрых правилах – добрые слова и поступки | | |
5 | Каждый интересен | | |
| Этикет | | |
6 | Премудрости этикета | | |
7 | Красота этикета | | |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета | | |
9 | Чистый ручеёк нашей речи | | |
| Этика человеческих отношений | | |
10 | В развитии добрых чувств – творение души | | |
11 | Природа- волшебные двери к добру и доверию | | |
12 | Чувство Родины | | |
13 | Жизнь протекает среди людей | | |
| Этика отношений в коллективе | | |
14 | Чтобы быть коллективом | | |
15 | Коллектив начинается с меня | | |
16 | Мой класс- мои друзья | | |
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи | | |
| Простые нравственные истины | | |
18 | Жизнь священна | | |
19 | Человек рожден для добра | | |
20 | Милосердие – закон жизни | | |
21 | Жить во благо себе и другим | | |
| Душа обязана трудиться | | |
22 | Следовать нравственной установке | | |
23 | Достойно жить среди людей | | |
24 | Уметь пронять и простить | | |
25 | Простая этика поступков | | |
| Посеешь поступок-пожнешь характер | | |
26 | Общение и источники преодоления обид | | |
27 | Ростки нравственного опта поведения | | |
28 | Доброте сопутствует терпение | | |
29 | Действия с приставкой «со» | | |
| Судьба и Родина едины | | |
30 | С чего начинается Родина | | |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин | | |
32 | Человек – чело века | | |
33 | Слово обращенное к себе | | |
34 | Слово обращенное к себе | | |