Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель и задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКСЭ:
-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Планируемые результаты освоения модуля «Основы светской этики»
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей её достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре России;
4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
5) осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного курса
Введение. Этика — наука о нравственной жизни человека. (1 ч)
Этика общения (4 ч)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил — добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Этикет (4 ч)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 ч)
В развитии добрых чувств — творение души.
Природа — волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе (3 ч)
Чтобы быть коллективом…
Коллектив начинается с меня.
Мой класс — мои друзья.
Скажи себе сам. Итоговое творческое сочинение (1 ч)
Введение. Ежели душевны вы и к этике не глухи… (1 ч)
Простые нравственные истины (4 ч)
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие — закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4 ч)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Посеешь поступок — пожнёшь характер (4 ч)
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «со».
Судьба и Родина едины (3 ч)
С чего начинается Родина…
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек — чело века.
Слово, обращённое к себе. Итоговое творческое сочинение. (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемая учебная неделя | Коррекция |
1. | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 ч | 1 | |
| Раздел 1. Этика общения. | 4 ч | | |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | | 2 | |
3. | Правила общения для всех. | | 3 | |
4. | От добрых дел – добрые слова и поступки. | | 4 | |
5. | Каждый интересен. | | 5 | |
| Раздел 2. Этикет. | 4 ч | | |
6. | Премудрости этикета. | | 6 | |
7. | Красота этикета. | | 7 | |
8. | Простые школьные и домашние правила этикета. | | 8 | |
9. | Чистый ручеек нашей речи. | | 9 | |
| Раздел 3. Этика человеческих отношений. | 4 ч | | |
10. | В развитии добрых чувств – творение души. | | 10 | |
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | | 11 | |
12. | Чувство Родины. | | 12 | |
13. | Жизнь протекает среди людей. | | 13 | |
| Раздел 4. Этика отношений в коллективе. | 3 ч | | |
14. | Чтобы быть коллективом. | | 14 | |
15. | Коллектив начинается с меня. | | 15 | |
16. | Мой класс – мои друзья | | 16 | |
17. | Скажи себе сам. | 1 ч | 17 | |
| Раздел 5. Простые нравственные истины. | 4 ч | | |
18. | Жизнь священна. | | 18 | |
19. | Человек рожден для добра. | | 19 | |
20. | Милосердие – закон жизни. | | 20 | |
21. | Жить во благо себе и другим. | | 21 | |
| Раздел 6. Душа обязана трудиться. | 4 ч | | |
22. | Следовать нравственной установке. | | 22 | |
23 | Достойно жить среди людей. | | 23 | |
24. | Уметь понять и простить. | | 24 | |
25. | Простая этика поступков. | | 25 | |
| Раздел 7. Посеешь поступок – пожнешь характер. | 4 ч | | |
26. | Общение и источники преодоления зла. | | 26 | |
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | | 27 | |
28. | Доброте сопутствует терпение. | | 28 | |
29. | Действия с приставкой «со». | | 29 | |
| Раздел 8. Судьба и Родина едины. | 3 ч | | |
30. | С чего начинается Родина. | | 30 | |
31. | В тебе рождается патриот и гражданин. | | 31 | |
32. | Человек – чело века. | | 32 | |
33. | Слово, обращенное к себе. | 1 ч | 33 | |
34. | Презентация творческих работ. | 1 ч | 34 | |
| | | | |