Основы религиозных культур и светской этики
Пояснительная записка
Рабочая программа по модулю «Основы религии и светской этики» в 4 классе составлена на основе следующих материалов:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы по модулю «Основы религиозных культур и светской этики» для учащихся 4 класса А.Я. Данилюк (2013 год) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса.
Учебный модуль «Основы религиозных культур и светской этики».
Россия наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы и морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
УМК:
Для обучения учащихся используется учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования и науки РФ «Основы религии и светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год.
Общая характеристика учебного курса
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089» №69 от 31 января 2012 года. Основой для данного курса также является концепция «Духовно-нравственного воспитания», которая разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка, на основе Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632. Не противоречит федеральным законам №124 « Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях».
Цель курса: Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы религии и светской этики»;
Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «Основы религиозных культур
и светской этики»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Обучение детей по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностные, метапредметные и предметные результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффектные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
Адекватное исследование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многоационального народа России;
Знакомство с основами светской этики, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Формирование первоначальных представлений о светской этике;
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Место учебного курса в учебном плане. Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях. Материал изучается на базовом уровне в 4 классе, 0/5 в неделю, 17 часов в год. Порядок проведения уроков 1раз в две недели.
ОБОРУДОВАНИЕ
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Оборудование: ученические столы и стулья по числу учащихся, шкафы для хранения учебных пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
Демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых (компьютер/ ноутбук ,включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокоссет , диапроектор , экспозиционный экран и др.);
-вспомогательное оборудование и устройства , предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники , удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности , в том числе принтер , сканер , фото – и видиотехника (по возможности) и др . );
Календарно – тематическое планирование
По «Основы религии и светской этики»
Класс 4
Учитель Краснова Оксана Егоровна
Количество часов
Всего 17 часов; в неделю 0/5 часов
Планирование составлено на основе программы «Основы религии и светской этики» А.Я.Данилюка
Учебники:
А. Кураев «Основы религии и светской этики», Москва, Просвещение, 2012 год
Календарно-тематическое планирование
раздел | № | Название темы урока | Тип урока | Кол-во часов | | | Домашнее задание | Дата |
Виды деятельности учащихся | Характеристика УУД | план | факт |
Основы религии и светской этики | 1 | Россия - наша Родина. | ОНЗ | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали .Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | Требования к личностным результатам: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов ;Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения ;Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний ;Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам :Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффектные способы достижения результата; вносить выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; Адекватное исследование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; Овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | 19.09. | |
2 | Что такое светская этика? | ОНЗ | 1 | Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности .Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | 26.09. | |
3 | Культура и мораль | ОНЗ | 1 |
Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | 17.10. | |
4 | Особенности морали | ОНЗ | 1 | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | 24.10. | |
| 5 | Добро и зло | ОНЗ | 1 | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. | 14.11. | |
| 6 | Добро и зло | НТ | 1 | Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | 12.12. | |
7 | Добродетель и порок | ОНЗ | 1 | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? | 19.12. | |
| 8 | Добродетель и порок | НТ | 1 | | Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | 16.01. | |
| 9 | Свобода и моральный выбор человека | ОНЗ | 1 | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | 06.02. | |
10 | Свобода и ответственность | ОНЗ | 1 | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение поря-дка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с соба-кой, стирка, уборка квартиры. | 20.02. | |
| 11 | Моральный долг | ОНЗ | 1 | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | 06.03. | |
| 12 | Справедливость | ОНЗ | 1 | | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | 27.03. | |
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Требования к предметным результатам: Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: |
13 | Альтруизм и эгоизм | ОНЗ | 1 | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | 03.04. | |
14 | Дружба | ОНЗ | 1 | | Написать рассказ о своём друге | 24.04. | |
| 15 | Что значит быть моральным? | ОНЗ | 1 | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | 08.05. | |
16-17 | Подведение итогов | УК | 2 | | Учебное пособие «Основы религии и светской этики». Урок № 16-17 Стр.36-37 | 15.05. 22.05. | |
| | | | | | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | | |
| | | | | | | |