СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ( 4 класс, Школа России)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет актуальна для учителей начальных классов. Основы религиозных культур и светской этики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ( 4 класс, Школа России)»


Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе нормативных документов и учебно-методического обеспечения реализации программы:

  1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. №373 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).

  3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.12.2019 № 695 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  4. Авторская учебная программа Кураева А.В. «Основы православной культуры»,2010г. в рамках Концепции образовательной системы «Школа России».

  5. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. В 2-х частях. Москва. «Просвещение».2011 г.

  6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Жирновской СОШ.

  7. Учебный план МБОУ Жирновской СОШ.

  8. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ Жирновской СОШ.


Цели и задачи изучения предмета « ОРКСЭ» в начальной школе

Цель учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений

Цели изучения модуля «Основы православной культуры»:

  • формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

  • способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение основ православной культуры, раскрыть её значение и роль в жизни людей и в формировании личности человека, его отношения к миру и людям.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, иформирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественнойистории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимногоуважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Рабочая программа для 4 класса разработана в соответствии с Учебным планом МБОУ Жирновская СОШ начального общего образования.

По годовому календарному графику 34 учебных недели.

Курс рассчитан на 1 час в неделю, общее количество учебных часов в год - 34 часа.

Планируемые результаты освоения предмета

«Основы православной культуры»


Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

Обучающийся научится:

  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение;

  • на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Требования к метапредметным результатам

Обучающийся научиться:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • определить наиболее эффективные способы достижения результата;

  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • распознавать тексты различных стилей и жанров, осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • определять общие цели и пути их достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Требования к предметным результатам:

Обучающийся научиться:

  • понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни,

  • раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

  • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

  • на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.


Обучающийся получит возможность научиться:

выстраивать конструктивные отношения в обществе в соответствии с основами светской и религиозной морали;

формировать первоначальные представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.























Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» (34 ч.)

Введение в православную духовную традицию (17ч)

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва. Происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Подведение итогов.

Православие в России (17ч)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.