Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов Терского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Протокол №1 от 28.08.2017 Руководитель ШМО ____________(Соколкова Н.И.) | Рекомендована к утверждению методическим советом МБОУ Заворонежской СОШ Протокол №1 от 30.08.2017 Руководитель МС _____ (Радченко О.В.) | Утверждена приказом МБОУ Заворонежская СОШ от 31.08.2017 г. № 231 Директор ____________(Жукова В.В.) |
Рабочая программа учебного курса
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы православной культуры»)
для 4 класса
срок реализации программы – 1 год
авторы программы:
учитель начальных классов
Подольская Ольга Евгеньевна,
1 категория
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « ОРКСЭ» модуль «Основы православной культуры» в 4 классе разработана на основе нормативно-правовых документов основного общего образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644).
Письмо Минобрнауки РФ и Департамента Государственной политики в сфере общего образования от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Рабочая программа разработана учителем начальных классов Подольской О.Е. с учетом требований ФГОС НОО, на основе примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. (– М.: Просвещение, 2010) и ООПНОО МБОУ Заворонежской СОШ.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
На классном родительском собрании родители выбрали для изучения в 4 классе модуль «Основы православной культуры».
Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.
Реализация программы направлена на достижение следующих целей: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
знакомство обучающихся с основами православной культуры
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный модуль «Основы православной культуры» способствует реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию;
укрепление нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, укрепление у него позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Учитывая возрастные особенности младших подростков, специфику учебного предмета можно определить два уровня достижения воспитательных результатов обучения основам православной культуры:
Приобретение школьником знаний и представлений о ценностях православия, одобряемых православным учением формах поведения в обществе, истории православной религии и культуры, письменной и художественной культуры православия.
Получение школьником устойчивого позитивного отношения к православию, его ценностям, людям, исповедующим православное вероучение, усвоение этих ценностей в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Достижение двух уровней результатов деятельности обучающихся увеличивает вероятность появления у детей «мотивации к осознанному нравственному поведению» в русле национальных (культурных, религиозных) традиций.
Отличительной особенностью учебного предмета «Основы православной культуры» является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение произведений культуры, понимание этих произведений как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности к духовно-нравственной культуре России.
Знакомство и работа с произведениями культуры способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способнос-тей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, справедливость, истина, красота поступка, милосердие, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Возможные формы произведений православной культуры: молитва, житие, исповедь, Библия, храм, икона, картина, религиозный праздник, православный фильм или художественный текст и т.п.
Особенность произведений православной культуры (виды, жанры) обусловливает связь курса ОПК с такими учебными дисциплинами как «Литературное чтение», «Русский язык, «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка».
Включение краеведческого материала в содержание ОПК позволит познакомить учащихся с культурно-религиозными традициями Тамбовской области, формировать ценностное отношение детей к своей “малой родине”, вызывать чувство единства российской цивилизации, ее исторического и культурного пространства.
При преподавании учебного предмета «Основы православной культуры» предполагается безотметочная система оценки. В процессе изучения предмета предусмотрена подготовка и презентация творческих работ, учебных проектов на основе изученного материала. Предлагается качественная оценка этих работ и проектов в конце каждого полугодия участниками образовательного процесса.
2. Содержание курса Основы православной культуры. 4 класс
Основное содержание предметной области
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Основы православной культуры
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Изучение материала курса «Основы православной культуры» ведется по блокам:
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Блок 2. Введение в православную духовную традицию.
Блок 3. Как христианство пришло на Русь.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Презентация творческих проектов проходит в конце года.
3. Планируемые результаты освоения обучающимися курса «Основы православной культуры» 4 класс
В результате изучения предмета при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД:
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур, Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты учебного модуля «Основы православной культуры»
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН составлен на основе примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. (– М.: Просвещение, 2010)
4 класс на основе примерной программы 35 часов,
1 час в неделю, всего 1*35 нед. = 35 часов.
Учебно-тематический план.
Основы православной культуры. 4 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Блок 1. Россия - наша Родина. | 1 |
2 | Блок 2. Введение в православную духовную традицию. | 15 |
3 | Блок 3. Как христианство пришло на Русь. | 15 |
4 | Блок 4. Любовь и уважение к Отечеству | 4 |
Итого: | 35 |
Примерное тематическое планирование.
Основы православной культуры. 4 класс
№ | Название раздела, темы | К-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
Блок 1. Россия - наша Родина (1 час) |
1 | Россия - наша Родина. | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Знакомиться с новым учебником. Учиться считывать информацию с иллюстраций. Посмотреть м/ф и обсудить увиденное. Отвечать на проблемные вопросы. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся. Формулировать основные понятия. Учиться оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить свой ответ, высказывать свое мнение. Учиться составлять рассказ по предложенным темам. Оценивать результаты своей деятельности |
Блок 2. Введение в православную духовную традицию. (15 часов) |
2 | Культура и религия. | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Посмотреть видеосюжет, м/ф и обсудить увиденное. Отвечать на проблемные вопросы. Учиться оценивать свои и чужие высказывания. Рассматривать иллюстрации русских художников, иконы, фрески, давать характеристику изображенного. Формулировать основные понятия. Учиться оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить свой ответ, высказывать свое мнение. Учиться составлять рассказ по предложенным темам. Оценивать результаты своей деятельности |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
4 | Человек и Бог в православии. | 1 |
5 | Православное учение о человеке. | 1 |
6 | Православная молитва. | 1 |
7 | Библия и Евангелие. | 1 |
8 | Совесть и раскаяние | 1 |
9 | Заповеди. | 1 |
10 | Заповеди Моисея. | 1 |
11 | Проповедь Христа | 1 |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
13 | Золотое правило этики. | 1 |
14 | Храм. | 1 |
15 | Икона. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | 1 |
Блок 3. Как христианство пришло на Русь (15 часов) |
17 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Посмотреть видеосюжет, м/ф и обсудить увиденное. Отвечать на проблемные вопросы. Учиться оценивать свои и чужие высказывания. Рассматривать иллюстрации русских художников, иконы, фрески, давать характеристику изображенного. Формулировать основные понятия. Учиться оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить свой ответ, высказывать свое мнение. Учиться составлять рассказ по предложенным темам. Учиться создавать творческие работы. Оценивать результаты своей деятельности |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
19 | Подвиг. | 1 |
20 | Заповеди блаженств. | 1 |
21 | Заповеди блаженств. | 1 |
22 | Зачем творить добро? | 1 |
23 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
24 | Православие о Божием суде. | 1 |
25 | Таинство Причастия. | 1 |
26 | Монастырь. | 1 |
27 | Христос и Его крест. | 1 |
28 | Пасха. | 1 |
29 | Христианская семья. | 1 |
30 | Отношение христианина к природе. | 1 |
31 | Христианин в труде | 1 |
Блок 4. Любовь и уважение к Отечеству ( 4 часа) |
32 | Защита Отечества | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Посмотреть видеосюжет, м/ф и обсудить увиденное. Отвечать на проблемные вопросы. Учиться оценивать свои и чужие высказывания. Рассматривать иллюстрации русских художников, иконы, фрески, давать характеристику изображенного. Формулировать основные понятия. Учиться оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить свой ответ, высказывать свое мнение. Учиться составлять рассказ по предложенным темам. Учиться составлять доклад, презентовать свою творческую работу по предложенной теме. Оценивать результаты своей деятельности |
33 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
34 | Работа над творческими проектами на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 |
35 | Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | 1 |
Календарно - тематическое планирование
по основам православной культуры в 4 классе
(1 час в неделю, всего 35 часов)
2017-2018 учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид и форма контроля |
план | факт |
Блок 1. Россия - наша Родина (1 час) |
1 | Россия - наша Родина. | 1 | 04.09 | | фронтальный опрос |
Блок 2. Введение в православную духовную традицию (15 часов) |
2 | Культура и религия. | 1 | 11.09 | | устный контроль |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | 18.09 | | фронтальный опрос |
4 | Человек и Бог в православии. | 1 | 25.09 | | сообщения учащихся |
5 | Православная молитва. | | 02.10 | | фронтальный опрос |
6 | Библия и Евангелие. | 1 | 09.10 | | рассказ учителя |
7 | Проповедь Христа | 1 | 16.10 | | фронтальный опрос |
8 | Христос и Его крест. | 1 | 23.10 | | чтение текста |
9 | Православное учение о человеке. | 1 | 30.10 | | устный контроль |
10 | Совесть и раскаяние | 1 | 13.11 | | фронтальный опрос |
11 | Заповеди. | 1 | 20.11 | | устный контроль |
12 | Заповеди Моисея. | 1 | 27.11 | | рассказ учителя |
13 | Милосердие и сострадание. | 1 | 04.12 | | сообщения учащихся |
14 | Золотое правило этики. | 1 | 11.12 | | фронтальный опрос |
15 | Храм. | 1 | 18.12 | | рассказ учителя |
16 | Икона. | 1 | 25.12 | | устный контроль |
17 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | 1 | 15.01 | | творческая работа |
Блок 3. Как христианство пришло на Русь (15 часов) |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | 22.01 | | устный контроль |
19 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | 29.01 | | фронтальный опрос |
20 | Подвиг. | 1 | 05.02 | | сообщения учащихся |
21 | Заповеди блаженств. | 1 | 12.02 | | рассказ учителя |
22 | Заповеди блаженств. | 1 | 19.02 | | фронтальный опрос |
23 | Зачем творить добро? | 1 | 26.02 | | фронтальный опрос |
24 | Чудо в жизни христианина. | 1 | 05.03 | | рассказ учителя |
25 | Православие о Божием суде. | 1 | 12.03 | | устный контроль |
26 | Таинство Причастия. | 1 | 19.03 | | рассказ учителя |
27 | Монастырь. | 1 | 02.04 | | сообщения учащихся |
28 | Пасха. | 1 | 09.04 | | сообщения учащихся |
29 | Христианская семья. | 1 | 16.04 | | устный контроль |
30 | Отношение христианина к природе. | 1 | 23.04 | | фронтальный опрос |
31 | Христианин в труде | 1 | 30.04 | | фронтальный опрос |
Блок 4. Любовь и уважение к Отечеству (4 часа) |
32 | Защита Отечества | 1 | 07.05 | | фронтальный опрос |
33 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 14.05 | | творческая работа |
34 | Работа над творческими проектами на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | 21.05 | | проект |
35 | Праздник «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | 1 | 28.05 | | праздник |