Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пригорская средняя школаСмоленского района Смоленской области _____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 « 27 » августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2020г. № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 « 28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ 28.08.2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по основам религиозных культур
и светской этики (модуль ОПК)
4 класс
с. Пригорское,
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 4 классов общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г., 01.03.2019г., 10.07.2019г..););
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.18 г № 345 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» ( с изменениями и дополнениями в приказах Министерства просвещения Российской Федерации от 08 мая 2019 г.) №233); от 22.11.2019 №632, от 18.05.2020 №249).
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год;
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль ОПК) для 4 класса ориентирована на использование УМК, в который входят:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. Данилюк А.Я. - М.: Просвещение, 2012;
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 4 класс. Кураев А.В. - М.: Просвещение, - 2018г.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» входит в предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».
Основы религиозных культур и светской этики изучается в 4 классе на уровне начального общего образования за счет часов обязательной части учебного плана МБОУ Пригорской СШ на текущий год.
Рабочая программа ОРКСЭ (модуль ОПК) для 4 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на текущий учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
II. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащиеся получат возможность научиться:
- начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
- логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие моменты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее уставные причинно- следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- смысловому чтению текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
- осознавать ценность человеческой жизни;
- раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;
- на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам
Учащиеся получат возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно- нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования
Оценка планируемых результатов
При изучении предмета введена безотметочная система обучения. Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.
Виды контроля:
- входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
- промежуточный – осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
- проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
- итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.
Формы контроля:
- фронтальный опрос;
- тест;
- творческая работа;
- защита проекта.
Критерии оценки теста.
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.
«Освоил» - 5-10 баллов
«Не освоил» - 1-4 балла
II. Содержание учебного предмета
Структура содержания учебного предмета «Основы православной культуры и светской этики» в 4 классе определена следующими тематическими разделами:
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества -1час.
2. Основы православной культуры - 28ч.
3. Духовные традиции многонационального народа России -4ч.
4. Промежуточная аттестация. Тест - 1ч.
1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1час)
Россия – наша Родина.
2. Основы православной культуры. (28ч.)
Культура и религия.
Человек и Бог в православии.
Православная молитва.
Библия и Евангелия.
Проповедь Христа.
Христос и Его Крест.
Пасха.
Православное учение о человеке.
Совесть и раскаяние.
Заповеди.
Милосердие и сострадание.
Золотое правило этики.
Храм.
Икона.
Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
Православие в России.
Подвиг
Заповеди блаженств
Зачем творить добро?
Чудо в жизни христианина.
Христианские представления о Божием суде
Православна Литургия.
Монастырь.
Христианское отношение к природе
Христианская семья
Защита Отечества
Христианин в труде
Любовь и уважение к Отечеству
3. Духовные традиции многонационального народа России (4ч.)
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Подготовка творческих проектов
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
4. Промежуточная аттестация. Тест. (1ч.)
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
| Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1ч | |
| Основы православной культуры. | 28ч | |
| Духовные традиции многонационального народа России. | 4ч | |
| Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | 1 |
| Итого: | 34ч | 1 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/О.В. Пантелеева/ 28.08.2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2020г. № 273 |
Календарно – тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по основам религиозных культур
и светской этики (модуль ОПК)
для 4 А класса
2020/2021 учебный год
Календарно-тематическое планирование
по основам религиозных культур
и светской этики (модуль ОПК)
в 4А классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По ___ час_ в неделю. Всего учебных недель ____.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Контрольные работы - 1 ч
№ урока | Тема | Дата | Фактически |
| 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1ч | | |
1. | Россия – наша Родина. | | |
| 2. Основы православной культуры. 29 ч (28+1) | | |
2. | Культура и религия. | | |
3. | Человек и Бог в православии. | | |
4. | Православная молитва. | | |
5. | Библия и Евангелия. | | |
6. | Проповедь Христа. | | |
7. | Христос и Его Крест. | | |
8. | Пасха. | | |
9. | Православное учение о человеке. | | |
10. | Совесть и раскаяние. | | |
11. | Заповеди. | | |
12. | Милосердие и сострадание. | | |
13. | Золотое правило этики. | | |
14. | Храм. | | |
15. | Икона. | | |
16. | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | | |
17 | Православие в России. | | |
18 | Подвиг | | |
19 | Заповеди блаженств | | |
20 | Зачем творить добро? | | |
21 | Чудо в жизни христианина. | | |
22 | Христианские представления о Божием суде | | |
23 | Православна Литургия. | | |
24 | Монастырь. | | |
25 | Христианское отношение к природе | | |
26 | Христианская семья | | |
27 | Защита Отечества | | |
28 | Христианин в труде | | |
29 | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | | |
| 3. Духовные традиции многонационального народа России. | | |
31-32 | Подготовка творческих проектов | | |
33-34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | | |
Календарно-тематическое планирование
по основам религиозных культур
и светской этики (модуль ОПК)
в 4Б классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По ___ час_ в неделю. Всего учебных недель ____.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Контрольные работы - 1 ч
№ урока | Тема | Дата | Фактически |
| 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. 1ч | | |
1. | Россия – наша Родина. | 5.09 | |
| 2. Основы православной культуры. 29 ч (28+1) | | |
2. | Культура и религия. | 12.09 | |
3. | Человек и Бог в православии. | 19.09 | |
4. | Православная молитва. | | |
5. | Библия и Евангелия. | | |
6. | Проповедь Христа. | | |
7. | Христос и Его Крест. | | |
8. | Пасха. | | |
9. | Православное учение о человеке. | | |
10. | Совесть и раскаяние. | | |
11. | Заповеди. | | |
12. | Милосердие и сострадание. | | |
13. | Золотое правило этики. | | |
14. | Храм. | | |
15. | Икона. | | |
16. | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | | |
17 | Православие в России. | | |
18 | Подвиг | | |
19 | Заповеди блаженств | | |
20 | Зачем творить добро? | | |
21 | Чудо в жизни христианина. | | |
22 | Христианские представления о Божием суде | | |
23 | Православна Литургия. | | |
24 | Монастырь. | | |
25 | Христианское отношение к природе | | |
26 | Христианская семья | | |
27 | Защита Отечества | | |
28 | Христианин в труде | | |
29 | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | | |
| 3. Духовные традиции многонационального народа России. | | |
31-32 | Подготовка творческих проектов | | |
33-34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | | |