ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа№991 ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Рабочая программа
по предмету «Письмо и развитие речи»
5 класс
Срок реализации учебной программы
2016- 2017 уч.г.
Разработчик: учитель русского языка
Гаспарян А.Г.
Москва, 2016 год
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник № 1/ под редакцией В.В. Воронковой. – Москва: Владос, 2011г. В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели программы:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Формирование достаточно прочных навыков грамматического письма.
Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Задачи программы:
формирование и развитие у учащихся навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
коррекция речи и мышления школьников;
формирование умения правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
общее развитие обучающихся, и формирование у них нравственных качеств, для их успешной адаптации в жизни.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю)
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
36 | 28 | 44 | 28 | 136 |
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов).
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к общению. Начиная с 5 класса школьники, знакомятся с главными и второстепенными членами предложениями, учатся распространять нераспространённые предложения. Находить однородные члены предложения и правильно употреблять их в письменной и устной речи.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря. Школьники учатся заполнять дневник, работать с деформированным текстом, писать изложения по предложенному учителем плану, составлять предложения и небольшой рассказ по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составлять рассказ по опорным словам после разбора с учителем.
А также, начиная с 5 класса обучающимся прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг).
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Формы контроля: контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.) по итогам изученной темы, четверти, года.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем
- разбирать слово по составу; изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться письменно и устно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Календарно-тематическое планирование
I четверть
4 ч. в нед. (36 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Повторение |
1. | Предложение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | 1 | | |
2. | Связь слов в предложении. | 1 | | |
3. | Главные и второстепенные члены предложения. Тренировочные упражнения на определение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | | |
4. | Диагностический диктант. | 1 | | |
5. | Виды предложений по интонации. Упражнение в определении предложений по интонации и постановке знаков препинания. | 1 | | |
Звуки и буквы. |
6. | Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, я, е, ё, ю, и. Алфавит. | 1 | | |
7. | Разделительный ь знак. Дифференциация слов с разделительным ь знаком. | 1 | | |
8. | Дифференциация слов с мягким знаком, указывающим мягкость согласного, и с разделительным ь | 1 | | |
9. | Согласные звонкие и глухие. | 1 | | |
10. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | | |
11. | Ударные и безударные гласные. | 1 | | |
12. | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 | | |
13. | Диктант по теме: «Звуки и буквы». | 1 | | |
14. | Работа над ошибками | 1 | | |
Состав слова. |
15. | Корень и однокоренные слова. | 1 | | |
16. | Упражнение в нахождении корня в слове. | 1 | | |
17. | Окончание. | 1 | | |
18. | Изменение окончаний в различных формах одного и того же слова. | 1 | | |
19 | Приставка. Словообразовательная и смыслоразличительная роль приставок в слове. | 1 | | |
20. | Упражнения в образовании слов при помощи приставок. | 1 | | |
21. | Суффикс. Суффикс как часть слова. | 1 | | |
22. | Словообразовательная и смыслоразличительная роль суффиксов. | 1 | | |
23. | Тренировочные упражнения в образовании слов с помощью приставок и суффиксов. | 1 | | |
24. | Развитие речи. | 1 | | |
25. | Правописание безударных гласных в корне. Единообразное написание корня в родственных словах. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова и подбора родственных слов. | 1 | | |
26. | Непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | | |
27. | Звонкие и глухие согласные в корне слова. Правило проверки. | 1 | | |
28. | Непроизносимые согласные. Правило проверки. | 1 | | |
29. | Упражнения на правописание непроизносимых согласных. | 1 | | |
30. | Двойные согласные. Упражнения на правописание двойных согласных. | 1 | | |
31. | Диктант по теме: «Состав слова». | 1 | | |
32. | Работа над ошибками. | 1 | | |
33. | Приставка и предлог. Правописание приставок. | 1 | | |
34. | Разделительный ъ знак. Правописание ъ знака после приставок. Дифференциация слов с разделительным ъ знаком и ь знаком. | 1 | | |
35. | Диктант за I четверть по теме: «Разделительный ъ знак». | 1 | | |
36. | Работа над ошибками. | 1 | | |
II четверть
4ч. в нед. (28 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Части речи |
37. | Общее понятие о частях речи. | 1 | | |
38. | Различение частей речи по вопросам и значению. Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | | |
39. | Разные части речи одного корня. | 1 | | |
40. | Образование одних частей речи от других. | 1 | | |
41. | Диктант по теме «Части речи». | 1 | | |
42. | Работа над ошибками. | 1 | | |
43. | Деловое письмо. Адрес. | 1 | | |
Имя существительное. |
44. | Понятие об имени существительном. | 1 | | |
45. | Значение существительных в речи. | 1 | | |
46. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
47. | Расширение круга имен собственных (название журналов, газет, стран) | 1 | | |
48. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | |
49. | Изменение имен существительных по числам. | 1 | | |
50. | Согласование в числе имен существительных с другими словами. | 1 | | |
52. | Род имен существительных. | 1 | | |
53. | Различение мужского, женского и среднего родов имен существительных. | 1 | | |
54. | Упражнение в различении мужского, женского и среднего родов имен существительных. | 1 | | |
55. | Словарный диктант за I полугодие. | 1 | | |
56. | Согласование имен существительных с другими словами. | 1 | | |
57. | Деловое письмо. Письмо товарищу. | 1 | | |
58. | Грамматический разбор имен существительных. | 1 | | |
59. | Упражнение по теме «Части речи. Имя существительное». | 1 | | |
60. | Диктант за четверть по теме «Части речи. Имя существительное». | 1 | | |
61. | Работа над ошибками. | 1 | | |
62. | Правописание имен существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. | 1 | | |
63. | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | | |
64. | Развитие речи. Изложение | 1 | | |
III четверть
4ч. в нед. (44 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
65. | Изменение имен существительных по падежам | 1 | | |
66. | Именительный падеж | 1 | | |
67. | Родительный падеж | 1 | | |
68. | Дательный падеж | 1 | | |
69. | Винительный падеж | 1 | | |
70. | Творительный падеж | 1 | | |
71. | Предложный падеж | 1 | | |
72. | Тренировочные упражнения на закрепление умения определять падежи | 1 | | |
73. | Диктант по теме «Изменение имён существительных по падежам» | 1 | | |
74. | Работа над ошибками | 1 | | |
75. | Три склонения имен существительных. Понятие о склонениях | 1 | | |
76. | Первое склонение | 1 | | |
77. | Второе склонение | 1 | | |
78. | Третье склонение | 1 | | |
79. | Первое склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
80. | Падежные окончания имен существительных первого склонения | 1 | | |
81. | Именительный падеж имен существительных первого склонения | 1 | | |
82. | Родительный падеж 1 склонения | 1 | | |
83. | Дательный падеж 1 склонения | 1 | | |
84. | Винительный падеж 1 склонения | 1 | | |
85. 86 | Творительный падеж 1 склонения | 2 | | |
87. 88 | Предложный падеж 1 склонения | 2 | | |
89. | Тренировочные упражнения на закрепление правописания падежных окончаний | 1 | | |
90. | Деловое письмо. Поздравительная открытка. | 1 | | |
90. | Диктант по теме «Падежные окончания имен существительных первого склонения» | 1 | | |
91. | Работа над ошибками. | 1 | | |
92. | Второе склонение имен существительных | 1 | | |
93. | Именительный падеж 2 склонения | 1 | | |
94. 95. | Родительный падеж имен существительных 2 склонения | 2 | | |
96. 97 | Дательный падеж имен существительных 2 склонения | 2 | | |
98. 99 | Винительный падеж имен существительных 2 склонения | 1 | | |
100. 101 | Творительный падеж имен существительных 2 склонения | 2 | | |
102. 103. | Предложный падеж 2 склонения | 2 | | |
104. | Упражнение в закреплении правописания падежных окончаний. | 1 | | |
105. | Контрольный диктант | 1 | | |
106. | Работа над ошибками. | 1 | | |
107. | Обобщающий урок | 1 | | |
IV четверть
5 ч. в нед. (42 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание |
129. | Третье склонение имен существительных в единственном числе | 1 | | |
130. | Именительный падеж имен существительных третьего склонения | 1 | | |
131, 132. | Родительный, дательный и предложный падежи 3 склонения | 2 | | |
133, 134 | Винительный падеж 3 склонения | 2 | | |
135, 136 | Творительный падеж имен существительных 3 склонения | 2 | | |
137, 138, 139 | Тренировочные упражнения для закрепления изученного материала. | 3 | | |
140. | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
141. | Работа над ошибками | 1 | | |
Предложение |
142. | Главные члены предложения | 1 | | |
143. | Тренировочные упражнения на выделение главных членов предложения. | 1 | | |
144, 145. | Второстепенные члены предложения. | 2 | | |
146, 147. | Распространенные и нераспространенные предложения. | 2 | | |
148, 149, 150. | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 3 | | |
151. | Диктант по теме «Предложение» | 1 | | |
152. | Работа над ошибками | 1 | | |
153. | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
154, 155. | Изложение | 2 | | |
Повторение пройденного за год |
156, 157 | Состав слова | 2 | | |
158 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | |
159 | Части речи русского языка. | 1 | | |
160, 161, 162, 163. | Имя существительное | 4 | | |
164 | Сочинение | 1 | | |
165, 166. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | | |
167 | Годовой контрольный диктант. | 1 | | |
168. | Работа над ошибками. | 1 | | |
169. | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
170. | Обобщающий урок. | 1 | | |
Литература.
Русский язык 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, М., «Просвещение», 2013 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. –Сб. 1