2016- 2017 уч. г.
Гаспарян А.Г.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык». М.: Просвещение, 2005г.
Письмо и развитие речи является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер, направлено на разрешение основных задач, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Тема раздела | Кол. часов | Коррекционные задачи | Обязательный минимум ЗУН |
Повторение Предложение |
5 | Тренировать память | Составлять и распространять предложения, находить главные и второстепенные члены предложения, конструировать предложения с однородными членами |
Звуки и буквы | 6 | Развивать целостное восприятие, слуховое внимание. | Правильно обозначать звуки буквами на письме, проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных, двойных, непроизносимых согласных путем подбора родственных слов |
Слово. Состав слова | 15 | Развивать наглядно- образное и словесно-логическое мышление. | Разбирать слово по составу, выделять имя существительное, имя прилагательное как части речи, пользоваться словарем. Отличать приставку от предлога. Находить части речи |
Имя существительное | 26 | Развивать аналитико-синтетическую деятельность. | Выделять основные грамматические признаки имени существительного: род, число, падеж |
Имя прилагательное | 60 | Формировать элементы абстрактного мышления. | Различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного. |
Предложения | 15 | Формировать элементы абстрактного мышления. Обогащение словаря | Связно высказываться устно и письменно, строить простое распространенное предложение с однородными членами |
Повторение | 10 | Развивать долговременную память. Точность воспроизведения. | Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова, работать с деформированным текстом, работа с текстом, выбор из текста различных типов предложений. Уметь пользоваться школьным словарем. |
Итого: | 137ч | | |
№п/п | Кол – во часов | Дата | Тема урока | Словарь | Примечание |
1. | 1. | | Главные и второстепенные члены предложения. | агроном | Работа с деформированным текстом. |
2. | 1. | | Предложения распространённые и нераспространённые. | Антенна | Распространение предложений второстепенными членами. |
3. | 1. | | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | | |
4. | 1. | | Диагностический диктант (за прошлый год). | | |
5. | 1. | | Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. | Балкон | |
6. | 1. | | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | | Деление текста на части по плану (стр.10 упр. 21). |
7. | 1. | | Слова с разделительным ь знаком. | Богатство | Письмо по памяти (стр.11 упр.22). |
8. | 1. | | Развитие речи. Изложение рассказа с опорой на текст. | | Изложение по плану (стр.13. упр.28). |
9. | 1. | | Работа над ошибками. | | |
10. | 1. | | Состав слова. Корень и приставка. Однокоренные слова. | Выкройка | Творческое списывание (стр.13. упр.28). |
11. | 1. | | Суффикс и окончание. | Вытачка | Работа с деформированным текстом (стр.20 упр.40). |
12. | 1. | | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | Вокруг. | |
13. | 1. | | Развитие речи. Сочинение. | | Продолжить сказку по картинкам (стр.11. упр. 24). |
14. | 1. | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Директор | |
15. | 1. | | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | Добыча | Составление рассказа по данным предложениям (стр.24. упр.51). |
16. | 1. | | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Двойные и непроизносимые согласные. | | Расположение частей текста в нужном порядке (стр.26. упр.56). |
17. | 1. | | Однокоренные слова. | | Списывание (стр.30 упр.15). |
18. | 1. | | Деловое письмо. | | Составление текста объявления о предстоящих общешкольных мероприятиях. |
19. | 1. | | Приставка и предлог. | Договор | |
20. | 1. | | Разделительный ъ знак после приставок. | Женщина | Озаглавливание рассказа (стр.33. упр. 72). |
21. | 1. | | Правописание приставок. | | Деление текста на части ( стр.33 упр.76). |
22. | 1. | | Контрольный диктант по теме «Правописание приставок». | | Грамматическое задание. |
23. | 1. | | Работа над ошибками. | | |
24. | 1. | | Имя существительное. Части речи. Имя существительное. | Инженер | |
25. | 1. | | Значение имени существительного и его основные грамматические признаки. Род, число, падеж. | | |
26. | 1. | | Правописание существительных с шипящей на конце. | | Составление сказки по картинке (стр.46 упр. 100). |
27. | 1. | | Деловое письмо. | | Письмо товарищу (стр.56. упр.122). |
28. | 1. | | Типы склонения имён существительных. | | |
29. | 1. | | Правописание падежных окончаний имён существительных 1 – го склонения. | | Составление ответов на вопросы (стр. 50 упр.109). |
30. | 1. | | Правописание падежных окончаний имён существительных 2 – го склонения. | | |
31. | 1. | | Правописание падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения. | | |
32. | 1. | | Контрольный диктант за 1 четверть по теме « Имя существительное». | | Грамматическое задание. |
33. | 1. | | Работа над ошибками. | | |
34. | 1. | | Развитие речи | | Изложение (стр. 55 упр.118). |
№п/п | Кол – во часов | Дата | Тема урока | Словарь | Индивид. помощь | Примечание |
35. | 1. | | Склонение имён существительных множественного числа. | Интересный | | |
36. | 1. | | Именительный и Винительный падежи существительных множественного числа. | Календарь | | Сжатый пересказ (стр.62. упр.131). |
37. | 1. | | Дательный падеж существительных множественного числа. | Осторожно | | |
38. | 1. | | Творительный падеж существительных множественного числа. | Кефир | | Творческое списывание (стр.63. упр.133). |
39. | 1. | | Предложный падеж существительных множественного числа. | Командир | | |
40. | 1. | | Родительный падеж существительных множественного числа. | | | Творческое списывание (стр.67 упр.143). |
41. | 1. | | Правописание существительных с шипящей на конце в Р.п. множественного числа. | Конфета | | |
42. | 1. | | Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в ед. и мн. числе. | Океан | | |
43. | 1. | | Существительные, употребляемые только в ед. или во мн. числе. | Космонавт | | |
44. | 1. | | Обобщение пройденного материала по теме: «Множественное число имён существительных». | Мандарин | | |
45. | 1. | | Упражнения на закрепление. | Материя | | |
46. | 1. | | Контрольный диктант по теме: «Склонение имён существительных во множественном числе». | | | Грамматическое задание. |
47. | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
48. | 1. | | Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. | Медаль | | Написание небольшого рассказа на тему: «Как изменилась природа зимой». |
49. | 1. | | Значение имени прилагательного в речи. | | | |
50. | 1. | | Словарный диктант за 1 полугодие. | | | |
51. | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
52. | 1. | | Изменение прилагательных по родам. | Перрон | | |
53 | 1. | | Окончания прилагательных м.р. | Остров | | |
54 | 1. | | Окончания прилагательных ж. р. | Шоссе | | |
55 | 1. | | Окончания прилагательных ср. р. | | | Распространение текста прилагательными (стр.91. упр.197). |
56 | 1. | | Дифференциация родовых окончаний имён прилагательных. | | | |
57 | 1. | | Изменение прилагательных по числам. | | | Деление текста на части по плану (стр.94. упр.207). |
58 | 1. | | Тренировочные упражнения на изменение имён прилагательных по числам. | | | |
59 | 1. | | Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам». | | | Грамматическое задание. |
60 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
61 | 1. | | Развитие речи. Сочинение «Встреча Нового года». | | | |
62 | 1. | | Обобщающий урок. | | | |
№ п/п | Кол. часов | Дата | Тема урока | Словарь | Индивидуальная помощь | Примечания |
63 | 1. | | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. | Печенье | | Распространение текста прилагательными Стр.104 упр.224) |
64 | 1. | | Тренировочные упражнения в склонении имён прилагательных мужского и среднего рода. | | | |
65 | 1. | | И.п. и В.п. прилагательных мужского и среднего рода. | Пожалуйста | | |
66 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. | Председатель | | Распространение текста прилагательными (стр.108. упр. 233). |
67 | 1. | | Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | | | |
68 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И.п., В.п. и Р.п. | Прекрасный | | |
69 | 1. | | Развитие речи | | | Деление текста на части по плану (стр.108 упр.233) |
70 | 1. | | Д.п. прилагательных мужского и среднего рода. | Мужчина | | |
71 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. | Сейчас | | Упражнения на выбор точного прилагательного (стр.112 упр.242) |
72 | 1. | | Развитие речи. Деловое письмо. | | | Составление поздравительной 30.01открытки на материале письма (стр.113. упр.245) |
73 | 1. | | Т.п. прилагательных мужского и среднего рода. | Семена | | |
74 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. | Сервиз | | |
75 | 1. | | П.п. прилагательных мужского и среднего рода. | | | |
76 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании окончаний прилагательных мужского и среднего рода в П.п. | Середина | | Составление предложений из данных слов (стр. 120 упр.261) |
77 | 1. | | Дифференциация окончаний прилагательных в Т.п. и П. п. | | | |
78 | 1. | | Развитие речи. Деловое письмо. | | | Заметка в стенгазету об экскурсии (стр.127 упр.274) |
79 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. | Солдат | | |
80 | 1. | | Обобщение по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода» | Смородина | | Распространение текста прилагательными ( стр.124 упр.274) |
81 | 1. | | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода» | | | Грамматическое задание. |
82 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
83 | 1. | | Склонение имён прилагательных женского рода. | Сосед | | |
83 | 1. | | Правописание окончаний прилагательных женского рода в Р.п., Д.п. и П.п. | | | |
84 | 1. | | Правописание окончаний прилагательных женского рода в Р.п., Д.п. и П.п. | | | |
85 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода в Р.п., Д.п. и П.п. | Телеграмма | | Дописывание текста (стр.134 упр.293) |
86 | 1. | | Развитие речи. Сочинение « Мир профессий» с опорой на начало текста. | | | |
87 | 1. | | Правописание окончаний прилагательных женского рода в Т.п. | | | |
88 | 1. | | Тренировочные упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода в Т.п. | Теперь | | |
89 | 1. | | Развитие речи. Работа с опорными таблицами. | | | |
90 | 1. | | Правописание окончаний прилагательных женского рода в В.п. | | | |
91 | 1. | | Дифференциация окончаний прилагательных женского рода в В.п. и Т. п. | Фанера | | Распространение текста прилагательными (стр.143 упр.315). |
92 | 1. | | Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода». | | | Грамматическое задание. |
93 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
94 | 1. | | Развитие речи. | | | Описание картины И. Левитана «Март» по вопросам (стр.151 упр.338) |
95 | 1. | | Обобщение по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа». | Фонтан | | |
96 | 1. | | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа». | | | Грамматическое задание. |
97 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
98 | 1. | | Работа с деформированным текстом. | | | Составление краткого рассказа по данному плану (стр.148. упр.329). |
99 | 1. | | Обобщающий урок. | | | |
100 | 1. | | Склонение имён прилагательных множественного числа. | | | Работа с фразеологическими оборотами. |
101 | 1. | | Родительный и Предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | Хозяин | | |
102 | 1. | | Дательный и Творительный падежи прилагательных мужского и среднего рода. | | | Составление предложений (стр.158 упр.354) |
103 | 1. | | Дифференциация падежных окончаний прилагательных множественного числа. | | | Работа с деформированным текстом.(стр. 161 упр.362,363.) |
104 | 1. | | Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа». | | | Грамматическое задание. |
105 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
106 | 1. | | Предложение. Простое предложение с однородными членами. | Шоколад | | |
107 | 1. | | Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных, с союзами и без союзов. | | | |
108 | 1. | | Однородные члены предложения с союзами а, но. | | | |
109 110 | 1. 1 | | Знаки препинания при однородных членах. Упражнение в расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | | | Составление предложений с однородными членами. |
111 | 1. | | Словарный диктант за год. | | | |
112 | 1. | | Развитие речи. Кем ты хочешь быть». | | | Работа с деформированными предложениями (стр.168 – 173). |
113 | 1. | | Упражнение по теме «Однородные члены предложения». | | | Деформированный текст с иллюстрациями (стр. 172 – 173 упр.392). |
114 115 | 1. 1 | | Сложные предложения с союзами и, а, но. Упражнение в расстановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами. | | | (стр. 172 упр.388) |
116 | 1. | | Обращение. Практическое употребление обращения. | | | |
117 | 1. | | Знаки препинания при обращении. | | | |
118 119 | 1. | | Дифференциация простых и сложных предложений. Упражнение в расстановке знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | | | |
120 | 1. | | Контрольный диктант по теме: «Однородные члены предложения с союзами и, а, но» | | | Грамматическое задание. |
121 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
122 | 1. | | Развитие речи. Деловое письмо. | | | (стр. 185. упр.423). |
123 | 1. | | Повторение. Правописание падежных окончаний имён существительных множественного числа. | | | Замена неоправданных повтором имён существительных (стр.188 упр.428) |
124 | 1. | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа. | | | Деформированные предложения (стр.189. упр.432). |
125 | 1. | | Тренировочные упражнения по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных ед. и мн. ч.» | | | Дописывание рассказа по данному началу (стр.189. упр.434). |
126 | 1. | | Контрольный диктант за год по теме: «Повторение». | | | Грамматическое задание. |
127 | 1. | | Работа над ошибками. | | | |
128 | 1. | | Развитие речи. | | | Творческая работа « Наши мастерские». |
129 130 | 1. 1. | | Согласование имен прилагательных с именами существительными. Упражнение в согласовании имён прилагательных с именами существительными. | | | О нравственности «Урок дружбы» ( стр.204 -222). |
131 | 1. | | Тренировочные упражнения на закрепление частей речи (умение выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи). | | | |
132 | 1. | | Деловое письмо. Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках детей). | | | |
133 | 1. | | Развитие речи. Изложение по плану с опорой на текст. | | | «Летний день» (стр. 270 – 280) карточки. |
134 | 1. | | Самостоятельная работа. | | | Тесты. |
135 | 1. | | Дифференциация простых и сложных предложений. | | | Составление предложений. |
136 | 1. | | Развитие речи. Составление рассказа с помощью учителя по предложенной теме: «Скоро лето». | | | (стр.283,286). |
137 | 1. | | Обобщение знаний учащихся. | | | |
Александрова Г. Занимательный русский язык.- СПб.: Трион, 1998.
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх.- М.: Айрис Пресс, 2001.
Вельшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.
Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1998.
Иншакова О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция.- М.-Воронеж: Редакционно-издательский совет, 2001.
Колесинская Я. Играем по-умному.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008.
Коррекционно-развивающее обучение. «Русский язык».- М.: Дрофа, 2000.
Ладыжинская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка.- М.: Просвещение , 2005.
Малюшкина А.Б. Интегрированные уроки гуманитарного цикла.- М.: творческий центр, 2004.
Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Родионов В.А., Ступницкая В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе.- Ярославль: Академия развития, 2001.
Савинова С.В. Нестандартные уроки русского языка.- Волгоград: Учитель, 2000.
Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи.- М.: Творческий центр, 2000.
Такие разные уроки (из опыта работы учителей русского языка).- Йошкар-Ола,1999.
Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Глобус, 2012.