ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991
«Согласовано» Руководитель МО ________________ФИО Протокол № ___ от «____»___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________________ ФИО «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа№991 ___________________ФИО Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
Рабочая программа
по предмету «Письмо и развитие речи»
8 класс
Срок реализации учебной программы
2016- 2017 уч.г.
Разработчик: учитель русского языка
Гаспарян А.Г.
Москва, 2016 год
Пояснительная записка
В 5-9 классах при обучении письму умственно отсталых детей решаются те же задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие учащихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;
- программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов «Русский язык» В.В. Воронковой;
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннеее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Программа использована без изменений.
К началу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 8-му класссу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимениие) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.
В 8-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 8 классе, так же как и в 5-7 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-7 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 8 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).
В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Применяется методика орфографического чтения П.С.Тоцкого. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 8 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 8 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Беседа, наблюдение, диктант. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение). |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Тест, наблюдение, консультация. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Диктант за курс учебного года. |
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постонно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом павильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала кажды учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 8классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
В 8 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа. На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; учащимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
На обучение письму в 8 классе отводится 139 часов (34 учебные недели, 4 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание программы.
Повторение темы «Предложение». Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.
Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к рызличным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.
Части речи. Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных. Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).
Местоимение. Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.
Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.
Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).
Повторение пройденного за год. Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.
Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).
8 класс письмо
№п/п | Кол –во часов | Дата | Тема урока | Словарь | Индивид. помощь | Примечание |
1. | 1 | | Повторение. Предложение. Простое и сложное предложение. Главные члены предложения. | Отечество |
| Составление текста из деформированных предложений. |
2. | 1 | | Предложения с однородными членами. | Национальность | | Составление заметки в стенгазету. |
3. | 1 | | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. | | | Составление предложений по определенно схеме на определённую тему. |
4. | 1 | | Диагностический диктант. | | | |
5. 6. | 2 | | Состав слова. Однокоренные слова. Подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи. | Гражданин | | Письмо по памяти. |
7. | 1 | | Разбор слов по составу. Нахождение орфограмм в различных частях слова. | Аэродром | | Составление заметки в стенгазету на тему: «Выбор профессии». |
8. 9. | 2 | | Единообразное написание звонких и глухих согласных. Упражнение в правописании звонких и глухих согласных. | | | |
10. 11. | 2 | |
Написание ударных и безударных гласных в корне слова. Упражнение в правописании гласных в корне слова. | Абонемент | | Дописывание текста по данному началу. Снова осень стоит у порога. В лужах плавает листва. Над рощей пролетает журавлиная стая. …Дополни текст предложениями об опустевшем скворечнике, об осенних цветах, о дорожках в саду, о красивой осени. |
12. | 1 | | Развитие речи. Сочинение об осени. | | | Сочинение об осени по личным наблюдениям, с выражением собственного отношения к этому времени года. |
13. | 1 | | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. | Демократия | | |
14. 15. | 2 | | Правописание приставок с а и о. Приставка пере-. Упражнение в правописании приставок. | | | |
16. | 1 | | Правописание приставок на согласную. | Искусство | | |
17. | 2 | | Сложные слова с соединительной гласной. Упражнение в правописании сложных слов. | Демонстрация. | |
|
18. 19. | 2 | | Сложные слова без соединительной гласной. Упражнение в правописании сложных слов. | | | Изложение – миниатюра. |
20. | 1 | | Обобщающий урок по теме: « Состав слова». | | | |
21. | 1 | | Диктант по теме: «Состав слова» за 1 четверть. | | | Грамматическое задание. |
22. | 1 | | Работа над ошибками. | | | |
23. | 1 | | Развитие речи. «Кем хочу быть и почему». | | | Сочинение творческого характера. |
24. 25. | 2 | | Части речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. | Бюллетень | | |
26.
27. | 2 | | Имя существительное. Основные грамматические категории.
Род и число имён существительных. | Секретарь | | Составить текст из деформированных предложений. |
28. | 1 | | Падеж имён существительных. | Радиоприёмник | | |
29. | 1 | | Значение падежей. | | | |
30. | 1 | | Склонение имён существительных. | | | |
31. | 1 | | Диктант по теме «Имя существительное». | | | Грамматическое задание. |
32. | 1 | | Работа над ошибками. | | | |
33. | 1 | | Обобщающий урок. | | | Викторина. |
№№ | Наименование темы | Дата проведения | словарь | Индивид. помощь | Примечание | ТСО |
1. 2. | Предложение. Простые и сложные предложения. Виды предложений. | | кафе | | Определить предложения по цели высказывания. «Дни светлеют. Прозрачное небо. Звезды блещут. О, не сердись! А мы знакомы? Чужая душа потемки. Пушкин – великий русский поэт. Какие стихотворения М.Ю.Лермонтова вы учили? Здравствуйте!» | |
3. | Предложения распространенные и нераспространенные. | | Экспедиция | | Распространение текста вопросами. | |
4. 5. | Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. | | Капитализм | | Предупредительный диктант. Гостья. Был тихий апрельский день. Из леса тянуло весенней сыростью. С берёзовых веток свисали сережки. Я оглядел местность. Вдруг раздался крик. На плечо мне села белочка. Я осторожно повернул голову. Мой взгляд встретился с взглядом зверька. Я застыл на месте. В кустах раздался шум. Мимо скользнуло гладкое рыжее тело зверька. Это была куница. Белка спасалась от врага. | |
6. | Простое предложение с однородными членами с союзами и, а, но. | | Элеватор | | Составление предложений из деформированного текста: -стала наводить, пришла, весна, и, порядки, свои. -сначала, от, снега, деревья, освободила, кусты, землю, на, полях. -сломала, на, реках, озёрах, она, лёд, прудах. -леса, одела, весна, в наряд, сады, зелёный. -птицы, тут, прилетели, из, стран, дальних. | |
7. 8. | Простое предложение с однородными членами без союзов. Расстановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами. | | Электростанция | | Творческое списывание «румяные краски» | |
9. 10. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | | квалификация | | Назови, кто к тебе обращается -Милок, где тут аптека? -Сынок, как пройти к остановке? -Девочка, скажи, пожалуйста, где находится библиотека? -Молодой человек, будь любезен, опусти письмо в почтовый ящик. -Эй, парень, это какой номер дома? | |
11. | Отличие обращения от подлежащего. | | рентген | | | |
12. | Сложное предложение с союзами и, а, но и без них. | | территория | | «Соедини части предложений» (стр.230 упр. 328) | |
13. | Сравнение простых предложений с однородными членами с союзами и,а,но со сложными предложениями с теми же союзами. | | промышленность | | Комментированное письмо (стр.235 упр. 339) | |
14. | Упражнение в расстановке знаков препинания в простых и сложных предложениях с союзами. | | континент | | | |
15. | Диктант за IV четверть «Простое и сложное предложение с союзами и,а,но». | | | | Грамматическое задание. | |
16. | Работа над ошибками. | | парашют | | | |
17. | Развитие речи. Изложение «Медведь-рыболов» | | | | Стр.171 – 172 | |
19. 20. | Сложное предложение со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Упражнение в расстановке знаков препинания в сложных предложениях. | | конституция | | Стр. 237 упр.343 | |
21. | Словарный диктант за II полугодие. | | | | Грамматическое задание. | |
22. | Развитие речи. Сочинение о подвиге воинов во время Великой Отечественной войны. | | | | | |
23. | Постановка знаков препинания в сложном предложении. | | | | «Вечный свет подвига» стр. 244 упр. 356 | |
24. | Упражнение в расстановке знаков препинания в сложных предложениях с союзами и без них. | | | | | |
25. | Употребление сложных предложений в речи. | | | | | |
27. | Годовой контрольный диктант. Повторение за год. | | | | | |
28. | Работа над ошибками. | | | | | |
29. 30. | Падежные окончания существительных и прилагательных Упражнение в правописании падежных окончаний существительных и прилагательных. | | | | Творческое списывание. Вставить по смыслу подходящие существительные с прилагательными. Лучи … … ворвались ко мне в комнату. Всё кругом заиграло … … . На стене запрыгали … … . Я оглядел комнату. С полки на меня смотрели книги … … . Мне они помогают жить. Из книг я узнаю много … и … . | |
31. | Трудные случаи правописания глагола. | | | | | |
32. | Знаки препинания в простом и сложном предложении. Упражнение в расстановке знаков препинания. | | | | | |
33. | Обобщение знаний. | | | | | |
№ п/п | Кол– во часов | Дата | Тема урока | Словарь | Примечание |
1. 2. | 2 | | Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Упражнение в согласовании имен прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | фойе | Распространение текста именами прилагательными. |
3. | 2 | | Развитие речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова « Три богатыря» | | |
4. 5. | 2 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнениe в правописании падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. | кулинария | Упр. на развитие орфографической зоркости. |
6. 7. | 2 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода. | квитанция | |
8. 9. | 2 | | Развитие речи. Деловое письмо. | | Заявление об увольнения с работы. |
10. 11. | 2 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа. Упражнение на правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа. | телеграф | Творческое списывание на замену числа. |
12. 13. | 2 | | Правописание падежных окончаний имён прилагательных множественного числа. Упражнение в правописании падежных окончаний прилагательных множественного числа. | бандероль | |
14. | 2 | | Словарный диктант за I полугодие. Работа над ошибками. | | Грамматическое задание. |
15. 16. | 2 | | Имена прилагательные на – ий; ья; ье. Упражнение в правописании прилагательных. | регистратура | |
17. 18. | 2 | | Склонение прилагательных на - ий; ья; ье. Упражнение в правописании падежных окончаний прилагательных на- ий; ья; ье. | галантерея | |
19. | 1 | | Диктант за II четверть по теме « Имя прилагательное». | | Грамматическое задание. |
20. | 1 | | Работа над ошибками. | | |
21. 22. | 2 | | Личные местоимения. Значение в речи. Лицо и число местоимений. | образование | Творческое списывание с выбором нужного слова. |
23. 24. | 1 1 | | Склонение местоимений единственного числа. Склонение местоимений множественного числа. | | Списывание текста с изменением падежа местоимения |
25. 26. | 2 | | Замена лица местоимений. Род местоимений 3 лица единственного числа. | Операция | |
27. | 2 | | Развитие речи. Изложение. Работа над ошибками. | | |
28. | 1 | | Обобщающий урок. | | |
№ п/п | Наименование темы | Дата | Словарь | Индивид. помощь | Примечание | ТСО |
1. | Правописание личных местоимений. | | пациент | | Описание внешности человека (одного из учеников класса) -Как его(её) зовут? -Какие волосы, нос? -Что можно сказать о глазах? -Каково общее выражение лица? | |
2. 3. | Правописание местоимений с предлогами. Упражнение в правописании местоимений с предлогами. | | Клиент | | стр.119 упр.163творческое списывание текста (дифференциация предлогов с приставками) | |
4. | Упражнение в правописании личных местоимений. | | | | Письмо по памяти (словарные слова) | |
5. | Самостоятельная работа по теме «Личные местоимения» | | | | | |
6. | Работа над ошибками. | | | | | |
7. 8. | Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы-синонимы, антонимы. | | экскаватор | | Творческое списывание на выбор точного глагола. Зимнее утро. Резкий морозный воздух так и (пронзит, обдаст,охватит)тебя, когда выйдешь из дома. Солнце только что(вышло,показалось,выплыло) из-зи снежного поля.Всё село уже(сияет,сверкает)чистыми красками северного утра.Клубы дыма(вьются,плывут,тянутся)над белыми крышами. Работа с антонимами(упр.242) | |
9. 10. | Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов. | | | | Работа с деформированным текстом. | |
11. 12. | Правописание частицы не с глаголами. Упражнение в правописании частицы не с глаголами. | | санаторий | | | |
13. | Деловое письмо. Доверенность. | 1 | | | | |
14. 15. | Неопределенная форма как начальная форма глагола. Образование неопределенной формы от других форм глагола. | | | | По данному началу составляются памятки о том, что нужно сделать на этой неделе -На этой неделе я должен(должна) … -Обновить обложки тетрадей -Прочитать… -Заниматься… -Помочь в уборке… -Постирать… | |
16. 17. | Правописание неопределенной формы на чь. Упражнение в написании глаголов неопределенной формы на чь. | | эскалатор | | | |
18. | Гласные перед ть. | | | | Правила пользования городским пассажирским транспортом(стр.100) | |
19. | Развитие речи. Сочинение по картине В.Серова «Девочка с персиками». | | | | | |
20. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | | | | | |
21. | Понятие о спряжении как об изменении окончаний глаголов по лицам и числам. | | гарнитур | | | |
22. | Упражнение в определении лица и числа глаголов. | | | | | |
23. | Правописание глаголов 1 лица единственного числа. | | | | | |
24. | Правописание глаголов 1 лица множественного числа. | | конституция | | | |
25. | Упражнение в правописании глаголов 1 лица единственного и множественного числа. | | | | | |
26. | Диктант по теме «Правописание глаголов 1 лица единственного числа» | | | | Грамматическое задание. | |
27. | Работа над ошибками. | | | | Работа с деформированным текстом (стр.164 упр.223) | |
28. | Правописание глаголов 2 лица единственного и множественного | | фестиваль | | Выборочный диктант с последующим пересказом. Придёшь ранним утром в лес. Погладишь деревья, как старых друзей, похлопаешь их по плечу. К стволу прислонишься, как к плечу друга. Вглядишься в морщинки, оставленные на коре временем. Всю жизнь живешь рядом с деревьями. И мысленно говоришь: «Спасибо, друзья!» | |
29. | Правописание глаголов 2 лица множественного числа. | | | | | |
30. | Упражнение в правописании глаголов 2 лица. | | | | | |
31. | Правописание глаголов 3 лица единственного числа. | | | | Заявление о материальной помощи. | |
32.
33. | Правописание глаголов 3 лица множественного числа.
Упражнение в правописании глаголов 3 лица. | | | | | |
34.
35. | Различение глаголов 1 и 2 спряжений. Упражнение в различении глаголов 1 и 2 спряжений. | | элеватор | | Письмо по памяти. Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить. И еще:смотреть,обидеть, Слышать,видеть,ненавидеть, Гнать,дышать,держать,вертеть, И зависеть,и терпеть. | |
36. | Сопоставление ударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. | | | | Грамматическое задание | |
37. | Диктант за III четверть по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений» | | | | Работа с деформированным текстом (стр.125-126 упр.316) | |
38. | Работа над ошибками. | | | | Стр.110 упр.271 | |
39. | Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. | | | | | |
40. | Глаголы-исключения. | | | | | |
41. | Развитие речи. Деловое письмо. | | | | | |
Список литературы
I. Для учащихся:
8 класс
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 8 класс. – М., «Просвещение», 2004.
II. Для учителя:
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.
4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.