РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03:ТРАНСПОРТИРОВКА ГРУЗОВ
по профессии 35.01.13: Тракторист машинист
сельскохозяйственного производства
п. Бохан
2018
Рассмотрена и одобрена на
заседании методической комиссии
«____» сентября 2018 г.
Протокол № _______
Руководитель МК______________
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) укрупненных групп 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Боханский аграрный техникум»
Разработчики:
Комаров Алексей Юрьевич, преподаватель высшей категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рецензент:
Администрация Начальник отдела
МО «Боханский район» сельского хозяйства А.Г.Александров
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 23 |
5. Планирования учебного времени по профессиональному модулю. | 22 |
6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 26 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Транспортировка грузов
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО укрупненной группы 35.00.00 Сельское и рыбное хозяйство:
35.01.13 Тракторист- машинист сельскохозяйственного производства
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Транспортировка грузов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Управлять автомобилями категории «С».
2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
5. Работать с документацией установленной формы.
6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по профессиям
11442 Водитель автомобиля, 11451 Водитель мото транспортных средств, в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области сельскохозяйственного производства, автомобильного транспорта,
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления автомобилями категории «С»;
уметь:
- соблюдать Правила дорожного движения;
- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
- уверенно действовать в нештатных ситуациях;
- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
- выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
- заправлять транспортные средства горюче- смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;
- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
- использовать средства пожаротушения;
знать:
- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
- правила эксплуатации транспортных средств;
- правила перевозки грузов и пассажиров;
- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
- правила обращения с эксплуатационными материалами;
- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
- порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
- комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
- приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- правила применения средств пожаротушения.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего –688 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 256 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –171часов;
самостоятельной работы обучающегося – 85 часа;
учебной практики – 72 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Транспортировка грузов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Управлять автомобилями категории «С» |
ПК 2. | Выполнять работы по транспортировке грузов |
ПК 3. | Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования |
ПК 4. | Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств |
ПК 5. | Работать с документацией установленной формы |
ПК 6. | Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности |
ОК 8. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1 – ПК 6 | Раздел 1. Управление автомобилями категории «С» и их техническое обслуживание в пути следования | 256 | 171 | 42 | 85 | | |
| Учебная практика | 360 | | | | 360 | 72 |
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 72 | | - |
| Всего: | 688 | 171 | 42 | 85 | 360 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | № Уро ка | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Тип и форма урока | Вид конт роля | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Раздел 1. Управление автомобилями категории «С» и их техническое обслуживание в пути следования | | | 603 | | | | |
МДК 1. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С» | | | 256 | | | |
Тема 1.1. «Основы законодательства в сфере дорожного движения» | | Содержание | 42 | | | |
1 | 1. | Законодательство в сфере дорожного движения Законодательство, определяющее правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения и регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. | 1 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
2-3 | | Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение в сфере дорожного движения. | 2 | --//-- | --//-- | 2 | |
4 | 2. | Законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение в сфере дорожного движения. | 1 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
5-6 | | Общие положения. Основные понятия и термины | 2 | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | 2 | |
7-8 | | Обязанности участников дорожного движения | 2 | --//-- | --//-- | 2 | |
9-10 | | Дорожные знаки. Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, сезонные и временные знаки. Предупреждающие знаки. | 2 | --//-- | --//-- | 2 | |
11-12 | | Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний | 2 | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | 2 | |
13 | | Информационные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. | 1 | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | 2 | |
| |
14 | 3. | Дорожная разметка и ее характеристики. Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. Горизонтальная разметка. | 1 | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | 2 | |
| | Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки. | | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | | |
15 | 4. | Порядок движения транспортных средств. Предупредительные сигналы. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Аварийная ситуация и ее предупреждение. Начало движения, изменение направления движения. Порядок выполнения поворота. | 1 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
16 | 5. | Расположение транспортных средств на проезжей части. Расположение транспортных средств на проезжей части. Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением. | 1 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
17 | 6 | Скорость движения и дистанция. Запрещения при выборе скоростного режима. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств. | 1 | Комбинированный рассказ | писмен ный опрос | 2 | |
18 | | Обгон и встречный разъезд. | 1 | --//-- | --//-- | 2 | |
19-20 | | Практические занятия по разделу: Порядок движения и расположение т.с. на проезжей части. | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
21-22 | | Остановка и стоянка. | 2 | --//-- | --//-- | 2 | |
23-24 | | Практические занятия по разделу: Остановка и стоянка транспортных средств. | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
25 | 6. | Регулирование дорожного движения. Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Регулирование движения трамваев, других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе. | 1 | комбинированный рассказ | писменный опрос | 2 | |
26 | | Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. | 1 | комбинированный рассказ киноурок | писменный опрос | 2 | |
27 | 7. | Проезд нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. Нерегулируемые перекрестки. Перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге и при отсутствии знаков приоритета. | 1 | комбинированный киноурок | писменный опрос | 2 | |
28 | 8 | Проезд регулируемых перекрестков. Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке. проезд пешеходных переходов и остановок маршрутного транспорта. | 1 | комбинированный рассказ | писменный опрос | 2 | |
29-30 | | Практические занятия по разделу: Проезд регулируемых перекрестков | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
31-32 | | Практические занятия по разделу: Проезд нерегулируемых перекрестков | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
33 | | Проезд ж/д переездов. Движение по автомагистралями в жилых зонах. Проезд пешеходных переходов. | 1 | комбинированный | устный опрос | 2 | |
34 | | Буксировка механических транспортных средств. | 1 | комбинированный | устный опрос | 2 | |
35-36 | | Порядок использования внешних световых приборов и звуковых сигналов. Перевозка людей и грузов. | 2 | --//-- | --//-- | 2 | |
37-38 | | Практические занятия по разделу: движение в особых условиях | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
39-40 | | Практические занятия по разделу: движение в особых условиях | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
41-42 | 9. | Техническое состояние и оборудование транспортных средств. Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения. Регистрация (перерегистрация) транспортных средств в ГИБДД. | 2 | Комбинированный рассказ | устный опрос | 2 | |
| |
| |
| |
Тема 1.2. «Основы управления транспортными средствами» Базовый 14ч. + Специальный 12ч. Тема 1.3 «Устройство и техническое обслуживание автомоби лей» | | Содержание | 26 | | | | |
43-44 | 1 | Дорожное движение. | 2 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
45-46 | 2 | Профессиональная надежность водителя. Психофизиологические качества водителя. Психические качества водителя. | 2 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
47-48 | 3 | Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность движения | 2 | Изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
49-50 | | Дорожные условия и безопасность движения: Дорожно-транспортные происшествия | 2 | комбинированный | устный опрос | 2 | |
51-52 | | Практические занятия: Дорожные условия. Безопасность движения. | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
53-54 | | Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством. | 2 | комбинированный | устный опрос | | |
55-56 | | Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения . | 2 | комбинированный | устный опрос | 2 | |
спец 57-58 | | Приемы управления транспортным средством | 2 | | | | |
спец 59-60 | | Управление Т.С. в штатных ситуациях | 2 | Комбинированный | устный опрос | | |
спец 61-62 | | Управление Т.С. в не штатных ситуациях | 2 | | | | |
спец 63-64 | | Управление Т.С. в не штатных ситуациях | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
спец 65-66 | | Практические занятия: Управление Т.С. в штатных ситуациях | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
спец 67-68 | | Практические занятия: Управление Т.С. в нештатных ситуациях | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
| | | | | | | |
| |
| | |
Содержание | 60 | | | | |
69 | 1 | Общее устройство транспортных средств категории «С» | 1 | | | | |
70 | | Назначение и классификация грузовых автомобилей. | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
71-72 | | Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
73-74 | | Рабочее место водителя, системы пассивной безопасности | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
| 2 | Общее устройство и работа двигателя. | 10 | | | | |
75-76 | | Назначение, устройство и принцип работы бензинового и дизельного двигателей. | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
77-78 | | Назначение, устройство и работа: кривошипно-шатунного механизма. | 2 | Комбинированный, рассказ | писмен. опрос | 2 | |
79 | | газораспределительного мех-ма, | 1 | --//-- | --//-- | 2 | |
80 | | системы охлаждения, | 1 | Комбинированный рассказ | писменный опрос | 2 | |
81 | | системы смазки . | 1 | Комбинированный рассказ | писменный опрос | 2 | |
82 | | системы питания карбюраторного двигателя автомобиля | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
83 | | системы питания дизельного двигателя автомобиля. | 1 | Комбинированный киноурок | писменный опрос | 2 | |
84 | | системы питания газобалонного двигателя автомобиля. | 1 | Комбинированный ,киноурок | писменный опрос | 2 | |
| 3 | Источники и потребители электроэнергии. | 6 | | | | |
85 | | Назначение , устройство и принцип работы АКБ | 1 | Комбинированный киноурок | писменный опрос | 2 | |
86 | | Назначение , устройство и принцип работы генераторной установки | 1 | Комбинированный рассказ | писменный опрос | 2 | |
87 | | Система пуска. Стартер. | 1 | Комбинированный ,рассказ | писменный опрос | 2 | |
88-89 | | Система зажигания. | 2 | Комбинированный киноурок | писменный опрос | 2 | |
90 | | Система освещения и сигнализации | 1 | Комбинированный рассказ | устный опрос | 2 | |
| 4 | Устройство, назначение и работа трансмиссии. | 6 | | | | |
91 | | Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
92 | | Механизм сцепления. | 1 | Комбинированный ,киноурок | писменный опрос | 2 | |
93 | | Коробка передач. | 1 | --//-- | --//-- | 2 | |
94 | | Карданная передача. | 1 | --//-- | --//-- | 2 | |
95 | | Ведущий мост. | 1 | --//-- | --//-- | 2 | |
96 | | Способы смазки агрегатов, сборочных единиц и деталей трансмиссии. Трансмиссионные масла и пластичные смазки, их применение, основные свойства и маркировка. | 1 | Комбинированный. ,рассказ | тэстов.контроль | 2 | |
| 5 | Ходовая часть автомобиля. | 4 | | | | |
97 | | Устройство рамы. Виды кабин. Оперение. Платформа | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
98 | | Конструкции независимой подвески. | 1 | Комбинированный ,рассказ | устный опрос | 2 | |
99 | | Конструкции зависимой подвески. | 1 | Комбинированный рассказ | устный опрос | 2 | |
100 | | Устройство колес, их установка и крепление. Устройство шин, их классификация. Нормы давления воздуха в шинах. | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
| 6 | Тормозная система. | 6 | | | | |
| 101-102 | | Назначение тормозной системы. Принципиальная схема тормозной системы. | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
103-104 | | Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом. Тормозные жидкости, их свойства. | 2 | Комбинированный ,рассказ | устный опрос | 2 | |
105-106 | | Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. | 2 | Комбинированный ,киноурок | писменный опрос.тэст. | 2 | |
| 7 | Рулевое управление | 6 | | | | |
107-108 | | Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления. | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
109-110 | | Устройство рулевого механизма. | 2 | Комбинированный ,рассказ | устный опрос | 2 | |
111-112 | | Устройство и принцип работы усилителя рулевого управления, привода управляемых колес. | 2 | Комбинированный ,рассказ | тэстов. контроль | 2 | |
| | | | | | | |
| 8 | Электронные системы помощи водителя. Системы активной и пассивной безопасности | 2 | | | | |
113 | | антипробуксовочная система (ASC), система голосового управления функциями (IAF). | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
114 | | Виды систем пассивной безопасности: ремни безопасности, система пассивной безопасности (или подушки безопасности) (SRS), преднатяжители ремней безопасности, детские кресла. Их назначение, и выполняемые функции. | 1 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
115-116 | | Общее устройство прицепов | 2 | изучение нового материала | устный опрос | 2 | |
Тема 1.4: «Психофизиологические особенности деятельности водителя» Тема 1.5: «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» | 117-118 | | Техническое обслуживание | 2 | изучение нового материала | тестовый контроль | 2 | |
119-120 | | Периодичность и объем работ, выполняемых при техническом обслуживании. Эксплуатационные материалы и их назначение. | 2 | Комбинированный ,рассказ | тестовый контроль | 2 | |
| | Практические занятия | | |
121-122 | 1 | Характерные неисправности и способы их устранения | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
123-124 | | Характерные неисправности и способы их устранения | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
125-126 | | Характерные неисправности и способы их устранения | 2 | --//-- | --//-- | | |
127-128 | | Характерные неисправности и способы их устранения | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
| | Психофизиологические основы деятельности водителя | | | | | |
129-130 | | Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
131-132 | | Этические основы деятельности водителя | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
133-134 | | Основы эффективного общения | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
135-136 | | Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
137-138 | | Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) | 2 | практикум | Работа в подгруппах | | |
139-140 | | Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум) | 2 | практикум | Работа в подгруппах | | |
| | Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом | | | | | |
141-142 | | Нормативные правовые акты, определяющие порядок перевозки грузов автомобильным транспортом | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
143 | | Основные показатели работы грузовых автомобилей | 1 | изучение нового материала | устный опрос | | |
144-146 | | Организация грузовых перевозок | 3 | изучение нового материала | устный опрос | | |
147-148 | | Диспетчерское руководство работой подвижного состава | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
1.6: Тема Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии: | 149-150 | | Применение тахографов | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
151-152 | | Практические занятия: Применение тахографов | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
Гольчик Е.В. с 2018 | | Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии | 16 | | | | |
153-154 | | Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
155-156 | | Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
157-158 | | Практические занятия: Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
159-160 | | Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
161-162 | | Практические занятия: Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
163-164 | | Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии | 2 | изучение нового материала | устный опрос | | |
165-166 | | Практические занятия: Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
167-168 | | Оказание первой помощи при прочих состояниях, транспортировка пострадавших в дорожно-транспортном происшествии | 2 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
| 169-171 | | Решение экзаменационных билетов для приема теоретических экзаменов на право управление т.с. кат «С» | 3 | совершенствование ЗУН | письменный опрос | | |
| | | | | | | | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к решению комплексных задач. Нахождение и ознакомление со статьями УК и КоАП, относящимися к ответственности участников дорожного движения. Подготовка докладов, сообщений к семинару. Определение нештатных ситуаций и описание действий водителя в данных ситуациях. Подготовка к защите. Составление схем. Составление таблиц по темам. Составление схем по темам. Оформление путевых и товарно-транспортных документов. Заполнение образцов документов. Составление схемы «Последовательность обследования пострадавшего». Самостоятельное изучение тем по учебнику. Работа с дополнительной литературой. Оформление рефератов и подготовка к их защите. Составление технологических схем. | 72 688 | | | | |
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление схем по теме «Дороги и ее элементы, прилегающие территории, перекрестки». Составление схем дорожных знаков всех групп с их цветовым отличием и отличием по форме изображения. Выполнение схемы проезжих частей с изображением примеров нанесения дорожной разметки. Выполнение графических схем по темам: А) Места, где запрещен разворот. Б) Места, где запрещено движение задним ходом. В) Участки дорог, на которых обгон запрещен. Г) Места, где остановка запрещена. Д) Места, где стоянка запрещена. Подготовка сообщения по теме «Правовая ответственность участников дорожного движения». Подготовка докладов на темы: Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов; Особые условия движения; Перевозка людей и грузов; Статьи УК и КоАП, относящиеся к ответственности участников дорожного движения; Нештатные ситуации и действия водителя в данных ситуациях. Составление схемы ДТП (дорожно-транспортных происшествий) с оценкой обстоятельств. Составление таблицы «Дорожно-транспортные происшествия: виды, причины, последствия» Составление технологических схем: Порядок и перечень операций при контрольном осмотре транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки. Проработка дополнительной литературы по теме: Техника безопасности при работе с горюче- смазочными материалами и специальными жидкостями. Оформление реферата. Оформление реферата на тему: Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературой. | |
Учебная практика Виды работ Управление автомобилями по элементам автодрома с соблюдением правил дорожного движения и требований выполнения определенных упражнений. Транспортировка грузов с соблюдением правил перевозки грузов и требований техники безопасности. Вождение автомобиля 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. 2. Освоение техники управления транспортным средством 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления. 4. Остановка в заданном месте развороты. 5. Маневрирование в ограниченных проездах. 6. Сложное маневрирование. 7. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения. 8. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения. Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях. | | | | |
| | | | |
| | |
Планирование учебного времени
по профессиональному модулю
«Транспортировка грузов»
| Профессия | Курс | Полугодие | Итого |
1 | 2 | Год |
1 | Тракторист-машинист с/х производства | 1 | 15 | 18 | 33 |
2 | Тракторист-машинист с/х производства | 2 | 14 | 28 | 42 |
3 | Тракторист-машинист с/х производства | 3 | 32 | 64 | 96 |
| ВСЕГО: | | | | 171 |
4. условия реализации Рабочей программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета управления транспортным средством и безопасности движения; пункта технического обслуживания; лаборатории автомобилей; полигонов: автодрома, гаража с учебными автомобилями категории «С».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета управления транспортным средством и безопасности движения:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект плакатов по правилам дорожного движения;
- комплект плакатов по безопасности дорожного движения;
- комплекты стендов по правилам дорожного движения и безопасности дорожного движения;
- доска магнитная настенная со схемой населенного пункта;
- панорамная магнитная доска «Светофоры в дорожных ситуациях»;
- магнитные фигуры, знаки ПДД для магнитной доски;
- комплект плакатов «Оказание первой доврачебной помощи»;
- комплект стендов «Оказание первой доврачебной помощи»;
- стенд «Аптечка первой помощи» (автомобильная);
- стенд «Лекарственные средства, противопоказанные водителю»;
- тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления транспортным средством;
- настольный рулевой тренажер;
- тренажер сердечно - легочной реанимации;
- комплект бланков технологической документации;
- комплект учебно - методической документации.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор, учебные программы, компьютер.
Оборудование пункта технического обслуживания и его рабочих мест:
- рабочие места;
- наборы ключей;
- набор слесарных инструментов;
- набор контрольно- измерительных приспособлений.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории автомобилей:
- рабочие места;
-узлы и агрегаты автомобиля;
- комплекты деталей по механизмам и системам автомобиля;
- комплекты инструмента и приспособлений;
- комплекты плакатов по устройству автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ;
- комплекты плакатов по техническому обслуживанию механизмов и систем автомобиля;
- стенды по техническому обслуживанию транспортных средств;
- наглядные пособия (альбомы- практикум по устройству грузовых автомобилей);
- комплекты учебно- методической документации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику. Управление автомобилями категории «С» выполняется на учебном автодроме, оборудованном для выполнения упражнений.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- учебный автомобиль категории «С»
- учебный автодром.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Громоковский Г.Б., Бачманов, С.Г., Репин, Я.С. [Текст] Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д». – М.: «Рецепт- Холдинг», 2010.
Жульнев Н.Я. [Текст] Учебник водителя. Правила дорожного движения. - М.: ООО «За рулем», 2007.
Майборода О.В. [Текст] Основы управления автомобилем и безопасность движения: учебник водителя автотранспортных средств категорий «С», «Д», «Е».- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов, Г.М. [Текст] Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «Д», «Е».- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Смагин А.В. [Текст] Учебник водителя. Правовые основы деятельности водителя.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительные источники:
Борилова Л.Н., Дерунов В.Б., Литвинов, В.Д. [Текст] Технология и организация ремонта и обслуживания автомобиля.- М.: Академкнига, 2006.
Ежемесячное электронное издание «Классный водитель»
Журнал «За рулем».
Кодексы РФ: административных правонарушений РФ, уголовный кодекс РФ, гражданский кодекс РФ.
Правила дорожного движения. Официальный текст (с иллюстрациями и комментариями), 2010.
Родичев В.А. [Текст] Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «Авторский сайт по вождению автомобиля. Вождение, управление ...». Форма доступа: http://www.avtovodila.ru/
Электронный ресурс «Анализ причин и следствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП)» Форма доступа: www.statsoft.ru/home/portal/.../dtp.htm
Электронный ресурс «Безопасное управление автомобилем». Форма доступа: http://www.avtosecret.com/uprav5.php
Электронный ресурс «Дорожно-транспортное происшествие — Википедия». Форма доступа: ru.wikipedia.org/
Электронный ресурс\ «Первая медицинская помощь при ДТП». Форма доступа: http://old.autodealer.ru/apedia/firstaid.php
Электронный ресурс «Перевозка грузов: понятие, виды перевозок, договор перевозки ...». Форма доступа: http://conveyance.ru/
Электронный ресурс «Самоучитель езды на автомобиле». Форма доступа: http://www.avtoteach.ru/
Электронный ресурс «Техническое обслуживание автомобилей». Форма доступа: http://www.motorist.ru/tech/autoservice.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Занятия проводятся согласно разработанным программам модульно - компетентностного обучения. В образовательном процессе предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций. В образовательном процессе предусмотрена внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся, для эффективности реализации которой допускаются различные формы управления ею со стороны преподавателя. Учебная практика (вождение автомобиля) на автодроме проводится с каждым обучающимся индивидуально по графику параллельно с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля.
Обучающимся оказывается консультационная помощь, формы проведения консультаций возможны групповые, индивидуальные, письменные, устные.
Освоению модуля должно предшествовать изучение дисциплин: Основы материаловедения и технология общеслесарных работ, Техническая механика с основами технических измерений, Основы электротехники. Параллельное освоение модуля возможно с изучением дисциплин: Основы технического черчения, Безопасность жизнедеятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого профессионального модуля, опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, прохождение стажировки в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: преподаватели, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю профессионального модуля «Транспортировка грузов».
Мастера: мастер- инструктор должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, документ на право обучения вождению, стаж не менее 3-х лет, стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Управлять автомобилями категории «С». | - выполнение основных элементов движения (змейка, параллельная парковка, проезд ж/д переезда, проезд перекрестков, горка, въезд в бокс); - управление автомобилем категории «С» с соблюдением правил дорожного движения. | -экспертное наблюдение при выполнении заданий на учебной практике |
Выполнять работы по транспортировке грузов. | - выполнение работ по транспортировке грузов с соблюдением правил перевозки грузов, с соблюдением норм погрузки, с соблюдением техники безопасности. | -экспертная оценка; -наблюдение. |
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. | - последовательность выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки с соблюдением техники безопасности; -заправка транспортного средства горюче- смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований. | -наблюдение; -оценка результатов выполнения индивидуальных заданий на учебной практике |
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. | - выявление и самостоятельное выполнение работ по устранению несложных неисправностей автомобиля с соблюдением техники безопасности. | -наблюдение; -оценка результата выполнения задания на практическом занятии |
Работать с документацией установленной формы. | - получение, оформление и сдача путевой и товарно-транспортной документации. | -наблюдение; -оценка результата выполнения задания на практическом занятии |
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. | - оказание первой медицинской помощи с соблюдением последовательности действий и правил применения средств автомобильной аптечки. | -наблюдение; -оценка результата выполнения задания на практическом занятии |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - активное участие в профессиональных конкурсах; - чтение профессиональной литературы - качество выполнения различных видов работ на производственной практике | - анализ результатов прохождения производственной практики и представление отзыва и характеристик |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - самостоятельность и ответственность при планировании, организации и выполнении собственной деятельности - обоснованность выбора способа решения профессиональной задачи | - экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, и работ на учебной и производственной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - самостоятельное выполнение работ при прохождении учебной и производственной практики в соответствии с требованиями качества, охраны труда, трудовой дисциплины - способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за выполненную работу | - экспертная оценка при выполнении лабораторных работ, и работ на учебной и производственной практике - экспертная оценка при выполнении работ на производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - умение находить информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач - чтение профессиональной литературы для профессионального роста | - экспертная оценка на практическом занятии, при защите докладов, рефератов, сообщений |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - подготовка и оформление практических работ, выступлений с использованием современных информационных технологий - участие в семинарах, конкурсах | - экспертная оценка на практическом занятии, при защите докладов, рефератов, сообщений, презентаций |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - результативность выполнения группового задания и ответственность за работу каждого члена команды - эффективность взаимодействия и проявление активной позиции при работе в группах со всеми участниками образовательного процесса, трудового коллектива | -экспертная оценка при использовании передовых психолого-педагогических технологий и тренингов. - организация ученического самоуправления |
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | -подготовка собственного рабочего места при прохождении практик -организация собственной деятельности с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности | - экспертная оценка при прохождении практики и выполнении лабораторных работ |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - активное участие в военных сборах с применением полученных профессиональных знаний - ведение здорового образа жизни и активное участие в спортивных соревнованиях | - экспертная оценка при прохождении военных сборов -экспертная оценка на занятиях по физической культуре и безопасности жизнедеятельности. |
*