СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Биология" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Биология" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»

г. Карачева Брянской области



«Рассмотрено»

на заседании МО

_________/Л.В.Фельдман

протокол № ___ от

«____»_______ 2019г.


«Согласовано»

зам. директора по УВР

_________/Т.И. Щепилина

«____»_______ 2019г.


«Утверждено»

директор школы

_______/С.А.Иванова

приказ №____от

«____»_________ 2019г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИИ»

5 класс

(5А,5 Б)







Составитель: Иванова Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории





2019-2020 учебный год




Пояснительная записка



Рабочая программа по Биологии разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции приказа от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» с дополнениями и изменениями;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;

  • Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями-предметниками от 04.0.2017 г. протокол №4;


Рабочая программа по биологии создана на основе:

  • фундаментального ядра содержания основного общего образования,

  • примерной основной образовательной программы по биологии, включенной в реестр примерных основных образовательных программ,

  • основной образовательной программы школы в части основного общего образования,

  • рабочей программы школы учебного предмета «биология»,

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

  • требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,

  • требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).

Учебное содержание курса биологии включает:

• Биология. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Пятиклассник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека.

Пятиклассник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее явлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.



Содержание учебного предмета «Биология -5»

(35 ч, 1 ч в неделю)

Введение (1 ч)

Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)

Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.

Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.


Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Опыт с элодеей (работа в группе).

Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.

Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.

Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы

Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Демонстрация

Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).

Экскурсии

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.

Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Демонстрация

Резервное время — 1 ч.


Тематическое планирование учебного предмета «Биология- 5»

(35 ч, 1 ч в неделю)

Глава, раздел

Количество

часов

Контрольные

работы

Лабораторные

работы


ВВЕДЕНИЕ

1

1. Величайшее чудо на планете.

1



2.

ТЕМА 1. Человек изучает живую

природу

8

1


2


3.

ТЕМА 2.По ступеням

«лестницы жизни»

14


1


1


4.

ТЕМА 3. Жизнь на Земле –

явление космическое

5





1


5.

ТЕМА 4. Человек и разнообразие

жизни на Земле

5









Итоговая контрольная работа

1

1



Резерв времени (1 ч) 34 3 4


ИТОГО: 35 ч








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»

г. Карачева Брянской области



«Рассмотрено»

на заседании МО

_________/Л.В. Фельдман

протокол № ___ от

«____»_______ 2019г.


«Согласовано»

зам. директора по УВР

_________/Т.И. Щепилина

«____»_______ 2019г.


«Утверждено»

директор школы

_______/С.А. Иванова

приказ №____от

«____»_________ 2019г.






Календарно-тематическое планирование

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИИ»

5 класс

( 5 Б)



Количество часов: 35

Количество часов в неделю: 1

Автор учебника: В.А. Самкова, Д. И. Рокотова «Биология»

Уровень: базовый



Составитель: Иванова Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории


2019-2020 учебный год

Тема

Кол-во

часов

Дата по программе

Дата

фактически




ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.



1

1. Величайшее чудо на планете.







ТЕМА 1. Человек изучает живую природу

8





2

1. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы?

1





3

2. Биология – наука для всех.

1





4

3. Какие научные методы используют биологи?

1





5

4. Наблюдение и эксперимент в биологии. Лабораторная работа №1 «Опыт с элодеей»

1





6

5. С какой целью в биологии используется моделирование?

1





7

6. Какое оборудование необходимо биологу? Лабораторная работа №2 «Измеряем рост»

1





8

7. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.

1





9.

8.Контрольная работа № 1 по теме: «Человек изучает живую природу»

1






ТЕМА 2. По ступеням «лестницы жизни»

14





10

1.Что такое система?

1





11

2.Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?

1





12

3.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке.

1





13

4.Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты.

1





14

5.Экосистемы – живая мозаика планеты.

1





15

6.Вид – единица живого мира.

1





16

7.Популяция – это «население».

1





17

8.Организм, особь, индивид.

1





18

9.«Нити жизни»: организм в окружающей среде.

1





19

10.Как растут и развиваются организмы?

1





20

11.Путешествие в мир клетки.

1





21

12.Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Лабораторная работа №3 «Изучаем кожу»

1





22

13.На границе живого и неживого: вирусы.

1





23

14.Контрольная работа № 2 по теме: «По ступеням «лестницы жизни»

1






ТЕМА 3. Жизнь на Земле –

явление космическое



5














24

1.По страницам истории жизни. Лабораторная работа №4 «Изучение мела под микроскопом»

1





25

2.Следы былых биосфер. Экскурсия в краеведческий музей.

1





26

3.Происхождение человека.

1





27

4.Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

1





28

5.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы.

1






ТЕМА 4. Человек и разнообразие жизни

на Земле

5










29

1.Что такое «биологическое разнообразие»?

1





30

2.Какая среда необходима человеку?

1





31

3.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие?

1





32

4.Кто отвечает за Землю?

1





33

5. Обобщающее повторение

1





34

Итоговая контрольная работа № 3

1






Резерв времени (1 ч)







ИТОГО: 35 ч












Итоговая КР по биологии 5 класс

Вариант 1.

Выберите один правильный ответ:

1. Величайшее чудо на планете – это:

А) наличие кислорода

Б) наличие воды

В) наличие жизни

2. Слежение за телами, явлениями, процессами окружающего мира с целью исследования – это метод:

А) эксперимент Б) наблюдение В) моделирование

3. Научное предположение – это:

А) теория Б) закон В) гипотеза


Установите соответствие

4. Установите соответствие между науками и их характеристиками


ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКА

А) о живых организмах 1) химия

Б) о явлениях природы 2) биология

В) о превращениях веществ 3) геология

Г) о строении земной коры 4) физика

Д) о небесных телах 5) астрономия

А

Б

В

Г

Д







5. Под какими цифрами записаны свойства объектов, которые определяются органами чувств, записанными буквами? Составьте пары из букв и цифр.



ОРГАНЫ ЧУВСТВ

А) нос

Б) язык

В) уши

Г) глаза

Д) нервные клетки кожи

СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ

1) цвет

2) запах

3) температура

4) вкус

5) звук

А

Б

В

Г

Д







  1. Выберите свойство живых организмов, которое является критерием вида:
    1) способность дышать
    2) способность питаться
    3) способность скрещиваться и давать плодовитое потомство
    4) способность передвигаться

  2. Группа особей, имеющих сходное внешнее и внутреннее строение, населяющих определенный ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство – это:
    1) вид
    2) популяция
    3) экосистема
    4) сообщество

  3. А. Организм является неделимой частицей живого мира
    Б. Организм может существовать обособленно, вне связи с окружающей его средой.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) оба суждения верны
    4) оба суждения неверны

  4. Инфузория – это (выберите два правильных ответа):
    1) одноклеточный организм
    2) многоклеточный организм
    2) передвигается с помощью двух жгутиков
    3) передвигается с помощью множества ресничек

  5. В экосистеме «луг» ромашка – это:
    1) продуцент
    2) консумент
    3) редуцент
    4) правильного ответа нет

Итоговая КР по биологии 5 класс

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ:


1. Биологию относят к наукам:

А) естественным Б) общественным В) техническим

2. Определение отношения одной величины к другой – это:

А) наблюдение Б) измерение В) описание

3. Исследование окружающего мира при помощи уменьшенной или увеличенной копии какого-либо реального объекта – это метод:

А) эксперимент Б) наблюдение В) моделирование


Установите соответствие


4. Установите соответствие между науками и их характеристиками


НАУКИ

    1. география

    2. астрономия

    3. физика

    4. химия

    5. биология

ЧТО ИЗУЧАЮТ?

А) наука о живой природе

Б) наука о Земле, жизни и хозяйственной деятельности людей

В) наука о веществах и их превращениях

Г) наука, изучающая разнообразные явления природы

Д) наука о небесных телах, их происхождении


А

Б

В

Г

Д









5. Подберите к ощущениям соответствующие органы чувств. Составьте пары из цифр и букв


ОЩУЩЕНИЯ

1. зрительные

2. слуховые

3. обонятельные

4. осязательные

5. вкусовые

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

А) нос

Б) язык

В) уши

Г) глаза

Д) нервные клетки кожи


А

Б

В

Г

Д








  1. Выберите свойство живых организмов, которое является критерием вида:
    1) сходство передвижения
    2) способность обмениваться веществом с окружающей средой
    3) сходство внешнего и внутреннего строения
    4) сходство дыхания

  2. Совокупность особе одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой – это:
    1) вид
    2) популяция
    3) экосистема
    4) сообщество

  3. А. Особое свойство популяции – устойчивое воспроизведение.
    Б. Организм не может существовать обособленно, вне связи с окружающей его средой.
    1) верно только А
    2) верно только Б
    3) оба суждения верны
    4) оба суждения неверны

  4. Амеба – это (выберите два правильных ответа):
    1) многоклеточный организм
    2) одноклеточный организм
    3) передвигается с помощью ресничек
    4) передвигается, образуя ложноножки

  5. В экосистеме «пруд» рыба – это:
    1) продуцент
    2) консумент
    3) редуцент
    4) правильного ответа нет