Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»
г. Карачева Брянской области
«Рассмотрено» на заседании МО _________/Л.В.Фельдман протокол № ___ от «____»_______ 2019г. | «Согласовано» зам. директора по УВР _________/Т.И. Щепилина «____»_______ 2019г. | «Утверждено» директор школы _______/С.А.Иванова приказ №____от «____»_________ 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИИ»
5 класс
(5А,5 Б)
Составитель: Иванова Светлана Александровна,
учитель биологии высшей категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции приказа от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» с дополнениями и изменениями;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;
Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями-предметниками от 04.0.2017 г. протокол №4;
Рабочая программа по биологии создана на основе:
фундаментального ядра содержания основного общего образования,
примерной основной образовательной программы по биологии, включенной в реестр примерных основных образовательных программ,
основной образовательной программы школы в части основного общего образования,
рабочей программы школы учебного предмета «биология»,
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А. Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Пятиклассник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека.
Пятиклассник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее явлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного предмета «Биология -5»
(35 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. Земля — живая планета. Что такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (8 ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. Важность биологических знаний для каждого человека.
Научные методы познания. Наука — один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез. Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Опыт с элодеей (работа в группе).
Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (14 ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в биологических системах.
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского. Значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы
Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле первые люди. Священные книги: Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение мела (известняка) под микроскопом (работа в группах).
Экскурсии
Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (5 ч)
Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22 мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека: биологические и социальные; материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Демонстрация
Резервное время — 1 ч.
Тематическое планирование учебного предмета «Биология- 5»
(35 ч, 1 ч в неделю)
№ | Глава, раздел | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
| ВВЕДЕНИЕ |
1 | 1. Величайшее чудо на планете. | 1 | | |
2. | ТЕМА 1. Человек изучает живую природу | 8 | 1 | 2 |
3. | ТЕМА 2.По ступеням «лестницы жизни» | 14 | 1 | 1 |
4. | ТЕМА 3. Жизнь на Земле – явление космическое | 5 | | 1 |
5. | ТЕМА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле | 5 | | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
| Резерв времени (1 ч) 34 3 4 |
| ИТОГО: 35 ч |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени А.М. Горького»
г. Карачева Брянской области
«Рассмотрено» на заседании МО _________/Л.В. Фельдман протокол № ___ от «____»_______ 2019г. | «Согласовано» зам. директора по УВР _________/Т.И. Щепилина «____»_______ 2019г. | «Утверждено» директор школы _______/С.А. Иванова приказ №____от «____»_________ 2019г. |
Календарно-тематическое планирование
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИИ»
5 класс
( 5 Б)
Количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
Автор учебника: В.А. Самкова, Д. И. Рокотова «Биология»
Уровень: базовый
Составитель: Иванова Светлана Александровна,
учитель биологии высшей категории
2019-2020 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по программе | Дата фактически | | |
| ВВЕДЕНИЕ – 1 ч. | | |
1 | 1. Величайшее чудо на планете. | | | | | |
| ТЕМА 1. Человек изучает живую природу | 8 | | | | |
2 | 1. В поиске ответов на вопросы: Как человек познает мир природы? | 1 | | | | |
3 | 2. Биология – наука для всех. | 1 | | | | |
4 | 3. Какие научные методы используют биологи? | 1 | | | | |
5 | 4. Наблюдение и эксперимент в биологии. Лабораторная работа №1 «Опыт с элодеей» | 1 | | | | |
6 | 5. С какой целью в биологии используется моделирование? | 1 | | | | |
7 | 6. Какое оборудование необходимо биологу? Лабораторная работа №2 «Измеряем рост» | 1 | | | | |
8 | 7. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. | 1 | | | | |
9. | 8.Контрольная работа № 1 по теме: «Человек изучает живую природу» | 1 | | | | |
| ТЕМА 2. По ступеням «лестницы жизни» | 14 | | | | |
10 | 1.Что такое система? | 1 | | | | |
11 | 2.Живое и неживое: каковы особенности биологических систем? | 1 | | | | |
12 | 3.Шесть ступеней «лестницы жизни»: от биосферы к клетке. | 1 | | | | |
13 | 4.Биосфера: как работает система жизнеобеспечения планеты. | 1 | | | | |
14 | 5.Экосистемы – живая мозаика планеты. | 1 | | | | |
15 | 6.Вид – единица живого мира. | 1 | | | | |
16 | 7.Популяция – это «население». | 1 | | | | |
17 | 8.Организм, особь, индивид. | 1 | | | | |
18 | 9.«Нити жизни»: организм в окружающей среде. | 1 | | | | |
19 | 10.Как растут и развиваются организмы? | 1 | | | | |
20 | 11.Путешествие в мир клетки. | 1 | | | | |
21 | 12.Из каких тканей «сотканы» живые организмы? Лабораторная работа №3 «Изучаем кожу» | 1 | | | | |
22 | 13.На границе живого и неживого: вирусы. | 1 | | | | |
23 | 14.Контрольная работа № 2 по теме: «По ступеням «лестницы жизни» | 1 | | | | |
| ТЕМА 3. Жизнь на Земле – явление космическое | 5 | | | | |
24 | 1.По страницам истории жизни. Лабораторная работа №4 «Изучение мела под микроскопом» | 1 | | | | |
25 | 2.Следы былых биосфер. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | | | | |
26 | 3.Происхождение человека. | 1 | | | | |
27 | 4.Человек разумный – один из миллионов видов организмов. | 1 | | | | |
28 | 5.Периодические явления в живой природе: как связаны космические и биологические ритмы. | 1 | | | | |
| ТЕМА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле | 5 | | | | |
29 | 1.Что такое «биологическое разнообразие»? | 1 | | | | |
30 | 2.Какая среда необходима человеку? | 1 | | | | |
31 | 3.Как деятельность человека влияет на биологическое разнообразие? | 1 | | | | |
32 | 4.Кто отвечает за Землю? | 1 | | | | |
33 | 5. Обобщающее повторение | 1 | | | | |
34 | Итоговая контрольная работа № 3 | 1 | | | | |
| Резерв времени (1 ч) | | | | | |
| ИТОГО: 35 ч | | | | | |
Итоговая КР по биологии 5 класс
Вариант 1.
Выберите один правильный ответ:
1. Величайшее чудо на планете – это:
А) наличие кислорода
Б) наличие воды
В) наличие жизни
2. Слежение за телами, явлениями, процессами окружающего мира с целью исследования – это метод:
А) эксперимент Б) наблюдение В) моделирование
3. Научное предположение – это:
А) теория Б) закон В) гипотеза
Установите соответствие
4. Установите соответствие между науками и их характеристиками
ХАРАКТЕРИСТИКА НАУКА
А) о живых организмах 1) химия
Б) о явлениях природы 2) биология
В) о превращениях веществ 3) геология
Г) о строении земной коры 4) физика
Д) о небесных телах 5) астрономия
5. Под какими цифрами записаны свойства объектов, которые определяются органами чувств, записанными буквами? Составьте пары из букв и цифр.
| ОРГАНЫ ЧУВСТВ А) нос Б) язык В) уши Г) глаза Д) нервные клетки кожи | СВОЙСТВА ОБЪЕКТОВ 1) цвет 2) запах 3) температура 4) вкус 5) звук |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
Выберите свойство живых организмов, которое является критерием вида:
1) способность дышать
2) способность питаться
3) способность скрещиваться и давать плодовитое потомство
4) способность передвигаться
Группа особей, имеющих сходное внешнее и внутреннее строение, населяющих определенный ареал, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство – это:
1) вид
2) популяция
3) экосистема
4) сообщество
А. Организм является неделимой частицей живого мира
Б. Организм может существовать обособленно, вне связи с окружающей его средой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Инфузория – это (выберите два правильных ответа):
1) одноклеточный организм
2) многоклеточный организм
2) передвигается с помощью двух жгутиков
3) передвигается с помощью множества ресничек
В экосистеме «луг» ромашка – это:
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
4) правильного ответа нет
Итоговая КР по биологии 5 класс
Вариант 2.
Выберите один правильный ответ:
1. Биологию относят к наукам:
А) естественным Б) общественным В) техническим
2. Определение отношения одной величины к другой – это:
А) наблюдение Б) измерение В) описание
3. Исследование окружающего мира при помощи уменьшенной или увеличенной копии какого-либо реального объекта – это метод:
А) эксперимент Б) наблюдение В) моделирование
Установите соответствие
4. Установите соответствие между науками и их характеристиками
НАУКИ география астрономия физика химия биология | ЧТО ИЗУЧАЮТ? А) наука о живой природе Б) наука о Земле, жизни и хозяйственной деятельности людей В) наука о веществах и их превращениях Г) наука, изучающая разнообразные явления природы Д) наука о небесных телах, их происхождении |
А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
5. Подберите к ощущениям соответствующие органы чувств. Составьте пары из цифр и букв
ОЩУЩЕНИЯ 1. зрительные 2. слуховые 3. обонятельные 4. осязательные 5. вкусовые | ОРГАНЫ ЧУВСТВ А) нос Б) язык В) уши Г) глаза Д) нервные клетки кожи |
Выберите свойство живых организмов, которое является критерием вида:
1) сходство передвижения
2) способность обмениваться веществом с окружающей средой
3) сходство внешнего и внутреннего строения
4) сходство дыхания
Совокупность особе одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой – это:
1) вид
2) популяция
3) экосистема
4) сообщество
А. Особое свойство популяции – устойчивое воспроизведение.
Б. Организм не может существовать обособленно, вне связи с окружающей его средой.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Амеба – это (выберите два правильных ответа):
1) многоклеточный организм
2) одноклеточный организм
3) передвигается с помощью ресничек
4) передвигается, образуя ложноножки
В экосистеме «пруд» рыба – это:
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
4) правильного ответа нет