РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИИ»
9 класс
Составитель: Иванова Светлана Александровна,
учитель биологии высшей категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Биологии разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции приказа от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» с дополнениями и изменениями;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;
Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями-предметниками от 04.0.2017 г. протокол №4;
Рабочая программа учебного предмета биология для 9 класса, составлена на основе: Примерной программы основного общего образования по биологии и программы Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,2012. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.) Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стан дарта основного общего образования (2010 г.).
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов - 2часа в неделю.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.,).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 68 ч, 2 ч в неделю
Цель программы– развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
В 9 классе программа курса «Биология. Человек» предусматривает знакомство школьников не только с особенностями строения и функционирования организма человека, но и с происхождением Человека разумного, его местом в системе органического мира, закономерностями психических процессов и индивидуально-личностными свойствами человека.
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и другие.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология-9»
Изучение курса «Биология» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД):
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность принимать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
признание права каждого на собственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
познавательные УУД— формирование и развитие навыков и умений:
владеть основами исследовательской и проектной деятельности - видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;
составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
строить логические рассуждения и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;
регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);
самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели;
работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3) коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;
классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;
устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции;
определять и различать части и органоиды клетки и системы органов организма человека на рисунках и схемах;
сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
владеть методами биологической науки — наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
в ценностно-ориентационной сфере:
знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;
приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
в сфере трудовой деятельности:
соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
4) в сфере физической деятельности:
демонстрировать приемы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;
в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета «Биология 9 класс »
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов.
Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.
В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
"Биология : 9 класс» (70 часов в неделю)
1.Введение. Общий обзор организма человека. (5 ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.
Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»
Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»
2. Опорно-двигательная система. (9 ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации:
Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.
Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».
Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»
Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»
Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»
Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,
№5 «Выявление плоскостопия»,
№6 «Оценка гибкости позвоночника»
3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации:
Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»
Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»
Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»
Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения»
Практическая работа №11 «Функциональная сердечно сосудистая проба»
4. Дыхательная система. (5 ч)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации:
Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»
Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха»
5. Пищеварительная система. (7 ч)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.
Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации:
Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»
Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»
Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»
6. Обмен веществ и энергии. (2 ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»
7. Мочевыделительная система. (2 ч)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа. (3 ч)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация:
Рельефной таблицы строения кожи.
9. Эндокринная и нервная системы. (6 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации:
Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга. Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»
Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»
10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: Модели черепа, глаза и уха.
Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,
Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»
№21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»
№22 «Исследование тактильных рецепторов»
11. Поведение и высшая нервная деятельность (5 ч)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации:
Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»
№24 «Изучение внимания»
12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (4 ч)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.
13. Биосфера и человек (2)
Влияние антропогенных факторов на человека. Глобальное антропогенное воздействие.
14. Резервное время. (2 ч)
Тематическое планирование учебного предмета «Биология. 9 класс »
(68 ч, 2 ч в неделю)
№ | Глава, раздел | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы, Практические работы |
1. | ТЕМА 1. Введение. Организм человека. Общий обзор | 5 | | 3 |
2. | ТЕМА 2. Опорно-двигательная система | 9 | 1 | 7 |
3. | ТЕМА 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. | 8 | 1 | 6 |
4. | ТЕМА 4. Дыхательная система. | 5 | | 4 |
5. | ТЕМА 5. Пищеварительная система | 7 | 1 | 3 |
6. | ТЕМА 6. Обмен веществ и энергии. | 2 | | 1 |
7. | ТЕМА 7. Мочевыделительная система. | 2 | | |
8. | ТЕМА 8. Кожа | 3 | | |
9. | ТЕМА 9 Эндокринная и нервная системы. | 6 | | 3 |
10 | ТЕМА 10 Органы чувств. Анализаторы. | 6 | 1 | 4 |
11 | ТЕМА 11 Поведение и высшая нервная деятельность | 5 | | 2 |
12 | ТЕМА 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. | 4 | | |
13 | ТЕМА 13 Биосфера и человек | 2 | | |
14 | Обобщающее повторение | 1 | | |
14 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | |
| Резерв времени (2 ч) 68 5 33 |
Календарно-тематическое планирование
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИИ»
9 класс
Количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Автор учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Биология»
Уровень: базовый
2019-2020 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по программе | Дата фактически | | |
| ТЕМА 1 Введение. Организм человека. Общий обзор.- 5 часов | | |
1 | 1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | 1 | 9А 9Б | | | |
2 | 2.Место человека в живой природе. Структура тела человека. | 1 | 9А 9Б | | | |
3 | 3. Клетка. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 | 9А 9Б | | | |
4 | 4. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 | 9А 9Б | | | |
5 | 5. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 2. Опорно-двигательная система | 9 | | | | |
6 | 1.Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани». | 1 | 9А 9Б | | | |
7 | 2. Скелет головы и туловища. Лабораторная работа№ 4 «Состав костей» | 1 | 9А 9Б | | | |
8 | 3. Скелет конечностей. Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 1 | 9А 9Б | | | |
9 | 4. ПМП при травмах скелета опорно-двигательной системы. | 1 | 9А 9Б | | | |
10 | 5. Мышцы. Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы» | 1 | 9А 9Б | | | |
11 | 6. Работа мышц. | 1 | 9А 9Б | | | |
12 | 7. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы №4 «Проверка правильности осанки», №5 «Выявление плоскостопия» | 1 | 9А 9Б | | | |
13 | 8. Развитие опорно-двигательной системы. №6 «Оценка гибкости позвоночника | 1 | 9А 9Б | | | |
14 | 9.Обобщающий урок по разделам: "Организм человека. Опорно-двигательная система". Контрольная работа №1 | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма. | 8 | | | | |
15 | 1. Внутренняя среда организма человека. Кровь. Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 | 9А 9Б | | | |
16 | 2. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | 9А 9Б | | | |
17 | 3. Строение и работа сердца. Круги кровообращения | 1 | 9А 9Б | | | |
18 | 4. Движение лифмы. Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания» | 1 | 9А 9Б | | | |
19 | 5. Движение крови по сосудам. Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока» Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 1 | 9А 9Б | | | |
20 | Регуляция работы кровеносной системы. Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения». | 1 | 9А 9Б | | | |
21 | 6. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях. Практическая работа №11 «Функциональная сердечно сосудистая проба». | 1 | 9А 9Б | | | |
22 | 7. Обобщающий урок по разделу "Кровь и кровообращение". Контрольная работа № 2 | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 4 Дыхательная система. | 5 | | | | |
23 | 1. Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | 9А 9Б | | | |
24 | 2. Строение легких. Газообмен. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | 1 | 9А 9Б | | | |
25 | 3. Дыхательные движения. Регуляция дыхания Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения». Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки». | 1 | 9А 9Б | | | |
26 | 4.Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха». | 1 | 9А 9Б | | | |
27 | 5.ПМП при поражение органов дыхания. | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 5 Пищеварительная система. | 7 | | | | |
28 | 1. Значение пищи и её состав. | 1 | 9А 9Б | | | |
29 | 2. Органы пищеварения. Зубы. Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз» | | 9А 9Б | | | |
30 | 3. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 | 9А 9Б | | | |
31 | 4. Пищеварение в кишечнике | 1 | 9А 9Б | | | |
32 | 5. Регуляция пищеварения | 1 | 9А 9Б | | | |
33 | 6. Заболевания органов пищеварения | 1 | 9А 9Б | | | |
34 | 7. Контрольная работа №3 по темам «Дыхательная и пищеварительная системы» | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 5. Обмен веществ и энергии. | 2 | | | | |
35 | 1. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 | 9А 9Б | | | |
36 | 2. Витамины. | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 7. Мочевыделительная система. | 2 | | | | |
37 | 1.Строение и функции почек. | 1 | 9А 9Б | | | |
38 | 2.Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 8. Кожа | 3 | | | | |
39 | 1.Кожа. | 1 | 9А 9Б | | | |
40 | 2. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи | 1 | 9А 9Б | | | |
41 | 3. Роль кожи в терморегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе. | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 9 Эндокринная и нервная системы. | 6 | | | | |
42 | 1. Железы организма человека | 1 | 9А 9Б | | | |
43 | 2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | 1 | 9А 9Б | | | |
44 | 3. Значение, строение, функционирование нервной системы. Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 | 9А 9Б | | | |
45 | 4. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляци Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи» | 1 | 9А 9Б | | | |
46 | 5. Спинной мозг. | 1 | 9А 9Б | | | |
47. | 6. Головной мозг. Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 10 Органы чувств. Анализаторы. | 6 | | | | |
48 | 1.Как действуют органы чувств и анализаторы. | 1 | 9А 9Б | | | |
49 | 2.Орган зрения и зрительный анализатор Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость», Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 | 9А 9Б | | | |
50 | 3.Заболевания и повреждения глаз. | 1 | 9А 9Б | | | |
51 | 4.Органы слуха и равновесия, их анализаторы. Практические работы №21«Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 | 9А 9Б | | | |
52 | 5.Органы осязания, обоняния, вкуса. Практические работы №22 «Исследование тактильных рецепторов» | 1 | 9А 9Б | | | |
53 | 6.Обобщающий урок по разделам: "Нервная система, органы чувств". Контрольная работа №4 | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 11 Поведение и высшая нервная деятельность | 5 | | | | |
54 | 1. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа» | 1 | 9А 9Б | | | |
55 | 2. Закономерности работы головного мозга. | 1 | 9А 9Б | | | |
56 | 3.Биологические ритмы. Сон и его значение. | 1 | 9А 9Б | | | |
57 | 4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа№24 «Изучение внимания» | 1 | 9А 9Б | | | |
58 | 5.Работоспособность. Режим дня. | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. | 4 | | | | |
59 | Половая система человека. | 1 | 9А 9Б | | | |
60 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | 1 | 9А 9Б | | | |
61 | Внутриутробное и постэмбриональное развитие организма. | 1 | 9А 9Б | | | |
62 | О вреде наркогенных веществ. | 1 | 9А 9Б | | | |
| ТЕМА 13 Биосфера и человек | 2 | | | | |
63 | 1. Влияние антропогенных факторов на человека. | 1 | 9А 9Б | | | |
64 | 2. Глобальное антропогенное воздействие. | 1 | 9А 9Б | | | |
65 | Обобщающее повторение. | 1 | 9А 9Б | | | |
66 | Итоговая контрольная работа № 5 | 1 | 9А 9Б | | | |
67- 68 | Резерв времени (2 ч) | 1 | | | | |
| ИТОГО: 68 ч | 68 | | | | |