СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Биология" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Биология" 9 класс»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИИ»

9 класс







Составитель: Иванова Светлана Александровна,

учитель биологии высшей категории





2019-2020 учебный год












Пояснительная записка

Рабочая программа по Биологии разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 года, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( в редакции приказа от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 года №1577);

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» с дополнениями и изменениями;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • Учебного плана МБОУ «СОШ имени А. М. Горького» на 2019-2020 учебный год;

  • Положения о требованиях к составлению рабочей программы учителями-предметниками от 04.0.2017 г. протокол №4;



Рабочая программа учебного предмета биология для 9 класса, составлена на основе: Примерной программы основного общего образова­ния по биологии и программы Биология : 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф,2012. — 304 с. (авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.) Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стан дарта основного общего образования (2010 г.).

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов - 2часа в неделю.

Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов (Маш Р.Д., Драгомилов А.Г.,).

Учебное содержание курса биологии включает:

• Биология. 68 ч, 2 ч в неделю



Цель программы– развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.

В 9 классе программа курса «Биология. Человек» предусматривает знакомство школьников не только с особенностями строения и функционирования организма человека, но и с происхождением Человека разумного, его местом в системе органического мира, закономерностями психических процессов и индивидуально-личностными свойствами человека.

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и другие.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология-9»


Изучение курса «Биология» в 9 классе направле­но на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД):

Личностные результаты:

знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; ин­теллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

воспитание чувства гордости за российскую био­логическую науку;

понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; готов­ность к самостоятельным поступкам и действи­ям на благо природы;

признание ценности жизни во всех ее проявле­ниях и необходимости ответственного, бережно­го отношения к окружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, готовность и способность прини­мать ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

признание права каждого на собственное мне­ние; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

критичное отношение к своим поступкам, осо­знание ответственности за их последствия.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД формирование и развитие навыков и умений:

владеть основами исследовательской и проект­ной деятельности - видеть проблему, ставить во­просы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, про­водить эксперименты, делать выводы и заклю­чения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литера­туре, словарях и справочниках), оценивать ее достоверность;

составлять сообщения на основе обобщения ма­териала учебника и дополнительной литературы;

строить логические рассуждения и умозаклю­чения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить сравнение;

регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

организовывать свою учебную и познавательную деятельность - определять цели работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последова­тельность действий и прогнозировать результаты работы);

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач и выбирать средства дости­жения цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

выбирать целевые и смысловые установки в сво­их действиях и поступках по отношению к жи­вой природе, здоровью своему и окружающих;

проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД — формирование и раз­витие навыков и умений:

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

слушать и слышать другое мнение, вести дискус­сию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

строить продуктивное взаимодействие со сверст­никами и взрослыми;

участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделять существенные признаки биологиче­ских объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, пита­ние, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жиз­недеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболе­ваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекцион­ных и простудных заболеваний;

объяснять роль биологии в практической дея­тельности людей; места и роли человека в при­роде; роли различных организмов в жизни че­ловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наслед­ственности и изменчивости, проявления наслед­ственных заболеваний у человека, видообразо­вания и приспособленности;

устанавливать причинно-следственные связи между гибкостью тела человека и строением его позвоночника, между строением анализатора и выполняемой им функцией;

сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения; выявлять

взаимосвязи между особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями;

проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;

находить в учебной и научно-популярной ли­тературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, об инфекционных за­болеваниях, оформлять ее в виде сообщений, рефератов, докладов;

классифицировать типы и виды памяти, железы в организме человека;

устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регу­ляции;

определять и различать части и органоиды клет­ки и системы органов организма человека на ри­сунках и схемах;

сравнивать биологические объекты и процессы и делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявлять изменчивость организмов; приспособ­ления организмов к среде обитания; типы взаи­модействия разных видов в экосистеме; взаимо­связи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

владеть методами биологической науки — на­блюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспе­риментов и объяснение их результатов;

в ценностно-ориентационной сфере:

знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

приводить доказательства взаимосвязи челове­ка и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, не­обходимости защиты среды обитания человека;

анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;

в сфере трудовой деятельности:

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

4) в сфере физической деятельности:

демонстрировать приемы оказания первой по­мощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

проводить наблюдения за состоянием собствен­ного организма;

владеть приемами рациональной организации труда и отдыха;

в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета «Биология 9 класс »

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов.

Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Часть их может быть выполнена в классе, часть задана на дом (в классе проверяются и интерпретируются полученные результаты). Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.


"Биология : 9 класс» (70 часов в неделю)


1.Введение. Общий обзор организма человека. (5 ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной среды. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.

Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».

Виртуальная экскурсия «Происхождение человека»

2. Опорно-двигательная система. (9 ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации:

Cкелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.

Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».

Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»

Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»

Практические работы №4 «Проверка правильности осанки»,

№5 «Выявление плоскостопия»,

№6 «Оценка гибкости позвоночника»

3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма. (8 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрации:

Торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»

Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»

Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»

Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения»

Практическая работа №11 «Функциональная сердечно сосудистая проба»

4. Дыхательная система. (5 ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации:

Торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения»

Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки»

Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха»

5. Пищеварительная система. (7 ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов.

Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации:

Торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).

Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»

Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

6. Обмен веществ и энергии. (2 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А ("куриная слепота"), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.

Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

7. Мочевыделительная система. (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.



8. Кожа. (3 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация:

Рельефной таблицы строения кожи.

9. Эндокринная и нервная системы. (6 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации: Модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Демонстрации:

Модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга. Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»

Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»

10. Органы чувств. Анализаторы. (6 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации: Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость»,

Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

№21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата»

22 «Исследование тактильных рецепторов»

11. Поведение и высшая нервная деятельность (5 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации:

Модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»

№24 «Изучение внимания»

12.Половая система. Индивидуальное развитие организма. (4 ч)

Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации: Модели зародышей человека и животных разных возрастов.

13. Биосфера и человек (2)

Влияние антропогенных факторов на человека. Глобальное антропогенное воздействие.

14. Резервное время. (2 ч)

Тематическое планирование учебного предмета «Биология. 9 класс »

(68 ч, 2 ч в неделю)

Глава, раздел

Количество

часов

Контрольные

работы

Лабораторные

работы,

Практические работы

1.

ТЕМА 1. Введение. Организм человека. Общий обзор

5




3


2.

ТЕМА 2. Опорно-двигательная система

9


1


7


3.

ТЕМА 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

8


1


6


4.

ТЕМА 4. Дыхательная система.

5





4


5.

ТЕМА 5. Пищеварительная система

7

1

3

6.

ТЕМА 6. Обмен веществ и энергии.

2


1

7.

ТЕМА 7. Мочевыделительная система.

2



8.

ТЕМА 8. Кожа

3



9.

ТЕМА 9 Эндокринная и нервная системы.

6


3

10

ТЕМА 10 Органы чувств. Анализаторы.

6

1

4

11

ТЕМА 11 Поведение и высшая нервная деятельность

5


2

12

ТЕМА 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма.

4



13

ТЕМА 13 Биосфера и человек

2



14

Обобщающее повторение

1



14

Итоговая контрольная работа

1

1



Резерв времени (2 ч) 68 5 33







Календарно-тематическое планирование

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИИ»

9 класс





Количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Автор учебника: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Биология»

Уровень: базовый










2019-2020 учебный год






Тема


Кол-во

часов

Дата по программе

Дата

фактически




ТЕМА 1 Введение. Организм человека. Общий обзор.- 5 часов



1

1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.

1





2

2.Место человека в живой природе. Структура тела человека.

1





3

3. Клетка. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода»

1





4

4. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом»

1





5

5. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция. Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения».

1






ТЕМА 2. Опорно-двигательная система

9





6

1.Скелет. Строение, состав и соединение костей. Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани».

1





7

2. Скелет головы и туловища. Лабораторная работа№ 4 «Состав костей»

1





8

3. Скелет конечностей. Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1





9

4. ПМП при травмах скелета опорно-двигательной системы.

1





10

5. Мышцы. Практическая работа №3 «Изучение расположения мышц головы»

1





11

6. Работа мышц.

1





12

7. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы №4 «Проверка правильности осанки», №5 «Выявление плоскостопия»

1






13

8. Развитие опорно-двигательной системы. №6 «Оценка гибкости позвоночника

1





14

9.Обобщающий урок по разделам: "Организм человека. Опорно-двигательная система". Контрольная работа №1

1






ТЕМА 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма.

8





15

1. Внутренняя среда организма человека. Кровь. Лабораторная работа № 5«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1





16

2. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови.

1





17

3. Строение и работа сердца. Круги кровообращения

1





18

4. Движение лифмы. Практическая работа №7«Изучение явления кислородного голодания»

1





19

5. Движение крови по сосудам. Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока»

Практические работы №9 «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»


1







20

Регуляция работы кровеносной системы. Практическая работа №10«Доказательство вреда табакокурения».

1







21

6. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. ПМП при кровотечениях. Практическая работа №11 «Функциональная сердечно сосудистая проба».

1







22

7. Обобщающий урок по разделу "Кровь и кровообращение". Контрольная работа № 2

1






ТЕМА 4 Дыхательная система.

5





23

1. Значение дыхания. Органы дыхания.

1





24

2. Строение легких. Газообмен. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».




1













25

3. Дыхательные движения. Регуляция дыхания Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения». Практическая работа №12«Измерение обхвата груд ной клетки».

1





26

4.Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. Практическая работа №13«Определение запылённости воздуха».

1





27

5.ПМП при поражение органов дыхания.

1






ТЕМА 5 Пищеварительная система.

7





28

1. Значение пищи и её состав.

1





29

2. Органы пищеварения. Зубы.

Практическая работа №14 «Определение место положения слюнных желёз»










30

3. Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки»

1





31

4. Пищеварение в кишечнике


1





32

5. Регуляция пищеварения

1





33

6. Заболевания органов пищеварения

1





34

7. Контрольная работа №3 по темам «Дыхательная и пищеварительная системы»

1






ТЕМА 5. Обмен веществ и энергии.

2





35

1. Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа №15 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1





36

2. Витамины.

1






ТЕМА 7. Мочевыделительная система.

2





37

1.Строение и функции почек.

1





38

2.Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

1






ТЕМА 8. Кожа

3





39

1.Кожа.

1





40

2. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи

1





41

3. Роль кожи в терморегуляции. Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе.

1






ТЕМА 9 Эндокринная и нервная системы.

6





42

1. Железы организма человека

1





43

2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

1





44

3. Значение, строение, функционирование нервной системы. Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»

1






45

4. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляци Практическая работа №17 «Штриховое раздражение кожи»

1







46

5. Спинной мозг.

1





47.

6. Головной мозг. Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга»

1






ТЕМА 10 Органы чувств. Анализаторы.

6





48

1.Как действуют органы чувств и анализаторы.

1





49

2.Орган зрения и зрительный анализатор Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость», Практические работы №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

1








50

3.Заболевания и повреждения глаз.

1





51

4.Органы слуха и равновесия, их анализаторы. Практические работы №21«Оценка состояния вестибулярного аппарата»

1





52

5.Органы осязания, обоняния, вкуса. Практические работы №22 «Исследование тактильных рецепторов»

1





53

6.Обобщающий урок по разделам: "Нервная система, органы чувств". Контрольная работа №4

1





ТЕМА 11 Поведение и высшая нервная деятельность

5





54

1. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Практическая работа №23 «Перестройка динамического стереотипа»

1







55

2. Закономерности работы головного мозга.

1




56

3.Биологические ритмы. Сон и его значение.

1





57

4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля и эмоции. Внимание. Практическая работа№24 «Изучение внимания»

1





58

5.Работоспособность. Режим дня.

1





ТЕМА 12.Половая система. Индивидуальное развитие организма.

4





59

Половая система человека.

1





60

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

1





61

Внутриутробное и постэмбриональное развитие организма.

1




62

О вреде наркогенных веществ.

1





ТЕМА 13 Биосфера и человек

2





63

1. Влияние антропогенных факторов на человека.

1




64

2. Глобальное антропогенное воздействие.

1





65

Обобщающее повторение.

1




66

Итоговая контрольная работа № 5

1





67- 68

Резерв времени (2 ч)

1






ИТОГО: 68 ч

68