СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Человек" для 9 класса с тяжелой у.о.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа рабочая для обучающихся коррекционной школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек" для 9 класса с тяжелой у.о.»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР и УВР ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

__________ З. Ф. Хафизова

«___»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа для обучающихся с ОВЗ

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель ШМО учителей

естественно-гуманитарного цикла

и узких специалистов

__________ Я. Ю. Никитина

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы

протокол № ___ от «___»___20__ г.


Рабочая программа

учебного предмета «Человек»

для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью

(лёгкой, умеренной, тяжёлой умственной отсталостью)

9 «б» класс

срок реализации программы 1 год







Автор-составитель программы:

Я. Ю. Никитина, учитель географии и биологии,

1 квалификационной категории






2018/2019 учебный год

г. Белебей

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  2. Общая характеристика учебного предмета…………………………………………4

  3. Описание места предмета в учебном плане ………………………………………...4

  4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса…………………………………………………………………………5

  5. Учебно-тематический план……………………………………………………………6

  6. Содержание учебного предмета ……………………………………………………...7

  7. Календарно-тематическое планирование …………………………………………10

  8. Система оценки планируемых результатов……………………………………….19

  9. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………………………………………………...19

  10. Список литературы…………………………………………………………………...20





















  1. Пояснительная записка

Данная программа учебного предмета составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и Науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва – 1983. с учётом программы В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования, Биология. Человек. 9 кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ И. В. Романов, И. Б. Агафонова.

При написании программы были использованы «Программно-методические материалы по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой, исследования А. В. Бабушкиной, Л.Б. Баряева, Н. Ф.Дементьева, А. И.Долженко, А. А.Ереминой, С. Д. Забрамной, Т. Н.Ивановой, Т. Н.Исаевой, Е. Т. Логиновой, Л. Н. Поперечной, Н. Г. Радышевой.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, экскурсий.

Ученые, педагоги и методисты прошлого и настоящего отводят большое место в развивающем воздействии на личность урокам естествознания.

Д.И. Писарев отмечал, что знания о природе полностью отвечают природным потребностям детского ума, удовлетворяют первые проблески их пытливости, что изучение природы развивает логичность в мышлении, речь детей, содействует наглядному и практическому усвоению логических понятий.

Цели:

  1. формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

  2. создание комплекса условий для максимального развития личности каждого обучающегося с нарушением интеллекта при изучении предмета.

  3. овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и

средообразующей роли живых организмов;

  1. овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

  2. воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде.

  3. овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.

Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.


  1. Описание места предмета в учебном плане

Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Человек» выделяется 2 часа в неделю для обучающихся 9 «б» класса с тяжёлой умственной отсталостью. Общее число учебных часов за год обучения — 59.

  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета коррекционного курса

Программа содержит создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка, направленных на достижение личностных, предметных результатов:

Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

  • объяснение роли зоологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. Учебно-тематический план

Биология. Человек. 9 класс

п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1

1

-

2

Общий обзор

6

3

3

3

Опорно-двигательная система

12

6

6

4

Кровеносная система

9

6

3

5

Дыхательная система

8

5

3

6

Пищеварительная система

4

3

1

7

Выделительная система

2

2


8

Кожа

2

1

1

9

Нервная система

9

6

3

10

Органы чувств

5

2

3

11

Охрана здоровья

1

-

1


Итого

59

35

24


  1. Содержание учебного предмета

Биология. Человек 9 класс

Тема № 1. Введение (1 ч).

Место человека среди млекопитающих в живой природе (1 ч).

Тема № 2. Общий обзор (6 ч).

Клетка (1 ч). Химический состав клетки(1 ч). Жизнедеятельность клетки (1 ч). Ткани (1 ч). Органы. Системы органов (1 ч). Повторение раздела «Общий обзор» (1 ч).

Тема № 3. Опорно-двигательная система (12 ч).

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей (1 ч). Строение и соединение костей (1 ч). Скелет головы (1 ч). Скелет туловища (1 ч). Скелет конечностей (1 ч). Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах (1 ч). Первая помощь при переломах костей(1 ч). Строение и значение мышц (1 ч). Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление (1 ч). Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека (1 ч). Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц (1 ч). Повторение раздела: «Опорно-двигательная система» (1 ч).

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Тема № 4. Кровеносная система (9 ч).

Значение крови и кровообращения (1 ч). Состав крови (1 ч). Сердце, его строение, работа (1 ч). Кровеносные сосуды и круги кровообращения (1 ч). Движение крови по сосудам (1 ч). Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови (1 ч). Предупреждение заболеваний кровеносной системы (1 ч). Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды (1 ч). Повторение раздела: «Кровеносная система» (1 ч).

Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы:

  1. Микроскопическое строение крови.

  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Тема № 5. Дыхательная система (8 ч).

Значение дыхания. Органы дыхательной системы (1 ч). Строение легких. Газообмен в легких и тканях (1 ч). Дыхательные движения. Регуляция дыхания (1 ч). Влияние физического труда и порта на развитие дыхательной системы (1 ч). Болезни дыхательной системы и их предупреждение (1 ч). Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды (1 ч). Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания (1 ч). Повторение раздела: «Дыхательная система» (1 ч).

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Тема № 6. Пищеварительная система (4 ч).

Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Система органов пищеварения (1 ч). Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости и в желудке (1 ч). Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена и нормы питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления. Вредное влияние курения и спиртных напитков на пищеварительную систему (1 ч). Повторение раздела: «Пищеварительная система» (1 ч).

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

  3. Действие слюны на крахмал.

  4. Действие желудочного сока на белки.

Тема № 7. Выделительная система (2 ч).

Значение выделения. Строение почек. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы (1 ч). Повторение темы: «Выделительная система» (1 ч).

Тема № 8. Кожа (2 ч).

Строение и значение кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях. Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви (1 ч). Повторение раздела: «Кожа» (1 ч).

Тема № 9. Нервная система (9 ч).

Значение и строение нервной системы (1 ч). Спиной мозг (1 ч). Спиной мозг (1 ч). Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь (1 ч). Эмоции. Внимание и память (1 ч). Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна (1 ч). Гигиена нервной деятельности. Режим дня (1 ч). Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему (1 ч). Повторение раздела: «Нервная система» (1 ч).

Тема № 10. Органы чувств (5 ч).

Значение органов чувств. Орган зрения (1 ч). Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней (1 ч). Орган слуха. Гигиена слуха (1 ч).

Органы осязания, обоняния и вкуса (1 ч). Повторение раздела: «Органы чувств» (1 ч).

Тема № 11. Охрана здоровья (1 ч).

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье (1 ч).

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов них систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Обучающиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.




























































































































































































































































































  1. Система оценки планируемых результатов

Критерии оценки при опросе:

5»: ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.

«4»: ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного биологического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»: ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки.

«2»: ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий;

«4» - 82-67%;

«3» - 66 - 50%;

«2» - менее 50%.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Кабинет биологии удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Кабинет биологии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

  • моделями;

  • приборами;

  • коллекциями;

  • гербариями;

  • картинами;

  • таблицами;

  1. В кабинете биологии есть экспозиционные материалы: организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;

  2. В кабинете есть литература:

  • справочная;

  • научно-популярная;

  • учебники;

  • научно-методические пособия;

  • образцы практических и самостоятельных работ учащихся;

  • подборки олимпиадных заданий и т.д.

  1. В кабинете средства обучения систематизированы:

  • по видам (схемы, таблицы и т.п.);

  • по классам (6-10 классы).

  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:

  • для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

  • для проверки знаний, умений (карточки-задания);

  • гербарии и т.п.

  1. В кабинете есть нетбуки, которые позволяют выполнять практические задания, лабораторные работы и тесовые работы в режиме онлайн.

  2. Кабинет биологии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.


  1. Список литературы

Основной список

  1. Биология. Человек. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И. В. Романов, И. Б. Агафонова.- М.: Дрофа, 208. – 285, (3) с.

  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.

  3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – Спб.: Речь, 2003.

  4. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М, 1992.

  6. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвали­да //Дефектология. — 1995. — № 5.

  7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологов пед. Институтов/ под ред. В. В. Воронковой- М.: 1999.

  8. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной

школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.

  1. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  2. Тупоногов Б.К.Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития //Дефектология. — 2001. — № 3.

Дополнительный список

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;

  2. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий

  3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.

  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998

  5. Биология. 7, 8 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000

  7. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.

  8. Как проектировать универсальные учебные дейс­твия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.  Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

  9. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.

  10. Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии.

  11. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон

  12. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.


21