Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
«Согласовано» Руководитель ШМО Игашева Е.Н./____________/ ФИО Протокол № ___ от « » августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ №14» /______________/И.П. Шаргина ФИО «29» августа _2018_г. | «Утверждено» приказом директора МАОУ «СОШ №14» от «30» августа 2018г. № 142-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Человек»
уровень коррекционного обучения, 8 класс
Количество часов всего 34 часа, в неделю 1 час.
Программа разработана на основе
учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЗ «Владос», Москва, 2001г.
Составитель
А. В. Орлова,
учитель биологии
г. Тобольск
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;
3.Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2014г.
4.Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №14, утвержденное приказом директора № 142-О от 30.08.2018г
5. Адаптированная основная образовательная программа начального общего и основного образования МАОУ СОШ № 14
.Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
Рабочая программа по предмету «Человек» в 9в спец. классе составлена на основе учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЗ «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации. Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: Е.Н. Соломина. Биология. Человек. 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2014. - 239 с.: ил.
Рабочая программа по предмету «Человек» в 9в спец. классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся и способствует их умственному развитию.
Содержание курса направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся.
Основная цель преподавания предмета: способствовать формированию положительного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здорового образа жизни.
Основными задачами преподавателя являются: 1. сообщение учащимся знаний об особенностях организма человека и охране здоровья;
2.формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; 3.проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе; 4.профилактика наркомании, табакокурения и алкоголизма, пропаганда основ безопасности жизнедеятельности.
Основные направления коррекционной работы:1.Коррекция фонематического слуха, орфографической зоркости. 2.Коррекция артикуляционного аппарата. 3.Коррекция слухового и зрительного восприятия.4.Коррекция мышц мелкой моторики.
5.Коррекция познавательных процессов.
Технологии обучения: -коррекционно-развивающие технологии обучения- дифференцированное обучение;- повторение, закрепление пройденного материала.- личностно-ориентированное обучение.- обучение с применением элементов арттерапии.
- обучение с применением элементов культуровоспитывающей технологии
Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и неживой природой, влияние на нее.
Формы организации образовательного процесса: Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока – игры, урока – презентации, урока - путешествия. Используется индивидуальная работа.
Виды и формы контроля образовательного процесса: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса. Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: традиционное обучение; активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения);информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля достижений учащихся: тестовые задания; работа с раздаточным материалом.
Виды контроля достижений учащихся: самоконтроль; контроль учителя.
Результаты освоения учебного предмета учащимися:
Личностные результаты: -расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в социуме;
Предметные результаты: понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы; сформированности уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Межпредметные связи. Математика. Название чисел в пределах 10 000. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки растений, животных, предметов неживой природы.
Русский язык. Проверка правильности написания биологических терминов.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет«Человек» включает разделы: общий обзор организма человека, опорно-двигательная система, кровь и кровообращение. сердечно- сосудистая, дыхательная, пищеварительная, мочевыделительная системы. Кожа, нервная система, органы чувств. Охрана здоровья человека. В программе 9 специального класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а так же для нормальной его жизнедеятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Человек» в 8в специальном классе отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю.
Количество часов в 8в классе:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
8 ч | 7 ч | 10 ч | 9 ч |
1 полугодие 15 часов 2 полугодие 19 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ведущую роль в курсе «Человек» играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых – изучение организма человека.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения предмета, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности. В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса могут рассматриваться как формирование уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические нормы и правила, самоопределиться с выбором своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек» обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Курс «Человек» в наибольшей мере по сравнению с другими школьными курсами направлен на формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе «Человек» в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы. Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Цель обучения предмета «Человек»: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса предмета «Человек»:
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы; о строении и жизни человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к окружающим людям
2. Воспитание умения видеть красивое в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на занятии
Личностные и предметные результаты освоения предмета «Человек».
Личностные результаты: знание основных систем и органов человека, основ здорового образа жизни;
реализация установок здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к окружающим..
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
.2.В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в обществе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
Содержание предмета «Человек»
Введение. Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно - двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Опора тела и движение. Значение опорно – двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединение костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развитие плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно – сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечении. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (через кровеносную систему – на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Органы дыхания. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно – кишечных заболеваний, пищевых отравлений и глистных заражений.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязание, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушения слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», модели глазного яблока и уха. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ – инфекция и др. меры профилактики.
Ожидаемые результаты освоения программы: Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром. Овладение основными знаниями по предмету «Человек» и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.
Основные виды деятельности учащихся на уроке: 1. ответы на вопросы учителя, участие в беседе;2. составление под руководством учителя небольших рассказов об органах человека; 3. чтение стихотворений, рассказов, текстов о здоровом образе жизни;
4.практические работы по уходу за телом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:- название, строение и расположение основных органов организма человека;- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;- влияние физических нагрузок на организм;- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;- основные санитарно – гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;- соблюдать санитарно - гигиенические правила.
.Материально - техническое обеспечение учебного предмета «Человек».
Учебники:1. В.И. Сивоглазов. Естествознание. Человек. Учебник для 9 класса вспомогательная школа. Москва «Просвещение», 1990.
2. А.М. Цузмер, О.Л. Петришина. Биология: Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Н. Загорской и др. - 24-е издание - М.: Просвещение, 1999. - 240 с.: ил.
Печатные пособия:1. Строение клетки.2. Скелет человека.3. Строение черепа.4. Значение и строение мышц.5. Состав крови.6. Строение органов дыхания.7. Ротовая полость.8. Закаливание организма.9. Орган зрения.10. Орган слуха.11. Орган обоняния.12. Орган вкуса
Оборудование1. Прибор для сравнения содержащихся СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.2. Таблицы демонстрационные «Строение тела человека».3. Модель «Гигиена зубов».Технические средства обучения:1.Классная доска2.Компьютер. Оборудование класса:
1.Ученические двухместные столы с комплектом стульев.2.Стол учительский с тумбой.3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.4.Магниты
Календарно – тематическое планирование по предмету «Человек» 8в ( специальный) класс
№ урока | Темы уроков | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
8в план | 8в факт |
| Опорно – двигательная система | | | | |
1 | Органы и системы органов человека. | 1 | стр. 13-16, читать, вопросы, таблица | 07.09 | 07.09 |
2 | Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. | 1 | стр. 17-21, читать, вопросы, таблица | 14.09 | 14.09 |
3 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | 1 | стр. 42-45, читать, вопросы, | 21.09 | 21.09 |
4 | Значение и строение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. | 1 | стр. 46 – 56, читать, пересказ, вопросы | 28.09 | 28.09 |
5 | Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие. | 1 | стр. 57 – 61, читать, пересказ, вопросы | 05.10 | 05.10 |
6 | Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в её формировании | | стр. 62 – 65, читать, пересказ, вопросы | 12.10 | 12.10 |
| Кровь и кровообращение. Сердечно – сосудистая система. | 5 | | | |
7 | Значение крови и кровообращение. | 1 | стр. 66-68, читать, вопросы, знать понятия | 19.10 | 19.10 |
8 | Состав крови. | 1 | стр. 69-72, читать, вопросы 1,2,3 | 26.10 | 26.10 |
9 | Органы кровообращения. Сосуды. | 1 | стр. 73-76, читать, вопросы, понятия | 12.11 | |
10 | Органы кровообращения. Сердце и его работа. | 1 | стр. 77-81, читать, вопрос 1-9 | 19.11 | |
11 | Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. | 1 | стр. 85-91, читать, вопросы, | 26.11 | |
| Дыхательная система | 3 | | | |
12 | Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции. | 1 | стр. 94-99, читать, вопросы, знать понятия | 03.12 | |
13 | Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. | 1 | стр. 99-105, читать, вопросы, понятия | 10.12 | |
14 | Болезни органов дыхания и их предупреждение | 1 | стр. 106-110, читать, вопросы, понятия | 17.12 | |
| Пищеварительная система | 4 | | | |
15 | Значение питания. Пищевые продукты. Витамины | 1 | стр. 113-122, читать, вопросы, рисунок | 24.12 | |
16 | Органы пищеварения. | 1 | стр. 124-127, читать, вопросы, понятия | 14.01 | |
17 | Значение гигиены питания. Определение норм питания. | 1 | стр. 138-140, читать, вопросы, составить меню на день | 21.01 | |
18 | Предупреждение желудочно-кишечных, инфекционных и глистных заболеваний. Пищевые отравления | 1 | стр. 145-153, читать, пересказ, вопросы | 28.01 | |
| Выделение. | 2 | | | |
19 | Строение и значение почек. | 1 | стр. 158-161, читать, вопросы, задание 1 | 04.02 | |
20 | Предупреждение почечных заболеваний. | 1 | стр. 162-163, читать, вопросы, знать новые понятия | 11.02 | |
| Кожа. | 3 | | | |
21 | Кожа и её роль в жизни человека. Уход за кожей | 1 | стр. 165-170, читать, вопросы, таблица | 18.02 | |
22 | Особенности закаливания организма человека. | 1 | стр. 137-139, читать, вопросы, знать новые понятия | 25.02 | |
23 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, при ожогах и обморожении. | 1 | стр. 179-184, читать, вопросы, знать новые понятия | 04.03 | |
| Нервная система | 3 | | | |
24 | Головной и спинной мозг. Нервы. Значение нервной системы. | 1 | стр. 186-194, читать, вопросы, знать новые понятия | 11.03 | |
25 | Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение. | 2 | стр. 195-199, ответить на вопросы | 18.03 | |
26 | Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему | 1 | стр. 200-202, читать, вопросы, составить режим дня | 01.04 | |
| Органы чувств. | 4 | | | |
27 | Значение органов чувств Гигиена органов зрения. | 1 | стр. 205-212, читать, вопросы, | 08.04 | |
28 | Гигиена органов слуха. | 1 | стр. 213-218, читать, пересказ, вопросы | 15.04 | |
29 | Орган обоняния | 1 | стр. 219-221, читать, пересказ, вопросы | 22.04 | |
30 | Орган вкуса | 1 | стр. 221-225, читать, пересказ, | 29.04 | |
31 | Взаимосвязь органов обоняния, осязания, вкуса. | 1 | Задание по карточкам | 06.05 | |
| Охрана здоровья в России. | | | | |
32 | Особенности здравоохранения в России. | 1 | Записи в тетради | 13.05 | |
33 | Значение охраны труда и здоровья населения. | 1 | Записи в тетради читать, пересказывать | 20.05 | |
34 | Урок здоровья «Вредные привычки». | 1 | Рисунок | 27.05 | |