Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Наследие»
Утверждено на педагогическом совете Протокол № 9 от 21.06.2021г. | | Приложение № 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе основного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Наследие», утвержденной приказом № 57-ОД от 21.06.2021 г. |
Рабочая программа
по предмету «Человек», 1 класс
составленная на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
(вариант 2)
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка по предмету «Человек»
обоснование актуальности предмета
нормативные документы, лежащие в основе предмета «Человек»
цель и задачи предмета
содержание основного минимума
2. Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
3. Содержание программы по предмету «Человек»
4. Список литературы
Пояснительная записка
Обоснование актуальности курса
Программа учебного предмета «Человек» составлена на основе:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями);
- Изменения №304 ФЗ «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся (принят Госдумой 22.07.2020г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020г.);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об образовании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»);
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
— САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26
- Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
— Устав МБОУ ЦО «Наследие»;
— Локальный акт «Положение о промежуточной и итоговой аттестации, системе оценивания учебных достижений, индивидуальном учете адаптированных образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)».
Целью реализации программы является обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающихся пределах.
Специальная индивидуальная программа выполняет следующие функции:
- нормативная функция – фиксирует нагрузку ребенка, закрепляет порядок освоения индивидуальной программы и выбора образовательного маршрута;
- информационная функция – содержит информацию о совокупности познавательной и образовательной деятельности ребенка за определенный временной промежуток;
- мотивационная функция – определяет цели, ценности и результаты образовательно - познавательной деятельности ребенка;
- организационная функция – определяет виды познавательной деятельности ребенка, формы взаимодействия, формы оценивания достижений, этапность достижения цели обучения и воспитания;
- прогностическая функция, которая состоит в том, что в содержании индивидуальной образовательной программы заложена «разность потенциалов» между актуальным состоянием ребенка и желаемым уровнем его развития, заложена перспектива развития ребенка.
Основная задача специальной индивидуальной образовательной программы развития заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования путем согласования требований федерального государственного образовательного стандарта, примерных основных общеобразовательных программ и индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося.
Задачи программы по формированию базовых учебных действий для обучающегося с умеренной умственной отсталостью:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
Описание возможных результатов обучения:
Формирование представлений о себе.
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение и выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов.
Представления о мире, созданном руками человека
Представления о доме, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда и др.).
Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми.
• Умение взаимодействовать со взрослыми.
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Организация пространства.
В помещениях для обучающихся предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности.
2. Календарно-тематическое планирование по предмету
«Человек», 1 класс ( 99 ч.)
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | 1 | |
2 | Реагирование на своё имя, фамилию | 1 | |
3 | Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии | 2 | |
4 | Отождествление себя на фотографии | 2 | |
5 | Человек | 2 | |
6 | Части тела человека | 2 | |
7 | Лицо человека. Основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши). | 3 | |
8 | Рассматривание своего лица в зеркале. Найти глаза нос, рот, брови. | 2 | |
9 | Лица людей и настроение | 2 | |
10 | Дидактическая игра «Определи, что нужно нарисовать на каждом лице» | 3 | |
11 | Глаза – орган зрения. Их значение для человека | 2 | |
12 | Строения глаза (брови, веки, ресницы) | 2 | |
13 | Забота о зрении. Правило бережного отношения к глазам | 2 | |
14 | Дидактическая игра «Кому принадлежат глаза ?» | 2 | |
15 | Осанка. Скелет и мышцы человека. Элементарные представления об опорно- двигательном аппарате человека, его значение | 2 | |
16 | Кожа. Представления о такой способности человека, как осязание | 1 | |
17 | Игра « У кого кожа, а у кого шерсть?», «Кого любят гладить?» | 1 | |
18 | Уши. Элементарные представления о строении и значении органов слуха для человека | 2 | |
19 | Игра «Кто спрятался в домиках!», «Кому принадлежат уши» | 3 | |
20 | Нос. Элементарные представления об органе обоняния (и дыхания) | 2 | |
21 | Игра «Кому принадлежит нос?» | 3 | |
22 | Значение носа для жизни человека, правила ухода за ним. | 2 | |
23 | Профилактика простудных заболеваний. Урок – практикум «Как правильно одеться на прогулку» | 2 | |
24 | Питание человека | 1 | |
25 | Здоровый образ жизни | 2 | |
26 | Соблюдение режима дня | 2 | |
27 | Соблюдение гигиенических правил в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета) | 2 | |
28 | Рот. Элементарные представления о строении ротовой полости. | 1 | |
29 | Язык – орган, помогающий различить вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков | 2 | |
30 | Чистые руки спасают от болезней. Создание игровых ситуаций: «Научим куклу мыть руки «, «Мишка заболел» | 2 | |
31 | « Откуда берутся грязнули?» Игра-путешествие | 2 | |
32 | Семья. Родители - мама, папа самые важные для ребёнка люди в семье | 2 | |
33 | Ребёнок-сын , брат, сестра | 2 | |
34 | Дружеские отношения братьев и сестёр | 2 | |
35 | Бабушки, дедушки, внук, внучка | 3 | |
36 | Понимание родственных отношений | 2 | |
37 | Младшие, старшие, взрослые члены семьи | 2 | |
38 | Фамилии, имена родителей, других членов семьи | 3 | |
39 | Совместные занятия ребёнка с другими членами семьи (труд, развлечения) | 2 | |
40 | Забота друг о друге. Бережное отношение ко всем членам семьи | 2 | |
41 | Семейный альбом | 2 | |
42 | Охрана жизни и здоровья. Умение обозначать необходимость помощи (жестом, словом ) в различных ситуациях | 3 | |
43 | Наш режим дня | 2 | |
44 | Умение определять своё самочувствие (хорошо, плохо) показывать или сообщать о болезненных ситуациях | 2 | |
45 | Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером и др.) | 2 | |
46 | Умение следить за своим внешним видом | 2 | |
47 | Твой носовой платок | 1 | |
48 | Оздоровительная прогулка с игровыми упражнениями | 1 | |
49 | Безопасность в доме | 2 | |
50 | Безопасность на улице | 2 | |
3. Содержание рабочей программы по предмету
«Человек»
№ | Тема | Базовые учебные действия |
1 | Представления о себе | Представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях. Соотнесение себя со своим именем, отражением в зеркале. Отнесение себя к определенному полу. Умение выражать свои интересы, желания с помощью звуков, жестов. |
2 | Семья | Формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремится к общению и взаимодействию с ними с помощью звуков, жестов. |
4. Список литературы
1. «Просвещение» 2010 г. под редакцией Воронковой В.В.
2. Содержание программно-методического материала «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Рудакова Е.А.
3. «Программа воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями развития» Баряева Л.Б., Логинова Е.А.
4. Методика учебно-воспитательной работы для детей с множественными нарушениями развития Головчиц Л.А. –учебное пособие 2015 г.