СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии  c адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2018-2019 учебный год; требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Чтение» составлена в соответствии c адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2018-2019 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.

Программа по чтению направлена на развитие речемыслительных способностей обучающихся, формирование нравственных позиций поведения и всестороннее развитие и социализацию личности, учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель предмета: формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями коммуникативно – речевых умений, способствующее их адаптации в современном обществе, коррекция недостатков речевого опыта обучающихся.

Задачи обучения чтению в младших классах:

1.Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу.

2.Формирование техники чтения: от правильного, выразительного и осмысленного чтения доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения.

3.Формирование у детей навыков сознательного чтения.

4.Развитие коммуникативных умений.

5. Воспитание нравственных, эстетических ценностей.

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5. Коррекция недостатков речевого развития:

-развитие речи, владение техникой речи;

-уточнение и обогащение словаря.

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

-расширение представлений об окружающем мире.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю):

136 ч. в год (4ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

Обучающиеся научатся осознавать себя как гражданина России, уважительно и бережно относиться к людям труда.

У обучающихся будут сформированы:

представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны; о многообразии окружающего мира, о духовных традициях русского народа;

- понятия об устной речи как показателе индивидуальной культуры человека;

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения).

-интерес к языковой и речевой деятельности;

2. Предметные результаты по учебному предмету «Чтение»

на конец обучения в 3 классе:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

•слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел? Что там делал?»);

•правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;

• соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

• пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно – символическому плану к каждому предложению;

• выразительно читать наизусть 5-7 небольших стихотворений.

Получат возможность научиться:

• слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

• читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

• активно участвовать в анализе произведения;

• пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

• высказывать своё отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

• выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений;



3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Чтение. Содержание чтения: произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, игровые песенки.

Небольшие рассказы, стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.

Лексические темы: «Здравствуй, школа», «Осень наступила», «Учимся трудиться», «Ребятам о зверятах», «Зимушка-зима», «Так нельзя, а так можно», «Чудесный мир сказок», «Весна идет», «Веселые истории», «Родина любимая» «Здравствуй, лето!»

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение. Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знаками препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на образец учителя.

Сознательное чтение. Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязи событий. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение и личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.

Развитие речи. Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей, использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Внеклассное чтение. Выбор из библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Название автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги.

Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и её заглавию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг по темам (о животных, о природе, о праздниках) и жанрам ( сказки, рассказы, стихи).

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке предметных результатов обучающихся учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития предлагается более лёгкий вариант задания.

«5» ставится ученику, если он:

- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;

- соблюдает синтаксические паузы;

- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;

-пересказывает прочитанное с использованием вопросов и видов плана полно, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;

- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;

- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст





































Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды

учебной деятельности

Дата



Здравствуй, школа!

по плану

по факту


1

М. Садовский «Сентябрь»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы, установление причинно – следственных связей; заучивание наизусть.




2

По В. Воскобойникову «Весёлая улица»

1

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос.

Объяснение названия рассказа, трудных слов с опорой на личный опыт.




3

В. Берестов «Первое сентября»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; оценка настроения персонажей стихотворения; выборочное чтение, составление устного рассказа о празднике 1 сентября.




4

По В. Драгунскому «Завтра в школу»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; ответы на вопросы по содержанию; установление причинно – следственных связей между поступками героя; формулирование элементарных суждений и умозаключений.




5

По Э. Шиму «Пятёрки».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам; ответы на вопросы по содержанию; пересказ фрагмента текста по заданию учителя; устное составление подписей к иллюстрациям.




6

В. Бирюков «Кто лучшим будет».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение для подтверждения ответа; формулирование элементарных суждений и умозаключений на основе личного опыта.




7

По В. Хомченко «Обида»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; определение эмоционального состояния героя по содержанию рассказа;

Элементарная оценка поступков героев; формулирование своего мнения о возможном поведении героев рассказа.




8

А. Аксёнова «Наша учительница»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; пересказ текста по иллюстрациям; выборочное чтение.




9

Школьные загадки

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, обобщение слов-отгадок по области применения; воспроизведение загадок по памяти; работа в парах и малых группах.




10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

1

Определение общей темы раздела по стихотворению; сравнение произведений, одинаковых по теме; выразительное чтение стихов; формулирование личной оценки о произведениях раздела; пересказ текста по заданию; выборочное чтение; формулирование элементарных суждений и умозаключений





Осень наступила…


11

О. Высотская «Осень»

1

Рассматривание иллюстраций, называние признаков осени, занятий людей; работа со стихотворением (заучивание наизусть); ответы на вопросы с использованием иллюстрации.




12

По Ю. Ковалю «Последний лист».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; ответы на вопросы по содержанию; пересказ текста по иллюстрациям;




13

А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад».

1

Объяснение смысла образных выражений; выразительное чтение стихотворения; графическое рисование.




14

По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение признаков времени года по содержанию стихотворения; подбор синонимов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




15

В. Степанов «Воробей».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение представлений о перелётных и зимующих птицах; подбор синонимов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта.



16

По А. Баркову «Лето на верёвочке».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение признаков времени года; объяснение смысла образных выражений; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




17

Е. Благинина «Улетают, улетели..»

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; уточнение названий перелётных птиц; ответы на вопросы по содержанию; заучивание наизусть.




18

По Л. Воронковой «За кормом для птиц».

1

Рассматривание иллюстраций; уточнение названий ягод и семян растений; Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами; объяснение смысла образных выражений; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе текста и личного опыта.




19

Г. Ладонщиков «В октябре».

1

Чтение трудных по структуре слов; установление причинно- следственных связей между природными явлениями и действиями людей; определение интонации стихотворения; выразительное чтение.




20

По Н. Сладкову «Страшный невидимка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе содержания текста.




21

А. Плещеев «Осень наступила»

2

Ответы на вопросы с использованием иллюстраций, уточнение признаков осени; уточнение смысла нового слова после объяснения учителя; эмоциональная оценка настроения, вызванная прочтением стихотворения. Выразительное чтение, заучивание наизусть.




22

По Н. Абромцевой «Сказка об осеннем ветре».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе содержания текста и личного опыта.



23

Н. Майданик «Доскажи словечко».

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова.




24

Повторительно – обобщающий урок по теме «Осень наступила…»

1

Определение общей темы раздела по стихотворению; сравнение произведений, одинаковых по теме; выразительное чтение стихов; уточнение признаков времени года; объяснение смысла пословиц и образных выражений; устный рассказ о помощи зимующим птицам на основе личного опыта; классификация признаков ранней и поздней осени; пересказ сказки по иллюстрациям.




25

Внеклассное чтение по теме «Осень наступила» (подборки книг из библиотеки)

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора.





Учимся трудиться

15


26

Ю. Тувим «Всё для всех».

1

Рассматривание иллюстраций; уточнение названий профессий; объяснение смысла пословиц; выборочное чтение; объяснение смысла новых слов и названия стихотворения; ответы на вопросы по содержанию.




27

По Д. Габе «Работа».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; пересказ по иллюстрациям; определение характера главного героя по его поступкам.




28

В. Орлов «Мои помощники».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе содержания; объяснение смысла нового слова.




29

По А. Потаповой «Бабушка и внучка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение характера главного героя по его поступкам; работа с иллюстрациями, подбор к ним отрывков из текста.




30

Б. Заходер «Повара».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; выразительное чтение.




31

По М. Дружининой «Сюрприз».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла новых слов; выразительное чтение слов мальчика с нужной интонацией; составление рассуждений на основе содержания текста.




32

О. Высотская «Маргаритка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ, близкий по теме стихотворению.




33

По В. Хомченко «Пуговица».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; эмоциональная оценка поступков героев.




34

Г. Ладонщиков «Портниха».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; заучивание наизусть.




35

В. Осеева «Пуговица».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений по содержанию текста.




36

По В. Голявкину «Как я помогал маме мыть пол».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассказа по картинкам; нравственная оценка поступка героя.




37

По С. Бараздину «Как Алёшке учиться надоело».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла пословиц; чтение диалога по ролям с соответствующей интонацией.




38

Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».

1

Чтение трудных по структуре слов; уточнение названий профессий ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; уточнение смысла слов; объяснение образных выражений;




39

Повторительно – обобщающий урок по теме «Учимся трудиться»

1

Уточнение названий профессий; формулирование элементарных суждений о необходимости помогать взрослым; эмоциональная оценка стихотворений, выразительное чтение понравившегося стихотворения; объяснение понятия «трудолюбие», составление рассуждения «Зачем люди трудятся».





Ребятам о зверятах

17


40

По Е. Чарушину «Лисята».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




41

Е. Тараховская «Заяц».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выразительное чтение с нужной интонацией; самостоятельное рисование по теме стихотворения.




42

По М. Пришвину «Ёж»

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление суждений на основе текста и собственного опыта.




43

По А. Баркову «Материнская защита».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; работа с иллюстрациями, подбор к ним соответствующих отрывков из текста.




44

По Г. Снегирёву «Белёк».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




45

В. Приходько «Пин и Гвин»

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ на основе собственного опыта заучивание стихотворения.




46

По Б. Житкову «Галка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; установление причинно – следственных связей между событиями в рассказе; составление рассказа по иллюстрации.




47

По В Гаранжину «Куриный воспитанник».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла образных выражений самостоятельно; объяснение названия рассказа.




48

По М. Тарловскому «Добрый волк».

1

Рассматривание иллюстрации; ответы на вопросы по иллюстрации; ответы на вопросы по содержанию объяснение смысла пословицы; пересказ сказки по иллюстрации.




49

По Н. Носову «Живая шляпа».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла названия рассказа; чтение диалога по ролям; пересказ по иллюстрации.




50

По Н. Павловой «Котята».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение характера героев по их поступкам; рассматривание иллюстраций.




51

В. Берестов «Кошкин щенок».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла нового слова с помощью учителя; устный рассказ по теме, близкой содержанию стихотворения.




52

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; составление рассуждений на основе собственного опыта и прочитанного; чтение сказки по ролям.




53

Повторительно обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах»

1

Уточнение названий диких животных и названий рассказов, в которых о них говорится; выборочное чтение; выразительное чтение; разгадывание загадок; эмоциональная оценка произведений раздела; самостоятельное рисование; сравнение произведений, близких по теме.




54

Внеклассное чтение книг Н. Сладкова и Е. Чарушина по теме «Ребятам о зверятах»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора.





Чудесный мир сказок

11


55

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

1

Рассматривание иллюстраций. Эмоциональная оценка и пересказ, ответы на вопросы, выборочное чтение, определение поступков героев, объяснение новых слов нравственного смысла сказки.




56

Русская народная сказка «Храбрый баран».

1

Прослушивание текста с установкой на осмысление содержания. Ответы на вопросы по содержанию.

Выборочное чтение для ответа на вопрос. Работа над пересказом с опорой на иллюстрации. Нравственная оценка поведения главного героя.




57

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; чтение сказки по ролям.




58

Украинская народная сказка «Овечка и волк».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; придумывание продолжения сказки.




59

Башкирская народная сказка «Медведь и пчёлы».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение нравственного смысла сказки.




60

Таджикская народная сказка «Тигр и лиса».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение характера героев сказки по их поступкам.




61

Французская народная сказка «Лиса и куропатка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; подбор синонимов; пересказ сказки по иллюстрациям.




62

Абхазская народная сказка «Куцый хвост».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; эмоциональная оценка поступков героев; нравственная оценка смысла сказки и пословицы.




63

Удмуртская народная сказка «Глупый котёнок».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; установление причинно – следственных связей между событиями в сказке, пересказ по иллюстрациям.




64

Повторительно – обобщающий урок по теме «Чудесный мир сказок»

1

Эмоциональная оценка произведений, составление суждений о сказках; уточнение названий народов, сказки которых есть в разделе; сравнение сказок, одинаковых по теме; пересказ сказки с использованием иллюстраций; определение сказки по отрывку, пересказ окончания сказки, определение нравственного смысла сказки.




65

Внеклассное чтение по теме «Чудесный мир сказок»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ сказки, не входящей в раздел.





Зимушка- зима

28


66

Русская народная песня «Ой ты, зимушка – зима!»

1

Рассматривание иллюстраций, уточнение признаков зимы, занятий людей; работа со стихотворением (заучивание наизусть); подбор синонимов.




67

По В. Бианки «Заяц косач, медведь и Дед Мороз»

2

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; самостоятельное рисование на основе содержания; пересказ по вопросам.




68

М. Садовский «Декабрь».

1

Уточнение представлений о зимнем празднике; устный рассказ по теме стихотворения; заучивание наизусть.




69

По Л. Воронковой «Как ёлку наряжали».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; пересказ текста с использованием иллюстраций.




70

С. Попов «В новогоднюю ночь».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; заучивание наизусть.




71

По А. Усачёву «Как Дед Мороз сделал себе помощников».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; самостоятельное рисование на основе содержания.




72

По А. Потаповой «Такой вот герой».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; эмоциональная оценка поведения героя; пересказ с использованием иллюстраций; самостоятельное рисование сценок из своей жизни.




73

С. Есенин «Зима»

1

Уточнение названий зимних забав; устный рассказ о любимых зимних забавах; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения самостоятельно или с помощью учителя.




74

С. Суворова «Подарок».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; устный рассказ по теме стихотворения.




75

По В. Голявкину «У Ники новые лыжи».

1

Ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта и прочитанного.




76

И. Шевчук «С прогулки».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; определение жанра стихотворения; выразительное чтение стихотворения с нужной интонацией.




77

По М. Быковой «Неудачная находка».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; рассматривание иллюстраций и подбор отрывков к ним.




78

И. Суриков «Детство».

1

Уточнение представлений о зимних забавах; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; нравственная оценка поступков героев; заучивание наизусть.




79

По Е. Чарушину «Что за зверь?».

2

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; подбор соответствующих отрывков к иллюстрациям.




80

По Э. Шиму «Не стучать – все спят!».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; чтение рассказа по ролям; пересказ с использованием иллюстраций.




81

В. Степанов «Зайка».

1

Уточнение представлений о животных, впадающих в спячку; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




82

По Н. Сладкову «Еловая каша».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения.




83

З. Александрова «Снежок».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; заучивание наизусть.




84

По С. Бараздину «Коллективная печка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла названия рассказа.




85

В. Аникин, Н. Майданик «Доскажи словечко (зимние загадки)».

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова.




86

Повторительно – обобщающий урок по теме «Зимушка- зима»

1

Уточнение признаков зимы в лесу и в городе; уточнение представлений о подготовке диких животных к зиме и зимней спячке; выразительное чтение понравившегося стихотворения наизусть; устный рассказ по теме, близкий содержанию рассказов.




87

Внеклассное чтение. В.Осеева «На катке»

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.





Так нельзя, а так можно

15


88

По А. Ягафаровой «Снегирь и синичка».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; эмоциональная оценка поступков героев; пересказ с опорой на иллюстрацию.




89

По В. Хомченко «Птица – синица».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение образного выражения; установление смысловых связей между поступками героев; нравственная оценка поступков героев.




90

Г. Ладонщиков «Дельный совет».

1

Ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта и прочитанного.




91

По Л. Толстому «Косточка».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение нравственного смысла понятий «правда», «ложь» с опорой на вопросы.




92

По С. Георгиеву «Праздничный стол».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; составление рассуждений на основе личного опыта; эмоциональная оценка поступков героев.




93

В. Берестов «За игрой».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение образного выражения; устный рассказ по теме стихотворения; заучивание наизусть.




94

С. Баруздин «Бревно».

1

Ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла образного выражения; нравственная оценка поступков героев.




95

А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение нравственного смысла понятий «забота», «внимание»



96

По В. Осеевой «Подвиг».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; определение характера поступков героев; нравственная оценка поступков героев; объяснение нравственного смысла понятий «храбрость», «трусость» с опорой на текст.




97

По В. Бирюкову «Лесные доктора».

2

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; объяснение смысла образного выражения; пересказ с опорой на иллюстрации.




98

Повторительно – обобщающий урок по теме «Так нельзя, а так можно»

1

Устный рассказ по теме; пересказ с использованием иллюстраций; объяснение смысла пословиц, определение рассказов, к которым они относятся; определение произведения по отрывкам; пересказ понравившегося рассказа.




99

Внеклассное чтение. Л.Толстой. Рассказы о детях (подборка книг по теме).

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.





Весна в окно стучится

26





100

Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»

2

Рассматривание иллюстраций, уточнение признаков весны, занятий людей; чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; заучивание стихотворения наизусть; подбор синонимов.




101

По В. Бирюкову «Весенняя песня».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




102

Украинская народная песня «Веснянка».

1

Уточнение признаков ранней и поздней весны; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение.




103

По Э. Шиму «Сосулька».

1

Чтение трудных по структуре слов; ответы на вопросы по содержанию; выборочное чтение; объяснение смысла образного выражения; самостоятельное рисование картинок к рассказу.




104

Русская народная песня «Выгляни, солнышко»

1

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Объяснение нового слова.




105

С. Вербова «Мамин портрет».

2

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для подтверждения ответа. Рассматривание иллюстрации, подбор соответствующего отрывка из текста. Самостоятельное рисование картинки к 8 Марта.




106

П. Синявский «Разноцветный подарок».

1

Ответы на вопросы по стихотворению. Выборочное чтение; установление причинно-следственных связей между поступками героев и их результатом.




107

А. Седугин «Тихо – тихо».

1

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Определение интонаций, характерных для эмоционального состояния героев рассказа. Чтение текста по ролям с соответствующей интонацией.




108

Р. Сеф «Лицом к весне».

1

Уточнение признаков весны по стихотворению и иллюстрации. Составление суждений на основе собственного опыта. Эмоциональная оценка собственного отношения к весне. Определение интонации, характерной для стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.




109

С. Вербова «Ледоход».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Уточнение смысла нового слова по содержанию стихотворения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного стихотворения. Объяснение образного выражения. Выборочное чтение.




110

По Р. Фархади «Сон медвежонка».

1

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.




111

Г. Ладонщиков «Медведь проснулся».

2

Ответы на вопросы по стихотворению. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Определение жанра прочитанного стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть.




112

По В. Бианки «Заяц на дереве».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образных выражений самостоятельно и с помощью учителя. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Пересказ текста с использованием иллюстраций.




113

С. Погореловский «Наши гости».

1

Составление рассуждений на основе стихотворения. Объяснение образного выражения. Выразительное чтение стихотворения с соответствующей интонацией.




114

По Г. Скребицкому «Скворушка».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Объяснение смысла строк и названия стихотворения.




115

И. Белоусов «Весенняя гостья».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение.




116

По К. Ушинскому «Пчёлки на разведках».

2

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для подтверждения ответа.




117

По А. Баркову «Тюльпаны».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выборочное чтение. Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков текста. Самостоятельное рисование по теме рассказа.




118

Е. Савельева «Доскажи словечко» (весенние загадки)

1

Соотнесение иллюстративного материала (предметных картинок) и содержания загадок. Нахождения в тексте слов, определяющих признаки предмета. Уточнение названий весенних месяцев. Самостоятельное рисование отгадок к загадкам.




119

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

1

Уточнение признаков весны. Эмоциональная оценка произведений раздела, составление суждений о прочитанных стихотворениях и рассказах. Сравнение стихотворений, близких по теме. Отгадывание загадки. Выразительное чтение стихотворения о празднике, отмечаемом в марте. Установление причинно-следственных связей между явлениями природы весной и жизнью животных. Рассматривание иллюстраций, определение рассказов, к которым они относятся. Пересказ текстов с использованием иллюстраций.




120

Внеклассное чтение И. Соколов-Микитов «Весна».

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.





Весёлые истории

9





121

Р. Фархади «Перепутаница».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выборочное чтение. Определение реальности происходящих в стихотворении событий. Рассматривание иллюстраций, определение «правильных» и «перепутанных» картинок.




122

По Г. Остеру «Эхо».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Устный рассказ по теме, близкой к теме рассказа.




123

В. Шибаев «Кто кем становится».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы с использованием строк стихотворения.




124

А. Усачёв «Волшебный барабан».

1

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение для. Определение интонации, характерной для стихотворения. Выразительное чтение.




125

М. Пляцковский «Шишки».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Объяснение образного выражения. Пересказ сказки с использованием иллюстраций.




126

По Ю. Степанову «Портрет».

1

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение для. Предположение о возможных дальнейших событиях. Составление суждений на основе прочитанного рассказа.




127

М. Бородицкая «Булочная песенка».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Объяснение смысла слов. Ответы на вопросы с использованием иллюстрации.




128

Повторительно – обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

1

Эмоциональная оценка произведений раздела, составление суждений о прочитанных стихотворениях и рассказах. Сравнение произведений, одинаковых по теме. Ответы на вопросы по содержанию текстов. Объяснение поговорки, определение рассказа, к которому она относится. Пересказ других известных рассказов, близких по теме к произведениям раздела.





Родина любимая

10





129

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»

1

Рассматривание иллюстрации. Описание ситуации, изображенной на картинке. Уточнение смысла новых слов. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Объяснение смысла пословицы.




130

По К. Ушинскому «Наше Отечество».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Устный рассказ на тему, близкую содержанию текста.




131

По Т. Кудрявцевой «Флаг России».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Иллюстрирование текста.




132

М. Ильин «Главный город страны».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Объяснение образного выражения. Составление рассуждений на основе собственного опыта.




133

В. Степанов «Песня».

1

Рассматривание иллюстраций, подбор к ним отрывков из стихотворения. Объяснение смысла образного выражения. Составление собственного суждения о главной идее стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть.




134

А. Усачёв «День Победы».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Устный рассказ на тему, близкую содержанию стихотворения. Объяснение значения нового слова с использованием иллюстрации. Самостоятельное рисование открытки ко Дню Победы.




135

По С. Баруздину «Страшный клад».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение для. Объяснение нового слова на основе прочитанного. Пересказ текста с использованием иллюстраций.




136

По С. Алексееву «Тульские пряники».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение.




137

Повторительно – обобщающий урок по теме «Родина любимая»

1

Объяснение смысла поговорки, определение произведения их раздела, к которому она относится. Объяснение смысла пословиц. Уточнение представлений о празднике Победы, о символах государства. Ответы на вопросы по содержанию рассказов.





Здравствуй, лето!

13





138

А. Усачёв «Что такое лето?».

1

Рассматривание иллюстрации. Уточнение представлений о лете. Составление рассуждений о признаках разных времен года. Объяснение смысла образного выражения. Устный рассказ на тему, близкую содержанию стихотворения.




139

По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?».

2

Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Уточнение смысла нового слова. Эмоциональная оценка поступков героев.




140

Контроль техники чтения в рамках промежуточной аттестации.

1

Правильное, осознанное, выразительное чтение предложенных текстов.




141

М. Дружинина. «Земляника».

1

Выборочное чтение. Уточнение смысла нового слова. Подбор подходящего отрывка стихотворения к иллюстрации.




142

По В. Хомченко «Куда исчез гриб?».

1

Ответы на вопросы по содержанию текста. Подбор подходящего отрывка из текста к иллюстрации. Выразительное чтение по ролям.




143

По В. Бианки «Ёж – спаситель».

1

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию с использованием иллюстраций. Объяснение образных выражений. Пересказ с использованием иллюстраций.




144

Р. Фархади «Жарко».

1

Уточнение признаков лета по содержанию стихотворения. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.




145

По Э. Шиму «Верное время».

2

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно – следственных связей между событиями рассказа. Подбор подходящего отрывка из текста к иллюстрации.




146

Е. Савельева «Доскажи словечко» (летние загадки)

1

Соотнесение иллюстрации и содержания загадок, нахождение в тексте слов, определяющих признаки предмета; объяснение смысла нового слова. Уточнение представлений о летних явлениях природы. Самостоятельное рисование отгадки к загадке.




147

Внеклассное чтение. Подборка рассказов о лете.

1

Самостоятельное чтение книг.

Правильное называние заглавия произведения и его автора. Пересказ рассказов, не входящих в раздел.




148

Повторительно – обобщающий урок по теме «Здравствуй, лето!»

1

Уточнение названий летних занятий по строчкам стихотворений; устный рассказ на тему, близкую теме раздела.





ИТОГО

170





Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

  1. Чтение. 3 класс: учебник для оспец.(коррекц.) образоват. Учреждений. В 2 ч. / С.Ю. Ильина, А.А. Богданова М.: Просвещение, 2013

Литература для учителя:

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в  1 – 4 классах вспомогательной школ ы ». – М., 2008.

  3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

  4. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

  5. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.

  6. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.

  7. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.

  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.,2010.

  9. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва « Уроки чтения во 2 классе», Москва, «Просвещение», 2002 год.

  10. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

  11. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.

  12. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.

  13. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». М.: Просвещение, 2010.

  14. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.

  15. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

Подбери нужный предлог

  • Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  • Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  • Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

  • Я познаю мир: детская энциклопедия:Литература.–М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. –с.28-41.

  3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

  4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

  5. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  3. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.