Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой.
На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Задачи:
- формировать у учащихся чтение « про себя», последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к
тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения;
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на
основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Программа по чтению так же построена на коммуникативно-речевом подходе к бучению.
Большое значение придаётся работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Тематика изучаемых произведений.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
Навыки чтения.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности школьников в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати. Чтение статей на определённую тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, бегло, правильно, выразительно вслух; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник «Чтение» - учебник 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы
Авторы: А.К. Аксёнова
Москва: «Просвещение», 2019 год
Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7 классе
(3 часа в неделю)
№ урока | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | Устное народное творчество. Разнообразие жанров устного народного творчества. | 1 | 02.09. | |
2 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Работа с текстом. | 1 | 06.09. | |
3 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». Работа с текстом. | 1 | 07.09. | |
4 | Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Чтение по ролям. | 1 | 09.09. | |
5 | Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение по ролям. | 1 | 13.09. | |
6 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». Работа с текстом. | 1 | 14.09. | |
7 | Народная песня «Ах, кабы на цветы не морозы…» Выразительное чтение. | 1 | 16.09. | |
8 | Народная песня «По улице мостовой». Выразительное чтение. | 1 | 20.09. | |
9 | Пословицы, загадки. Прямой и переносный смысл. | 1 | 21.09. | |
10 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки. | 1 | 23.09. | |
11 | Проверка техники чтения учащихся. | | 27.09. | |
12 | А. С. Пушкин. Краткие биографические сведения. | 1 | 28.09. | |
13 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика царя. | 1 | 30.09. | |
14 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса на острове Буяне. | 1 | 04.10. | |
15 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Поведение сестер и бабы Бабарихи. | 1 | 05.10. | |
16 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика Гвидона. | 1 | 07.10. | |
17 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа с текстом. | 1 | 11.10. | |
18 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа с текстом. | 1 | 12.10. | |
19 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Отрывок наизусть по выбору. | 1 | 14.10. | |
20 | Торжество справедливости в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина. | 1 | 18.10. | |
21 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Отработка выразительного чтения. | 1 | 19.10. | |
22 | А. С. Пушкин «У Лукоморья». Отработка выразительного чтения. | 1 | 21.10. | |
23 | Внеклассное чтение. Сказки Пушкина. | 1 | 25.10. | |
24 | М. Ю. Лермонтов. Краткие биографические сведения. | 1 | 26.10. | |
25 | М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отработка выразительного чтения. | 1 | 28.10. | |
26 | М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отработка выразительного чтения. | 1 | 08.11. | |
27 | И. А. Крылов. Краткие биографические сведения. | 1 | 09.11. | |
28 | Мораль басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух». | 1 | 11.11. | |
29 | Мораль басни И. А. Крылова «Волк и Журавль». | 1 | 15.11. | |
30 | Мораль басни И. А. Крылова « Слон и Моська». | 1 | 16.11. | |
31 | Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова. | 1 | 18.11. | |
32 | Н. А. Некрасов. Краткие биографические сведения. | 1 | 22.11. | |
33 | Н. А. Некрасов «Несжатая полоса». Отработка выразительного чтения. | 1 | 23.11. | |
34 | Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Отработка выразительного чтения. | 1 | 25.11. | |
35 | Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Отработка выразительного чтения. | 1 | 29.11. | |
36 | Л. Н. Толстой. Краткие биографические сведения. | 1 | 30.11. | |
37 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» В плену. | 1 | 02.12. | |
38 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Поведение Жилина и Костылина в плену. | 1 | 06.12. | |
39 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Доверие татар к Жилину. | 1 | 07.12. | |
40 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Подготовка Жилина к побегу. | 1 | 09.12. | |
41 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Неудачный побег. | 1 | 13.12. | |
42 | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Помощь Дины. | 1 | 14.12. | |
43 | Развитие речи. Дружба Жилина с Диной. | 1 | 16.12. | |
44 | Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей. | 1 | 20.12. | |
45 | Экскурсия в историю. Празднование Нового года на Руси. | 1 | 21.12. | |
46 | Внеклассное чтение. Стихи о зиме. | 1 | 23.12. | |
47 | Развитие речи «Мои новогодние каникулы» | 1 | 10.01. | |
48 | А. П. Чехов. Краткие биографические сведения. | 1 | 11.01. | |
49 | А. П. Чехов «Хамелеон». Работа с текстом. | 1 | 13.01. | |
50 | А. П. Чехов «Хамелеон» Чтение по ролям. | 1 | 17.01. | |
51 | В.Г. Короленко. Краткие биографические сведения. | 1 | 18.01. | |
52 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Я и мой отец») | 1 | 20.01. | |
53 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Я приобретаю новое знакомство») | 1 | 24.01. | |
54 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Я приобретаю новое знакомство») | 1 | 25.01. | |
55 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Знакомство продолжается») | 1 | 27.01. | |
56 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Осенью») | 1 | 31.01. | |
57 | В.Г. Короленко «Дети подземелья» (гл. «Кукла») | 1 | 01.02. | |
58 | Развитие речи. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (Пересказ по плану) | 1 | 03.02. | |
59 | М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда. | 1 | 07.02. | |
60 | М. Горький «Детство». История с напёрстком. | 1 | 08.02. | |
61 | М. Горький «Детство». Наказание. | 1 | 10.02. | |
62 | Развитие речи. Характеристика Алёши по плану. | 1 | 14.02. | |
63 | М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника. | 1 | 15.02. | |
64 | М. Горький «В людях». Попытка учиться. | 1 | 17.02. | |
65 | М. Горький «В людях». История с самоваром. | 1 | 21.02. | |
66 | М. Горький «В людях». Приём у врача. | 1 | 22.02. | |
67 | М. В. Исаковский «Детство». Отработка выразительного чтения. | 1 | 24.02. | |
68 | М. В. Исаковский «Детство». Чтение по ролям. | 1 | 28.02. | |
69 | М. В. Исаковский «Ветер». Отработка выразительного чтения. | 1 | 01.03. | |
70 | Выразительное чтение стихотворения М. В. Исаковского «Весна» | 1 | 03.03. | |
71 | Внеклассное чтение. Поэты Смоленщины. | 1 | 07.03. | |
72 | К. Г. Паустовский «Последний чёрт». Работа с текстом. | 1 | 10.03. | |
73 | К. Г. Паустовский «Последний чёрт». Комичность в поступках деда Митрия. | 1 | 14.03. | |
74 | Внеклассное чтение. Рассказы о природе. | 1 | 15.03. | |
75 | М. М. Зощенко. Краткие биографические сведения. | 1 | 17.03. | |
76 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 31.03. | |
77 | М. М. Зощенко «Великие путешественники». Смешные ситуации в нашей жизни. | 1 | 04.04. | |
78 | К. М. Симонов. Краткие биографические сведения. | 1 | 05.04. | |
79 | К. М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова. | 1 | 07.04. | |
80 | К. М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание. | 1 | 11.04. | |
81 | Внеклассное чтение. Космические дали. | 1 | 12.04. | |
82-83 | В. П. Катаев. Краткие биографические сведения. В. П. Катаев «Флаг». Работа с текстом. | 1 | 14.04. | |
84 | Н. И. Рыленков. Краткие биографические сведения. Н. И. Рыленков. Выразительное чтение стихотворения «Деревья». | 1 | 18.04. | |
85 | Н. И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». Отработка выразительного чтения. | 1 | 19.04. | |
86 | Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке». Отработка выразительного чтения. | 1 | 21.04. | |
87 | Ю. И. Коваль «Капитан Клюквин». Деление на части. | 1 | 25.04. | |
88 | Ю. И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина. | 1 | 26.04. | |
89 | Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки. | 1 | 28.04. | |
90 | Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Выборочное чтение. | 1 | 03.05. | |
91 | Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист». | 1 | 05.05. | |
92 | Внеклассное чтение. Война в произведениях русских писателей и поэтов. | 1 | 10.05. | |
93 | Ю. Я. Яковлев «Багульник». Составление характеристики героев, анализ их поступков. | 1 | 12.05. | |
94-95 | Ю. Я. Яковлев «Багульник». Работа с текстом. | 1 | 16.05. | |
96 | Ю. Я. Яковлев «Багульник». Работа с текстом. | 1 | 17.05. | |
97 | Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Работа с текстом. | 1 | 19.05. | |
98 | А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». Деление текста на части, составление плана. | 1 | 23.05. | |
99-100 | К. Я. Вашенкин « Мальчишка» Отработка выразительного чтения. К. Я. Вашенкин «Снежки». Отработка выразительного чтения. | 1 | 24.05. | |
101-102 | Обобщающий урок. На какого героя я хочу быть похож. | 1 | 26.05. | |