СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" в 7 классе»

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В. Воронковой.

На уроках чтения в 7 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Задачи:

- формировать у учащихся чтение « про себя», последовательно увеличивая

объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к

тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь

естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,

выборочно, от лица различных героев произведения;

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на

основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Программа по чтению так же построена на коммуникативно-речевом подходе к бучению.

Большое значение придаётся работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.




Тематика изучаемых произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.


Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

Составление плана в форме повествовательных, назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.

Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.

Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.


Внеклассное чтение.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности школьников в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати. Чтение статей на определённую тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, бегло, правильно, выразительно вслух; читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • характеризовать главных действующих лиц;

  • пересказывать содержание прочитанного.




Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.


Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник «Чтение» - учебник 7 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы

Авторы: А.К. Аксёнова

Москва: «Просвещение», 2019 год














































Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7 классе

(3 часа в неделю)




№ урока


Изучаемый раздел, тема учебного материала


Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

1

Устное народное творчество. Разнообразие жанров устного народного творчества.

1

02.09.


2

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Работа с текстом.

1

06.09.


3

Русская народная сказка «Сивка-бурка». Работа с текстом.

1

07.09.


4

Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Чтение по ролям.

1

09.09.


5

Русская народная сказка «Умный мужик». Чтение по ролям.

1

13.09.


6

Былина «Три поездки Ильи Муромца». Работа с текстом.

1

14.09.


7

Народная песня «Ах, кабы на цветы не морозы…» Выразительное чтение.

1

16.09.


8

Народная песня «По улице мостовой». Выразительное чтение.

1

20.09.


9

Пословицы, загадки. Прямой и переносный смысл.

1

21.09.


10

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1

23.09.


11

Проверка техники чтения учащихся.


27.09.


12

А. С. Пушкин. Краткие биографические сведения.

1

28.09.


13

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика царя.

1

30.09.


14

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса на острове Буяне.

1

04.10.


15

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Поведение сестер и бабы Бабарихи.

1

05.10.


16

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Характеристика Гвидона.

1

07.10.


17

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа с текстом.

1

11.10.


18

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Работа с текстом.

1

12.10.


19

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Отрывок наизусть по выбору.

1

14.10.


20

Торжество справедливости в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина.

1

18.10.


21

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Отработка выразительного чтения.

1

19.10.


22

А. С. Пушкин «У Лукоморья». Отработка выразительного чтения.

1

21.10.


23

Внеклассное чтение. Сказки Пушкина.

1

25.10.


24

М. Ю. Лермонтов. Краткие биографические сведения.

1

26.10.


25

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отработка выразительного чтения.

1

28.10.


26

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Отработка выразительного чтения.

1

08.11.


27

И. А. Крылов. Краткие биографические сведения.

1

09.11.


28

Мораль басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух».

1

11.11.


29

Мораль басни И. А. Крылова «Волк и Журавль».

1

15.11.


30

Мораль басни И. А. Крылова « Слон и Моська».

1

16.11.


31

Внеклассное чтение. Басни И. А. Крылова.

1

18.11.


32

Н. А. Некрасов. Краткие биографические сведения.

1

22.11.


33

Н. А. Некрасов «Несжатая полоса». Отработка выразительного чтения.

1

23.11.


34

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Отработка выразительного чтения.

1

25.11.


35

Н. А. Некрасов «Генерал Топтыгин». Отработка выразительного чтения.

1

29.11.


36

Л. Н. Толстой. Краткие биографические сведения.

1

30.11.


37

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» В плену.

1

02.12.


38

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Поведение Жилина и Костылина в плену.

1

06.12.


39

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Доверие татар к Жилину.

1

07.12.


40

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Подготовка Жилина к побегу.

1

09.12.


41

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Неудачный побег.

1

13.12.


42

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» Помощь Дины.

1

14.12.


43

Развитие речи. Дружба Жилина с Диной.

1

16.12.


44

Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей.

1

20.12.


45

Экскурсия в историю. Празднование Нового года на Руси.

1

21.12.


46

Внеклассное чтение. Стихи о зиме.

1

23.12.


47

Развитие речи «Мои новогодние каникулы»

1

10.01.


48

А. П. Чехов. Краткие биографические сведения.

1

11.01.


49

А. П. Чехов «Хамелеон». Работа с текстом.

1

13.01.


50

А. П. Чехов «Хамелеон» Чтение по ролям.

1

17.01.


51

В.Г. Короленко. Краткие биографические сведения.

1

18.01.


52

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Я и мой отец»)

1

20.01.


53

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Я приобретаю новое знакомство»)

1

24.01.


54

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Я приобретаю новое знакомство»)

1

25.01.


55

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Знакомство продолжается»)

1

27.01.


56

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Осенью»)

1

31.01.


57

В.Г. Короленко «Дети подземелья»

(гл. «Кукла»)

1

01.02.


58

Развитие речи. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (Пересказ по плану)

1

03.02.


59

М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда.

1

07.02.


60

М. Горький «Детство». История с напёрстком.

1

08.02.


61

М. Горький «Детство». Наказание.

1

10.02.


62

Развитие речи. Характеристика Алёши по плану.

1

14.02.


63

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

1

15.02.


64

М. Горький «В людях». Попытка учиться.

1

17.02.


65

М. Горький «В людях». История с самоваром.

1

21.02.


66

М. Горький «В людях». Приём у врача.

1

22.02.


67

М. В. Исаковский «Детство». Отработка выразительного чтения.

1

24.02.


68

М. В. Исаковский «Детство». Чтение по ролям.

1

28.02.


69

М. В. Исаковский «Ветер». Отработка выразительного чтения.

1

01.03.


70

Выразительное чтение стихотворения М. В. Исаковского «Весна»

1

03.03.


71

Внеклассное чтение. Поэты Смоленщины.

1

07.03.


72

К. Г. Паустовский «Последний чёрт». Работа с текстом.

1

10.03.


73

К. Г. Паустовский «Последний чёрт». Комичность в поступках деда Митрия.

1

14.03.


74

Внеклассное чтение. Рассказы о природе.

1

15.03.


75

М. М. Зощенко. Краткие биографические сведения.

1

17.03.


76

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

31.03.


77

М. М. Зощенко «Великие путешественники». Смешные ситуации в нашей жизни.

1

04.04.


78

К. М. Симонов. Краткие биографические сведения.

1

05.04.


79

К. М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.

1

07.04.


80

К. М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.

1

11.04.


81

Внеклассное чтение. Космические дали.

1

12.04.


82-83

В. П. Катаев. Краткие биографические сведения. В. П. Катаев «Флаг». Работа с текстом.

1

14.04.


84

Н. И. Рыленков. Краткие биографические сведения. Н. И. Рыленков. Выразительное чтение стихотворения «Деревья».

1

18.04.


85

Н. И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». Отработка выразительного чтения.

1

19.04.


86

Н. И. Рыленков «Всё в тающей дымке». Отработка выразительного чтения.

1

21.04.


87

Ю. И. Коваль «Капитан Клюквин». Деление на части.

1

25.04.


88

Ю. И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.

1

26.04.


89

Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.

1

28.04.


90

Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Выборочное чтение.

1

03.05.


91

Ю. И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».

1

05.05.


92

Внеклассное чтение. Война в произведениях русских писателей и поэтов.

1

10.05.


93

Ю. Я. Яковлев «Багульник». Составление характеристики героев, анализ их поступков.

1

12.05.


94-95

Ю. Я. Яковлев «Багульник». Работа с текстом.

1

16.05.


96

Ю. Я. Яковлев «Багульник». Работа с текстом.

1

17.05.


97

Р.П. Погодин «Время говорит – пора» Работа с текстом.

1

19.05.


98

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». Деление текста на части, составление плана.

1

23.05.


99-100

К. Я. Вашенкин « Мальчишка» Отработка выразительного чтения. К. Я. Вашенкин «Снежки». Отработка выразительного чтения.

1

24.05.


101-102

Обобщающий урок. На какого героя я хочу быть похож.

1

26.05.