МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Аграрно-экономический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02. Дискретная математика с элементами математической логики.
индекс и наименование дисциплины по учебному плану
код и наименование специальности (профессии):
09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»
входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника»
Квалификация выпускника: Техник-программист
2018 г, г.Хасавюрт.
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО предметной (цикловой) комиссии общеобразовательных дисциплин Протокол № от «___» ______ 2018 г. Председатель ПЦК _________________ Казиявова Э.Г.. подпись ФИО _____ _______________ 2018 г. | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета Председатель методического совета ____________ Курбанов Х.Т. Подпись ФИО ____ _______________ 2018 г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ЕН.02. Дискретная математика с элементы математической логики разработана на основе требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» (базовой подготовки), входящей в состав укрупненной группы специальностей 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника», утвержденного приказом № 804 Минобрнауки России от 28 июля 2014 года, зарегистрировано в Минюсте России 21 августа 2014 года, регистрационный номер № 33733 с учетом:
профессионального стандарта «ФГОС СПО 3+ М», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.07.2014 года № 832
в соответствии с рабочим учебным планом образовательной организации на 2016/2017 учебный год.
Организация-разработчик: ГБПОУ РД «Аграрно-экономический колледж»
Разработчик:
- Пезуева Мадина Бекмурзаевна - преподаватель математики РАЭК
Фамилия Имя Отчество / ученое звание, наименование должности, место работы
Рецензенты / эксперты:
-Казиявова Э.Г., преподаватель АЭК.
Фамилия Имя Отчество ученое звание, наименование должности, место работы
-Султаханова З.Р., кандидат педагогических наук ,преподаватель АЭК.
Фамилия Имя Отчество ученое звание, наименование должности, место работы
© Пезуева М.Б., 2018год
ФИО разработчика
©Аграрно-экономический колледж 2018 год
наименование образовательной организации
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………….……..4
1.1. Область применения программы …………………………………………………… ..4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ……………………………………………………………………..……...4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины ….4
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ………. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………... 5
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ……….………………….…...5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ……….………………...….6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …….……….…………….10
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………....10
3.2 Информационное обеспечение обучения………………………………………….…...10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02. ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы. учебная дисциплина «Дискретная математика с элементами математической логики» принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу (ЕН.00)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код | Умения | Знания |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 | Применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики. Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения. | Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов. Формулы алгебры высказываний. Методы минимизации алгебраических преобразований. Основы языка и алгебры предикатов. Основные принципы теории множеств. |
Освоение дисциплины должно способствовать формированию общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Освоение дисциплины должно способствовать овладению профессиональными компетенциями:
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины :
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 54 час,
включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часа;
самостоятельной работы обучающегося –
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 27 |
практические занятия | 27 |
лабораторные занятия | - |
контрольные работы (если предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | - |
|
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН.02. Дискретная математика с элементы математической логики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Числовые множества | Раздел 1. Числовые множества | | |
Содержание учебного материала | 10 |
1 | Множество натуральных чисел. | 2 | 1 |
2 | Множество целых чисел. | 2 | |
3 | Множество рациональных чисел. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 6 | 2 |
1 | Иррациональные числа. | 2 |
2 | Множество действительных чисел. | 1 |
Контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Множество натуральных чисел. Множество действительных чисел. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 5 |
Раздел 2. Множества и операции над ними. | 12(18) | |
Тема 2 Множества и операции над ними. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Общие понятия теории множеств. Способы задания множеств. Подмножества. | 2 | 1 |
2 | Отношения между множествами. Основные операции над множествами. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 8 | |
1 | Вычитание множеств. Дополнение множеств. | 2 | 2 |
2 | Декартово произведение множеств. | 2 | |
4 | Соответствия между множествами | 2 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Соответствия между множествами. Отображения . Классификация и мощность множества. Кортеж. Декартово произведение. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 6 | |
Тема 3. Алгебра высказываний. | Раздел 3. Формулы логики | 8(12) | |
Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие высказывания. Основные логические операции. | 2 | 1 |
2 | Формулы алгебры высказываний. Таблицы истинности формул. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Использование таблиц истинности. | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Понятие высказывания. Основные логические операции. Формулы алгебры высказываний. Таблицы истинности формул. Коньюнкция и дизъюнкция высказываний. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 4 | |
Тема 4. Булевы функции | Раздел 4. Булевы функции | 10(15) | |
Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Понятие булевой функции. | 2 | 1 |
2 | Способы задания ДНФ, КНФ. | 2 | |
3 | Операция двоичного сложения и её свойства. | 2 | |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Основные классы функций. Полнота множества. | 2 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Функция Жегалкина. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 5 | |
Тема 5. Математическое доказательство | Раздел 5. Математическое доказательство. | 8(12) | |
Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Понятия. Аксиома и теорема. | 2 | 1 |
3 | Рассуждения, софизмы. | 2 | |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Схемы дедуктивных и индуктивных умозаключений. | 2 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Понятия. Аксиома и теорема. Рассуждения, софизмы. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 4 | |
Тема 6. Алгебра предикатов | Раздел 6. Алгебра предикатов. | 8(12) | |
Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие предиката. Логические операции над предикатами. | 2 | 1 |
2 | Кванторы существования и общности. | 2 | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. | 1 | 2 |
Контрольная работа | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся. проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); подготовка реферата (компьютерной презентации) по одной из тем: Умозаключения как форма мышления. Дедуктивные умозаключения и их виды. Простые категорические силлогизмы. Методы научного познания. Индуктивные умозаключения и их виды. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007 Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007 | 4 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по числу студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
комплект наглядных пособий по предмету «Математика» (учебники, карточки, стенды, видеофильмы)
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие – ИД «ФОРУМ», 2007
Спирина С.М. Дискретная математика: учебник – ИЦ «Академия», 2007
Попов А.М., Сотников В.Н. Экономика математические модели и методы : учебник – издательство «Юрайт» , 2011.
Партыка Т.Л., Попов И.И. Математические методы : учебник – издательство «Форум: Инфра – М», 2009.
Агальцов В. П. Математические методы в программировании: учебник – издательство «Форум», 2010.
Бычков А.Г. Сборник задач по теории вероятностей , 2008.
Виноградов Ю.Н. и др.. Математика и информатика – ИЦ «Академия», 2010.
Дополнительные источники:
Башмаков М. И. Математика: учебник – ИЦ «Академия», 2010.
Пехлецкий И. Д. Математика: учебник – ИЦ «Академия», 2013.
Богомолов Н. В. Математика: учебник – Дрофа, 2010.
Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: учебное пособие – Высшая школа, 2009.
Дадаян А. А. Математика: учебник – издательство «Форум», 2008.
Дадаян А. А. Сборник задач по математике: учебное пособие – издательство «Форум: Инфра – М», 2008.
Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. Математика в задачах с решениями: учебное пособие – издательство «Лань», 2012.
Блау С.Л. Финансовая математика : практикум – ИЦ «Академия», 2011.
Математические методы и модели исследования операций. Под редакцией Колемаева В.А., 2009.
Периодические издания (отечественные журналы):
«Математика»
«Информатика»
«Информационные технологии»
Интернет ресурсы:
Федеральный образовательный портал: http://www.ict.edu.ru
ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: http://www.edu-it.ru
Федеральное государственное учреждение: "Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций" http://www.informika.ru/projects/infotech/
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру): http://www.intuit.ru
Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: http://test.specialist.ru
Программа Intel «Обучение для будущего»: http://www.iteach.ru
Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru
http://www.km.ru - Мультипортал
http://claw.ru/ - Образовательный портал
http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
http://www.dreamspark.ru/- Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, практических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
| Индивидуальный: контроль выполнения практических работ, контроль выполнения индивидуальных творческих заданий. |
Знания: | |
Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов. Формулы алгебры высказываний. Методы минимизации алгебраических преобразований. Основы языка и алгебры предикатов. | Комбинированный: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль за выполнением индивидуальных и групповых заданий, заслушивание рефератов. |
5