Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №__ от « ___ »_________ г. Руководитель ШМО: ___________ / __________________/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____/ / « __ »_____ г | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _____/ / « __ »_____ г |
Рабочая программа
по предмету Информатика и ИКТ 7 класс
2019 - 2020 учебный год
Составитель(ли): учитель информатики и ИКТ Ю.В. Бахарев первая квалификационная категория
п. Преображенский -2020 г.
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели изучения информатики и ИКТ:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы И.Г.Семакина и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8 класса в течении 35 часов ( из расчета 1 час в неделю).. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Нами внесенных следующие изменения
1. В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
2. Изучение раздела « Компьютер как универсальное средство для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» так как для данного класса, где 70% учащихся имеют дома компьютер, эта тема представляет практический интерес.
В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзорно)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.
В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».
В тему «Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение» включен дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)»
В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».
В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования».
В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.
В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.)
Технические средства компьютерной графики».
В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».
В тему «Понятие и области применения мультимедиа Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».
В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».
В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».
3.В связи с отсутствием материальной базы для реализации практикума по записи и обработке видеофильма образовавшийся резерв времени отдан на отработку пользовательского навыка работы с компьютерной презентацией.
4.Практические работы № 1,2,3,4,5,9,11,12,13,14,16,17,20,21,22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы №9 и №10, №16 и №17, №20 и №21 интегрируются и проводятся как лабораторно-практические занятия .
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В учебном плане образовательного учреждения предусмотрено 34 часа для изучения данного курса.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Результаты изучения предмета
Личностные образовательные результаты:
владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
выбор языка представления информации в зависимости от поставленной задачи;
запись различных видов информации на естественном, формализованном и формальном языках; преобразование одной формы записи информацию в другую;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
понимание предпосылок к автоматизации информационных процессов;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
выбор источников информации, необходимых для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, ресурсы сети Интернет и др.);
выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации и пр.);
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовою технику;
формулирование и осуществление мер по повышению индивидуальной информационной безопасности и понижению вероятности использования персональных информационных ресурсов злоумышленниками;
Тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. |
I. | Введение в предмет | 1 | | | | |
II. | Человек и информация | 4 | 3 | 1 | | |
III. | Первое знакомство с компьютером | 6 | 3 | 3 | 1 | |
IV | Текстовая информация и компьютер | 9 | 3 | 6 | 1 | |
V | Графическая информация и компьютер | 5 | 2 | 3 | | |
VI | Технология мультимедиа | 6 | 2 | 4 | 1 | |
VII | Итого | 31 | | | | |
| Резерв | 3 | | | | |
| | | | | | |
Содержание обучения
8 класс
Введение в предмет (1 час)
Предмет информатики. Роль информации в жизни человека. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация (4 часа (3+1))
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажерами; основные приемы редактирования.
Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))
Начальные сведения об архитектуре ЭВМ.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом ОС; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приёмов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Какие существуют области применения компьютерной графики;
Технология мультимедиа (6 ч (2+4))
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентаций, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютерную память; использование записанного звука и изображения в презентации.
Календарно-тематическое планирование
курса информатики и ИКТ в 8 классе (базовый уровень)
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия | |
План. | Факт. |
| Введение в предмет | | | | | |
1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. | Урок изучения нового материала | 1 | Аналитическая деятельность: • оценивать информацию с позиции ее свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); Практическая деятельность: Рационально и эффективно организовывать собственное компьютерное место | | |
| Человек и информация | | | | 1 | |
2 | Информация и знания. Восприятие информации человеком | Урок изучения нового материала | 1 | Аналитическая деятельность: пояснять смысл употребления слова «информация» в обыденной речи (подбирать синонимы); приводить примеры различных способов передачи сведений | | |
3 | Информационные процессы | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: классифицировать информационные процессы по принятому основанию; анализировать информационные процессы в живой природе, технических и социальных системах (школа, семья и пр.). Практическая деятельность: Приводить примеры информационных процессов и технологий, | | |
4 | Работа с тренажёром клавиатуры. Выполнение практического задания №1 | Урок практикум | 1 | Практическая деятельность: Осваивать основные приемы правильного клавиатурного набора текста. | 1 | |
5 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: измерять количество информации, измерять полезность информации, применять различные подходы к измерению количества информации. Практическая деятельность: определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); | | |
Первое знакомство с компьютером |
6 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти | Урок изучения нового материала | 1 | Ра Аналитическая деятельность: • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; Практическая деятельность: | | |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: • Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками, выбирать программное обеспечение для решения конкретных учебных задач; Практическая деятельность: | | |
9 | Устройство персонального компьютера и его основные характеристики | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств; Практическая деятельность: • получать информацию о характеристиках компьютера; | | |
10 | Файлы и файловые структуры | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: Классифицировать программное обеспечение в соответствии с указанными признаками, объяснять разновидности файловых систем Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками; | 1 | |
11 | Работа с файловой структурой операционной системы. | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: организовывать систему хранения информации на компьютере, Практическая деятельность: выполнять основные операции с файлами и папками; | | |
12 | Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером». | Урок контроля знаний и умений | 1 | Применять имеющиеся знания и умения при выполнение тестовых заданий | | |
| Текстовая информация и компьютер | | | | 1 | |
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | Урок изучения нового материала | 1 | Аналитическая деятельность: приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, которые встречаются в окружающей жизни; зашифровывать тексты с помощью своих кодов. Практическая деятельность: выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); | | |
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Основные приемы ввода и редактирования текста. | комбинированный урок комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: определять условия и возможности применения текстового редакторы и текстовые процессора для решения типовых задач; анализировать пользовательский интерфейс текстового редакторы и текстовые процессора ; Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; | | |
15 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | комбинированный урок | | Аналитическая деятельность: определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций работы со шрифтами, форматирования текста, орфографическая проверка и печати текстовых документов. называть несколько команд обработки текстов, общих для различных текстовых редакторов. Практическая деятельность: форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). | | |
16 | Работа с фрагментами текста. Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. | комбинированный урок | | Аналитическая деятельность: определять условия применения и возможности текстового редактора при работе с фрагментами текста, использование буфера обмена для копирования и перемещения текста Практическая деятельность: Использовать буфер обмена для копирования и перемещения текста. Выполнять поиск и замену объектов в документе. | | |
17 | Работа с таблицами. | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность:; • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по вставке в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными созданию текстовых документов. Практическая деятельность: вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; | | |
18 | Сохранение и загрузка файлов. Выполнение практического задания №4 | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по сохранению и загрузке файлов текстового документа. Практическая деятельность: Сохранять и загружать текстовые файлы | | |
19 | Дополнительные возможности текстового процессора | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: интегрировать информацию, представленную в графической, числовой форме, в текстовые документы создавать гипертекстовые документы; Практическая деятельность: вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; | | |
20 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Итоговое практическое задание | Урок практикум | | Практическая деятельность: Создание и редактирование текстовых документов в приложении Microsoft Word или OpenOffice.org Writer. | | |
21 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы» | Урок контроля знаний и умений | 1 | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | | |
|
22 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики | Урок изучения нового материала | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия применения и возможности компьютерной графики для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в растровой и векторной графики, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; | | |
23 | Графические редакторы растрового типа | комбинированный урок | | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс графических редакторов растрового типа; определять условия и возможности графических редакторов для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; | | |
24 | Кодирование изображения | комбинированный урок | | Аналитическая деятельность: Объяснять принципы кодирования в компьютере графической информации; находить информационный объем графического изображения; Практическая деятельность: решать задачи; на определение информационного объема графического изображения; применять новый материал на практике. | | |
25 | Векторная графика | комбинированный урок | | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс графических редакторов векторного типа; определять условия и возможности графических редакторов для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных графических редакторов, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; | | |
26 | Технические средства компьютерной графики | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: Объяснять принципы работы технические средства компьютерной графики, при решении учебных задач | | |
27 | Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации | Урок изучения нового материала | 1 | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, Практическая деятельность: Разрабатывать, редактировать мультимедиа презентации | | |
28 | Компьютерные презентации | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: Практическая деятельность: Выполнять практические задания по обработке текстовой и графической информации средствами Microsoft Power Point | | |
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | комбинированный урок | 1 | Практическая деятельность: записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации | | |
30 | Технология мультимедиа | комбинированный урок | 1 | Аналитическая деятельность: | | |
31 | Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» | Урок контроля знаний и умений | 1 | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | | |
32 | Итоговое тестирование по курсу 8 класса | Урок контроля знаний и умений | 1 | Применять имеющиеся знания при выполнении тестовых заданий. | | |
33-34 | Резерв | | | | | |
Планируемые результаты обучения
8 класс
1. Введение в предмет (1 час)
2. Человек и информация (4 часа (3+1))
Знать:
Связь между информацией и знаниями человека;
Что такое информационные процессы;
Какие существуют носители информации;
Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
Как определяется единица измерения информации – бит; (алфавитный подход);
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
Уметь:
Приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
Пользоваться клавиатурой компьютера для символьного вода данных.
3. Первое знакомство с компьютером (6: часов (3+3))
Учащиеся должны
Знать:
Правила техники безопасности и правила работы на компьютере;
Состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
Основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
Структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
Типы и свойства устройств внешней памяти;
Типы и назначение устройств ввода-вывода;
Сущность программного управления работой компьютера;
Принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
Назначение программного обеспечения и его состав.
Уметь:
Включать и выключать компьютер;
Пользоваться клавиатурой;
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
Инициализировать выполнение программ из программных файлов;
Просматривать на экране директорию диска;
Выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
Использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер (9 часов (3+6))
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Уметь:
Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
5. Графическая информация и компьютер (5 ч (2+3))
Учащиеся должны
Знать:
Способы представления изображений в памяти ЭВМ; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
Какие существуют области применения компьютерной графики;
Назначение графических редакторов;
Назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.;
Уметь:
Строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
Сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
Технология мультимедиа (6 ч (2+4))
Учащиеся должны
Знать:
Что такое мультимедиа;
Принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
Уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ. 8 класс»
Источники информации и средства обучения.
III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.
VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение МS Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система тестирования TInfo.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета «Информатика и ИКТ». 8 класс
I. Учебно-методический комплект
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
4.Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 е.: ил
5.Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
6.Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)