СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 10, 11 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике разработана на основе программы по информатике и ИКТ (уровень А) под редакцией И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича, С.А. Бешенкова, Ю.А. Шафрина и др., 2004 год, Москва, БИНОМ, с учетом "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике и икт", учитывает "Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ" и соответствует региональному базисному учебному плану учреждений начального профессионального образования Ярославской области. Так же программа разработана на основе примерного планирования учебного материала по информатике, рассмотренного и одобренного на заседании областного методического объединения преподавателей информатики системы начального профессионального образования 18 мая 2006 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 10, 11 класса»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №33










Рабочая программа по предмету

«Информатика и ИКТ»

для 1, 2 курсов по профессиям автомеханик, сварщик, продавец широкого профиля, парикмахер, повар-кондитер.












Составил: преподаватель Юхтина Н.В.

Утвердил:

зам. директора по УПР

Позднякова Л.А.















п. Семибратово 2011 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике разработана на основе программы по информатике и икт (уровень А) под редакцией И.Г. Семакина, Н.Д. Угриновича, С.А. Бешенкова, Ю.А. Шафрина и др., 2004 год, Москва, БИНОМ, с учетом "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике и икт", учитывает "Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и икт" и соответствует региональному базисному учебному плану учреждений начального профессионального образования Ярославской области. Так же программа разработана на основе примерного планирования учебного материала по информатике, рассмотренного и одобренного на заседании областного методического объединения преподавателей информатики системы начального профессионального образования 18 мая 2006 года.


Программа по информатике и икт разработана из расчета 72 учебных часа на 1 курсе, и 28 часов на втором. Включает следующие темы:

- информация и информационные процессы;

- информационные модели и системы;

- компьютер как средство автоматизации информационных процессов;

- средства и технологии создания и преобразования информационных объектов;

- средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

- основы социальной информатики.


Количество часов по темам сформировано в соответствии с особенностями

имеющегося компьютерного класса, если группа большая, то она делится на 2 подгруппы и следовательно одна практическая работа дублируется.


Основная цель предмета - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики и икт в формировании современной научной картины мира. Понять значение информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования ИКТ в своей учебной и профессиональной деятельности.


























Основные требования к уровню подготовки учащихся УНПО

после завершения изучения курса Информатики и ит.


Учащиеся должны знать:


- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением

- определение информации и её свойства

- основные информационные процессы

- принцип и преимущества двоичного кодирования

- единицы измерения информации

- понятие об алгоритме и его формальном исполнении, алгоритмические конструкции

- определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»

- виды информационных моделей и этапы их построения

- названия и назначения основных устройств ПК

- правила техники безопасности при работе с ПК

- назначение, состав, загрузку и функции ОС

- программные средства создания информационных объектов

- основные принципы информационных технологий решения задач;

- назначение основных типов прикладного программного обеспечения.

- назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней



Учащиеся должны уметь:


- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

- измерять количество информации, переводить из одних единиц в другие

- исследовать учебную модель, определять вид, назначение, степень подобия объекту моделирования

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

- пользоваться клавиатурой ЭВМ;

- работать с файлами

- работать с носителями информации

- вводить и выводить данные

- перечислять состав и назначение программного обеспечения

- соблюдать правила ТБ и сохранности информации при работе на ПК

- пользоваться текстовым редактором для редактирования и форматирования текстов, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными, создавать простейшие БД

- применять ЭТ для решения учебных задач

- создавать учебные презентации,

- редактировать и форматировать изображения в ГР

- описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями

- объяснять основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет





Учащиеся должны иметь представление:


- об организации личной информационной среды и защите информации.

- об этических и правовых нормах информационной деятельности человека.

- о кодировании сообщений по предложенным правилам

- об обеспечении информационной безопасности на основе законодательства в информационной сфере



Межпредметные связи:

Физика

Математика

Химия

Биология

История

Английский язык

Право




































Распределение часов по темам курса Информатика и ИТ.

Для образовательных учреждений начального профессионального образования РФ в группах на базе основной (9ти летней) школы с получением общего среднего (полного) образования .


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

в т.ч. ЛПЗ

1.

Введение.

5

-

2.

Информация и информационные процессы.

13

0

3.

Информационные модели и системы.

2

1

4.

Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов.

14

7

5.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

58

49

6.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).

6

3

7.

Основы социальной информатики.

2

-


Итого: I курс – 72 часов теории (40 ЛПЗ).

Итого: II курс – 28 часов теории (20 ЛПЗ).

Итого за 2 курса 100 часов теории (60 ЛПЗ)

































Тематический план

Курса Информатика и ит в УНПО Российской федерации.


№ п/п

Наименование темы, подтемы

Кол-во часов

в т.ч. ЛПЗ

1.

Введение.

5

-

2.

Информация и информационные процессы.

13

-

3.

Информационные модели и системы.

2

1

4.

Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов.

14

7

5.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

58

49

5.1

Технология обработки текста

16

15


5.2

Технология обработки числовых данных

22

17


Итого за I курс

72

40

5.3

Технология хранения, поиска и сортировки информации

10

9

5.4

Технология обработки графической информации

3

2

5.5

Компьютерные презентации

7

6

6.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).

6

3

7.

Основы социальной информатики.

2

-


Итого за II курс

28

20


Итого:

100

60



Итого: I курс – 72 часов теории (40 ЛПЗ).

Итого: II курс – 28 часов теории (20 ЛПЗ).

Итого за 2 курса 100 часов теории (60 ЛПЗ)












Поурочное планирование

курса информатика в УНПО Российской федерации.

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тема №1. Введение. (5 часов)

1

Входное тестирование.

1

2

Введение в предмет.

1

3

История развития ВТ.

1

4

Области применения ЭВМ.

1

5

Роль ПК в жизни общества.

1

Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях

2,5

Тема №2. Информация и информационные процессы. (13 часов)

6-7

Информация. Обмен информацией. Классификация информационных процессов. Форма представления информации. Поиск, систематизация, хранение информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

2

8-12

Кодирование информации. Языки кодирования. Единицы измерения информации. Системы счисления. Арифметика в двоичной системе счисления.

5

13

Решение задач на количество информации при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

1

14

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

1

15

Способы задания алгоритмов.

1

16,17

Основные алгоритмические конструкции. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

2

18

Особенности запоминания, обработки, передачи информации человеком. Защита информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике

1

Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, решение задач, заданных преподавателем, дома; оформление схем по теме «Виды алгоритмов. Представление алгоритмов в виде блок-схемы». Подготовка к контрольной работе

6,5

Тема №3. Информационные модели и системы (2 часа)

19

Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

1

20

Построение информационной модели для решения поставленной

задачи.

Практическая работа №1. Исследование информационных моделей

из различных предметных областей.

1

Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, решение задач, заданных преподавателем, дома; построение информационных моделей дома по заданию преподавателя




1

Тема №4. Компьютер, как средство автоматизации информационных процессов.

(14 часов)

21-25

Аппаратное и программное обеспечение ПК. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности. Архитектура современных компьютеров.

5

26

Многообразие операционных систем.

1

27

Контрольная работа.

1

28

Практическая работа №2. Устройство ПК.

1

29-30

Практическая работа №3, 4. Операционная система Windows (основные понятия). Рабочий стол. Контекстное меню.

2

31

Практическая работа №5. Запуск программ; работа с окнами.

1

32-33

Практическая работа №6-7. Работа с файловой системой Windows.

2

34

Практическая работа №8. Установка и удаление программ. Антивирусные программы.

1

Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, решение кроссвордов, оформление плакатов, стендов, выполнение домашних практических работ по данным темам

7

Тема №5. Средства и технологии создания и преобразования информационных

объектов. (58 часов)


Тема №5.1. Технология обработки текста. (16 часов)


35

Текстовый редактор. Форматы текстовых документов.

1

36-40

Практическая работа №9-13. Создание, редактирование, форматирование и сохранение текстового документа.

5


41-42

Практическая работа №14, 15. Работа с абзацами.

2


43-44

Практическая работа №16, 17. Маркированные и нумерованные списки. Проверка правописания.

2


45-46

Практическая работа №18, 19. Шрифты, начертания, цвет символов.

2


47-48

Практическая работа №20,21. Вставка табличных и графических объектов в текстовый документ.

2


49-50

Практическая работа №22-23. Зачетная работа.

2



Тема №5.2. Технология обработки числовых данных. (22 часов)



51-55

Структура электронной таблицы. Типы и форматы данных.

5


56-60

Практическая работа №24-28. Ввод данных формул, функций. Абсолютная и относительная ссылки.

5


61-62

Практическая работа №29, 30. Редактирование таблицы. Сортировка и поиск данных.

2


63-67

Практическая работа №31-35. Построение диаграмм и графиков.

5


68-72

Практическая работа №36-40. Решение задачи профессиональной направленности с использованием электронных таблиц.

5



Итого за I курс

72 (40 ЛПЗ)



II курс




Тема №5.3. Технология хранения, поиска и сортировки информации. (10 часов)



73

Базы данных. Основные понятия. СУБД Access.

1


74-75

Практическая работа №41-42. Описание структуры БД, внесение данных.

2


76-77

Практическая работа №43-44. Организация запросов, поиск и сортировка данных.

2


78-82

Практическая работа №45-49. Создание учебной БД и работа с ней.

5



Тема №5.4. Технология обработки графической информации. (3 часа)



83

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

1


84-85

Практическая работа №50-51. Создание и редактирование изображения в растровом и векторном графическом редакторе.

2



Тема №5.5. Компьютерные презентации. (7 часов)



86

Понятие компьютерной презентации с использованием мультимедийных технологий.

1


87

Практическая работа №52. Технология создания компьютерных презентаций.

1


88

Практическая работа №53. Использование анимации и презентации.

1


89-92

Практическая работа №54-57. Создание учебной компьютерной презентации.

4


Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, решение задач, заданных преподавателем, дома; выполнение дома практических задач, написание рефератов, подготовка к контрольным работам

29


Тема №6. Средства и технологии обмена информацией с помощью ПК (сетевые

технологии) - 6 часов


93-94

Локальные и глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет.

2


95-96

Практическая работа №58, 59. Работа с поисковыми информационными системами. Организация поиска информации и описание объекта для поиска.

2


97

Практическая работа № 60. Электронная почта.

1


98

Телеконференции

1


Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, решение задач, заданных преподавателем, дома; отработка дома полученных умений, подготовка к контрольной работе

3


Тема №7. Основы социальной информатики. (2 часа)


99

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

1


100

Зачет по всем темам. Подведение итогов.

1


28 (20 ЛПЗ)


Внеаудиторная работа

Повторение изученного материала по лекциям в тетрадях, изучение дополнительной литературы по данной тематике, подготовка к итоговой контрольной работе.

1






















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


ВВЕДЕНИЕ.

Введение в предмет. История развития ВТ. Входное тестирование. Области применения ЭВМ. Роль ПК в жизни общества.


ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Понятие об информации, информационная деятельность человека. Обмен информацией, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Кодирование.

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Учащиеся должны знать:

- предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением

- определение информации и её свойства

- основные информационные процессы

- принцип и преимущества двоичного кодирования

- единицы измерения информации

- понятие об алгоритме и его формальном исполнении, алгоритмические конструкции

- об организации личной информационной среды и защите информации.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

- измерять количество информации, переводить из одних единиц в другие

- кодировать сообщение по предложенным правилам


ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И СИСТЕМЫ.

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Учащиеся должны знать:

- определение и взаимосвязь понятий «модель», «моделирование», «информационная модель»

- виды информационных моделей и этапы их построения

Учащиеся должны уметь:

- исследовать учебную модель, определять вид, назначение, степень подобия объекту моделирования

- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

Практические работы

- Исследование информационных моделей из различных предметных областей


КОМПЬЮТЕР, КАК СРЕДСТВО АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности

Учащиеся должны знать:

- названия и назначения основных устройств ПК

- правила техники безопасности при работе с ПК

- назначение и функции ОС

- программные средства создания информационных объектов

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться клавиатурой ЭВМ

- назначение, состав, загрузку ОС

- работать с файлами

- работать с носителями информации

- вводить и выводить данные

- перечислять состав и назначение программного обеспечения

- соблюдать правила ТБ и сохранности информации при работе на ПК

Практические работы:

- Устройства компьютера

- Операционная система Windows (основные понятия). Рабочий стол. Контекстное меню.

- Запуск программ. Работа с окнами

- Работа с файловой системой Windows

- Работа с внешними носителями информации, принтерами, сканерами. Драйверы устройств

- Установка и удаление программ. Антивирусные программы


СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Текст как информационный объект. Обработка текстовой информации. Структура текста. Операции над текстами. Гипертекстовое представление информации.

Электронные таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Типы баз данных. Представление данных в форме таблицы и картотеки. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры данных.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Учащиеся должны знать:

- основные принципы информационных технологий решения задач

- назначение основных типов прикладного программного обеспечения

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться текстовым редактором для редактирования и форматирования текстов, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом

- обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными, создавать простейшие БД

- применять ЭТ для решения учебных задач

- создавать учебные презентации

- редактировать и форматировать изображения в ГР

Практические работы:

- Создание, редактирование, форматирование и сохранение текстового документа

- Работа с абзацами

- Маркированные и нумерованные списки. Проверка правописания

- Шрифты, начертания, цвет символов. Вставка табличных и графических объектов в текстовый документ

- Создание гипертекстового документа и Web - сайта

- Структура электронной таблицы. Ввод данных, формул, функций, абсолютная и относительная ссылки. Редактирование таблицы. Сортировка и поиск данных.

- Построение диаграмм и графиков

- Решение задачи из конкретной предметной области с использованием электронных таблиц

- Описание структуры базы данных, внесение данных

- Организация запросов, поиск и сортировка данных

- Создание учебной базы данных и работа с ней

- Создание и редактирование изображения в растровом и векторном графическом редакторе

- Технология создания компьютерных презентаций

- Использование анимации в презентации

- Создание учебной компьютерной презентации


СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ (СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Учащиеся должны знать:

- назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней

Учащиеся должны уметь:

- описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями

- объяснять основные принципы технологии поиска информации в сети Интернет Практические работы:

- Обмен информацией в локальной сети

- Работа с поисковыми информационными системами.

- Организация поиска информации и описание объекта для последующего поиска


ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Учащиеся должны знать:

- этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

- обеспечить информационную безопасность на основе законодательства в информационной сфере




















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский – «Основы информатики и ВТ» - учебник для 10-11 кл., 2-е изд. М., Просвещение, 1992г. – 254 с.



  1. Ю. Шафрин – «Информационные технологии», в 2-х ч., - М., лаборатория базовых знаний, 1999г. – 320 с.



  1. В. Э. Фигурнов – «IBM для пользователя» - краткий курс – М., изд. ИНФРА.2001г. – 480 с.



  1. А. П. Ершов, В.М. Монахов, - «основы информатики и ВТ» - пробное учебное пособие в 2-х ч. Для средних УЗ. М., Просвещение, 1985 г. – 191 с., 143 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!