«Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО зам.дир. по УВР директор школы
______ Баженова Н.М. ____________Шульга О.В. ______Карбышева Н.Г.
Протокол № ___ « »_________2019 г. « »_______ 2019 г.
от « »_____2019г.
Рабочая программа
Учителя МБОУ Сокольчинской СОШ № 3
Искусство (ИЗО)
2 класса
Составитель : Баженова Н.М.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского.
« Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основании нормативно-правовых документов:
- Учебный план на 2019-2020 учебный год
- Учебная программа по изобразительному искусству.
Содержание программы направлено на усвоение учащимися знаний, умений, навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Преобладающей формой текущего контроля выступают устный опрос и работа на уроке.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии: игровая технология и ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного обучения.
Игровые ситуации активизируют мышление, внимание, память, повышает интерес к изучаемому предмету, обеспечив при этом легкость его усвоения. На уроках можно использовать индивидуальные, групповые или коллективные дидактические игры.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – быстрота подачи и смена демонстрационного материала, красочность и подлинность увиденного. На уроках будут использоваться демонстрация видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и задания для фронтальной работы с учащимися.
Здоровьесберегающая технология необходима для предупреждения утомляемости учащихся, сохранению здоровья учащихся: осанки, выработки правильного дыхания и требует индивидуального подхода к учащимся (смена различных видов деятельности).
Технология личностно-ориентированного обучения необходимо для создания оптимальных условий для развития личности. Для организации личностно-ориентированного обучения используется групповая форма. При групповом способе дифференциации детям предлагается задания разной сложности: для слабых учащихся – легкие задания, для наиболее подготовленных учеников – задания более сложные.
Гуманно-личностные технологии направлены на раскрытие гуманистической сущности, оказывает психотерапевтическую поддержку личности, помощь. Они, отвергая принуждение, "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про- граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип пот родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по- вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение
творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, и своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз- мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса —« Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого миро отношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни
Цели курса
-Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
-Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
-Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
-Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
-Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
-Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Учебно – методическoе обеспечение:
1. Печатные пособия.
Программа:
Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Рабочие программы Изобразительное искусство предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1-4 класс М. Просвещение 2011г.
Учебник «Изобразительное искусство» 2 класс автор Л. А. Неменская
2. Материально технические средства.
Компьютерная техника, интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
-
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
-
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
-
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
понимание образной природы искусства;
-
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
-
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-
усвоение названий ведущих художественных музеев России
-
и художественных музеев своего региона;
-
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
-
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
-
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к изучению курса « Изобразительное искусство»
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона).
Содержание программы.
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
-
«Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий.
-
Загадки чёрного и белого цветов.
-
«Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
-
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.
-
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.
-
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме.
-
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
-
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным.
Реальность и фантазия – 7 час.
-
«Наши друзья птицы». Изображение и реальность.
-
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.
-
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.
-
«Кокошник». Украшение и фантазия.
-
«Подводный мир». Постройка и реальность.
-
«Фантастический замок». Постройка и фантазия.
-
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе.
О чём говорит искусство -11 час.
-
«Море». Изображение природы в различных состояниях.
-
«Четвероногий герой». Изображение характера животных.
-
Женский образ русских сказок. Изображение характера человека.
-
Женский образ русских сказок. Изображение характера человека.
-
«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека.
-
«Сказочный мужской образ». Изображение характера человека.
-
«Образ человека в скульптуре». Образ сказочного героя, выраженный в объеме.
-
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.
-
«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.
-
«Дворцы доброй феи». Образ здания.
-
«В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства.
Как говорит искусство – 6 час.
-
«Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета.
-
«Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
-
«Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий.
-
«Ветка». Линия как средство выражения: характер линий.
-
«Птички». Ритм пятен как средство выражения.
-
«Смешные человечки». Пропорции выражают характер.
Резервное время – 2 часа
1. Весна, шум птиц.
2. Петешествие с Бабой-ягой.
.
Тематическое планирование по изобразительному искусству на 2019-2020 учебный год во 2 классе
Учебник | Количество часов в неделю | Количество часов по программе | Дополнительные учебные пособия |
Б.М. Неменского. « Изобразительное искусство», М.: «Просвещение» 2011г | 1 ч. | 34 ч. | |
Содержание программы:
-
Как и чем работают художник?- 8 час.
-
Реальность и фантазия – 7 час.
-
О чём говорит искусство -11 час.
-
Как говорит искусство – 6 час.
Резервное время – 2 часа
-
Весна, шум птиц.
-
Путешествие с Бабой-ягой.
№ п\п. | Дата | Тема урока. | Тип урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Контроль |
По плану | По факту | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Как и чем работает художник? (8 ч) |
1 | 04.09 | 4.09 | «Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий. | Урок введения в новую тему | Что такое живопись? Как рассказать в рисунке о летнем отдыхе? | Композиция, центр композиции, главный герой, контраст тёплых и холодных тонов. | Научатся создавать композицию на заданную тему и передавать цветом своё настроение, первичным основам цветоведения. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
2 | 11.09 | 11.09 | Загадки чёрного и белого цветов. | Комбинированный урок | Какую картину можно нарисовать только чёрным и белым цветом? | Графика: линия, штрих, силуэт и симметрия. | Научатся выполнять наброски, используя графические материалы. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
3 | 18.09 | 18.09 | «Осенний листопад». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. | Урок-сказка | Как нарисовать осенний лес? | Декоративная композиция: цвет, ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Научатся наблюдать за природой, различать ее характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как мелки и пастель. К: Определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
4 | 25.09 | 25.09 | «Осенний лес». Выразительные возможности аппликации. | Урок-проект | Как изобразить красоту осенней природы? | Виды выразительности изображения. | Научатся передавать настроение композиции цветом, соотносить личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Создавать элементарные композиции на заданную тему, использую такие материалы, как куски ткани, опавшие листья. Применение правил и пользование инструкций. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Ценностное отношение к природному миру, ориентация на эстетические потребности. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
| 02.10 | 2.10 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Урок-удивление | Как рисовать, используя графические материалы? | Графическая композиция: линии разные по виду и ритму. Кривые, ломаные, сетки, параллельные штрихи. Пятно, силуэт. | Научатся использовать графические материалы (тушь, палочка, кисть). | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: Формулировать собственное мнение , строить понятные для партнёра высказывания. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
6 | 09.10 | 9.10 | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. | Урок-сказка | Что такое скульптура? | Скульптура. | Научатся умению различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. К: Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
7 | 16.10 | 16.10 | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. | Комбинированный урок | Что такое архитектур, макет? | Архитектура, макет, объёмные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | Научатся работать с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы-цилиндр, конус, лесенки, гармошки, конструировать из бумаги различные сооружения. | Р: Принимать и удерживать учебную задачу. П: Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез. К: Строить понятные для партнёра высказывания. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
8 | 23.10 | 23.10 | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. | Урок обобщение и систематизации знаний, урок-выставка | Как определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий? | Способы выразительности в художественных произведениях. | Научатся понимать красоту различных художественных материалов. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Анализировать образец, определять материалы. Оценивать по заданным критериям. К: Сделать вывод о способах выразительности художественных произведений. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Реальность и фантазии (7 ч) |
9 | 6.11 | 6.11 | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. | Урок-игра | Как соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта? | Пропорция. | Научатся пользоваться правилами художника, соблюдать пропорции при изображении животного. | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. П: Осуществлять поиск необходимой информации с выделением существенных и несущественных признаков проводить сравнение по заданным критериям. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
10 | 13.11 | 13.11 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. | Урок-сказка | Как изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц? | Рисование с натуры. | Научатся выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Р: Организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям К: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
11 | 20.11 | 20.11 | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. | Комбинированный урок | Как нарисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности? | Форма, величина. | Научатся правильно разводить гуашевые краски, изображать при помощи линий. | Р: Удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. П: Осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. К: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
12 | 27.11 | 27.11 | «Кокошник». Украшение и фантазия. | Урок совместного творчества | Как создать собственный орнамент кокошника? | Орнамент, кокошник, декоративно-прикладного искусство. | Научатся выполнять узоры на предметах декоративно-прикладного искусства, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. | Р: Выполнять действия с учетом заданных алгоритмов П: Анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия. К: Сотрудничать с товарищами в ходе работы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
13 | 04.12 | 04.12 | «Подводный мир». Постройка и реальность. | Комбинированный урок | Как выполнять моделирование форм подводного мира, конструировать из бумаги? | Моделирование, конструирование. | Научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Р: Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. П: применять правила и пользоваться инструкциями. К: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
14 | 11.12 | 11.12 | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. | Урок-фантазия | Как выполнять моделирование фантастических зданий? | Фантазия, моделирование. | Научатся основным приемам работы с бумагой. | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе, конструировать различные формы. К: Давать эстетическую оценку выполненных работ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
15 | 18.12 | 18.12 | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. | Урок -обобщения | Как использовать художественные материалы, сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства? | Основные составные, теплые и холодные цвета. | Научатся конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека. | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение по заданным критериям. К: формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
О чем говорит искусство (11 ч) |
16 | 25.12 | 25.12 | «Море». Изображение природы в различных состояниях. | Комбинированный урок | Как изображать природу в разных состояниях, правильно разводить и смешивать гуашевые краски? | Художник-маринист. | Научатся самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Р: Принимать и удерживать учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Осуществлять поиск необходимой информации; изображать море на основе своих наблюдений. К: Контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
17 | 15.01 | 15.01 | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. | Комбинированный урок | Как рисовать силуэты животных, передавать в тематических рисунках пространственные отношения? | Художник-анималист. | Научатся рисовать силуэты животных, передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. | Р: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П: Применять правила и пользоваться инструкциями; наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
18 | 22.01 | 22.01 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | Комбинированный урок | Как нарисовать народную женскую одежду? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота». | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
19 | 29.01 | 29.01 | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противополож по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). | Комбинированный урок | Как нарисовать народную женскую одежду? | Русский народный костюм. Основные элементы народного костюма: рубаха, сарафан, душегрея, венец, «внутренняя красота». | Научатся изображать русскую женщину в народном костюме, передавать выразительность силуэта. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
20 | 05.02 | 05.02 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изобр доброго и злого сказочного мужского образа. | Комбинированный урок | Как нарисовать мужскую одежду? | «Внутренняя красота». | Научатся изображать мужской образ. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
21 | 12.02 | 12.02 | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочн мужского образа. | Комбинированный урок | Как нарисовать мужскую одежду? | «Внутренняя красота». | Научатся изображать мужской образ. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
22 | 19.02 | 19.02 | «Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. | Урок-проект | Как выполнить работу из пластилина, передать образ человека и его характер? | Скульптура. | Научатся передавать образ человека и его характер используя объём, выполнять коллективную творческую работу. | Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П: Находить общие черты в характере произвед разных видов искусства. К: Строить понятные для партнёра высказ. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
23 | 26.02 | 26.02 | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | Комбинированный урок | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. | Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: Осуществл поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произвед разных видов искусства. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулиров свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
24 | 05.03 | 05.03 | «Человек и его украшения» (сумочка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. | Комбинированный урок | Как выражать характер человека через украшения? | Графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. | Научатся узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть из авторов. | Р: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П: Осуществлять поиск необходимой информации в дополнит литературе и иллюстрациях; анализировать и сопоставлять произвед разных видов искус. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулиров свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
25 | 12.03 | 12.03 | «Дворцы доброй феи». Образ здания. | Комбинированный урок | Как создать образ сказочных построек? | Архитектура. | Научатся видеть художественный образ в архитектуре. | Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществ признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: Строить понятные для партнёра высказ. | Адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
26 | 19.03 | 19.03 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | Урок обобщения и систематизации знаний | Как проектировать сказочный город? | Украшение. | Научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы. | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П: Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях; наблюдать за конструкциями зданий. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Как говорит искусство (6 ч) |
27 | 2.04 | 2.04 | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Урок введения в новую тему | Как наблюдать за цветом в картинах художников? | Цвет, теплые и холодные цвета. | Научатся наблюдать за цветом в картинах художников, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить гуашевые краски. | Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. П: Осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
28 | 09.04 | 09.04 | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Комбинированный урок | Какие цвета нужно использовать для передачи весеннего настроения? | Композиция. Цветовая гамма. Колорит. Приём рисования акварелью по сырому. | Научатся при рисовании пейзажа составлять цвета весеннего колорита, работать кистью по сырому. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
29 | 16.04 | 16.04 | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. | Комбинированный урок | Как изображать весенний пейзаж? | Ритм, пейзаж, художник-пейзажист. | Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: Формулировать собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
30 | 23.04 | 23.04 | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. | Комбинированный урок | Как различать основные и составные цвета, использ художест материалы, использовать линии для изображения характера работы? | Основные и составные цвета. | Научатся различать основные и составные цвета, изображать ветку березы и дуба. | Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. П: Анализировать образец, определять материалы, контролир и корректировать свою работу. К: Форму собственное мнение, вести устный диалог. | Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства работами мастеров. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
31 | 30.04 | 30.04 | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. | Комбинированный урок | Как составлять композицию и последовательно её выполнять? | Ритм, движения пятна, аппликация, панно. | Научатся выполнять задание в технике аппликации. | Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информационного характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Моделировать коллективное панно. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. | Ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
32 | 7.05 | 07.05 | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. | Комбинированный урок | Как соотносить части тела по размеру, выполнять изделия из пластичных материалов? | Пропорция. | Научатся выбирать материал для работы, выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Р: Принимать и удерживать учебную задачу. П: Анализировать образец, определять материалы. К: Строить понятные для партнёра высказывания, формулировать собственное мнение и позицию. | Уважительное отношение к иному мнению. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
Резервное время (2 ч) |
33 | 14.05 | 14.05 | Весна, шум птиц (коллективная работа) | Комбинированный урок | Как составлять композицию и последовательно её выполнять? | Ритм, движения пятна, аппликация, панно. | Научатся совершенствовать навыки работы с разными материалами. | Р: Воспринимать на слух и понимать сообщения информац характера. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П: Моделировать коллективное панно. К: Задавать вопросы, обращаться за помощью, участвовать в обсуждении содержания и выразит средствах. | Доброжелательное отношение и умение сотрудничать с коллективом. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |
34 | 21.05 | 21.05 | Путешествие с Бабой – ягой. | Урок – путешествие | Подведение итогов года в игровой форме. | Коллективная творческая работа | Научатся содействовать и сопереживать коллективному творчеству. | Р: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: Применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: Форм собственное мнение, вести устный диалог. | Выявление способностей детей к изобразительному искусству. | Фронтальная – устные ответы; Индивидуальная – выполнение задания. |