ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2 «З» КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 2)
Учитель: Ивлева Е.И.
Москва, 2018 г
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.
Задачи предмета:
-формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- различать материалы и инструменты, используемые для рисования
- оставлять графический след на бумаге, доске, стекле
- рисовать карандашом, кистью (приемы)
- выбирать цвет для рисования
- получать цвет краски путем смешивания красок других цветов
- рисовать основные элементы (точки, линии, фигуры)
- рисовать в контуре, контур, предмет, орнамент
- рисовать сюжетный рисунок
- использовать нетрадиционные техники рисования
- обращаться с клеем
- собирать изображение объекта из нескольких деталей
- разминать тесто, пластилин, глину
- отрывать, откручивать, отщипывать, отрезать кусочек материала от целого куска
- лепить предмет из одной и нескольких частей
- оформлять изделия различными декоративными способами.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,( вариант2) и частично реализует Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
Цель:
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Задачи:
- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.
Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Рисуночное письмо», «Упражнения с пластичными материалами», «Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами», которые являются разделами предметов «Графика и письмо», «Ручной труд».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана. «
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 3 часа |
Итого в год | 102 часов |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3. Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Предметные результаты освоения учебного предмета:
1.Освоение доступных средств изобразительной деятельности и использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2. Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
- умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Предметные результаты освоения учебного предмета: |
минимальный уровень Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш. Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа. Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии. Ориентироваться на плоскости листа бумаги. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось). Различать и называть цвета. Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела. | достаточный уровень Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя. Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. |
Содержание учебного предмета:
«Рисуночное письмо».
Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями).
По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют обучающиеся) и закрашивание с помощью учителя. Рисование обучающимися мелом на доске округлых форм и линий.
Вместе с обучающимися лепка из пластилина предметов округлой формы (помидор, снеговик).
Совместное с обучающимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях.
Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами.
Упражнения на соотнесение величины кусков цветного пластилина, подготовленных заранее учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный ком— надо взять большой кусок пластилина»).
Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с учителем).
Совместное с обучающимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фрагментов.
Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации.
Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию совместно с учителем.
Совместное с обучающимися рисование предметов округлой формы. Стимулирование обучающихся максимально самостоятельно использовать приемы раскрашивания карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений.
Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения).
Упражнения с пластичными материалами.
Обучение обучающихся основным приёмам работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать.
Лепка посуды из одного куска пластилина (чайная чашка).
Лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, толстых и тонких (морковки), длинных и коротких (колбаски).
Лепка одноименных изделий разного цвета.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Упражнения с бумагой: сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно; сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы стороны.
Аппликация с элементами оригами (сгибание листа пополам, вчетверо, по диагонали, приглаживание рукой).
Выполнение коллажей способом «рваной аппликации» с последующим наклеиванием бумаги на лист. Практические упражнения в нанесении клея на лист и приклеивании деталей.
Совместное с обучающимися изготовление простых поделок из природного материала.
В совместной с учителем деятельности обучающихся использованию клея, пластилина для закрепления частей поделок.
Знакомство обучающихся с различными нитками, тесьмой, верёвками.
Наматывание ниток (пряжа для вязания средней толщины) на катушку, на картонную основу и т.п. Обучение обучающихся плетению косичек из толстых шнуров (вместе с учителем).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
АООП для детей с нарушением интеллекта
.Видеофильм «Народное творчество
Копилка электронных презентаций по темам программы
. Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.
4. Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
Печатное пособие «Развиваем моторику»
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса.
Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 2 класса коррекционной школы 8 вида
Репродукции картин художников.
Таблицы по изобразительному искусству
Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
Фотоальбомы о художниках.
(Приложение 1)
Календарно-тематическое планирование:
1 четверть
| Тема урока | Часы | Дата |
1 | Рисование по шаблону больших и маленьких квадратов. Штриховка в заданном направлении. | 1 | |
2 | Рисование по шаблону больших и маленьких треугольников. Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
3 | Рисование по шаблону больших и маленьких кругов. Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
4 | Рисование по шаблону больших и маленьких овалов. Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
5 | Лепка по показу: «колобок», «лепешка», «палочка». | 1 | |
6 | Изготовление палочек и наложение их на треугольники | 1 | |
7 | Изготовление палочек и наложение их на овалы. Изготовление палочек | 1 | |
8 | Аппликация из геометрических фигур «дом». | 1 | |
9 | Лепка. Изготовление по показу лестницы | | | 1 | |
10 | Лепка. Изготовление по показу пирамидки. | | | 1 | |
11 | Рисование по пунктиру и раскрашивание матрешки. | 1 | |
12 | Работа с трафаретом «овощи». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
13 | Аппликация из листьев «морковка». | 1 | |
14 | Изготовление из пластилина «помидор». | 1 | |
15 | Аппликация из бумаги «фрукты». | 1 | |
16 | Аппликация из листьев «гриб». | 1 | |
17 | Аппликация из рванных кусочков бумаги «грибочек». | 1 | |
18 | Работа с трафаретом «рыбы». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
19 | Работа с листьями и пластилином «рыбы плавали в пруду». | 1 | |
20 | Работа с трафаретом «транспорт». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
21 | Рисование по пунктиру. Машина | 1 | |
| 2 четверть | 1 | |
1 | Работа с бумагой «складывание кораблика». | 1 | |
2 | Аппликация из листьев «лодочка». | 1 | |
3 | Работа с трафаретом «насекомые». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
4 | Изготовление из пластилина «жук» | 1 | |
5 | Работа с пластилином «бабочка» | 1 | |
6 | Работа с пластилином «гусеница». | 1 | |
7 | Работа с трафаретом «домашние животные». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
8 | Работа с бумагой «складывание собачки». | 1 | |
9 | Работа с пластилином. Собачка. | 1 | |
10 | Работа с трафаретом «посуда». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
11 | Аппликация из бумаги «чайная чашка». | 1 | |
12 | Работа с пластилином и семенами «чайная чашка». | 1 | |
13 | Работа с трафаретом «цветы». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
14 | Аппликация из листьев «цветок». | 1 | |
15 | Работа с пластилином и семенами «подсолнух». | 1 | |
16 | Рисование по пунктиру и раскрашивание. Елка. | 1 | |
17 | Лепка по показу. Елка. | 1 | |
18 | Аппликация из бумаги «Елочка» | 1 | |
19 | Рисование по пунктиру. Снеговик. | 1 | |
20 | Лепка по показу «Снеговик». | 1 | |
21 | Аппликация из ваты «снеговик» | 1 | |
22 | Работа с трафаретом «варежка». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
23 | Аппликация из зерна «варежка». | 1 | |
24 | Работа с пластилином «ветка ели с игрушками». | 1 | |
| 3 четверть | 1 | |
1 | Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед Мороз. | 1 | |
2 | Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз». | 1 | |
3 | Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз». | 1 | |
4 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Неваляшка». | 1 | |
5 | Аппликация из бумаги «Неваляшка». | 1 | |
6 | Лепка «Неваляшка». | 1 | |
7 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Пирамидка». | 1 | |
8 | Аппликация из бумаги «Пирамидка». | 1 | |
9 | Лепка. «Пирамидка». | 1 | |
10 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Кошка». | 1 | |
11 | Аппликация из бумаги «Кошка». | 1 | |
12 | Оригами из бумаги «Кошка». | 1 | |
13 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Медведь». | 1 | |
14 | Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Медведь». | 1 | |
15 | Оригами из цветной бумаги «Медведь». | 1 | |
16 | Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Заяц». | 1 | |
17 | Аппликация из рванных кусочков бумаги «Зайчонок». | 1 | |
18 | Лепка «Зайчонок». | 1 | |
19 | Раскрашивание рисунка «23 февраля». | 1 | |
20 | Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». | 1 | |
21 | Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». | 1 | |
22 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Самолёт». | 1 | |
23 | Лепка по показу «Самолёт». | 1 | |
24 | Оригами «Самолёт». | 1 | |
25 | Раскрашивание рисунка «8 марта». | 1 | |
26 | Изготовление поздравительной открытки «8 марта». | 1 | |
27 | Изготовление поздравительной открытки «8 марта». | 1 | |
28 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Цветы». | 1 | |
29 | Аппликация из природного материала «Цветы». | 1 | |
30 | Работа с трафаретом «Цветы». Штриховка и раскрашивание. | 1 | |
31 | Рисование по пунктиру. Раскрашивание. Подснежник. | 1 | |
32 | Раскрашивание рисунка «Капель». | 1 | |
| | 1 | |
| 4 четверть | 1 | |
1 | Работа с манной крупой и красками «Капель». | 1 | |
2 | Аппликация из бумаги «Сосульки». | 1 | |
3 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Грачи прилетели». | 1 | |
4 | Работа с пластилином и семечками «Грач». | 1 | |
5 | Лепка по показу «Грач». | 1 | |
6 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «День Космонавтики». | 1 | |
7 | Аппликация из цветной бумаги «Овощи ». | 1 | |
8 | Лепка «Овощи на тарелке». | 1 | |
9 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Ваза с фруктами». | 1 | |
10 | Лепка. «Ваза с фруктами». | 1 | |
11 | Аппликация из бумаги «Ваза с фруктами». | 1 | |
12 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Весна идёт, весне дорогу». | 1 | |
13 | Обрывная аппликация «Берёзки». | 1 | |
14 | Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Весеннее дерево». | 1 | |
15 | Раскрашивание рисунка «День Победы». | 1 | |
16 | Аппликация из бумаги «День Победы». | 1 | |
17 | Раскрашивание рисунка «Весенние деньки». | 1 | |
18 | Рисование и раскрашивание красками «Весеннее солнышко». | 1 | |
19 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Божья коровка». | 1 | |
20 | Лепка «Божья коровка». | 1 | |
21 | Аппликация из бумаги «Божья коровка». | 1 | |
22 | Раскрашивание рисунка «Труд людей весной» | 1 | |
23 | Раскрашивание рисунка «Весенние забавы». | 1 | |
24 | Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Скоро лето». | 1 | |