СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для детей с ТМНР. Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ «ШКОЛА №2124”



СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___ от «__» _______ 2018г




«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»

Приказ № ___ от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


2 «З» КЛАСС


на 2018-2019 учебный год


АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

(ВАРИАНТ 2)






Учитель: Ивлева Е.И.






Москва, 2018 г

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана 102 часа (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.


Программа направлена на достижение следующих целей:

- используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.


Содержание обучения направлено на социализацию, развитие речи, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития учеников.



Задачи предмета:

-формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.





ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

Класс

2 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часов






ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- осознание себя, как «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-    развитие адекватных представлений о социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.;

-    понимание собственных возможностей и ограничений, умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;

-   владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

-   способность к осмыслению социального окружения;

-   развитие самостоятельности;

-    овладение общепринятыми правилами поведения;

-   наличие интереса к практической деятельности

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- различать материалы и инструменты, используемые для рисования

- оставлять графический след на бумаге, доске, стекле

- рисовать карандашом, кистью (приемы)

- выбирать цвет для рисования

- получать цвет краски путем смешивания красок других цветов

- рисовать основные элементы (точки, линии, фигуры)

- рисовать в контуре, контур, предмет, орнамент

- рисовать сюжетный рисунок

- использовать нетрадиционные техники рисования

- обращаться с клеем

- собирать изображение объекта из нескольких деталей

- разминать тесто, пластилин, глину

- отрывать, откручивать, отщипывать, отрезать кусочек материала от целого куска

- лепить предмет из одной и нескольких частей

- оформлять изделия различными декоративными способами.



Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.





































Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей,( вариант2) и частично реализует Программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.



Цель:

- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво- не красиво) в практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.

Задачи:

- освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование, аппликация;

- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;

- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.


Входе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Рисуночное письмо», «Упражнения с пластичными материалами», «Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами», которые являются разделами предметов «Графика и письмо», «Ручной труд».

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана. «




Описание места учебного предмета в учебном плане:


Класс

2 класс

Количество часов в неделю

3 часа

Итого в год

102 часов




Личностные результаты освоения учебного предмета:

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»

2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

3. Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Предметные результаты освоения учебного предмета:

1.Освоение доступных средств изобразительной деятельности и использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;

- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2. Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:

- положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;

- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;

- умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3. Готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.


Предметные результаты освоения учебного предмета:




минимальный уровень




  • Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.

  • Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.

  • Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

  • Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось).

  • Различать и называть цвета.

  • Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.


достаточный уровень



  • Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.

  • Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.






Содержание учебного предмета:

«Рисуночное письмо».

Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и маленькой кистями).

По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют обучающиеся) и закрашивание с помощью учителя. Рисование обучающимися мелом на доске округлых форм и линий.

Вместе с обучающимися лепка из пластилина предметов округлой формы (помидор, снеговик).

Совместное с обучающимися рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях.

Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными карандашами.

Упражнения на соотнесение величины кусков цветного пластилина, подготовленных заранее учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный ком— надо взять большой кусок пластилина»).

Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с учителем).

Совместное с обучающимися выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления целого из фрагментов.

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в технике аппликации.

Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по заданию совместно с учителем.

Совместное с обучающимися рисование предметов округлой формы. Стимулирование обучающихся максимально самостоятельно использовать приемы раскрашивания карандашами, красками, восковыми мелками контурных изображений.

Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения).

Упражнения с пластичными материалами.

Обучение обучающихся основным приёмам работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать.

Лепка посуды из одного куска пластилина (чайная чашка).

Лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, толстых и тонких (морковки), длинных и коротких (колбаски).

Лепка одноименных изделий разного цвета.


Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами. Упражнения с бумагой: сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно; сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы стороны.

Аппликация с элементами оригами (сгибание листа пополам, вчетверо, по диагонали, приглаживание рукой).

Выполнение коллажей способом «рваной аппликации» с последующим наклеиванием бумаги на лист. Практические упражнения в нанесении клея на лист и приклеивании деталей.

Совместное с обучающимися изготовление простых поделок из природного материала.

В совместной с учителем деятельности обучающихся использованию клея, пластилина для закрепления частей поделок.

Знакомство обучающихся с различными нитками, тесьмой, верёвками.

Наматывание ниток (пряжа для вязания средней толщины) на катушку, на картонную основу и т.п. Обучение обучающихся плетению косичек из толстых шнуров (вместе с учителем).




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. АООП для детей с нарушением интеллекта

  2. .Видеофильм «Народное творчество

  3. Копилка электронных презентаций по темам программы

  4. . Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.

  5. 4. Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.

  6. Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.

  7. Печатное пособие «Развиваем моторику»

  8. Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса.

  9. Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 2 класса коррекционной школы 8 вида

  10. Репродукции картин художников.

  11. Таблицы по изобразительному искусству

  12. Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.

  13. Фотоальбомы о художниках.

(Приложение 1)






Календарно-тематическое планирование:


1 четверть


Тема урока

Часы

Дата

1

Рисование по шаблону больших и маленьких квадратов. Штриховка в заданном направлении.

1


2

Рисование по шаблону больших и маленьких треугольников. Штриховка и раскрашивание.

1


3

Рисование по шаблону больших и маленьких кругов. Штриховка и раскрашивание.

1


4

Рисование по шаблону больших и маленьких овалов. Штриховка и раскрашивание.

1


5


Лепка по показу: «колобок», «лепешка», «палочка».

1


6

Изготовление палочек и наложение их на треугольники

1


7

Изготовление палочек и наложение их на овалы. Изготовление палочек


1


8

Аппликация из геометрических фигур «дом».

1


9

Лепка. Изготовление по показу лестницы



1


10

Лепка. Изготовление по показу пирамидки.



1


11

Рисование по пунктиру и раскрашивание матрешки.

1


12

Работа с трафаретом «овощи». Штриховка и раскрашивание.

1


13

Аппликация из листьев «морковка».

1


14

Изготовление из пластилина «помидор».

1


15


Аппликация из бумаги «фрукты».

1


16

Аппликация из листьев «гриб».

1


17


Аппликация из рванных кусочков бумаги «грибочек».

1


18

Работа с трафаретом «рыбы». Штриховка и раскрашивание.

1


19

Работа с листьями и пластилином «рыбы плавали в пруду».

1


20


Работа с трафаретом «транспорт». Штриховка и раскрашивание.

1


21

Рисование по пунктиру. Машина

1



2 четверть

1


1

Работа с бумагой «складывание кораблика».

1


2

Аппликация из листьев «лодочка».

1


3

Работа с трафаретом «насекомые». Штриховка и раскрашивание.


1


4

Изготовление из пластилина «жук»

1


5

Работа с пластилином «бабочка»

1


6

Работа с пластилином «гусеница».

1


7

Работа с трафаретом «домашние животные». Штриховка и раскрашивание.

1


8

Работа с бумагой «складывание собачки».

1


9

Работа с пластилином. Собачка.

1


10

Работа с трафаретом «посуда». Штриховка и раскрашивание.

1


11

Аппликация из бумаги «чайная чашка».

1


12

Работа с пластилином и семенами «чайная чашка».

1


13

Работа с трафаретом «цветы». Штриховка и раскрашивание.

1


14

Аппликация из листьев «цветок».

1


15

Работа с пластилином и семенами «подсолнух».

1


16

Рисование по пунктиру и раскрашивание. Елка.

1


17

Лепка по показу. Елка.

1


18

Аппликация из бумаги «Елочка»

1


19

Рисование по пунктиру. Снеговик.

1


20

Лепка по показу «Снеговик».

1


21

Аппликация из ваты «снеговик»

1


22

Работа с трафаретом «варежка». Штриховка и раскрашивание.

1


23

Аппликация из зерна «варежка».

1


24

Работа с пластилином «ветка ели с игрушками».

1



3 четверть

1


1

Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед Мороз.

1


2

Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».

1


3

Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».

1


4

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Неваляшка».

1


5

Аппликация из бумаги «Неваляшка».

1


6

Лепка «Неваляшка».

1


7

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Пирамидка».

1


8

Аппликация из бумаги «Пирамидка».

1


9

Лепка. «Пирамидка».

1


10

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Кошка».

1


11

Аппликация из бумаги «Кошка».

1


12

Оригами из бумаги «Кошка».

1


13

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Медведь».

1


14

Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Медведь».

1


15

Оригами из цветной бумаги «Медведь».

1


16

Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Заяц».

1


17

Аппликация из рванных кусочков бумаги «Зайчонок».

1


18

Лепка «Зайчонок».

1


19

Раскрашивание рисунка «23 февраля».

1


20

Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества». Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества».

1


21

Изготовление поздравительной открытки «День Защитника Отечества».

1


22

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Самолёт».

1


23

Лепка по показу «Самолёт».

1


24

Оригами «Самолёт».

1


25

Раскрашивание рисунка «8 марта».

1


26

Изготовление поздравительной открытки «8 марта».

1


27

Изготовление поздравительной открытки «8 марта».

1


28

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Цветы».

1


29

Аппликация из природного материала «Цветы».

1


30

Работа с трафаретом «Цветы». Штриховка и раскрашивание.

1


31

Рисование по пунктиру. Раскрашивание. Подснежник.

1


32

Раскрашивание рисунка «Капель».

1




1



4 четверть

1


1

Работа с манной крупой и красками «Капель».

1


2

Аппликация из бумаги «Сосульки».

1


3

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Грачи прилетели».

1


4

Работа с пластилином и семечками «Грач».

1


5

Лепка по показу «Грач».

1


6

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «День Космонавтики».

1


7

Аппликация из цветной бумаги «Овощи ».

1


8

Лепка «Овощи на тарелке».

1


9

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Ваза с фруктами».

1


10

Лепка. «Ваза с фруктами».

1


11

Аппликация из бумаги «Ваза с фруктами».

1


12

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Весна идёт, весне дорогу».

1


13

Обрывная аппликация «Берёзки».

1


14

Работа с пластилином. Раскрашивание пластилином «Весеннее дерево».

1


15

Раскрашивание рисунка «День Победы».

1


16

Аппликация из бумаги «День Победы».

1


17

Раскрашивание рисунка «Весенние деньки».

1


18

Рисование и раскрашивание красками «Весеннее солнышко».

1


19

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка красками «Божья коровка».

1


20

Лепка «Божья коровка».

1


21

Аппликация из бумаги «Божья коровка».

1


22

Раскрашивание рисунка «Труд людей весной»

1


23

Раскрашивание рисунка «Весенние забавы».

1


24

Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Скоро лето».

1