СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Искусство»

предмет «Изобразительная деятельность»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «ИЗО» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского,  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Образовательная область «Искусство» представлена программой «ИЗО».

Занятия изобразительным искусством помогают целенаправленно формировать эмоционально-положительные отношения к изобразительной деятельности и её результатам, фиксировать взор, внимание, рассматривать картину, иллюстрацию. Формируют умения поэтапно, вслед за учителем выполнять действия, а далее - инструкцию. Воспитывают положительные качества личности, содействуют развитию речи учащихся, корригируют недостатки мелкой моторики рук.

В результате обучения дети должны научиться правильно сидеть за столом, правильно держать бумагу и карандаш, проводить линии (однотонные и цветные веревочки, ниточки к шарикам, дорожки), штрихи, умеренно нажимая на карандаш. Рисование точек карандашом. По возможности ориентироваться на плоскости листка бумаги и уметь определить основные цвета. Дорисовывание слаборасчлененных изображений карандашом (кругов, квадратов). Рисование карандашом предметов по опорным точкам. Обводка несложных контуров фигур, не отрывая карандаша от бумаги, заштриховывание их цветным карандашом по возможности.

Цель учебного предмета: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам.

Задачи учебного предмета:

- воспитание положительных качеств личности (на­стойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

  • воспитание интереса к занятиям изобразительной дея­тельностью;

  • знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений дей­ствительности с целью их изображения;

  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисова­нии, аппликации);

  • воспитание умения работать в заданной последователь­ности в соответствии с правилами (по инструкции) и само­стоятельно;

  • формирование умения работать коллективно, выпол­няя определённый этап работы в цепи заданий для полу­чения результата общей деятельности.

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.

Характеристика учебного предмета.

Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключи­тельно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторы­ми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задача­ми в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков пси­хического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть раздела «Искусство». Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Изобразительное искусство». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 102 часа.





Личностные и предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • умение обращаться за помощью, принимать помощь;

  • умение организовать своё рабочее место;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);

  • формирование мотивации к творческому труду;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.



Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство»:

Достаточный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.

Учащиеся должны знать:

  • названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уро­ках изобразительного искусства;

  • выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

  • основные цвета солнечного спектра, цвета ахромати­ческого ряда;

  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;

  • правила работы с краской, карандашом;

  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: ча­сти тела человека, части дерева, дома;

  • порядок расположения одного или нескольких изобра­жений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;

  • ориентироваться на изобразительной плоскости: сере­дина, край листа бумаги;

  • подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;

  • проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять ли­нией точки;

  • различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

  • закрашивать цветными карандашами, соблюдая кон­туры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительно­го изображения карандашом;

  • узнавать, называть геометрические формы: круг, ква­драт, треугольник, прямоугольник, овал;

  • передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с известными геометрическими формами; отож­дествлять свой рисунок с предметом;

  • узнавать и различать в книжных иллюстрациях, ре­продукциях изображённые предметы и действия; сравни­вать их между собой по форме, цвету, величине (под руко­водством учителя).

Содержание учебного предмета.

Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квад­рат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

Беседы об изобразительном искусстве.

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Учебно-тематическое планирование по предмету: «ИЗО» 1класса


п\п


РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:


Количество часов



Тип урока

1

1 четверть

Осень. Материалы и инструменты для рисования. Рисование карандашом.

27

3


Комбинированный

2

Деревья. Рисование методом примакивания.

3

Комбинированный

3

Овощи. Рисование геометрических форм (круг, овал).

3

Комбинированный

4

Фрукты. Закрашивание внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура.

3

Комбинированный

5

Грибы. Закрашивание внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура.

3

Комбинированный

6

Ягоды. Рисование методом тычка.

3

Комбинированный

7

Птицы. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали).

3

Комбинированный

8

Человек. Части тела. Рисование контура предмета по контурным линиям, опорным точкам.

3

Комбинированный

9

Одежда. Рисование с использованием геометрического орнамента.

3

Комбинированный


Итого:

27


10

2 четверть

Обувь. Рисование По трафарету.

21

Комбинированный

11

Домашние животные и их детеныши. Дорисовывание части предмета (объекта).

3

Комбинированный

12

Дикие животные и их детеныши. Дорисовывание части предмета (объекта)

3

Комбинированный

13

Зима. Рисование с использованием техники монотипии.

3

Комбинированный

14

Животные Севера. Рисование с использованием техники рисования солью.

3

Комбинированный

15

Животные жарких стран. Дорисовывание части предмета (отдельных деталей) с использованием осевой симметрии.

3

Комбинированный

16

Новый год. Рисование открыток. Рисование методом штамповки.

3

Комбинированный


Итого:

21


17

3 четверть

Праздники. Рисование с использованием техники «по-сырому».

30

3

Комбинированный

18

Семья. Рисование сюжетного рисунка по образцу. Срисовывание.

3

Комбинированный

19

Дом. Рисование элементов геометрического орнамента.

3

Комбинированный

20

Мебель. Дорисовывание части предмета с использованием осевой симметрии.

3

Комбинированный

21

Бытовая техника. Дополнение сюжетного рисунка отдельными элементами.

3

Комбинированный

22

Посуда. Рисование элементов растительного орнамента.

3

Комбинированный

23

Праздник защитников отечества. Рисование открыток к празднику.

3

Комбинированный

24

Весна. Рисование с натуры.

3

Комбинированный

25

Мамин праздник. Рисование открыток к празднику.

3

Комбинированный

26

Профессии. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами)

3

Комбинированный


Итого:

30


27

4 четверт

Транспорт. Профессии. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами).

24

3


Комбинированный

28

Моя Родина. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в круге.

3

Комбинированный

29

Космос. Рисование по воску.

3

Комбинированный

30

Школа. Срисовывание готового сюжетного рисунка.

3

Комбинированный

31

Цветы. Рисование приближенного и удаленного объектов.

3

Комбинированный

32

День победы. Рисование в технике «Разбрызгивание».

3

Комбинированный

33

Насекомые. Рисование с использованием техники монотипии.

3

Комбинированный

34

Лето. Рисование по представлению.

3

Комбинированный


Итого:

За год:

24

102









Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Методический комплект для учителя.

Грошенков И. А. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2001 год.

Грошенков И.А.«Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида». Москва, АСАДЕМА, 2002 год.

Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.

Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.

Элементы педагогических технологий:

Е.Д. Худенко «Коррекционно - развивающее обучение».

Печатные пособия:

портреты и работы русских и зарубежных художников;

таблицы по цветоведению, построению орнамента;

схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

таблицы по народным промыслам;

учебно-практическое оборудование: конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

муляжи фруктов и овощей (комплект);

предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска, проектор, документ-камера, телевизор; экранно-звуковые пособия.

Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/.


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!