МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей предметов гуманитарного цикла | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____- г | Приказ № _____________ |
Руководитель МО | | |
________________________ | | от «___» _____________20____ г. |
| | |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем изобразительного искусства
Русиковой Мариной Владимировной
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе следующих документов:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО (ФГОС) МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. (Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013)
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Объем часов: - В неделю – 1 час.
- Общий объем часов – 35 часов,
в том числе с учетом реализации внутрипредметного модуля «Русские промыслы».
В соответствии с ФГОС содержание программы направлено на реализацию следующих целей художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе основной общеобразовательной школы: формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Изучение изобразительного искусства в 5 классе направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения:
- игровые (обыгрывание ситуации, фантазия на тему…, создание игрушки);
- информационные (показ презентаций на мультимедийном оборудовании, использование аудио и видеоаппаратуры на уроках);
- педагогический рисунок (рисунок на доске);
- дифференцированное обучение (индивидуальная работа, дифференциация заданий разного уровня сложности, по интересам, технике исполнения и т.д.);
- здоровьесберегающие (уроки на пленэре, организация физкультминуток, обеспечение работы кабинета согласно рекомендациям по санитарно-гигиеническим условиям на уроках ИЗО);
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка заданий;
- взаимопроверка;
- самоконтроль;
- виды работ, связанные с анализом;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронные экскурсии.
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: индивидуальный устный опрос, викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
В программу включен внутрипредметный модуль «Русские промыслы»
Основными факторами эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Включение уроков по внутрипредметному модулю может являться весьма эффективным способом формирования жизненных позиций обучающегося.
Особенностью программы является усиление связи изобразительного искусства с русскими промыслами, их отголоски находят свое отражение в различных этапах развития изобразительного искусства.
Цели курса модуля:
- раскрыть значение наследия русских промыслов в формировании национального сознания;
- сформировать у обучающихся целостное представление об изобразительном искусстве в его связи с русскими промыслами;
- создать деятельностную ситуацию для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по изобразительному искусству;
- развить гражданско-патриотические ценности у обучающихся;
- формировать мотивацию к исследовательско-проектной деятельности.
Используемый учебно – методический комплект:
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред.Б.М. Неменского. – 8–е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 192 с.: ил..,рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Диск с презентациями по темам уроков.
Методический фонд (включает объекты, используемые в натурных постановках для пояснения учебного материала)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Сроки реализации программы: один учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающийся научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Обучающийся получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-35 часов
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема: «Древние корни народного искусства» (8 ч.)
1) Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
2) Убранство русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
3) М: Моделирование полотенца избы.
Создание модели полотенца для декоративного убранства избы. Освоение принципов декоративного обобщения в изображении.
4) Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.).
5) Конструкция и декор предметов народного быта. Русские прялки.
Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
6) Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение.
7) Народный праздничный костюм.
Народный (русский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе сарафан) и южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной (русской) одежде.
8) М: Эскиз народного праздничного костюма.
Создание эскизов народного праздничного костюма (русского костюма).
Тема: «Связь времен в народном искусстве» (11 ч.)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы.
1) Народные праздничные обряды. Обобщение темы.
Народные традиции и праздники. Праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Проявление себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров.
2) М: Праздник «Осенины».
Художественное оформление класса и школы.
Разыгрывание народных песен, игровых сюжетов, участие в народных действиях.
3) Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
4)Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.
5) Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития Городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров.
6) Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров.
Хохлома.
Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи.
Жостово. Роспись по металлу.
Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров.
М: Моделирование жостовского подноса.
Единство формы и декора.
Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика.
Традиционные народные промыслы русского народа – гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира.
Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы.
Тема: «Декор – человек, общество, время» (8 ч.)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
Зачем людям украшения.
Смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы.
Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
3)М: Создание эскизов украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.).
4) Одежда «говорит» о человеке.
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
5) М: Создание композиции «Бал во дворце».
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда.
6) Коллективная работа «Бал в интерьере дворца».
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком- знаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда
7) М: Выполнение эскиза-импровизации в стиле древнеегипетского искусства. Символика элементов декора в произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков.
8) О чем рассказывают нам гербы Воронежской области.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Воронежа. Гербы районных центров Воронежа. Герб города Лиски.
Тема: «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
1)Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. (Обобщение темы).
Социально-стилевые признаки. Соотношение костюма, его образного строя с владельцем. Особенности художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличие от искусства народного (крестьянского).
2) М: Сообщения о современных художниках-профессионалах в области декоративно-прикладного искусства и их произведениях.
Ориентирование в широком многообразии современного декоративно-прикладного искусства, определение в произведениях декоративно-прикладного искусства связи конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Отличие современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.
3) Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный русский сувенир.
4)Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж).
Разработка и создание эскизов панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.
М: Создание витража.
Владение практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»
Умение пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе творческой работы.
М: Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»
Владение практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объёмных декоративных композиций.
М: Изготовление декоративного предмета.
Выполнение творческих работ в различных материалах и техниках.
(В том числе внутрипредметный модуль «Русские промыслы» - 11 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
1. | Древние корни народного искусства | 8 |
2. | Связь времен в народном искусстве | 11 |
3. | Декор, человек, общество, время | 8 |
4. | Современное декоративное искусство | 8 |
Итого: | 35 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Дата проведения | Тема урока | Примечания |
П | Ф |
1. | | | Древние образы в народном искусстве. | |
2. | | | Убранство русской избы. | |
3. | | | М: Моделирование полотенца избы. | |
4. | | | Внутренний мир русской избы. | |
5. | | | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. | |
6. | | | Русская народная вышивка. | |
7. | | | Народный праздничный костюм. | |
8. | | | М: Эскиз народного праздничного костюма. | |
9. | | | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. | |
10. | | | М: Праздник «Осенины». | |
11. | | | Древние образы в современных народных игрушках. | |
12. | | | Искусство Гжели. | |
13. | | | Городецкая роспись. | |
14. | | | Хохлома. | |
15. | | | Хохлома. | |
16. | | | Жостово. Роспись по металлу. | |
17. | | | М: Моделирование жостовского подноса. | |
18. | | | Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика. | |
19. | | | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | |
20. | | | Зачем людям украшения. | |
21. | | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | |
22. | | | М: Создание эскизов украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. | |
23. | | | Одежда «говорит» о человеке. | |
24. | | | М: Создание композиции «Бал во дворце». | |
25. | | | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца». | |
26. | | | М: Выполнение эскиза – импровизации в стиле древнеегипетского искусства. | |
27. | | | О чём рассказывают нам гербы Воронежской области. | |
28. | | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | |
29. | | | М: Сообщения о современных художниках-профессионалах в области декоративно-прикладного искусства и их произведениях. | |
30. | | | Современное выставочное искусство. | |
31. | | | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | |
32. | | М: Создание витража. | |
33. | | | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | |
34. | | М: Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | |
35. | | | М: Изготовление декоративного предмета. | |