СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


пояснительная записка


Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусст­во», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Обра­зовательной системы «Школа 2100».


Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограниче­ны, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отры­вочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмыслен­но излагать и защищать свою точку зрения.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальней­шем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способст­вует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о
структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одно­-
временно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства,
возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3)Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели обра­зования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельно­сти. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный спо­соб осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итого­вые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части обще­человеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусст­воведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведе­ний искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобра­зительной деятельности.

7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых ком­петенции) в проектной деятельности.


В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобрази­тельного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и ин­струментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, гра­фики, пластики.

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.


В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направлен­ный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важ­ной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными мате­риалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и техно­логические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у уча­щихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Для реализации программного содержания используются следующие учебные по­собия:

1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.

2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.


Учебно-тематический план


Название тем


Общее количест­во часов


Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) - на необходимом уровне,

(П) - на программном уровне


Жанры живописи. Натюрморт.


2


Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какими они бывают (Н). Рассказывать о барбизонской школе пейзажа, её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов (П). Учиться определять особенности зимнего ко­лорита (Н). Иметь представление (Н) и рассказывать (П) об особенностях портретного, исторического, анима­листического и бытового жанров в живописи. Иметь представление о цветовой гамме живо­писного произведения (Н). Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться цвето­вым кругом: находить с его помощью дополни­тельные и родственные цвета (Н). Иметь пред­ставление о декоративном панно (Н). Знать, как распределяется светотень на раз­личных поверхностях (Н). Знать алгоритм рисования натюрморта из гео­метрических тел. Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры (П). Иметь представление о том, что такое пропор­ции и соразмерность. Изучить основные про­порции человеческого лица (Н) и уметь ими пользоваться (П). Знать, как изменяется лицо человека с возрас­том или со сменой настроения. Знать историю и особенности хохломской рос­писи (Н) и уметь отличать её от других народ­ных промыслов (П). Изучить этапы выполнения различных хохлом-ских узоров (Н). Уметь работать акварелью, совмещая различ­ные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Иметь представление о творчестве И. Билиби-на (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинско-го стиля, и уметь визуально определять рабо­ты этого художника (П). Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси (Н). Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе раз­личных театральных художников (П). Знать историю основания Русского музея в Петербурге (Н). Уметь рассказывать о картинах Русского музея. Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам.


Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималисти­ческий жанры.


2


Цветовая гамма, цветовой круг, штриховка и цветовой тон.


3


Декоративное панно из природного материала.


3


Тон, форма, светотень. Натюрморт из геометрических тел.


3


Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.


3


Народные промыслы. Золотая Хохлома.


2


Плетёные орнаменты. Звериный стиль.


1


Волшебство акварели. Совмеще­ние нескольких техник в работе

акварелью.


1


Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.


3


Из истории искусства. Древнерус­ская книга. Как украшали рукопис­ные книги.


2


Для любознательных: художник и театр.


4


Учимся видеть. Русский музей.


1


Проекты.


2


Резерв.


2


Данные часы учитель может использовать как дополнительные. Они могут быть резервными при карантине или других форс-мажорных об­стоятельствах.


ИТОГО


34











Содержание программы (34 часа)


Занятия 1-4 (4 ч). Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анимали­стический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).

Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учеб­нике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использо­ванием изученных ранее терминов и понятий.

Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изуче­ние зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и инди­видуальные.

Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазов­ского.

Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.

Занятия 5-7 (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цве­товому кругу. Работа цветными карандашами.

Занятия 8-10 (3 ч). Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоратив­ное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием при­родного материала.

Занятия 11-13 (3 ч). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (раз­личное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.

Занятия 14-16 (3 ч). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, ми­мика.

Занятия 17-18 (2 ч). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы вы­полнения различных видов хохломской росписи.

Занятие 19 (1 ч). Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.

Занятие 20 (1 ч). Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.

Занятия 21-23 (3 ч). Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24-25 (2 ч). Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое бук­вица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26-29 (3 ч). Как создаётся театральный спектакль. Получение представле­ния о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30 (1 ч). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представлен­ных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

Занятия 31-32 (2 ч). Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.

Занятия 33-34 (2 ч). Резервные часы.

Требования к уровню подготовки учащихся


К концу третьего класса учащиеся научатся:

- владеть языком изобразительного искусства;

- различать особенности разных видов изобразительной деятельности;

- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, расти­тельный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;

- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);

- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;

- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.


К концу третьего класса учащиеся получат возможность научиться:

- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;

- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Антич­ности;

- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;

- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.


Планируемые результаты освоения предмета


Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.


Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного ис­кусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.


Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-твор­ческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением дейст­вительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобра­зительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учеб­ных действий.


Регулятивные универсальные учебные действия:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.


Познавательные универсальные учебные действия:


- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помо­щью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебни­ке (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жиз­ненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобрази­тельным средствам, жанрам и т.д.);

- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.


Коммуникативные универсальные учебные действия:


- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);

- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;

- учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются:

1. Овладение языком изобразительного искусства:

- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пей­заж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штрихов­ка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, со­размерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюст­рации, буквица;

- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный кос­тюм и чем занимаются театральные художники;

- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных по­нятий.


2. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:

- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произ­ведений;

- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.


3. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

- рисования цветными карандашами;

- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

- выполнения декоративного панно в технике аппликации;

- выполнения декоративного панно из природных материалов;

- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпе­чатка);

- работой гуашевыми красками;

- постановки и оформления кукольного спектакля.


4. Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:

-живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

- графика (иллюстрация);

- народные промыслы (хохломская роспись).


5. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объ­яснение их особенностей (Русский музей).


6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета


В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся - в соответствии с развивающей, личностно- ориентированной Образова­тельной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. на­сколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

Поскольку изобразительное искусство - предмет особый, нужно очень деликатно под­ходить к оцениванию результатов работы учащихся. Чтобы воспитать гармоничного, уве­ренного в своих силах человека, важно не отбить у него интерес к искусству и желание ри­совать, Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.




Основные требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству


1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоре­тические знания, полученные школьниками, должны позволять им грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём состоят особенности их собст­венных работ.

2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практи­ческими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных откры­ток, календарей, панно и т.п.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися про­дуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объём заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь применять их в жизни. Подобные задания должны удовлетворять всем изложен­ным критериям (прежде всего, требовать творческого применения знаний) и, желательно, быть связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструи­ровать и тому подобное).

Очень важно, чтобы объём заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих учеников. В любом случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях (принцип минимакса). Оценка усвоения знаний и умений осу­ществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель мо­жет проводить блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходи­мо вспомнить для правильного понимания новой темы. Преимущество такой проверки со­стоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают де­ти. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руково­дством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом мини-макса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который школьники могут усвоить. Таким образом, каждый уче­ник должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и ра­бочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ явля­ются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих дейст­вий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь по­сле полного высыхания).

В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполнен­ных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (сло­весную характеристику его успехов и советы по улучшению, устранению возможных недос­татков). Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.




















































Материально – техническое обеспечение программы



Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и со­временных представлений о культуре и безопасности труда школьников.


Для работы учащимся необходимы:


- индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться -трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые и акварельные краски, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для выти­рания рук);

- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к уро­кам изобразительного искусства: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Большие возможности для применения на уроках изобразительного искусства предос­тавляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроек-тор, ОУО-проектор, видеомагнитофон и др.): благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, Ийр://5сЬоо1-со11есйоп.ес1и.ги/), оно позво­ляет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных на­родов.


УОНМ - урок ознакомления с новым материалом;

УРУиН - урок развития умений и навыков.



Календарно-тематическое планирование


п/п


Дата


Тема урока


Тип урока


Основные виды деятельности


Планируемые предметные результаты


Универсальные учебные действия


Личностные результаты


1 четверть (9 часов)


1




Жанры живопи­си. Натюрморт.



УОНМЬ


Изучение натюр­мортов В. Хеды.



Рассказывать на языке искусства, что такое жан-

ры живописи и какие они бывают; анализировать произведение искусства; реализовывать задуман-

ную творческую идею.



Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последовательность действии, оценивать ход и результат выполнения; зада­вать вопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничества

с партнерами.


Самостоятельно опреде­лять и описывать собст-

венные чувства, возни­кающие в результате со­зерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.






























2




Жанры живопи­си. Пейзаж:барбизон-ская школа пейза жа; импрессионизм; зимний колорит.


УРУиН


Определение на примере картин А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента особенностей зим-

Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об им­прессионизме; объяснять, в чём особенности мето­да живописи импрессио-


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации; осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных


Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор­ческий подход к выполне­нию заданий.










него колорита.


Живописи импрессио нистов; писать зимний пейзаж по воображению.


признаков.




3




Портрет. Какие бывают портре­ты. Историче­ский и баталь­ный жанры в живописи.


УОНМ


Уточнение поня­тий «портрет», «исторический жанр».


Иметь представление и рассказывать об особен­ностях портретного, исто­рического жанров в живо­писи; анализировать изу-


Оценивать собственную ус­пешность выполнения заданий; планировать последователь­ность практических действий для реализации замысла, поставлен-

Определять под руково­дством педагога самые простые правила поведе­ния при сотрудничестве.











чаемое произведение изобразительного искус­ства.


ной задачи; оценивать ход и результат выполнения работы; участвовать в обсуж­дении учебной задачи.




4




Бытовой и ани­малистический


УОНМ


Анализ произве­дений изобрази-


Иметь представление и рассказывать об особен-


Оценивать собственную ус­пешность выполнения заданий;


Проявлять заинтересо­ванность в приобретении







жанры.




тельного искусст­ва различных жанров.


ностях портретного, исто­рического, анималистиче­ского и бытового жанров; рисовать с натуры любое животное в движении, наиболее характерном


планировать последователь­ность практических действий для реализации замысла, по­ставленной задачи; восприни­мать учебное задание; выби­рать последовательность


и расширении знании и способов действий, твор­ческий подход к выполне­нию заданий.













для него.


действии.





5



Цветовая гам­ма. Твоя мас-

терская: цвето-

вой круг.


УОНМ


Уточнение знаний о цвете. Опреде-

ление дополни-

тельных и родст­венных цветов по цветовому кругу.



Объяснять, что такое цве­товой круг; пользоваться

цветовым кругом: нахо-

дить с его помощью до­полнительные и родст­венные цвета; реализо­вывать творческий замы-

сел на основе жанровых

закономерностей.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реали-

зации; осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных признаков.




Определять под руково­дством педагога самые

простые правила поведе-

ния при сотрудничестве; понимать причины успе­хов и неудач в собствен­ной учебе.








































6


.


Твоя мастер­ская: штриховка и цветовой тон.



УРУиН




Работа цветными карандашами. Штриховка.




Иметь представление о цветовой гамме живопис­ного произведения; ис­пользовать приёмы штри-

ховки цветными каранда-

шами.


Оценивать собственную ус­пешность выполнения заданий; планировать последователь­ность практических действий

для реализации замысла, по-

ставленной задачи; восприни­мать учебное задание; выби­рать последовательность дей­ствий.


Проявлять заинтересо­ванность в приобретении и расширении знаний и способов действий, твор-

ческий подход к выполне-

нию задании.















7




Тренируем на­блюдатель-

ность: изучаем работу мастера.


УРУиН



Изучение и анализ рисунка С. Чехо-

нина цветными карандашами.



Иметь представление о цветовой гамме живопис-

ного произведения; ис­пользовать приёмы штри­ховки цветными каранда­шами; анализировать изучаемое произведений изобразительного искус-

ства.


Оценивать собственную ус­пешность выполнения заданий;

планировать последователь­ность практических действий для реализации замысла, по­ставленной задачи; восприни­мать учебное задание; выби­рать последовательность

действии.


Самостоятельно опреде­лять и описывать собст-

венные чувства и ощуще­ния, возникающие в ре­зультате созерцания, об­суждения наблюдаемых объектов.



















8















Декоративное

панно.

Твоя мастер-

ская: панно из

природного ма-

териала.



УРУиН








Уточнение поня-

тия о декоратив-

ном панно.






Изготавливать декора-

тивное панно из природ-

ного материала, заготов-

ленного летом; реализо-

вывать творческий замы-

сел на основе жанровых

закономерностей.


Планировать свое действие в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реали-

зации; осуществлять анализ

объектов с выделением суще-

ственных и несущественных

признаков.


Анализировать свои дей-

ствия и управлять ими;

сопоставлять собствен-

ную оценку своей дея-

тельности с оценкой учи-

телем.




9



















Твоя мастер-

ская: панно из

природного ма-

териала.


УРУиН


Изготовление

коллективного

панно «Весёлые

попугайчики».


Использовать в изготов-

лении элементов панно

тёплые и холодные цвета,

различные приемы выре-

зания ножницами; реали-

зовывать творческий за-

мысел на основе жанро-

вых закономерностей.


Воспринимать учебное зада-

ние, выбирать последователь-

ность действий, оценивать ход

и результат выполнения; со-

трудничать с учителем и свер-

стниками в разных ситуациях;

не создавать конфликты и на-

ходить выходы из спорных си-

туаций.


Определять под руково-

дством педагога самые

простые правила поведе-

ния при сотрудничестве;

понимать причины успеха

и неудач в собственной

учебе.



2 четверть (7 часов)



10











Твоя мастер-

ская: панно из

природного ма-

териала.







Ком-

бини-

рован-

ный

урок.





Изготовление

коллективного

панно «Весёлые

попугайчики».







Использовать в изготов-

лении элементов панно

тёплые и холодные цвета,

различные приемы выре-

зания ножницами; реали-

зовывать творческий за-

мысел на основе жанро-

вых закономерностей.


Воспринимать учебное зада-

ние, выбирать последователь-

ность действий, оценивать ход

и результат выполнения; со-

трудничать с учителем и свер-

стниками в разных ситуациях;

не создавать конфликты и на-

ходить выходы из спорных

ситуаций.


Самостоятельно делать

выбор, какое мнение при-

нять в предложенных си-

туациях, опираясь на об-

щие для всех простые

правила поведения.


























11




Тон, форма,

светотень.










УОНМ











Выявление объё-

ма и формы гра-

нёных и округлых

поверхностей и

простых геомет-

рических тел (пи-

рамиды и цилинд-

ра).




Объяснять, как распреде-

ляется светотень на раз-

личных поверхностях; вы-

полнять различные виды

штриховки (различное

направление штрихов,

послойное уплотнение

штриховки); передавать

объем с помощью

штриховки.


Оценивать собственную ус-

пешность выполнения заданий;

планировать последователь-

ность практических действий

для реализации замысла, по-

ставленной задачи; восприни-

мать учебное задание; выби-

рать последовательность

действий.



Уважительно относиться к

творчеству, как своему,

так и других людей.

















































12



Твоя мастер­ская: натюрморт из геометриче­ских тел.


УРУиН


Рисование на­тюрморта из гео­метрических тел с натуры.


Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; рас­пределять светотень на различных поверхностях; называть плоские и объем­ные предметы, находящие­ся рядом; передавать объ­ем с помощью штриховки.


Владеть логическими дейст­виями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классифика­ции, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отне­сения к известным понятиям.


Самостоятельно опреде­лять и описывать собст­венные чувства и ощуще­ния, возникающие в ре­зультате созерцания, об­суждения наблюдаемых объектов.



13



Твоя мастер­ская: натюрморт из геометриче­ских тел.


УРУиН


Рисование на­тюрморта из гео­метрических тел с натуры.


Использовать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел; рас­пределять светотень на различных поверхностях; передавать объем с по­мощью штриховки.


Уметь оценивать собственную успешность выполнения зада­ний; планировать последова­тельность практических дейст­вий для реализации замысла, поставленной задачи; воспри­нимать учебное задание.


Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.



14



Люди и их лица. Приметы воз­раста.


УОНМ


Изучение основ­ных пропорций человеческого лица.


Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность; уметь пользоваться представ­лениями о пропорциях; делать наброски простым карандашом; прорисовы­вать детали.


Выбирать последовательность действий; оценивать ход и ре­зультат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.


Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.



15



Люди и их лица. Приметы воз­раста. Мимика.


УРУиН


Тренировка на­блюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом.


Понимать, как изменяется лицо человека с возрас­том или со сменой на­строения; делать набро­ски простым карандашом, прорисовывать детали.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации; осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных признаков.


Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об­щие правила поведения.



16



Люди и их лица. Приметы воз­раста. Мимика.


УРУиН


Выполнение деко­ративного панно «Семейный портрет».


Использовать в изготовле­нии элементов панно тёп­лые и холодные цвета, раз­личные приемы вырезания ножницами; реализовывать творческий замысел на ос­нове жанровых закономер­ностей, делать наброски простым карандашом; про­рисовывать детали.


Уметь оценивать собственную успешность выполнения зада­ний, поставленной задачи; вос­принимать учебное задание; выбирать последовательность действий; оценивать ход и ре­зультат выполнения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.


Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об­щие для всех простые правила поведения.




17


Народные про­мыслы. Золотая Хохлома.




УОНМ




Изучение этапов выполнения раз­личных хохлом-

ских узоров.



Знать историю и особен­ности хохломской росписи и уметь отличать её от

других народных промы­слов; реализовывать творческий замысел на основе жанровых законо-

мерностей.


Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-

зации; осуществлять анализ объектов с выделением суще­ственных и несущественных признаков.



Самостоятельно опреде­лять и описывать собст­венные чувства и ощуще-

ния, возникающие в ре­зультате созерцания, об­суждения наблюдаемых объектов.









18


Народные про­мыслы. Золотая Хохлома.





УРУиН





Расписывание тарелки или шка­тулки в технике хохломской рос-

писи.




Знать историю и особен­ности хохломской росписи и уметь отличать её от других народных промы-

слов; реализовывать творческий замысел на

основе жанровых законо-

мерностей.


Владеть логическими дейст­виями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классифика­ции, установления аналогий и

причинно-следственных связей, построения рассуждений, отне-

сения к известным понятиям.



Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об-

щие для всех простые правила поведения.













19


Плетёные орнаменты. Звериный стиль.



УОНМ



Продолжение изу­чения орнамента.



Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля; понимать, какие изображения являются

элементами таких орна­ментов.



Уметь оценивать собственную успешность выполнения зада­ний; планировать последова­тельность практических дейст­вий для реализации замысла,

поставленной задачи; воспри­нимать учебное задание.






Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об­щие для всех простые

правила поведения.









20







Волшебство акварели. Твоя мастерская:

техника отпечатка.






УОНМ



Совмещение не­скольких техник в работе акварелью.







Работать акварелью, со­вмещая различные техни­ки и даже материалы; ис-

пользовать технику отпе­чатка в своей работе ак-

варелью; реализовывать

творческий замысел на

основе жанровых законо-

мерностей.










Владеть логическими дейст­виями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классифика-

ции, установления аналогии и причинно-следственных связей,

построения рассуждении, отне-

сения к известным понятиям.




Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.










21














22











Мастер иллюст-

рации И. Били-

бин. Билибин-

ский стиль.

Иллюстрации

к сказкам.





Ком-

бини-

рован-

ный

урок.




Анализ иллюстра-

ций к «Сказке о

царе Салтане»

А.С. Пушкина.







Иметь представление о

творчестве И. Билибина;

объяснять, в чём состоят

особенности билибинско-

го стиля, и визуально оп-

ределять работы этого

художника; объяснять,

что такое композиция ил- люстрации.




Владеть логическими дейст-

виями сравнения, анализа, син-

теза, обобщения, классифика-

ции, установления аналогий и

причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отне-

сения к известным понятиям.


Самостоятельно опреде-

лять и описывать собст-

венные чувства и ощуще-

ния, возникающие в ре-

зультате созерцания, об-

суждения наблюдаемых

объектов.





23



Мастер иллюст-

рации И. Били-

бин. Билибин-

ский стиль.

Иллюстрации к

сказкам.



УРУиН





Выполнение за-

дания «Древне-

русский витязь и

девица-

красавица».










Иметь представление о

творчестве И. Билибина;

объяснять, в чём состоят

особенности билибинско-

го стиля, и визуально оп-

ределять работы этого

художника; объяснять,

что такое композиция ил-

люстрации.




Планировать свое действие в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реали-

зации; осуществлять анализ

объектов с выделением суще-

ственных и несущественных

признаков.


Самостоятельно опреде-

лять и описывать собст-

венные чувства и ощуще-

ния, возникающие в ре-

зультате созерцания, об-

суждения наблюдаемых

объектов.



















24



Из истории ис-

кусства. Древ-

нерусская книга.

Как украшали

рукописные

книги.





УОНМ



Иметь представление о

том, что такое буквица,

лицевая рукопись; рас-

сказывать об изготовле-

нии книг в Древней Руси;

реализовывать творче-

ский замысел на основе жанровых закономерно-

стей.



Планировать свои действия в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее реали-

зации. Находить несколько ис-

точников информации, пользо-

ваться словарями и справочни-

ками.




Самостоятельно делать

выбор, какое мнение при-

нять в предложенных си-

туациях, опираясь на об-

щие для всех простые

правила поведения.



























25



Из истории ис­кусства. Древ­нерусская книга. Как украшали рукописные книги.


Урок-проект.


Коллективный проект «Кириллица».


Смешивать краски на па­литре, наносить краску широкой кистью для гус­того фона, прорисовывать мелкие детали; реализо­вывать собственный за­мысел.


Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последователь­ность действий, оценивать ход и результат выполнения; со­трудничать с учителем и свер­стниками в разных ситуациях.


Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.


26



Для любозна­тельных: худож­ник и театр.


Ком-бини-рован-ный урок.


Самостоятельное изучение темы.


Иметь представление о том, как создаётся теат­ральный спектакль; о ра­боте различных теат­ральных художников (де­корации и костюмы); ис­пользовать в работе приемы обработки раз­личных материалов.


Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последователь­ность действий, оценивать ход и результат выполнения; со­трудничать с учителем и свер­стниками в разных ситуациях.


Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об­щие для всех простые правила поведения.


27



Резерв.















4 четверть (7 часов)


28



Для любозна­тельных: худож­ник и театр.


Комби-

нированный урок.


Коллективная ра­бота: подготовка и постановка ку­кольного спектак­ля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».


Иметь представление о работе различных теат­ральных художников; реализовывать творче­ский замысел на основе жанровых закономерно­стей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.


Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последователь­ность действий, оценивать ход и результат выполнения; со­трудничать с учителем и свер­стниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и на­ходить выходы из спорных си­туаций.


Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждо­го отдельного человека.


29




Для любозна­тельных: худож­ник и театр.


Комби

нированный урок.


Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце».


Иметь представление о работе различных теат­ральных художников; реализовывать творче­ский замысел на основе жанровых закономерно­стей, выполнять заготовки для кукол; использовать в работе приемы обработки различных материалов.


Составлять план работы и со­гласованно действовать в кол­лективе; воспринимать учеб­ное задание; выбирать после­довательность действий; оце­нивать ход и результат выпол­нения работы; участвовать в обсуждении учебной задачи.


Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждо­го отдельного человека.


30




Для любозна­тельных: худож­ник и театр.


Ком-

бини-

рован-

ный урок.


Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Се­ребряное Копыт­це».


Иметь представление о работе различных теат­ральных художников; реализовывать творче­ский замысел на основе жанровых закономерно­стей, изготавливать деко­рации для кукольного те­атра; использовать в ра­боте приемы обработки различных материалов.


Составлять план работы и со­гласованно действовать в кол­лективе; планировать свое дей­ствие в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуществен­ных признаков.


Самостоятельно делать выбор, какое мнение при­нять в предложенных си­туациях, опираясь на об­щие для всех простые правила поведения.


31



Учимся видеть. Русский музей.


Вирту­альная экс­курсия.


Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.


Знать историю основания Русского музея в Петер­бурге; рассказывать о картинах Русского музея; понимать значение музе­ев для сохранения куль­турного наследия отече­ственных и зарубежных мастеров изобразитель­ного искусства.


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации. Находить несколько ис­точников информации, пользо­ваться словарями и справочни­ками на электронных носите­лях.


Самостоятельно опреде­лять и описывать собст­венные чувства и ощуще­ния, возникающие в ре­зультате созерцания, об­суждения наблюдаемых объектов.


32



Проекты.


Урок-проект.


Творческая дея­тельность.


Выполнять своими руками подарки родным и близ­ким к праздникам; прово­дить анализ задания с опорой на схему; соблю­дать аккуратность выпол­нения работы; реализо­вывать творческий замы­сел в создании художест­венного образа.


Воспринимать учебное зада­ние, выбирать последователь­ность действий, оценивать ход и результат выполнения; со­трудничать с учителем и свер­стниками в разных ситуациях; не создавать конфликты и на­ходить выходы из спорных си­туаций.


Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждо­го отдельного человека.


33



Проекты.


Урок-проект.


Творческая дея­тельность.


Выполнять своими руками подарки родным и близ­ким к праздникам; прово­дить анализ задания с опорой на схему; соблю­дать точность, аккурат­ность выполнения рабо­ты.


Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации. Находить несколько ис­точников информации, пользо­ваться словарями и справочни­ками на электронных носите­лях.


Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждо­го отдельного человека.


34



Резерв.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!