СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа является ключевым компонентом учебно методического комплекта по изобразительному искусству для основной школы. 

Составлена на основе авторской программы под редакцией  Б.Н.Неменского

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5 класс»











Рабочая программа по предмету (курсу)

«Изобразительное искусство»

5 класс











Составитель:

Учитель изобразительного искусства

Гончарова Елена Владимировна











  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.10.2012г. № 273-ФЗ ст.2, п.9, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897», федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом № 2080 от 24.12.2010 г., в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Также имеется возможность реализации рабочей программы по природоведению с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (образовательных платформ МЭШ, РЭШ, Яндекс, Учебник, Учи.ру, ЯКласс, электронных форм учебников, ЭУП, интерактивных приложений, онлайн-тестов, презентаций, платформ Skype, Zoom, Discord, WhatsApp, Viber).

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по изобразительному искусству для основной школы (под редакцией Б.Н.Неменского; издательство «Просвещение»).

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для основной школы под редакцией Б.Н.Неменского. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство 5-го класса: Н.А.Горяева, О.В.Островская (5-й класс) под редакцией Б.Н.Неменского, М.: Просвещение.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

1.2.6.1.1.1







Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М


Изобразительное искусство





5






М.: Просвещение





Цели и задачи курса:

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравствен­ном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художе­ственное творчество посредством овладения художественными матери­алами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными худо­жественными материалами и инструментами для эстетической органи­зации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

2. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценнос­тей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное худо­жественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материа­лами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной деятель­ности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты изучения изобразительного искусства по классам.

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

- знать истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

- знать особенности уникального крестьянского искусства, семанти­ческое значение традиционных

образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- знать несколько народных художественных промыслов России;

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды де­коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керами­ка, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на­родного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма­териала, формы и декора;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в тради­ции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобра­зительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (5 класс).

Раздел 1. Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Раздел 2. Связь времён в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Раздел 3. Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда говорит о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.

Современное выставочное искусство.

Ты сам мастер.










4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план 5 класс




Название темы



Количество часов

общее

теория

практика

1

Древние корни народного искусства

9

2

7

2

Связь времён в народном искусстве

7

2

5

3

Декор – человек, общество, время

10

3

7

4

Декоративное искусство в современном мире

7

3

4


Итого:

35

10

25

Календарно-тематическое планирование 5 класс

урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Кол-во часов

по плану

по факту

Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам.




1

Выполнение рисунка на тему одного из древних образов.




1

Создание эскиза убранства русской избы.




1

Изображение внутреннего убранства избы.




1

Создание эскиза декоративного украшения любого предмета крестьянского быта.




1

Изображение вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.




1

Изображение народного праздничного костюма.




1

8-9

Выполнение рисунка одного из известных народных праздников.




2

10.

Изображение игрушки в соответствии с традициями одного из народных промыслов.




1

11.

Изображение посуды с характерными деталями искусства Гжели.




1

12.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.




1

13.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.




1

14.

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи.




1

15.

Выполнение фрагмента мезенской росписи.




1

16.

Определение народного промысла по заданным характеристикам. Оформление рисунка.




1

17.

Беседа на тему «Зачем людям украшения» .




1

18.

Объяснение особенностей декора.




1

19.

Беседа на тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества




1

20.

Выполнение эскиза украшения с узором, в котором используется знаки-символы.




1

21.

Беседа на тему «Одежда «говорит» о человеке».




1

22-23.

Выполнение рисунка «Бал во дворце».




2

24.

Беседа на тему «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы».




1

25.

Изображение эмблемы класса




1

26.

Выполнение аналитически-творческих заданий.




1

27.

Беседа на тему «Современное выставочное искусство».




1

28.

Восприятие и анализ различных произведений современного декоративного искусства.




1

29-30.

Изображение предмета быта в формате современного декоративного искусства.




2

31.

Итоговое тестирование.




1

32-34.

Выполнение итоговой творческой работы.




3

35.

Рисунок на свободную тему.




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!