Рабочая программа по предмету (курсу)
«Изобразительное искусство»
5 класс
Составитель:
Учитель изобразительного искусства
Гончарова Елена Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.10.2012г. № 273-ФЗ ст.2, п.9, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897», федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом № 2080 от 24.12.2010 г., в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Также имеется возможность реализации рабочей программы по природоведению с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (образовательных платформ МЭШ, РЭШ, Яндекс, Учебник, Учи.ру, ЯКласс, электронных форм учебников, ЭУП, интерактивных приложений, онлайн-тестов, презентаций, платформ Skype, Zoom, Discord, WhatsApp, Viber).
Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по изобразительному искусству для основной школы (под редакцией Б.Н.Неменского; издательство «Просвещение»).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству для основной школы под редакцией Б.Н.Неменского. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Изобразительное искусство 5-го класса: Н.А.Горяева, О.В.Островская (5-й класс) под редакцией Б.Н.Неменского, М.: Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.6.1.1.1 | Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М | Изобразительное искусство | 5 | М.: Просвещение |
Цели и задачи курса:
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты изучения изобразительного искусства по классам.
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных
образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (5 класс).
Раздел 1. Древние корни народного искусства.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Раздел 2. Связь времён в народном искусстве.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Раздел 3. Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда говорит о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план 5 класс
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Древние корни народного искусства | 9 | 2 | 7 |
2 | Связь времён в народном искусстве | 7 | 2 | 5 |
3 | Декор – человек, общество, время | 10 | 3 | 7 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 7 | 3 | 4 |
| Итого: | 35 | 10 | 25 |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Примечание | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам. | | | | 1 |
| Выполнение рисунка на тему одного из древних образов. | | | | 1 |
| Создание эскиза убранства русской избы. | | | | 1 |
| Изображение внутреннего убранства избы. | | | | 1 |
| Создание эскиза декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. | | | | 1 |
| Изображение вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. | | | | 1 |
| Изображение народного праздничного костюма. | | | | 1 |
8-9 | Выполнение рисунка одного из известных народных праздников. | | | | 2 |
10. | Изображение игрушки в соответствии с традициями одного из народных промыслов. | | | | 1 |
11. | Изображение посуды с характерными деталями искусства Гжели. | | | | 1 |
12. | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи. | | | | 1 |
13. | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи. | | | | 1 |
14. | Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи. | | | | 1 |
15. | Выполнение фрагмента мезенской росписи. | | | | 1 |
16. | Определение народного промысла по заданным характеристикам. Оформление рисунка. | | | | 1 |
17. | Беседа на тему «Зачем людям украшения» . | | | | 1 |
18. | Объяснение особенностей декора. | | | | 1 |
19. | Беседа на тему «Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | | | | 1 |
20. | Выполнение эскиза украшения с узором, в котором используется знаки-символы. | | | | 1 |
21. | Беседа на тему «Одежда «говорит» о человеке». | | | | 1 |
22-23. | Выполнение рисунка «Бал во дворце». | | | | 2 |
24. | Беседа на тему «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы». | | | | 1 |
25. | Изображение эмблемы класса | | | | 1 |
26. | Выполнение аналитически-творческих заданий. | | | | 1 |
27. | Беседа на тему «Современное выставочное искусство». | | | | 1 |
28. | Восприятие и анализ различных произведений современного декоративного искусства. | | | | 1 |
29-30. | Изображение предмета быта в формате современного декоративного искусства. | | | | 2 |
31. | Итоговое тестирование. | | | | 1 |
32-34. | Выполнение итоговой творческой работы. | | | | 3 |
35. | Рисунок на свободную тему. | | | | 1 |