МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«специализированная гуманитарная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей _____________________ Протокол от «__» __________ № ____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________Л.М.Козлицкая «__» _____________ 2021г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________И.И.Сушков «__» _____________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
начального общего образования
Базовый уровень
3 класс
на 2021-2022 учебный год
Составитель рабочей программы:
Учитель высшей категории,
учитель - методист
А.Н.Царук
Донецк
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основании закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ПООП НОО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), с учётом учебно-методического комплекса «Школа России», ««Литературное чтение» 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2016», Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 81 с. Рабочего учебного плана образовательной организации (утвержденным приказом по школе от 30.08.2021 № 122).
Основой для составления Рабочей программы учителя стала:
Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение». 1-4 классы / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 81 с.
Курс «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов компактно проживающих в Донецкой Народной Республике, других странах.
Основными задачами курса являются:
развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане:
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Русский язык илитературноечтение».
Количество часов:
Курс «Литературное чтение» в 3классах занимает 136 часа
(4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения: системно-деятельностный подход;технология проблемного диалога;проектная технология;ИКТ-технологии;технология уровневой дифференциации.
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:
читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров; различать художественные произведения и познавательные тексты;
определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста; отличать автора произведения от героя и рассказчика; характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам, описанной картине; выявлять
взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера; составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения;
задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста; подробно, выборочно, сжато пересказывать содержание произведения; составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей; рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать; придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по аналогии с прочитанным; составлять рассказ по иллюстрациям, по началу; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений), корректировать собственный письменный текст;
приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Приме-чание |
План | Коррекция |
Тема 1. Самое великое чудо на свете | 4 | |
| | Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 | 01.09 | | |
| | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 03.09 | | |
| | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | 06.09 | | |
| | Урок-путешествие в прошлое. Тест по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений. | 1 | 07.09 | | |
Тема 2. Устное народное творчество | 10 | |
| | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные народные песни | 1 | 10.09 | | |
| | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок | 1 | 13.09 | | |
| | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | 1 | 14.09 | | |
| | Урок внеклассного чтения 1. «Сивка-бурка», русская народная сказка. | 1 | 15.09 | | |
| | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части | 1 | 17.09 | | |
| | «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки. | 1 | 20.09 | | |
| | «Иван-царевич и серый волк» | 1 | 21.09 | | |
| | «Иван-царевич и серый волк» Составление плана. | 1 | 22.09 | | |
| | «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки | 1 | 24.09 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 27.09 | | |
Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 | 8 | |
| | Знакомство с названием раздела.Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского. Русские поэты XIX-XX вв Ф. Тютчев «Весенняя гроза» (наизусть), «Листья». | 1 | 28.09 | | |
| | Урок внеклассного чтения 2. Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». | 1 | 29.09 | | |
| | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь …». | 1 | 01.10 | | |
| | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …». | 1 | 04.10 | | |
| | И. Никитин «Встреча зимы». | 1 | 05.10 | | |
| | И. Суриков «Детство». | 1 | 06.10 | | |
| | И. Суриков «Зима». | 1 | 08.10 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 11.10 | | |
Тема 4. Великие русские писатели | 20 | |
| | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал o жизни А. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. «Уж небо осенью дышало", Зимнее утро», «Зимний вечер» (наизусть по выбору). | 1 | 12.10 | | |
| | Урок внеклассного чтения 3.Путешествие в литературную страну. | 1 | 13.10 | | |
| | А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | 15.10 | | |
| | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. | 1 | 18.10 | | |
| | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение | 1 | 19.10 | | |
| | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. | 1 | 20.10 | | |
| | И. Крылов. Скульптурный портрет И. Крылову. | 1 | 22.10 | | |
| | Басни И. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Характеристика героев на основе их поступков (наизусть по выбору) | 1 | 25.10 | | |
| | Басни И. Крылова. Мораль басен. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни «Ворона и лисица». | 1 | 26.10 | | |
| | Урок внеклассного чтения 4. «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина. | 1 | 27.10 | | |
| | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 29.10 | | |
| | Лирические стихотворения. «Утес», «Осень» (наизусть по выбору) Настроение стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | 08.11 | | |
| | Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | 09.11 | | |
| | Л. Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | 1 | 10.11 | | |
| | Л. Толстой «Акула». Составление различных вариантов плана. | 1 | 12.11 | | |
| | Л. Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). | 1 | 15.11 | | |
| | Л. Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа. | 1 | 16.11 | | |
| | Урок внеклассного чтения 5. Басни И. Крылова | 1 | 17.11 | | |
| | Л. Толстой «Какая бывает трава на росе». Рассказ-описание. «Куда девается вода». Рассказ-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. | 1 | 19.11 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 22.11 | | |
Тема 5. Поэтическая тетрадь 2 | 8 | |
| | Знакомство с названием раздела. Н.Некрасов. Стихотворения o природе. Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…». | 1 | 23.11 | | |
| | Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» | 1 | 24.11 | | |
| | Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. | 1 | 26.11 | | |
| | К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». | 1 | 29.11 | | |
| | И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы». | 1 | 30.11 | | |
| | Урок внеклассного чтения 6. Л. Толстой детям. | 1 | 01.12 | | |
| | И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги...». | 1 | 03.12 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 06.12 | | |
Тема 6. Литературные сказки | 14 | |
| | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. | 1 | 07.12 | | |
| | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок | 1 | 08.12 | | |
| | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки».. Нравственный смысл сказки. | 1 | 10.12 | | |
| | Д. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Характеристика героев сказок. | 1 | 13.12 | | |
| | «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 1 | 14.12 | | |
| | Урок внеклассного чтения 7. Литературные сказки | 1 | 15.12 | | |
| | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Сравнение героев сказки | 1 | 17.12 | | |
| | В. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Сравнение героев сказки | 1 | 20.12 | | |
| | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок Чтение вслух | 1 | 21.12 | | |
| | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Чтение вслух | 1 | 22.12 | | |
| | В. Одоевский. «Мороз Иванович». Составление плана сказки | 1 | 24.12 | | |
| | В. Одоевский Подробный и выборочный пересказ сказки. | 1 | 27.12 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 28.12 | | |
| | Урок внеклассного чтения 8. Л. Чарская «Сказки о голубой фее» | 1 | 10.01 | | |
Тема 7. Были-небылицы | 8 | |
| | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | 11.01 | | |
| | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | 12.01 | | |
| | К. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | 14.01 | | |
| | А. Куприн. «Слон». Основные события произведения. | 1 | 17.01 | | |
| | А. Куприн. «Слон». Составление плана. | 1 | 18.01 | | |
| | А. Куприн. «Слон». Пересказ. | 1 | 19.01 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 21.01 | | |
| | Урок внеклассного чтения 9. «Произведения о зиме». | 1 | 24.01 | | |
Тема 8. Поэтическая тетрадь 1 | 6 | |
| | Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | 25.01 | | |
| | А. Блок. Картины зимних забав. «Ветхая избушка» (наизусть) | 1 | 26.01 | | |
| | С. Есенин. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха» | 1 | 28.01 | | |
| | С. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. | 1 | 31.01 | | |
| | Проект «Поэтическая страница» | 1 | 01.02 | | |
| | Оценка достижений | 1 | 02.02 | | |
Тема 9. Люби живое | 14 | |
| | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Пришвин. «Моя Родина». Заголовок текста. Основная мысль текста. | 1 | 04.02 | | |
| | Урок внеклассного чтения 10. Произведения о животных. | 1 | 07.02 | | |
| | М. Пришвин. «Моя Родина».Сочинение на основе художественного текста. | 1 | 08.02 | | |
| | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Рассказ о герое. | 1 | 09.02 | | |
| | И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | 11.02 | | |
| | В. Белов. «Малька провинилась». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. | 1 | 14.02 | | |
| | В. Белов. «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа. | 1 | 15.02 | | |
| | В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | 16.02 | | |
| | В. Бианки. «Мышонок Пик». Пересказ | 1 | 18.02 | | |
| | Урок внеклассного чтения 11. «Б. Житков детям». | 1 | 21.02 | | |
| | Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. | 1 | 22.02 | | |
| | В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения. | 1 | 25.02 | | |
| | В. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. | 1 | 28.02 | | |
| | Оценка достижений. | 1 | 01.03 | | |
Тема 10. Поэтическая тетрадь 2 | 10 | |
| | Знакомство с названием раздела. Стихотворения С.Маршака. | 1 | 02.03 | | |
| | С. Маршак. «Гроза днём». Выразительное чтение. | 1 | 04.03 | | |
| | С. Маршак. «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. | 1 | 07.03 | | |
| | Урок внеклассного чтения 12. «Путешествие по произведениям | 1 | 09.03 | | |
| | С. Я. Маршака».А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение. | 1 | 11.03 | | |
| | А. Барто. «В театре». Выразительное чтение. | 1 | 14.03 | | |
| | С. Михалков. «Если». Выразительное чтение. | 1 | 15.03 | | |
| | Е. Благинина. «Кукушка», Выразительное чтение. | 1 | 16.03 | | |
| | Е. Благинина. «Котёнок». Выразительное чтение. | 1 | 18.03 | | |
| | Проект «Праздник поэзии». Оценка достижений. | 1 | 21.03 | | |
Тема 11. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 12 | |
| | Знакомство с названием раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | 1 | 22.03 | | |
| | Урок внеклассного чтения 13. «Пословицы и поговорки»Б. | 1 | 23.03 | | |
| | Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок»Соотнесение пословицы и содержания произведения. | 1 | 25.03 | | |
| | А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. | 1 | 04.04 | | |
| | А. Платонов. «Цветок на земле». Чтение по ролям. | 1 | 05.04 | | |
| | А. Платонов. «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. | 1 | 06.04 | | |
| | М. Зощенко. «Золотые слова». Особенности юмористического рассказа. | 1 | 08.04 | | |
| | М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. | 1 | 11.04 | | |
| | М. Зощенко. «Великие путешественники». | 1 | 12.04 | | |
| | Урок внеклассного чтения 14. Сборник юмористических рассказов Н. Носова. | 1 | 13.04 | | |
| | Н. Носов. «Федина задача». «Телефон» | 1 | 15.04 | | |
| | Н. Носов. «Телефон» Оценка достижений. | 1 | 18.04 | | |
Тема 12. По страницам детских журналов | 10 | |
| | Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 | 19.04 | | |
| | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 | 20.04 | | |
| | Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. | 1 | 22.04 | | |
118 119 | 4 5 | Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию.Ю. Ермолаев. «Воспитатели».Пересказ | 1 | 26.04 | | |
120 | 6 | Урок внеклассного чтения 15. По страницам журналов для детей | 1 | 27.04 | | |
121 122 | 7 8 | Г. Остер. «Вредные советы». Г. Остер. «Как получаются легенды». | 1 | 29.04 | | |
123 | 9 | Создание собственного сборника добрых советов Легенды своей семьи. Р. Сеф. «Весёлые стихи» | 1 | 03.05 | | |
124 | 10 | Оценим свои достижения | 1 | 04.05 | | |
Тема 13. Зарубежная литература | 12 | |
125 | | Знакомство с названием раздела.Древнегреческие мифы. | 1 | 06.05 | | |
126 | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». | 1 | 10.05 | | |
127 | | Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | 13.05 | | |
128 | | Урок внеклассного чтения 16. «Сказки Г. Х. Андерсена». | 1 | 16.05 | | |
129 | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 | 17.05 | | |
130 | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 | 18.05 | | |
131 | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | 20.05 | | |
132 | | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Пересказ. | 1 | 23.05 | | |
133 | | Чтение вслух. | 1 | 24.05 | | |
134 | | Итоговая контрольная работа знаний | 1 | 25.05 | | |
135-136 | 11-12 | Повторение изученного за год Подведение итогов. Список литературы на лето | 1 | 27.05 | | |
Список произведений для заучивания наизусть
Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»
И. Крылов. Басни (по выбору)
М. Лермонтов. Стихи (по выбору)
А. Пушкин. Стихи (по выбору)
А. Блок. «Ветхая избушка»
Предметные результаты освоения третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение» должны отражать сформированность умений:
читать осознанно про себя и вслух целыми словами с переходом на чтение группами слов без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 60 слов в минуту и с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть) в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения;
· различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений художественной литературы и фольклора разных жанров; различать художественные произведения и познавательные тексты;
· определять главную мысль, тему произведения; устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; выявлять связь событий, эпизодов текста; отличать автора произведения от героя и рассказчика; характеризовать героев, определять авторское отношение к героям, поступкам, описанной картине; выявлять
· взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера; составлять портретные характеристики персонажей; сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения;
· задавать вопросы к учебным и художественным текстам; строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста; подробно, выборочно, сжато пересказывать содержание произведения; составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей; рассказывать о прочитанных произведениях; читать по ролям, инсценировать; придумывать продолжение прочитанного произведения; сочинять произведения по аналогии с прочитанным; составлять рассказ по иллюстрациям, по началу; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений), корректировать собственный письменный текст;
· приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
· объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебники / авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова В. Г.,
Виноградская Л. А., Бойкина М. В
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради / авторы: Бойкина М. В., Виноградская Л. А.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Методические пособия
Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3
класс
Бойкина М. В., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г., Роговцева Н. И.
Литературное чтение. Поурочные разработки. Технологические карты
уроков. 3 класс.
Книги для учителя
1. Полозова Т. Д. Как сформировать читательскую активность.
2. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего
школьника
Печатные пособия
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в
примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой
форме).
2. Словари по русскому языку.
3. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с
программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и
писателей
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Телевизор (по возможности).
3. Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности).
Аудиоцентр/магнитофон.
4. Диапроектор.
5. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по
возможности).
6. Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности).
7. Принтер лазерный (по возможности)