Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение: программа: 1 – 4 классы» Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой 2013 год.
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Литературное чтение», определяются цели и задачи.
Основная цель курса литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи:
• обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
• научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
• систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
• включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
• формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
• расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.
Содержание учебно-методического комплекта :
1.Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2013. 2.Литературное чтение: 3 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина. – 2-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2015. 3.Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – 6-е изд., дораб.- М.: Вентана-Граф, 2018. 4.Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Ефросинина. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012. 5.Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч./ Л.А. Ефросинина - М.: Вентана – Граф, 2016.
Учебный план рассчитан на 136 часов, авторская программа «Литературное чтение» предусматривает 136 часов. Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2021-2022 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 133 часа.
В авторской программе предусмотрены: контрольный урок №34, 103; комплексная разноуровневая контрольная работа - урок №134 на основе методических пособий: Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч./ Л.А. Ефросинина; Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л.А. Ефросинина.
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, ролевая игра, презентация, путешествие, викторина, праздник.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный ответ, сообщение, аудирование, декламация стихов, тренировочные упражнения, опрос.
Содержание программы
3 класс (136 ч)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения; понимание главной мысли.
Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Чтение. Чтение вслух и молча (про себя) небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.
Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание частей; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и кратко) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Круг чтения
Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах, во имя Родины, людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие. Более сложные, чем изучаемые в 1 и 2 классах, по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.
Былина: особенности изображения персонажей (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.
Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности этого жанра: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации.
Литературоведческая пропедевтика
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.
Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.
Чтение: работа с информацией
Информация о книге, произведении, авторе произведения или книги. Получение информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»). Умение пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах.
Оформление информации в виде моделей, схем, таблиц.
Использование готовых таблиц с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
Содержание программы по разделам
Название раздела | Кол-во часов |
«Устное народное творчество» | 16 ч |
Басни | 5 ч |
Произведения А. С. Пушкина | 10 ч |
Стихи русских поэтов | 5 ч |
Произведения Л.Н. Толстого | 11 ч |
Произведения Н. Некрасова | 7 ч |
Произведения А. П. Чехова | 6 ч |
Сказки зарубежных писателей | 4 ч |
Стихи русских поэтов | 7 ч |
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка | 6 ч |
Произведения А. И. Куприна | 8 ч |
Стихи С. Есенина | 7 ч |
Произведения К. Г. Паустовского | 12 ч |
Произведения С. Я. Маршака | 4 ч |
Произведения Л. Пантелеева | 3 ч |
Произведения А. П. Гайдара | 6 ч |
Произведения М. М. Пришвина | 6 ч |
Произведения зарубежных писателей | 13 ч |
Итого: | 136 ч |
Планируемые результаты изучения литературного чтения
в 3 классе
К концу обучения в 3 классе учащиеся достигнут следующих результатов:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научиться:
осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
читать вслух целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы, в темпе, соответствующим возможностям третьеклассников;
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
читать наизусть заранее подготовленные произведения;
пользоваться первичным, изучающим и поисковыми видами чтения по собственному желанию и зависимости от цели чтения;
практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/различие;
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различать краткий и подробный пересказы;
классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
различать типы книг: книга – произведение и книга – сборник; книги – сборники по темам и жанрам.
Ученик получит возможность научиться:
понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступков героев, высказывать своё мнение о произведении;
понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
работать с книгами разного типа (книга – произведение, книга – сборник), находить губный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автор, словарь);
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научиться:
различать стихотворные и прозаические тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2 – 3 существенных признака;
подбирать синонимы к словам из текста произведения и сознавать контекстное и прямое значение слов;
находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, половицы;
находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки, обращение, диалог, произведение, сравнение, эпитет).
Ученик получит возможность научиться:
подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значение слов;
употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
находить и читать диалоги и монологи героев.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научиться:
понимать особенности образов героев произведений, выбирать роль читать реплик героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды
моделировать живые картинки» к изученным произведениям;
создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.
Ученик получит возможность научиться:
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах;
творчески пересказывать произведение от лица героев
создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научиться:
определять и формулировать главную мысль текста
находить в тексте произведения информацию о героях, в структурных элементах книги – сведения об авторе, жанре;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
делить текст на составные части, составлять план текста;
понимать информацию, представленную разными способами: в таблице, схеме, модели; дополнять, исправлять и уточнять её;
сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результатыосвоения курса «Литературное чтение»
-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результатыосвоения курса «Литературное чтение»
-понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;осознание значимости чтения для личного развития;
-формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятийо добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Литературное чтение»
(4ч в неделю; 34 учебных недели)
3 класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Устное народное творчество (16 часов) |
1 | Произведения фольклора. Загадки. Какие бывают загадки. В.Даль «Старик-годовик» (загадка-сказка) | 01.09 | | |
2 | Произведения фольклора. Пословицы. Какие бывают пословицы | 02.09 | | |
3 | Русские народные сказки. Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 03.09 | | |
4 | Русские народные сказки. Русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | 06.09 | | |
5 | Сказки о животных | 08.09 | | |
6 | Сказки с загадками. Русская народная сказка ««Дочь-семилетка» | 09.09 | | |
7 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках | 10.09 | | |
8 | Волшебные сказки. Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр». О присказках | 13.09 | | |
9 | Сказки народов России | 15.09 | | |
10 | Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки | 16.09 | | |
11 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | 17.09 | | |
12 | Былины. Былины «Добрыня и змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | 20.09 | | |
13 | Былины. Былины «Добрыня и змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | 22.09 | | |
14 | Былины. Былины «Добрыня и змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула» | 23.09 | | |
15 | Былины. | 24.09 | | |
16 | Урок-обобщение по разделу | 27.09 | | |
Басни (5 часов) |
17 | Басни Эзопа и И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и Виноград», И. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица» | 29.09 | | |
18 | Басни Эзопа и И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и Виноград», И. Крылов «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица» | 30.09 | | |
19 | Басни И.А. Крылова | 01.10 | | |
20 | Басни | 04.10 | | |
21 | Обобщение по разделу «Басни» | 06.10 | | |
Произведения А. С. Пушкина (10 часов) |
22 | Произведения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | 07.10 | | |
23 | Произведения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» | 08.10 | | |
24 | Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) | 11.10 | | |
25 | Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) | 13.10 | | |
26 | Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении) | 14.10 | | |
27 | Сказки А.С. Пушкина. К. Паустовский «Сказки А.С.Пушкина» | 15.10 | | |
28 | Сказки А.С. Пушкина. К. Паустовский «Сказки А.С.Пушкина» | 18.10 | | |
29 | Стихи о природе. А.С.Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя..», «Зимний вечер» | 20.10 | | |
30 | Стихи о няне. А.С.Пушкин. «Няне» | 21.10 | | |
31 | Произведения А. С. Пушкина. Рубрика «Проверьте себя» | 22.10 | | |
Стихи русских поэтов (5 часов) |
32 | Стихи о природе. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | 25.10 | | |
33 | Стихи об осенней природе. А. Майков «Осень» | 27.10 | | |
34 | Контрольный урок. Рубрика «Проверьте себя» в тетради | 28.10 | | К.Р. |
35 | Стихи А.А.Фета. А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» | 29.10 | | |
36 | Стихи русских поэтов. Рубика «Книжная полка» | 08.11 | | |
Произведения Л.Н. Толстого (11 часов) |
37 | Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк» | 10.11 | | |
38 | Жанры произведений Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой. Сказка «Два брата», басня «Белка и Волк» | 11.11 | | |
39 | Сказки Л.Н.Толстого | 12.11 | | |
40 | Сказки Л.Н.Толстого | 15.11 | | |
41 | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой. «Лебеди», «Зайцы» | 17.11 | | |
42 | Научно-популярные и художественные рассказы. Л.Н.Толстой. «Лебеди», «Зайцы» | 18.11 | | |
43 | Художественные рассказы. Л.Н. Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок» | 19.11 | | |
44 | Художественные рассказы. Л.Н. Толстого. Л.Н.Толстой «Прыжок» | 22.11 | | |
45 | Былины Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой «Как боролся русский богатырь» | 24.11 | | |
46 | Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «Книжная полка» | 25.11 | | |
47 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | 26.11 | | |
Произведения Н. Некрасова (7 часов) |
48 | Стихотворения о детях. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок). К. Чуковский «Мужичок с ноготок» | 29.11 | | |
49 | Стихи о детях | 01.12 | | |
50 | Стихи о природе. Н. Некрасов «Славная осень …» | 02.12 | | |
51 | Стихи о природе. Н. Некрасов «Славная осень …» | 03.12 | | |
52 | Стихи о природе. Н. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | 06.12 | | |
53 | Стихи Н. А. Некрасова. К. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова» | 08.12 | | |
54 | Русские поэты. Рубрика «Проверьте себя». Рубрика «Книжная полка» | 09.12 | | |
Произведения А. П. Чехова (6 часов) |
55 | Повести и рассказы. А.Чехов «Степь» (отрывок) | 10.12 | | |
56 | Повести и рассказы. А.Чехов «Степь» (отрывок) | 13.12 | | |
57 | Произведения о детях. А.Чехов. «Ванька» | 15.12 | | |
58 | Произведения о детях. А.Чехов. «Ванька» | 16.12 | | |
59 | Книги о животных | 17.12 | | |
60 | Очерки и воспоминания об А.П.Чехове. Н.Шер. «О рассказах А.П.Чехова» | 20.12 | | |
Сказки зарубежных писателей. (4 часа) |
61 | Сказки Ш. Перро. Ш. Перро «Подарки феи» | 22.12 | | |
62 | Сказки Ц. Топелиуса. Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре» | 23.12 | | |
63 | Сказки зарубежных писателей | 24.12 | | |
64 | В мире сказок | 27.12 | | |
Стихи русских поэтов (7 часов) |
65 | Стихи о Родине. И. Никитин «Русь» | 10.01 | | |
66 | Стихи о природе. И. Никитин «Утро» | 12.01 | | |
67 | Стихи о детях и для детей. И. Суриков «Детство» | 13.01 | | |
68 | Стихи русских поэтов | 14.01 | | |
69 | Стихи о Родине. С.Дрожжин. «Привет», «Зимний день» | 17.01 | | |
70 | Стихи о Родине и родной природе | 19.01 | | |
71 | Обобщение по разделу. Рубрика «Проверьте себя» | 20.01 | | |
Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка. (6 часов) |
72 | Рассказы о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 21.01 | | |
73 | Рассказы о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 24.01 | | |
74 | Рассказы о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» | 26.01 | | |
75 | Сказки о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | 27.01 | | |
76 | Произведения о животных | 28.01 | | |
77 | Произведения о животных | 31.01 | | |
Произведения А.И.Куприна (8 часов) |
78 | Произведения о людях. А. Куприн «Синяя звезда» | 02.02 | | |
79 | Произведения о людях. А. Куприн «Синяя звезда» | 03.02 | | |
80 | Произведения о людях. А. Куприн «Синяя звезда» | 04.02 | | |
81 | Произведения о людях. А. Куприн «Синяя звезда» | 07.02 | | |
82 | Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька» | 09.02 | | |
83 | Рассказы о животных. А. Куприн «Барбос и Жулька» | 10.02 | | |
84 | Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» | 11.02 | | |
85 | Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка и А.И. Куприна. Рубрика «Проверьте себя» | 14.02 | | |
Стихи С. Есенина. (7 часов) |
86 | Стихи о Родине. С. Есенин «Я покинул родимый дом…» (отрывки) | 16.02 | | |
87 | Стихи о природе. С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». | 17.02 | | |
88 | Стихи о природе. С. Есенин «Берёза» | 18.02 | | |
89 | Стихотворения для детей. С. Есенин «Бабушкины сказки» | 21.02 | | |
90 | Стихотворения для детей. С. Есенин «Бабушкины сказки» | 24.02 | | |
91 | Родные поэты. Книги со стихотворениями русских поэтов | 25.02 | | |
92 | Рубрика «Проверьте себя» | 28.02 | | |
Произведения К. Г. Паустовского. (12 часов) |
93 | Произведения для детей. К. Паустовский. Сказка «Стальное колечко» | 02.03 | | |
94 | Произведения для детей. К. Паустовский. Сказка «Стальное колечко» | 03.03 | | |
95 | Произведения для детей. К. Паустовский. Сказка «Стальное колечко» | 04.03 | | |
96 | Произведения для детей. К. Паустовский. Сказка «Стальное колечко» | 05.03 | | |
97 | Рассказы о животных. К. Паустовский «Кот-ворюга» | 09.03 | | |
98 | Рассказы о животных. К. Паустовский «Кот-ворюга» | 10.03 | | |
99 | Рассказы о животных. К. Паустовский «Кот-ворюга» | 11.03 | | |
100 | Рассказы К. Г. Паустовского К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди?». Рубрика «Книжная полка» | 14.03 | | |
101 | Рассказы К. Г. Паустовского К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди?». Рубрика «Книжная полка» | 16.03 | | |
102 | Рассказы о животных | 17.03 | | |
103 | Контрольный урок | 18.03 | | К.Р. |
104 | Моя любимая книга | 21.03 | | |
Произведения С. Я. Маршака. (4 часа) |
105 | Стихи о Родине и родной природе. С. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш» | 23.03 | | |
106 | Стихи о Родине и родной природе. С. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш» | 24.03 | | |
107 | Пьесы-сказки С.Я.Маршака. | 25.03 | | |
108 | Произведения и книги С. Я. Маршака. В. Субботин «С Маршаком» | 04.04 | | |
Произведения Л. Пантелеева (5 часов) |
109 | Художественные рассказы. Л. Пантелеев «Честное слово» | 06.04 | | |
110 | Художественные рассказы. Л. Пантелеев «Честное слово» | 07.04 | | |
111 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 08.04 | | |
112 | Исторические рассказы. Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | 11.04 | | |
113 | Рассказы о детях и для детей | 13.04 | | |
Произведения А. П. Гайдара (6 часов) |
114 | Произведения для детей. А. Гайдар «Горячий камень» | 14.04 | | |
115 | Повесть о детях. А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 15.04 | | |
116 | Повесть о детях. А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | 18.04 | | |
117 | Писатели о писателе. С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре». | 20.04 | | |
118 | Книги о детях и для детей. Рубрика «Книжная полка» | 21.04 | | |
119 | Произведения о детях и для детей. Рубрика «Проверьте себя» | 22.04 | | |
Произведения М. М. Пришвина (6 часов) |
120 | Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М. Пришвин «Моя Родина» (очерк) | 25.04 | | |
121 | Разножанровые произведения М.М.Пришвина. М. Пришвин «Моя Родина» (очерк) | 27.04 | | |
122 | Рассказы о животных. М. Пришвин «Выскочка» | 28.04 | | |
123 | Рассказы о природе. М .Пришвин «Жаркий час», В.Чалмаев. «Воспоминания о М.М.Пришвине» | 29.04 | | |
124 | Рассказы о природе. М .Пришвин «Жаркий час», В.Чалмаев «Воспоминания о М.М.Пришвине» | 04.05 | | |
125 | Рубрика «Проверьте себя» | 05.05 | | |
Произведения зарубежных писателей (13 часов) |
126 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый Волк» (в сокращении) | 06.05 | | |
127 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый Волк» (в сокращении) | 11.05 | | |
128 | Рассказы о животных. Дж. Лондон «Бурый Волк» (в сокращении) | 12.05 | | |
129 | Рассказы о животных Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 13.05 | | |
130 | Рассказы о животных Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 16.05 | | |
131 | Рассказы о животных Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 18.05 | | |
132 | Рассказы о животных Э.Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении) | 19.05 | | коррекция |
133 | Книги о животных. Рубрика «Книжная полка» | 20.05 | | |
134 | Комплексная разноуровневая контрольная работа | 23.05 | | К.Р. |
135 | Книги зарубежных писателей | 25.05 | | |
136 | Произведения зарубежных писателей. Рубрика «Проверьте себя» | 26.05 | | |
137 | Летнее чтение | 27.05 | | |
138 | Летнее чтение | 30.05 | | коррекция |