СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» 1 класс (Вариант II)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» 1 класс (Вариант II)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Математические представления»

1 класс

(Вариант II)







2019 – 2020учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.

Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;

2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями

при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Описание места предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

I четверть – 17 ч.

II четверть - 16 ч.

III четверть - 18 ч.

IV четверть - 15 ч.

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:

Личностными результатами изучения предмета обучающихся являются:

- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Предметные результаты:

- уметь различать предметы по форме, величине;

- умение ориентироваться в схеме тела;

- умение различать множества (один – много);

- умение различать части суток;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

- умение пересчитывать предметы.

Метапредметные результаты:

- учиться работать по предложенному учителем плану.

сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)


Содержание учебного предмета

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Пространственные представления.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.



Тематическое планирование



Представление о величине( 6 ч.)

«Большой - маленький»

«Высокий ­ низкий»

«Широкий ­ узкий»

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.


Формирование умения различать и сравнивать предметы по массе

Представление о массе ( 7 ч.)

«Тяжелый ­ легкий»

«Глубокий - мелкий»

«Толстый - тонкий»

Повторение пройденного материала

Различение по массе однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по массе.

Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

Количественные представления( 8 ч.)

«Мало ­ много»

«Несколько-немного»

Изменение количества

Сравнение количества предметов

Повторение пройденного материала

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).


Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.


Временные представления( 9 ч.)

Времена года

Сутки

Неделя

«Рано ­ поздно»

Повторение пройденного материала


Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.


Формирование умения ориентации в пространстве

Пространственные представления( 6 ч.)

«Вверху ­ внизу»

«Впереди ­ сзади»

«Слева ­ справа»

Повторение пройденного материала


Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»).

Формирование умения ориентации на плоскости

Расположение на листе ( 5 ч.)бумаги

«Справа ­ слева»

«Вверху ­ внизу», «в середине»

Повторение пройденного материала

Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.


Формирования умения к отношению порядка следования

Отношение порядка следования( 10 ч.)

«Первый ­ -последний»

Перед, после, между

Повторение пройденного материала


Формирование умения представления о геометрических формах

Геометрический материал( 7 ч.)

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Точка

Прямая линия

Кривая линия

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).


Формирование умения выделения цифры 1

Нумерация( 8 ч.)

Узнавание и выделение цифры 1

Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам

Конструирование цифры 1 из пластилина, проволоки

Повторение пройденного материала

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.



Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

    1. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида Алышева Т.В. «Просвещение», 2012г.;

    2. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.

    3. Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.

    4. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).

    5. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г

    6. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





21

Повторение изученного материала

1



Текущий контроль

Временные представления ( 9 ч )

22-23

Времена года

2



Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



24-25

Сутки

2




26-27

Неделя

2




28-29

Рано-поздно

2




30

Повторение изученного

1



Текущий контроль

Пространственные представления ( 6ч)

31

Вверху-внизу

1



Умение ориентироваться в пространстве.

Текущий контроль

III четверть ( 20 часов)

32-33

Впереди-сзади

2



Умение ориентироваться в пространстве. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


34-35

Слева-справа

2




36

Повторение изученного материала

1




Расположение на листе бумаги (5 ч)

37-38

Справа - слева

2



Умение ориентироваться на плоскости.

Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


39-40

Вверху – внизу, в середине

2




41

Повторение изученного материала

1



Текущий контроль

Отношение порядка следования (10 ч)

42-44

Первый-последний

3



Умение определять порядок следованияДействовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


Текущий контроль

45-48

Перед, после, между

4



Умение определять порядок следованияДействовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


Текущий контроль

49-51

Повторение изученного материала

3




IV четверть ( 14 часов)

Геометрический материал (7 ч)

52

Круг

1



Умение определять геометрические формыУмение определять порядок следования.Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



53

Квадрат

1




54

Треугольник

1




55

Прямоугольник

1




56

Точка

1




57

Прямая линия

1




58

Кривая линия

1



Текущий контроль

Нумерация (8 ч)

59-60

Узнавание и выделение цифры 1

2



Умение выделять цифру 1. Умение определять порядок следованияДействовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.



61-62

Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.

Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам

2



Текущий контроль

63-64

Конструирование цифры 1 из пластилина, нитки

2




65-66

Повторение пройденного материала

2



Текущий контроль







8



 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!