МКОО "Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат" МР Таттинский улус РС(Я)
Утверждаю зам.по учебной части:________
Львова К.Н.
«___»__________________
Рабочая программа
3 класс вариант II
по предмету: «Математическое представление»
предметная область: «Математика»
\
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.
с

.Кыйы
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.п.2, ст.47, 48,
- приказа №1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», п.2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области- компонент содержательного раздела АООП, п.2.9.5.,
- примерной АООП образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. направлена на реализацию учебного предмета «Математические представления», предметной области «Математика», предназначена для обучающихся 3 класса, занимающихся по учебному плану АООП (вариант 2).
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. Программа во 2 классе предусматривает 68 часов (2 часа в неделю). Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Обучающимся, для которых содержание предмета недоступно, программа по математике не включается в индивидуальную образовательную программу, предмет не вносится в индивидуальный учебный план.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькуляторы; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Планируемые предметные результаты.
Учащиеся научатся определять:
величину, массу, размеры, форму предметов;
положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга; слова, их обозначающие;
части суток, порядок их следования; дни: вчера, сегодня, завтра;
количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 5; состав чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых;
названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением, «на руку»;
оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях «на глаз», путем установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние, недостающие;
увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объемы жидкости, сыпучего вещества; объяснять эти изменения;
определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
устанавливать и называть порядок следования предметов;
узнавать и называть, классифицировать геометрические фигуры;
определять форму знакомых предметов;
писать цифры 1, 2, 3, 4, 5; соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания; производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 5;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, выполняя самостоятельно практические действия; записывать решение задачи в виде примера, числовые данные задачи называть и записывать с наименованиями;
выделять в задаче условие, числовые данные (числа), вопрос, решение, ответ, выполнять практически с предметами или их заместителями действие, о котором говорится в задаче.
Тематическое планирование.
2 часа в неделю (68 часов).
№ п/п |
Тема | Всего часов | Из них |
практические работы | контрольные работы |
I. | Пространственные представления. | 12 ч. | | |
II. | Отношение порядка следования. | 10 ч. | | |
III. | Геометрический материал. | 10 ч. | | |
IV. | Нумерация. | 33 ч. | | |
V. | Повторение материала, изученного за год. | 3 ч. | | |
Итого | 68 ч. | | |