| Приложение 1 к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие) (вариант 2) |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 3 класса
на 2023-2024 учебный год
Составитель:
Вологина А.О.
Биробиджан, 2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (от 24.11.2022 № 1023);
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Авторская программа «Математика» Е.А. Жеребятьева, И.Л.Соловьёва (Москва, Просвещение, 2023г.);
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с нарушением слуха с использованием УМК «Математика» (1 доп 1-5).
Программа определяет ряд задач:
формировать мотивацию к учёбе и развивать интеллектуальные способности учащихся;
обеспечить числовую грамотность учащихся и формировать умения производить арифметические действия в области целых положительных чисел;
учить наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать простейшие обобщения;
формировать у детей наблюдательность, внимание, творческое воображение, память, словесно-логическое мышление;
прививать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения новых учебных и практических задач;
коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.
Уроки в 3 классе для обучающихся с нарушением слуха проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 136 часа (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.
Воспитательный потенциал предмета «Математика» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты
Личностные
Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны); формирование чувства гордости за свою родину; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха;
представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах научной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); установка на безопасный, здоровый образ жизни;
трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества в совместной деятельности):
принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой и научной деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;
любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла изучения математики как науки; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; применять математические знания в житейских ситуациях, а также для решения практических задач, связанных со взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми.
Метапредметные результаты
Регулятивные
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, находить способ исправления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование уточняющих вопросов, использование образца решения/оформления, проверка промежуточного результата по ходу выполнения действий и др.);
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Познавательные
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, в том числе оценка правильности и рациональности своих действий с учетом полученных навыков;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
освоение способов решения проблем поискового и творческого характера, в частности, применение изученных методов познания (измерение, моделирование, перебор вариантов);
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, в частности, широко использовать изучаемую математическую терминологию и универсальные способы счетной деятельности;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебной области, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;
овладение навыками смыслового чтения текстовых математических задач различной сложности, логичного построения разбора их условий, способов решений в соответствии задачами вычислительной деятельности и задачами коммуникации; получение опыта представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (группировки); построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; установления аналогий и причинно-следственных связей, в частности, связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
овладение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием предмета «Математика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Математика», в частности, приобретение практических графических и измерительных навыков для успешного решения учебных и житейских задач, а также получение опыта работы с информацией (находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации).
Коммуникативные
овладение навыками смыслового чтения текстов математических задач и заданий, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
понимание и адекватное использование математической терминологии для решения учебных и практических задач (комментировать процесс вычисления/решения, объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии, формулировать ответ с использованием текста задачи и/или образца речевого оформления, составлять тексты условия задачи по рисунку и краткой записи, ставить вопросы исходя из имеющихся данных в условии задачи; строить элементарное логическое рассуждение, сочинять новые задания на основе знакомых);
желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;
готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
знать устную и письменную нумерацию от 1 до 1000.
уметь выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление).
уметь выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000; умножение и деление на однозначное число.
решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок.
уметь решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий.
уметь решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия.
уметь решать составные задачи в 2 действия по вопросам и с объяснением каждого действия.
знать меры длины, массы и времени, соотношения между ними.
чертить отрезок, угол, квадрат, прямоугольник, треугольник.
измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур.
Содержание учебного предмета
Числа и величины
Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000. Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/ уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз). Группировать числа по заданному установленному признаку. Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм, грамм, час, минута, километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).
Арифметические действия
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, простых алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.
Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
Понимать условие и вопрос задач, доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать действия и объяснять свой выбор, используя доступные невербальные и вербальные средства. Решать основные типы простых задач арифметическим способом (в одно действие). Решать составные задачи в два действия арифметическим способом.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Определять расположение предметов относительно других в пространстве и на плоскости. Распознавать, называть (с учётом произносительных возможностей), изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, прямой угол, треугольник, прямоугольник, квадрат), в том числе по письменному и устному заданию, давать словесный отчёт по заданию. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, угол, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
Измерять длину отрезка. Измерять стороны треугольника, прямоугольника и квадрата. Знать соотношение мер длины и массы. Уметь определять время по часам (с точностью до 5 минут).
Работа с информацией
Устанавливать истинность (верно, неверно) доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах. Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать) доступные готовые таблицы с рисунками, текстами и символами. Заполнять доступные готовые таблицы.
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100 | 14 |
2 | Умножение и деление в пределах 100 | 50 |
3 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 40 |
4 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 32 |
| ИТОГО: | 136 часов |
Календарно-тематическое планирование |
№ | Тема урока | Кол-во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Первая четверть (32 ч.) Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100 (14 часов) |
1.2 | Сложение и вычитание в пределах 100. | 2 | | |
3.4 | Переместительное свойство сложения. | 2 | | |
5.6 | Проверка сложения перестановкой слагаемых. | 2 | | |
7.8 | Проверка сложения вычитанием. | 2 | | |
9, 10 | Упрощение вычислений с помощью переместительного и сочетательного законов сложения. | 2 | | |
11.12 | Решение уравнений | 2 | | |
13 | Входная контрольная работа. | 1 | | |
14 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
Умножение и деление в пределах 100 (18 часов) |
15.16 | Таблица умножения и соответствующие случаи деления | 2 | | |
17.18 | Переместительное свойство умножения | 2 | | |
19.2 | Упрощение вычислений с помощью переместительного и сочетательного законов умножения | 2 | | |
21-28 | Умножение в пределах 100 на однозначное число (внетабличное умножение) | 8 | | |
29-30 | Решение простых задач изученных видов с прямой формулировкой условия с новым числовым материалом | 2 | | |
31 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
32 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала | 1 | | |
Вторая четверть (32 ч.) Умножение и деление в пределах 100 (32 часа) |
1.2 | Умножение и деление круглых десятков на однозначное число | 2 | | |
3.12 | Внетабличное деление на однозначное число | 10 | | |
13.16 | Деление на двузначное число методом подбор | 4 | | |
17.19 | Деление с остатком | 3 | | |
20 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | 1 | | |
21.24 | Работа над ошибками. Решение примеров в 2– 3 действия со скобками и без скобок | 4 | | |
25.27 | Решение задач ранее пройденных видов с новым числовым материалом (решаемых в одно действие) | 3 | | |
28 | Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | | |
29,3о | Меры времени: час, минута. Определение времени по часам с точностью до 5 минут | 2 | | |
31.32 | Геометрический материал: углы прямые и непрямые, треугольник | 2 | | |
Третья четверть (40 часа) Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (40 часов) |
1.2 | Устная и письменная нумерация в пределах 1000 | 2 | | |
3.4 | Чтение и запись чисел в пределах 1000 | 2 | | |
5.6 | Числа однозначные, двузначные и трёхзначных | 2 | | |
7.9 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | 3 | | |
10 | Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 | | |
11.12 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | 2 | | |
13.16 | Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000 (сложение и вычитание столбиком) | 4 | | |
17,2о | Проверка сложения и вычитания | 4 | | |
21.24 | Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом (нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение) | 4 | | |
25.26 | Решение уравнений с новым числовым материалом | 2 | | |
27.29 | Решение примеров в 2– 4 действия со скобками и без скобок. Порядок действий | 3 | | |
30 | Контрольная работа за 3 четверть. | 1 | | |
31.34 | Меры длины: километр, метр. Соотношения между ними | 4 | | |
35.38 | Меры массы: килограмм, грамм. Соотношения между ними | 4 | | |
39,4о | Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношения между ними | 2 | | |
Четвертая четверть (32 часа) Числа от 1 до 1000. Умножение и деление ( 32 часа ) |
1 | Письменное умножение и деление на однозначное число | 4 | | |
2 | Умножение круглых десятков на однозначное число. Письменный приём умножения на однозначное число (вычисления столбиком) | 7 | | |
3 | Контрольная работа «Умножение и деление» | 1 | | |
4 | Работа над ошибками. Деление круглых десятков на однозначное число. Письменный приём деления на однозначное число (деление углом) | 8 | | |
5 | Решение уравнений на основе знаний зависимости между компонентами и результатом действия | 2 | | |
6 | Решение простых задач ранее изученных видов с прямой формулировкой условия с числовым материалом в пределах 1000 | 3 | | |
7 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
8 | Контрольная работа за год | 1 | | |
9 | Работа над ошибками. Решение примеров, содержащих 3–4 действия. Порядок действий | 4 | | |
10 | Меры длины, массы и стоимости. Соотношения между ними | 2 | | |
Литература
Жеребятьева Е. А., Соловьёва И. Л.Математика : 3 класс : методическое пособие к учебнику -Москва : Просвещение, 2023.
Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС.
Жеребятьева Е. А., Соловьёва И. Л. Математика: 3 класс. М.: Просвещение.
Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи. М.: Просвещение.
Сухова В. Б. Обучение математике в подготовительном – четвёртом классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: Академия.
Контрольно-измерительный материал
Начерти треугольник, в котором один угол — прямой.
Реши примеры:
70 · 9 | 120 · 4 | 124 · 2 |
164 · 4 | 106 · 7 | .812:4 |
.450:5 | .360:3 | .865:5 |
Реши уравнения:
х · 5 = 250 х : 8 = 98
Выполни действия: 5. Составь краткую запись условия и реши задачу
450 – 126 : 3 + 279 808 : (503 – 165 · 3) 79 + 4 · (758 – 569) 560 : 7 · 12 : 6 | Составь краткую запись условия и реши задачу. Масса арбуза 12 кг, а масса дыни 4 кг. Во сколько раз масса арбуза больше, чем масса дыни |