СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся с нарушением слуха (вариант 2.2) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для обучающихся с нарушением слуха (2.2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся с нарушением слуха (вариант 2.2) 3 класс»



Приложение 1

к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с нарушением слуха (слабослышащие и позднооглохшие) (вариант 2)










Рабочая программа

по учебному предмету «Математика»

для обучающихся 3 класса

на 2023-2024 учебный год
















Составитель:

Вологина А.О.









Биробиджан, 2023г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (от 24.11.2022 № 1023);

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа «Математика» Е.А. Жеребятьева, И.Л.Соловьёва (Москва, Просвещение, 2023г.);

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с нарушением слуха с использованием УМК «Математика» (1 доп 1-5).

Программа определяет ряд задач:

  • формировать мотивацию к учёбе и развивать интеллектуальные способности учащихся;

  • обеспечить числовую грамотность учащихся и формировать умения производить арифметические действия в области целых положительных чисел;

  • учить наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать простейшие обобщения;

  • формировать у детей наблюдательность, внимание, творческое воображение, память, словесно-логическое мышление;

  • прививать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения новых учебных и практических задач;

  • коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.

Уроки в 3 классе для обучающихся с нарушением слуха проводятся индивидуально. Рабочая программа составлена на 136 часа (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). Длительность уроков 40 минут.

Воспитательный потенциал предмета «Математика» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.


Планируемые результаты

Личностные

Личностные результаты предполагают готовность и способность ребёнка с нарушением слуха к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

  • гражданско-патриотического воспитания:

осознание себя гражданином своей страны, ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны); формирование чувства гордости за свою родину; применение в обучающих и реальных жизненных ситуациях собственного опыта и расширение представлений о социокультурной жизни слышащих детей и взрослых, лиц с нарушениями слуха;

  • духовно-нравственного воспитания:

представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств, стремление проявления заботы и внимания по отношению к окружающим людям и животным; осознание правил и норм поведения, правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников); умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится; что получилось / что не получилось); принятие факта существования различных мнений; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (в урочной и внеурочной деятельности, при коллективных играх, оценивании деятельности одноклассников, обсуждении разных мнений, сравнении результата работ), готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • эстетического воспитания:

проявление интереса к культурным достижениям своей страны, разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах научной деятельности;

  • физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости СМС-сообщение и другое); установка на безопасный, здоровый образ жизни;

  • трудового воспитания (в том числе по направлениям формирования учебной деятельности и сотрудничества в совместной деятельности):

принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в аналогичных и новых ситуациях, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности; готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой и научной деятельности; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач; способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; свободный выбор доступных средств общения по ситуации и с учётом возможностей других членов коллектива; умение включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, готовность участвовать в повседневных делах наравне со взрослыми; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);

  • экологического воспитания:

осознание роли человека в природе и обществе; принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред; проявление элементарной экологической грамотности;

  • ценности научного познания:

любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; положительное отношение к школе, к учебной деятельности, понимание смысла изучения математики как науки; осмысленность в усвоении учебного материала, устойчивый интерес к получению новых знаний; любознательность, стремление к расширению собственных представлений о мире и человеке в нем; стремление к дальнейшему развитию собственных навыков и накоплению общекультурного опыта; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; применять математические знания в житейских ситуациях, а также для решения практических задач, связанных со взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выбирать и при необходимости корректировать способы действий;

  • находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, находить способ исправления ошибок;

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование уточняющих вопросов, использование образца решения/оформления, проверка промежуточного результата по ходу выполнения действий и др.);

  • определение общей цели и путей ее достижения;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, в том числе оценка правильности и рациональности своих действий с учетом полученных навыков;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • освоение способов решения проблем поискового и творческого характера, в частности, применение изученных методов познания (измерение, моделирование, перебор вариантов);

  • активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития слабослышащих и позднооглохших обучающихся) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, в частности, широко использовать изучаемую математическую терминологию и универсальные способы счетной деятельности;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебной области, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины;

  • овладение навыками смыслового чтения текстовых математических задач различной сложности, логичного построения разбора их условий, способов решений в соответствии задачами вычислительной деятельности и задачами коммуникации; получение опыта представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (группировки); построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; установления аналогий и причинно-следственных связей, в частности, связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);

  • овладение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием предмета «Математика»;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Математика», в частности, приобретение практических графических и измерительных навыков для успешного решения учебных и житейских задач, а также получение опыта работы с информацией (находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации).

Коммуникативные

  • овладение навыками смыслового чтения текстов математических задач и заданий, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • понимание и адекватное использование математической терминологии для решения учебных и практических задач (комментировать процесс вычисления/решения, объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии, формулировать ответ с использованием текста задачи и/или образца речевого оформления, составлять тексты условия задачи по рисунку и краткой записи, ставить вопросы исходя из имеющихся данных в условии задачи; строить элементарное логическое рассуждение, сочинять новые задания на основе знакомых);

  • желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач;

  • готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою;

  • умение вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.


Предметные результаты

  • знать устную и письменную нумерацию от 1 до 1000.

  • уметь выполнять устно все арифметические действия в пределах 100 (сложение, вычитание, умножение, деление).

  • уметь выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000; умножение и деление на однозначное число.

  • решать примеры, включающие в себя 2-3 действия со скобками и без скобок.

  • уметь решать простейшие уравнения на основе знаний зависимости между компонентами и результатами действий.

  • уметь решать основные типы простых задач (решаемых одним действием) с прямой формулировкой условия.

  • уметь решать составные задачи в 2 действия по вопросам и с объяснением каждого действия.

  • знать меры длины, массы и времени, соотношения между ними.

  • чертить отрезок, угол, квадрат, прямоугольник, треугольник.

  • измерять длину отрезка, длины сторон геометрических фигур.


Содержание учебного предмета

Числа и величины

Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1000. Устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/ уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз). Группировать числа по заданному установленному признаку. Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать), записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм, грамм, час, минута, километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).

Арифметические действия

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, простых алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).

Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение.

Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Работа с текстовыми задачами

Понимать условие и вопрос задач, доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать действия и объяснять свой выбор, используя доступные невербальные и вербальные средства. Решать основные типы простых задач арифметическим способом (в одно действие). Решать составные задачи в два действия арифметическим способом.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Определять расположение предметов относительно других в пространстве и на плоскости. Распознавать, называть (с учётом произносительных возможностей), изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, прямой угол, треугольник, прямоугольник, квадрат), в том числе по письменному и устному заданию, давать словесный отчёт по заданию. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, угол, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. Соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Измерять длину отрезка. Измерять стороны треугольника, прямоугольника и квадрата. Знать соотношение мер длины и массы. Уметь определять время по часам (с точностью до 5 минут).

Работа с информацией

Устанавливать истинность (верно, неверно) доступных обучающемуся по смыслу и речевому оформлению утверждений о числах, величинах, геометрических фигурах. Читать (называть с учётом индивидуальных речевых возможностей, понимать) доступные готовые таблицы с рисунками, текстами и символами. Заполнять доступные готовые таблицы.


Тематическое планирование


Содержание программного материала


Кол-во часов

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100

14

2

Умножение и деление в пределах 100

50

3

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

40

4

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

32


ИТОГО:

136 часов



Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения


план


факт

Первая четверть (32 ч.)

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание в пределах 100 (14 часов)

1.2

Сложение и вычитание в пределах 100.

2



3.4

Переместительное свойство сложения.

2



5.6

Проверка сложения перестановкой слагаемых.

2



7.8

Проверка сложения вычитанием.

2



9,

10

Упрощение вычислений с помощью переместительного и сочетательного законов сложения.

2



11.12

Решение уравнений

2



13

Входная контрольная работа.

1



14

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

1



Умножение и деление в пределах 100 (18 часов)

15.16

Таблица умножения и соответствующие случаи деления

2



17.18

Переместительное свойство умножения

2



19.2

Упрощение вычислений с помощью переместительного и сочетательного законов умножения

2



21-28

Умножение в пределах 100 на однозначное число (внетабличное умножение)

8



29-30

Решение простых задач изученных видов с прямой формулировкой условия с новым числовым материалом

2



31

Контрольная работа по теме «Умножение и деление»

1



32

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала

1



Вторая четверть (32 ч.)

Умножение и деление в пределах 100 (32 часа)

1.2

Умножение и деление круглых десятков на однозначное число

2



3.12

Внетабличное деление на однозначное число

10



13.16

Деление на двузначное число методом подбор

4



17.19

Деление с остатком

3



20

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

1



21.24

Работа над ошибками. Решение примеров в 2– 3 действия со скобками и без скобок

4



25.27

Решение задач ранее пройденных видов с новым числовым материалом (решаемых в одно действие)

3



28

Контрольная работа за 2 четверть.

1



29,3о

Меры времени: час, минута. Определение времени по часам с точностью до 5 минут

2



31.32

Геометрический материал: углы прямые и непрямые, треугольник

2



Третья четверть (40 часа)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (40 часов)

1.2

Устная и письменная нумерация в пределах 1000

2



3.4

Чтение и запись чисел в пределах 1000

2



5.6

Числа однозначные, двузначные и трёхзначных

2



7.9

Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

3



10

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000»

1



11.12

Работа над ошибками. Сложение и вычитание в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100

2



13.16

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000 (сложение и вычитание столбиком)

4



17,2о

Проверка сложения и вычитания

4



21.24

Решение простых задач пройденных типов с новым числовым материалом (нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, разностное сравнение)

4



25.26

Решение уравнений с новым числовым материалом

2



27.29

Решение примеров в 2– 4 действия со скобками и без скобок. Порядок действий

3



30

Контрольная работа за 3 четверть.

1



31.34

Меры длины: километр, метр. Соотношения между ними

4



35.38

Меры массы: килограмм, грамм. Соотношения между ними

4



39,4о

Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношения между ними

2



Четвертая четверть (32 часа)

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление ( 32 часа )

1

Письменное умножение и деление на однозначное число

4



2

Умножение круглых десятков на однозначное число. Письменный приём умножения на однозначное число (вычисления столбиком)

7



3

Контрольная работа «Умножение и деление»

1



4

Работа над ошибками. Деление круглых десятков на однозначное число. Письменный приём деления на однозначное число (деление углом)

8



5

Решение уравнений на основе знаний зависимости между компонентами и результатом действия

2



6

Решение простых задач ранее изученных видов с прямой формулировкой условия с числовым материалом в пределах 1000

3



7

Промежуточная аттестация

1



8

Контрольная работа за год

1



9

Работа над ошибками. Решение примеров, содержащих 3–4 действия. Порядок действий

4



10

Меры длины, массы и стоимости. Соотношения между ними

2




Литература

  1. Жеребятьева Е. А., Соловьёва И. Л.Математика : 3 класс : методическое пособие к учебнику -Москва : Просвещение, 2023.

  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС.

  3. Жеребятьева Е. А., Соловьёва И. Л. Математика: 3 класс. М.: Просвещение.

  4. Рау Ф. Ф. Методика обучения глухих устной речи. М.: Просвещение.

  5. Сухова В. Б. Обучение математике в подготовительном – четвёртом классах школ для глухих и слабослышащих детей. М.: Академия.


Контрольно-измерительный материал


  1. Начерти треугольник, в котором один угол — прямой.

  1. Реши примеры:

    70 · 9

    120 · 4

    124 · 2

    164 · 4

    106 · 7

    .812:4

    .450:5

    .360:3

    .865:5

  2. Реши уравнения:

    х · 5 = 250 х : 8 = 98

  3. Выполни действия: 5. Составь краткую запись условия и реши задачу

    450 – 126 : 3 + 279

    808 : (503 – 165 · 3)

    79 + 4 · (758 – 569)

    560 : 7 · 12 : 6

    Составь краткую запись условия и реши задачу. Масса арбуза 12 кг, а масса дыни 4 кг. Во сколько раз масса арбуза больше, чем масса дыни