СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

       Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план  АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 3 класс»



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4. СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Программа по предмету «Мир природы и человека» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), закладывает основы для формирования у них естествоведческих знаний, способствует развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.

Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.

3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.

4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.

Предмет имеет коррекционную направленность.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;


  • развитие пространственных представлений;

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

  • умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

  • обогащение словаря

  • умение планировать деятельность;

  • умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Содержание программного материала предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»), «Повторение», и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам в старших классах «Естествознание» и «География», который выдвигает на первый план обеспечение:

  • поли сенсорности восприятия объектов;

  • практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

  • постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

  • постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основу всей программы составляет раздел «Сезонные изменения», так как именно он раскрывает наиболее важные причинно-следственные зависимости, существующие в мире природы, и способствует уяснению существенных особенностей жизни растений, животных, человека. Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». Раздел «Повторение» используется в начале учебного года с целью повторения материала предыдущего периода обучения, в конце года, для обобщения повторения материала по разделам.

После изложения программного материала в конце каждого класса определен обязательный базовый уровень знаний. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень).

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по предмету «Мир природы и человека» – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Особенностями предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделено формированию представлений об ок­ру­жа­ю­щем мире.

Третий год обучения продолжает работу, начатую в первом и втором классах.

Задачи этого периода:

  • закрепление представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

  • закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснение роли солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

  • изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

  • воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.

Обучение носит практический характер. В каждой теме предмета представлены задания на развитие базовых учебных действий (жизненных компетенций) в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература.

Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живой при­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях. При изучении многих тем проводятся практические работы, опыты, в процессе которых обучающиеся получают навыки ухода за растениями, навыки работы в саду и огороде, правила обработки овощей и фруктов перед употреблением в пищу, правила приготовления пищи и правила предотвращения пищевых отравлений.

Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи: знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.

Вместе с тем, умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, ручного труда и физической культуры используются и подкрепляются в процессе изучения естествоведческих понятий.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

по источнику знаний:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические –практические работы; игры.

по характеру познавательной деятельности обучающихся:

  • проблемного изложения;

  • частично-поисковые;

  • исследовательские.

Ведущими на уроках являются наблюдения, рассказ, беседа, проблемные, частично – поисковые методы, практические работы.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы уроков:

а)ведущие формы:

  • урок-игра,

  • урок-экскурсия,

  • практические занятия;

б) другие формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-викторина,

  • виртуальная экскурсия,

  • уроки –путешествия;

  • уроки с элементами исследования.

Виды и формы организации работы на уроке:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

  • технология исследовательской направленности;

  • здоровьесберегающая технология ;

  • технология игрового обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения.

Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 34ч. в год (1ч. в неделю).

34 ч. (1ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно пространственной организации;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

2.Предметные результаты по учебному предмету«Мир природы и человека»на конец обучения в 3 классе:

Обучающиеся усвоят следующие представления:

  • о простейших свойствах воздуха, его значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и леса;

  • об образе жизни и повадках диких и домашних животных и птиц;

  • о роли человекав жизни домашних животных;

  • о сезонных изменениях в живой и неживой природе;

  • о дыхании человека, о профилактике простудных заболеваний.

Предметные результаты имеют два уровня. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

называть изученные объекты и явления с помощью учителя;

сравнивать и различать растения сада и леса, называть по 2-3 растения, наиболее распространенных в данной местности;

различать ягоды, грибы, орехи;

сравнивать изученных домашних и диких животных и птиц;

описывать повадки домашних и диких животных и птиц, их образ жизни с помощью учителя;

соблюдать правила употребления в пищу грибов и ягод, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

соблюдать правила предупреждения простудных заболеваний;

с помощью учителя соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека.

правильно называть изученные объекты и явления;

сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

различать изученных домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека; определять по сезонным изменениям время года;

определять направление ветра.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;

  • сознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо - родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание учебного предмета

Сезонные изменения в природе .(11часов)

Сезонные изменения в неживой природе: Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь. (знакомство с календарем, названия месяцев).

Растения и животные в разное время года: Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа. (6 часов)

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа. Растения. (5 часов)

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые


деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.Травы полезные и травы опасные.

Живая природа. Животные. (7 часов)

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Живая природа. Человек. (5 часов)

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущий контроль.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека»проводится в следующих формах:

  • устный опрос;

  • творческие и практические работы;

  • самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

  • удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке устных ответов по предмету используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале:

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

«5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

«4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

«3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.














Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы


Базовый учебник:

1.Матвеева Н.Б.,Ярочкина. И.А, ПоповаМ.А, Куртова Т.О. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2019.

Печатные пособия: комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных

картин.

Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы

и социума); видеофильмы (мультфильмы) и презентации по темам: «Дикие и

домашние животные», «Красная книга», «Первоцветы», «Растения», «Времена года»

Модели и натуральный ряд: набор муляжей«Фрукты, грибы, овощи»;

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска, проектор.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках «Национального проекта» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися 3 класса при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

Усиливает подачу материала.

Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 В своей работе в первую очередь исходим из перспективного плана, темы и целей занятий. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

 Литература для учителя:

  1. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Владос, 2007 г.

  2. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  3. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта // под ред. Л.Б. Баряевой, И.М. Бгажноковой, Д.И.Бойковой, А.П. Зарина. - Псков, 1999.


  1. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.


  1. Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.


  1. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.


  Дополнительная литература для учащихся:

  1. Борис Житков «Рассказы о животных»

  2. Виталий Бианки «Лесные домишки»

«Лесная газета» — уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым и ярким языком.

  1. Керр Джудит «Рассеянная Мяули»;

«Что натворила Мяули» и другие истории о непоседливой кошке и ее приключениях обязательно понравятся малышам.

  1. Мария Ваго «Записки черного кота»

  2. Евгений Чарушин «Тюпа, Томка и сорока» — замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают авторские иллюстрации.

  3. Ольга Перовская «Ребята и зверята» — сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат любви, заботе и милосердию.

  4. Холли Вебб «Добрые истории о зверятах» — щенок Гарри, котенок Дымка, щенок Элфи, котенок Милли — эти и многие другие пушистые герои книг ХоллиВебб заставят улыбнуться, взгрустнуть и задуматься о доброте и верности.

  5. Владимир Дуров «Мои звери»;

«Мой дом на колесах» — истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные его основателем, знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

  1. Эдуард Успенский «Невероятные истории про любимых питомцев»

  2. Виктор Лунин «Зверье мое»

  3. Вера Чаплина «Питомцы зоопарка»

  4. Вячеслав Чиркин «Тошка, собачий сын»

  5. Эдуард Тополь «Еду я на осле!» и другие смешные истории»

  6. Юрий Дмитриев «Лесные загадки»

  7. Николай Сладков «Лесные тайнички»

  8. Юрий Дмитриев «Сказки про Мушонка и его друзей»

  9. Феликс Зальтен «Бемби»

  10. Константин Сергиенко «До свидания, овраг!». Книга о брошенных бездомных собаках. Книга о доброте, милосердии и ответственности.

Литература для родителей:

  1. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.,2005.

  2. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 1-й и 2-й класс. - М., Московские учебники, 1998.

  3. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.

  4. С.И.Богатырева «Круглый год», изд. «Детская литература»,1985

  5. ДжСилберг, П. Скиллер. Полное собрание стихотворений, песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей” – Перевод с анг. Т.И. Попова _ Мн.: ООО “Попурри”, 2005.

  6. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Составители Н.Б. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: “Академия развития, 1997.































КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 четверть

Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец I четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

  1. Выбери зимние месяцы:

А) июль Д) ноябрь

В) сентябрь Е) февраль

С) декабрь Ё) март

2.Найди пары слов, связанные между собой по смыслу и соедини их.

Зима жара

Весна листопад

Лето проталины Осень снегопад

3.Укажи правильную последовательность времен года:

А) Весна; В) Зима; С) Осень; Д) Лето;

____________________________________________________________

4.Человек, какой профессии работает только на улице? Объясни почему?

1) Повар

2) Портной

3) Продавец

4) Дворник

5.Расскажи (напиши) о своей новогодней елке: кто ее украшает, какие у тебя елочные игрушки.

Минимальный уровень.

1) Назови и напиши осенние и зимние месяцы:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2) Посмотри на картинки и расскажи, кто из них работает на улице.

3) Рассмотри картинку и ответь на вопросы

Что делают дети? В какое время года? Во что одеты дети?


II четверть.

Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природе и человека, наконец II четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

1) Посмотри на картинку и подпиши части гриба

А) Купаться в реке

В) Убирать снег

С) Загорать на солнце


3.Сформулируй правила поведения на природе, используя иллюстрацию.


4. Ответь на вопросы:

  1. Какие птицы прилетают первыми весной?

  2. Какие животные просыпаются после зимней спячки?

  3. Вспомни, в какую одежду одеваются дети летом.

  4. D) Расскажи, что делают люди на огородах летом.


Минимальный уровень:

  1. На каком рисунке дети одеты в летнюю одежду, назови ее.

А. Б.

В. Г.

 

2.Подчеркните перелетных птиц зеленых цветом, а зимующих синим.

3.Напишите виды календарей.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


III четверть.

Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец III четверти. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

  1. Впишите в таблицу соответствующие растения:

Береза, мать-и-мачеха, сосна, дуб, роза, смородина, липа, слива, одуванчик, тюльпан.

Деревья

Кустарники

Трава













2.Прочитай слова. Запиши название каждой группы.

А) Ель, берёза, сосна, клён – это__________________________________

Б) Сом, щука, акула, окунь – это __________________________________

В) Медведь, лиса, заяц, волк, белка – это __________________________________


4) Ответь на вопросы:

  1. Какие ягоды можно собирать в лесу?

  2. Какие правила собирания грибов ты знаешь?

  3. Опиши любое дерево.

Минимальный уровень.

1) Какой части нет у дерева?

1) Корень

2) Ствол

3) Стебель

4) Ветви

2) Рассмотри картинки, составь рассказ – описание фрукта: (цвет – форма – вкус - где растет)


IV четверть.

 Тема: «Повторение».

Цель: Проверить уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков по миру природы и человека на конец учебного года. Проследить динамику обученности.

Достаточный уровень.

1) Найди соответствие и соедини стрелками.

Кошка Корова Лошадь


Домашние животные Дикие животные

Олень Волк

Свинья Коза Заяц

2) Напиши названия перелетных и зимующих птиц:

Зимующие: Перелетные:

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________

_____________ _______________ _____________ _______________

3.Расскажи о том, как воздух поступает в легкие?



4) От чего загрязняется вода в реках и озёрах? Подчеркни:

А) от использования воды в быту;

Б) от использования воды в производстве;

В) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

Минимальный уровень.

  1. Выбери названия перелётных птиц

А) снегирь

Б) ласточка

В) грач

Г) скворец

Д) синица

2.Составь по картинке предложение:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










































Календарно-тематическое планирование по предмету

«Мир природы и человека»

Содержание программного материала

Дата

Кол-во часов

Сезонные изменения в природе

1

Осень. Растения осенью.


1

2

Животные осенью.


1

Неживая природа

3

Солнце в разные времена года.


1

4

Восход и закат солнца


1

5

Календарь.


1

6

Воздух. Значение воздуха.


1

7

Термометр.


1

8

Ветер. Направления ветра.


1

Живая природа

9

Растения. Сравнение растений. Части растений.


1

10

Растения сада.


1

11

Плоды и семена.


1

12

Грибы.


1

13

Травы.


1

Сезонные изменения в природе

14

Зима. Растения зимой.


1

15

Животные зимой.


1

16

Занятия людей зимой.


1

Живая природа

17

Животные. Дикие животные.


1

18

Домашние животные.


1

19

Птицы.


1

20

Перелётные птицы.


1

21

Зимующие птицы.


1

22

Хищные птицы.


1

23

Певчие птицы.


1

24

Весна. Растения весной.


1

25

Животные весной.


1

26

Занятия людей весной.


1

Человек

27

Человек. Дыхание человека.


1

28

Профилактика простудных заболеваний.


1

29

Кровь. Сердце. Пульс.


1

30

Окружающая среда и здоровье человека.


1

31

Питание человека.


1

32

Лето. Растения летом.


1

33

Животные летом.


1

34

Занятия людей летом.


1




Поурочное планирование «Мир природы и человека» 3 класс



Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

ТСО и ОЭР

Предметные

Личностные

Сезонные изменения в природе

1

Осень. Растения осенью.


1

Называть признаки осени.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Наблюдения в природе.

Интерактивная доска

2

Животные осенью.


1

Знать названия осенних месяцев.

ценностное отношение к природе;

Работа с учебником.

Интерактивная доска

Неживая природа

3

Солнце в разные времена года.


1

Знать различия солнца в разные времена года.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Беседа о солнце как планете солнечной системы

Интерактивная доска

4

Восход и закат солнца


1

Знать сторону восхода и заката солнца

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Наблюдение в природе.

Интерактивная доска

5

Календарь.


1

Уметь пользоваться календарем.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни


Интерактивная доска

6

Воздух. Значение воздуха.


1

Знать значения воздуха для человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Составление рассказа о значении воздуха в жизни человека.

Интерактивная доска

7

Термометр.


1

Уметь пользоваться термометром.

ценностное отношение к природе;


Интерактивная доска

8

Ветер. Направления ветра.


1

Уметь определять направления ветра.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Интерактивная доска

Живая природа

9

Растения. Сравнение растений. Части растений.


1

Уметь сравнивать растения. Знать части растений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Самостоятельная работа

10

Растения сада.


1

Знать названия растений сада.

умение обращаться за помощью, принимать помощь


Интерактивная доска

11

Плоды и семена.


1

Различать плоды и семена растений.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Интерактивная доска

12

Грибы.


1

Знать названия съедобных и несъедобных грибов.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Интерактивная доска

13

Травы.


1

Знать названия трав.



Интерактивная доска

Сезонные изменения в природе

14

Зима. Растения зимой.


1

знать названия зимних месяцев, признаки зимы.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

Работа с учебником.

Интерактивная доска

15

Животные зимой.


1

Связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

составление предложений о опорным картинкам

Интерактивная доска

16

Занятия людей зимой.


1

знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с сюжетными картинками.

Интерактивная доска

Живая природа

17

Животные. Дикие животные.


1

Знать названия диких животных.



Интерактивная доска

18

Домашние животные.


1

Знать названия домашних животных.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Самостоятельная работа

19

Птицы.


1

Знать названия птиц.

  • умение организовать своё рабочее место;



Интерактивная доска

20

Перелётные птицы.


1

Знать названия перелетных птиц.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Интерактивная доска

21

Зимующие птицы.


1

Знать названия зимующих птиц.

ценностное отношение к природе;


Интерактивная доска

22

Хищные птицы.


1

Знать названия хищных птиц.

умение обращаться за помощью, принимать помощь


Интерактивная доска

23

Певчие птицы.


1

Знать названия певчих птиц.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Интерактивная доска

24

Весна. Растения весной.


1

Знать названия весенних месяцев.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

Интерактивная доска

25

Животные весной.


1

знать названия диких животных

  • умение организовать своё рабочее место;

Работа с учебником.

Интерактивная доска

26

Занятия людей весной.


1

знать какие работы проводятся в огороде весной.


Работа с раздаточным материалом

Интерактивная доска

Человек

27

Человек. Дыхание человека.


1

Знать названия органов человека.

Называть части тела организма человека.


Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Интерактивная доска

28

Профилактика простудных заболеваний.


1

Знать причины простудных заболеваний.

формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;


Интерактивная доска

29

Кровь. Сердце. Пульс.


1

Называть расположение органов на теле человека.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Интерактивная доска

30

Окружающая среда и здоровье человека.


1


  • умение организовать своё рабочее место;


Работа с сюжетными картинками.

Интерактивная доска

31

Питание человека.


1

Знать продукты питания, полезные и не полезные для здоровья человека.

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни


Интерактивная доска

32

Лето. Растения летом.


1

Назвать признаки лета.

ценностное отношение к природе;

Работа в рабочих тетрадях.

Интерактивная доска

33

Животные летом.


1

Знать названия летних месяцев.

умение обращаться за помощью, принимать помощь

Работа с раздаточным материалом

Интерактивная доска

34

Занятия людей летом.


1

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с сюжетными картинками.

Интерактивная доска




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!